«Интерактивные формы работы с детьми младшего школьного возраста в дополнительном образовании для формирования экологического мышления»
план-конспект

Развитие экологического мышления, бережное отношение к природе очень важно сейчас и в будущем для улучшения экологической обстановки в нашей стране.

Правила поведения в природе и с природой лучше всего усваиваются младшими школьниками в игре.

Интерактивные формы обучения мотивируют, развивают творческие способности, навыки общения и сотрудничества. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnye_formy_raboty_v_s_detmi.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерактивные формы работы с детьми младшего школьного возраста в дополнительном образовании для формирования экологического мышления»

Автор:  Горбунова Н.В., Педагог доп. образования.

Развитие экологического мышления, бережное отношение к природе очень важно сейчас и в будущем для улучшения экологической обстановки в нашей стране.

Правила поведения в природе и с природой, лучше всего усваиваются младшими школьниками в игре.

 Интерактивные формы обучения мотивируют, развивают творческие способности, навыки общения и сотрудничества.  

Образовательный проект «Такие разные кошки», реализованный на базе биологического отдела ДДТ Петроградского района.

      Задача проекта расширить представление о кошках и представителях семейства кошачьих и других животных, преподнести тему в интересной увлекательной форме, научить задумываться об ответственности, развить экологическое мышление.

Цель: Создать условия для формирования ответственного отношения к домашним питомцам.

 Задачи: 

- образовательные:

  • расширить представлений детей о кошках и их родственниках
  • рассказать о породах, значении кошек,

 -развивающие:

  • развить умение работать в группе,
  • развить логическое мышление внимание, память

-воспитывающие:

  • создать условия для развития бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них,
  • привить любовь к животным.

     Целевая аудитория:  учащиеся младшего школьного возраста.

Подготовительный этап: сбор и изучение информации по теме, разработка и создание развивающих игр к занятиям

Основной этап: проведение дидактических и развивающих игр, викторин, экскурсий, беседы, мини-лекции, творческие задания, конкурсы.

Заключительный этап: Игры на закрепление пройденного материала, диагностика.

В процессе реализации проекта использовались:

1.Дидактические и развивающие игры  

Описание игры «Узнай породу».

Игру можно проводить индивидуально, парами, группой. Ребятам выдаются карточки с изображениями и названиями пород животных.

Задача ребенка узнать породу кошек (собак) и положить картинку рядом с названием.

Были сделаны карточки с породами собак и кошек. В дополнительном задании, нужно разложить карточки с изображением собак по группам (служебные, декоративные и т.д.).

Описание игры «Алфавит»

Используется для тренировки памяти и закрепления материала.

Ведущий показывает карточку с буквой из алфавита, задача детей вспомнить и назвать породу на эту букву. Проводится как при изучении кошек, так и собак.

Описание игры «Я знаю пять»

Для проверки и обобщения знаний детей о родственниках кошачьих и псовых использовалась игра «Я знаю пять»

Ведущий бросает мяч одному из участников игры. Задача ребенка назвать пять представителей из семейства кошек или собак, пять животных из Красной книги.

Описание игры «Питомцы разных стран»

Игру можно проводить в небольшой группе. Ребятам выдаются карточки с изображением животных, карта мира, карточки с текстом. Задача ребенка прочитать текст разных карточек и затем выполнить задание. Поставить на карту животное, которое является распространенным домашним питомцев этой стране. После игры предлагается обсудить экологическую проблему. Почему люди заводят домашних питомцев? Разумно ли заводить таких животных дома?

2. Фильмы

Во время изучения материала на родословном дереве собак и кошек был организован просмотр фильмов. После просмотра фильма ребятам предлагалось ответить на 10 вопросов теста, а также обсудить и назвать 3 интересных факта, о которых они раньше не знали.

3. Викторины

Проведение различных викторин (например, викторина на знание животных из семейства кошачьих, электронный ресурс Animal Planet).

4. Самостоятельная работа учащихся

Написание докладов о различных породах собак и кошек, их происхождении и особенностях, наблюдения и рассказ об особенностях своего питомца.

5. Экскурсии и выезды на природу 

- экскурсия в Музей кошек

- прогулка с ездовыми породами собак (хаски, маламуты)      

6. Создание продуктов творческой деятельности детьми

    (рисунки, поделки, экологические аппликации). Участие в городских конкурсах «Исчезающая планета», «Картина из мусорной корзины»

7. Проведение тематических праздников (праздник «День котов»: чтение стихов и рассказов о кошках, в том числе собственного сочинения, викторины)

   

Проект «Такие разные кошки» помог не только понять, какие удивительные существа находятся рядом с нами, но и осознать- животные нуждаются в постоянной заботе.

Ход урока:

1. Организационный момент - Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу! У всех хорошее настроение? Тогда начинаем!    

