Школьный музей как особая образовательная среда для духовно-нравственного воспитания учащихся
статья

Школьный музей как особая образовательная среда для духовно-нравственного воспитания учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межрегиональная научно-практической конференция

«Актуальные проблемы детства: изменяющееся воспитание в изменяющемся мире»

Автор: Аюрова Димчигма Цырендашиевна

Название статьи: «Школьный музей как особая образовательная среда для духовно-нравственного воспитания учащихся»

Населенный пункт: Забайкальский край, Агинский район, с. Урда-Ага

         Представляемая организация: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Урда-Агинская средняя общеобразовательная школа имени Г.Ж.Цыбикова»

Должность: Учитель родного языка и литературы

Название секции: «Воспитательная среда или пространство  детства»

Аюрова Димчигма Цырендашиевна

Забайкальский край, Агинский район, с. Урда-Ага

Школьный музей как особая образовательная среда для духовно-нравственного воспитания учащихся

Большинство современных ученых (С.Д.Дерябо, В.П.Лебедева, В.А.Орлов) подчеркивают, что обучение, воспитание и развитие происходят не только под воздействием   направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, они существенным образом обусловлены социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением и другими средовыми факторами.

Под образовательной средой мы понимаем естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика. Для того, чтобы образовательная среда в нашей школе обладала воспитательным, развивающим эффектом созданы проекты – зона Успеха, зона Детства, Зимний сад, Галерея успешных выпускников, школьный музей.

Славные страницы истории школы, связанные с ее педагогами и учениками, людьми которые помогали и помогают развиваться и совершенствоваться нашей школе, ее достижения и традиции бережно хранит музей истории школы. Он стал одной из дополнительных площадок воспитания и образования учащихся и возник  как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей ученической, родительской и педагогической общественности.

Актуальность: Атмосфера музея, его среда, каждый экспонат обладают значительными возможностями по духовно-нравственному воздействию на школьника. Поэтому был создан музей истории школы как результат поисковых работ.

Создание школьного музея имеет огромное значение в воспитательном процессе, является основой гражданского воспитания, позволяет учащимся осознать свою причастность к истории  школы, а через нее к истории района, края, страны. Данная образовательная среда способствует социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности по совместному поиску материалов об истории школы на различных этапах ее жизни, общения с выпускниками и участниками различных исторических событий, работа с источниками, хранящимися в архивах выпускников и учителей. Таким способом учащиеся усваивают опыт общественной жизни, культуру человеческих отношений, необходимых для сотрудничества с другими людьми.

Цель:

  1. создание в школе музея для формирования интереса к истории родной школы, к культуре своего народа и уважительного отношения к нравственным ценностям
  2. развитие навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей учащихся, содействие развитию коммуникативных компетенций.

Музей имеет свои особенности и задачи:

  1. он имеет учебно-педагогическое назначение. Музей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе. Экспонаты в музее – это и наглядные пособия для уроков.
  2. сама организация музея является одной из форм проявления самодеятельности и инициативы учащихся. Он становится поисково-творческой лабораторией, ведущий учителей и учащихся по пути приобщения их к исследовательской деятельности.
  3. Школьный музей – это не только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место обработки собранного материала.

Поэтому музей в современной школе должен представлять собой интегрированную  информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы организации познавательной и коммуникативной деятельности, сочетающие традиционные и инновационные формы и способы взаимоотношений с учениками и вместе с тем сохраняя наши традиции.

Музей функционирует согласно составленному плану работы, разработана программа развития музея. Проведена опись экспонатов, составлен аннотированный список.

Основные формы работы музея:

  1. Экспозиционно-выставочная деятельность
  2. Научно-просветительская деятельность
  3. Научно-исследовательская деятельность
  4. Экскурсионная деятельность

В 2009 году создан виртуальный музей. Материалы о музее размещены на сайте школы. Создан этнографический уголок в музее, где ребята знакомятся с бытом,  укладом жизни своего народа. Ведь не зря говорят: «Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего».

Таким образом, музей школы – это особая образовательная среда, которая имеет связь со всем учебно-воспитательным процессом:

  • использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков
  • школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций
  • поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам
  • опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы
  • самостоятельность, творческая инициатива учащихся
  • связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда
  • организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьному музею.

Музей в нашей школе самое посещаемое и интересное место для школьников. Для обеспечения преемственности поколений в музее проводятся экскурсии для ребят среднего звена и учеников начальной школы. Ребята на наглядном материале подробно знакомятся с исторической родословной школы, с жизнью учебного заведения. Организуются и проводятся обзорные и тематические экскурсии. Ежегодно посещают музей школы делегации не только Агинского района и округа, Забайкальского края, но и с других регионов, делегации из Москвы, Китая и Монголии. Особую гордость при посещении музея испытывают выпускники школы, выехавшие из села. Восторг и радость от посещения музея делегации, выпускники, гости села отражают в книге записи и откликов.

Проводятся музейные уроки с 1-11 классы по программе «Музейная педагогика». Музейные материалы также используются на уроках истории, родной литературы, на классных часах.

Поэтому школьный музей является источником обогащения учащихся как духовно-нравственными ценностями, так и знаниями музейного дела. Почувствовать причастность к нему, признать своим долгом стать наследниками лучших традиций своей малой родины, своего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Создание единого информационно-образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию среди подрастающего поколения

Эффективность работы в области духовно – нравственного воспитания не ограничивается рамками урока – это комплекс мероприятий, включающий урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, охватываю...

Использование средств музыкального воспитания для коррекции произноси-тельной стороны речи у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями

Наличие у большинства детей нарушений речи различной степени тяжести, остро ставит вопрос о поиске новых форм обучения. Одной из таких форм может стать внесение в содержание уроков музыки специфически...

Летняя школа как образовательная среда по формированию творческой деятельности учащихся и духовно- нравственному воспитанию

В данной статье  представлен опыт работы  учителя в  летней школе  по формированию творческой деятельности учащихся  и  их духовно- нравственному воспитанию...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»

Проект «Виртуальный музей школы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей...