Проблемы обучения программированию детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании
статья на тему

В статье описаны этапы обучения программированию детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

ГБНОУ «СПбГДТЮ»

Проблемы обучения программированию детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании

Автор:Левина Н.А.

Программирование - это фундаментальная основа информатики как науки и незаменимое мощнейшее средство развития логического, образного и алгоритмического мышления. Алгоритмизация и программирование - универсальная компетенция, которую по значимости в современном мире вполне можно сравнить со знанием основ математики и естественных наук. Без представления о программировании немыслим современный образованный человек.

В этой связи возникает вопрос: какие средства и языки наиболее пригодны для данных фундаментальных образовательных целей. Опыт преподавания, особенно последнего времени, к сожалению, убеждает в том, что в ряде случаев даже весьма дружественный и специально разработанный для образовательных целей Basic для детей младшего школьного возраста оказывается крепким орешком, тому же он считается устаревшим. Одним из возможных и очень привлекательных альтернативных вариантов может быть язык Лого.

Лого  — язык программирования высокого уровня, разработанный в образовательных целях для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основным концепциям программирования (рекурсии, расширяемости и пр.).

Лого также обеспечивает среду, в которой дети могут развивать свои навыки рассуждений и решений задач.

Особенно популярен Лого как начальный язык программирования, благодаря таким его качествам как доступность языка, быстрое написание программ, демонстративность (наглядность), т. е. к составлению программ ребёнок может приступить, в начале обучения. Однако Лого - не "игрушечный язык", его используют и профессиональные программисты.

Его основными достоинствами являются наглядность и присутствие игрового момента, поскольку результат выполнения любой команды представляется на экране рисунком.

Один из диалектов языка - «ЛогоМиры» позволяет в игровой форме достаточно легко освоить азы программирования.

Знакомиться с элементами программирования можно уже с 9 лет. В связи с тем, что в этом возрасте ребёнку достаточно сложно конспектировать, задание должно быть напечатано на листе бумаги и представлять кратко изложенный теоретический материал, пример и задачу для решения с использованием представленного материала. Наличие конспектов заданий, выданных «на руки» позволяет поработать дома самостоятельно либо с родителями.

Пример задания

Конспект 1

Новые команды

сг – исходная графика. Всё, что было на экране, стирается и черепашка помещается в исходную позицию – центр экрана.

пп – Перо Подними. Черепашка поднимает своё перо и при перемещении не оставляет за собой следа.

по – Перо Опусти. Черепашка опускает перо и оставляет за собой линию.

вп – вперёд. вп 50 - черепашка перемещается в ту сторону, куда смотрит её голова на 50 шагов.

пр – право. пр 90 – черепашка перемещается вправо на 90 градусов.

домой – домой. Черепашка возвращается в исходное положение, графика не стирается. Чтобы при возвращении черепашка не оставляла за собой черты – выполнить команду пп

Задание

  • Нарисуйте прямоугольник. Не забудьте, что перо должно быть опущено.

Программа рисования прямоугольника

вп 60

пр 90

вп 80

пр 90

вп 60

пр 90

вп 80

Конспект 2

нд – назад. нд 50 - черепашка перемещается в ту сторону, куда смотрит её хвостик на 50 шагов.

лв – лево. лв 90 – черепашка перемещается влево на 90 градусов.

  • В процедуре нарисовать «Собаку». Не забудьте сохранить работу!

В этом возрасте ребёнок освоит способы записи алгоритма, среду программирования, систему команд исполнителя Лого, линейный алгоритм, цикл, ветвления, что поможет ему сформировать универсальные учебные навыки в области алгоритмического программирования.

Следующим этапом может быть Скретч — визуальная объектно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов. Скретч создан как продолжение идей языка Лого и конструктора Лего.

Программы на Скретче состоят из графических блоков, подписи к которым зависят от выбранного для интерфейса языка. Может быть выбран один из 50 языков интерфейса, включая русский.

Список литературы

  1. Первые шаги в мире информатики. Программирование в среде LOGO. Тур С.Н. – Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2012, 104с.
  2. Обучение информатике в среде Лого. Комплект из двух рабочих тетрадей. Истомина Т.Л. - Москва, "СЛОГ-ПРЕСС-СПОРТ", 1999. 80с. и 64с.
  3. Информатика 5-6 (начальный курс): учебник 2-е издание. Макарова, Н. В., Николайчук, Г. С., Титова, Ю. Ф., Симонова, И. В. - Издательский дом «Питер», 2010.-162 с.
  4. Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch, В.Г. Рындак, В.О. Дженжер, Л.В. Денисова - Оренбург 2009, 117с.
  5. Творческие задания в среде Scratch. Рабочая тетрадь для 5 – 6 классов. Ю.В.Пашковская. – М. Бином. Лаборатория знаний, 2014. – 200с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании»

Статья  педагога дополнительно\го образования Центра  детского (юношеского)  Технического творчества Московского района Санкт-Петербурга    «Развитие самостоятельности детей м...

Проблема агрессивности у детей младшего школьного возраста

Изменения, происходящие на современном этапе развития общества, выдвинули целый ряд проблем, обусловленных ростом различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Безусл...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье представлена информация об особенностях обучения аудированию детей младшего школьного возраста...

«Обучение чтению детей младшего школьного возраста на уроках английского языка с использованием современных методик»

Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье  ра...

«Интерактивные формы работы с детьми младшего школьного возраста в дополнительном образовании для формирования экологического мышления»

Развитие экологического мышления, бережное отношение к природе очень важно сейчас и в будущем для улучшения экологической обстановки в нашей стране.Правила поведения в природе и с природой лучше всего...

«ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является  одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого образовательного учреждения. Именно инновационная деяте...