2. Объявление темы урока

    Сегодня мы поговорим о домашних питомцах.  Как ты думаешь, от какого слова произошло название «питомец»? О каких, вы узнаете, собрав пазл. (Ребята получают конверт с пазлами.)

3. Актуализация знаний

       Наверно, у многих из вас домашние питомцы - кошки и коты. Поднимите руки у кого они живут дома или на даче?

Кто планировал завести питомца? Что тебе известно про привычки и образ жизни этих питомцев? (картинки питомцев). Кто бы подошел для твоей семьи?  Совпадают ли привычки питомца и образ жизни твоей семьи? Как вы считаете, почему люди заводят питомцев? Каких животных чаще всего заводят дома?

 Приобретение питомца - очень ответственное дело. Прежде чем завести котенка или щенка, нужно подумать, готов ли ты и члены твоей семьи взять такую ответственность, сможете ли вы уделять своим четвероногим друзьям достаточно времени, обеспечивать их необходимой заботой?

  Сегодня поговорим об их разнообразии и о том, как они появились в доме человека. Как вы думаете, для чего приручили диких кошек?

Прочитаем рассказ о том «Как человек нас приручил»

В дикой природе у кошек много родственников. Среди них тигры, львы и другие. Давайте сыграем в игру «я знаю 5». Я дам мяч одному из вас, а вы назовете 5 представителей кошачьих. Игра с мячом.

4.  Работа в группах

У меня для вас есть викторина про родственников кошек.

Использование электронного ресурса (Animal Planet)

Молодцы вы прекрасно справились! Иногда, правда в довольно редких случаях, вместо кошек и собак в домах занимают экзотические животные-гигантские пауки, обезьянки и даже крокодилы! Это опасно не только для хозяев, но и для окружающих людей. А еще это безответственно, ведь такие животные чувствуют себя хорошо только в природных условиях!

5. Работа в парах

Посмотри на картинки и раздели их на две группы:

животные,  приспособленные для жизни в домашних условиях и животные, которые могут жить только в природе.

Игра «Домашние питомцы в разных странах». Обсуждение «Правильно ли содержать в квартирах таких домашних питомцев?»

       Но, давайте вернемся к самим кошкам. Кто знает, сколько пород кошек известно людям?

Откроем учебную тетрадь на стр. 20 и, посмотрим на некоторых из них. А какие породы кошек вы еще знаете?

    Давайте узнаем побольше о некоторых породах. Демонстрация фотографий разных пород с сопровождающим рассказом.

      Мейн-кун – это большая красивая длинношерстая кошка. Кошки этой породы очень любят принимать участие в детских играх. Они нежные, умные, игривые и энергичные. Мейн-кун любит большие и свободные пространства. Единственным недостатком этой породы может быть то, что мейн-куны плохо уживаются с другими домашними животными. 


  Эти кошки – экстраверты, любители активных игр и исследователи. Они прекрасно ладят с другими домашними животными и с активными детьми. Абиссинские кошки легки в содержании, поскольку их короткая шерсть не требует практически никакого ухода.

     Британская короткошерстная кошка – уверенное в себе и спокойное животное. Эти кошки общительны и дружелюбно относятся к людям различных возрастов, а для детей абсолютно безопасны. И хотя эти животные предпочитают уединённый образ жизни, они не имеют ничего против шумной детской компании.


      У этой породы почему-то сложился имидж нервной и нетерпимой. На самом деле это не так. Сиамские кошки ласковые, любящие и социальные животные. Как только это животное установит связи с вашим ребёнком, они навсегда останутся лучшими друзьями. Тому же сиамские кошки очень умные и игривые.


     Сфинксы – уникальные бесшерстные кошки. Правда, ошибочно считать, что это совершенно голые кошки. Их тело покрыто очень-очень короткими волосками. Сфинкс живёт только в помещении. Это энергичное, нежное животное. К тому же его тело очень тёплое и приятно на ощупь. Уникальный вид этой породе придают большие уши. Кошки-сфинксы с удовольствием играют с детьми. А ещё они идеально подойдут для людей, которые страдают аллергией.

      Персидская кошка - одна из самых популярных порода, причём не только из-за своей красивой внешности, но и из-за спокойного темперамента. И хотя это не самая активная порода кошек, они очень любят играть с детьми. Правда, у этих кошек очень длинная шерсть, требующая ухода. Впрочем, это может стать прекрасным воспитательным моментом – дети будут учиться ухаживать.


      Экзотическая короткошерстная – порода с округлыми ушами и несколько приплюснутой мордочкой – очень похожа на плюшевого медведя. Эти кошки игривые, любознательные и очень нравятся детям

Физминутка

Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась!

6. Игра на закрепление пройденного материала

         А сейчас проверим, запомнили ли вы, как выглядят разные кошки и их название. Игра «Узнай породу».

Я раздам вам карточки с изображением разных кошек и карточки с их названиями. Вам надо подобрать название породы для каждой кошки.

Вопросы после игры: Как называется кошка, у который хвост похож на помпон? Как называется кошка, у которой очень большие уши и др.

 Ребята, мы сегодня узнали много интересного о жизни кошек и их сородичей. Давайте сыграем в игру «Алфавит». Я показываю карточку с буквой, вы называете породу кошки:

«С» - Сфинкс

«А» - Абиссинская

«Э» - Экзотическая

«П» - Персидская

«М» - Мейн-кун и др.

Задание 1.   Как ты понимаешь слова «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

Задание 2. Напиши или нарисуй специальную памятку, как вести себя с незнакомым животным.

Задание 3. Игра «Озвучиваем фильм» Цель задания –озвучить персонажей в соответствии с их поведением. (Используем заранее подготовленную нарезку видеофрагментов, где действующие лица собаки и кошки)

7. Итог урока.

 Ребята, мы сегодня узнали много интересного о жизни кошек и их сородичей. Хочу напомнить вам об ответственности за существо, которое вы возьмете в дом.  Прежде чем завести котенка, подумайте о том, что вы не имеете морального права выбросить его на улицу, когда он вам надоест. Он - живое существо, и мы должны быть в ответе за тех, кого мы приручили.  Несколько раз спросите себя, готовы ли вы ухаживать за ним, воспитывать, прощать ему кошачьи проказы и шалости.

Дома с родителями выполните задание: Выясни, как зовут литературного героя, которому принадлежат слова «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как называется это литературное произведение. Кто его автор?

 (Педагог раздает диагностическую анкету)  И ответьте на вопросы, которые мог бы задать ваш будущий питомец.   И ещё раз подумайте,  готовы  ли вы  стать его хозяином.

8. Рефлексия

Дорогие ребята сейчас я раздам вам разноцветных кошечек, если вам на занятии было всё понятно и интересно, то положите на стол белую кошечку, а если вы что-то упустили или не поняли, то чёрную.

Заключение

Преимущество интерактивного обучения в том, что оно помогает учителю быть в постоянном диалоге с учащимися.

На уроках с использованием интерактивных форм обучения учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе.

Работа в небольших группах помогает постепенно раскрепостить ребят, создать условия психологического комфорта, научить свободно излагать свои мысли, делать собственные выводы, доказывать свою точку зрения, слушать других, уважать иные взгляды на проблему, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку.

В процессе такой коммуникации происходит формирование личности, способной не только оценить ситуацию, увидеть проблему, но и принять необходимое решение, реализовать его, осознавая всю ответственность за свой выбор.

 Проект «Мы –твои друзья» помог не только понять, какие удивительные существа находятся рядом с нами, но и осознать- животные нуждаются в постоянной заботе.

                                             

Список литературы

  1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Богданец, Т.П. Экологические игры с младшими школьниками. - М.: Академия, 2007.

  1. Макеева А.Г. Мы - твои друзья. Методическое пособие для учителей. М: Нестле Россия, 2018.

  1. Страунинг, А.М. Решаем экологические рассказы-задачи. - М.: Академия, 2007.

  1. Тарабарина, Т. И., Соколова, Е. И. Учеба, и игра: природоведение. Ярославль: Академия развития, 2010.
  2. Телегина, И. А. Психолого-педагогические условия становления экологического мышления у детей в процессе ознакомления с природой. -Екатеринбург: Эксмо, 2012.
  3. Фетисова, Н.В., Лазарева, О.Н. Игровые технологии на уроках естествознания в начальной школе: Методические рекомендации по организации детских игр. - Екатеринбург: Эксмо, 2011.

       

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании»

Статья  педагога дополнительно\го образования Центра  детского (юношеского)  Технического творчества Московского района Санкт-Петербурга    «Развитие самостоятельности детей м...

Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».

В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу  «Исполь...

«Особенность игрового общения педагога хореографа в работе с детьми младшего школьного возраста»

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразры...

Проблемы обучения программированию детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании

В статье описаны этапы обучения программированию детей младшего школьного возраста...

Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентировано внимание на преодолении трудностей в обучении у детей младшего школьного ...

Специфические формы работы с детьми младшего школьного возраста на занятиях в хореографическом классе

Общеизвестно, что в возрасте 6-7 лет ребенок физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает достаточно сложными движениями. У него хорошая координация при ходьбе, беге, прыжках. У м...

Методическая работа на тему "Особенности работы с детьми младшего школьного возраста на уроке по саксофону"

1.    Возрастные особенности работы с детьми младшего школьного возрастаМладший школьный возраст (9-10 лет) является важным событие в жизни ребенка, ведь именно в этом возрасте происход...