Описание опыта работы
материал на тему

Мамонова Евгения Геннадьевна

Описание опыта работы учителя математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

Мамоновой Евгении Геннадьевны,

учителя математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Кимовская средняя

общеобразовательная школа

Спасского муниципального района РТ»

2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 I. ВВЕДЕНИЕ.

II. ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1. Современные образовательные

 технологии.

2. Использование ИКТ на уроках математики, как средство повышения качества знаний обучающихся

3. Внеурочная деятельность по математике.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

                             

                                               «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»

                                                                                       Л.Н.Толстой

 

I. ВВЕДЕНИЕ.

         Не первый год, работая в школе, я прихожу к выводу, что эти слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа.

       Основным принципом своей работы считаю: «Учить не предмету, а предметом". Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения. Другими словами, от школы сегодня  ждут не «нашпигованных» знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными.

     Поиски и апробирование новых методических приемов преподавания математики занимают в моей работе большое и важное место. Мне нравится придумывать и проводить нестандартные уроки в форме игр, конкурсов, викторин. Такие уроки и изученный на них материал, надолго запоминаются ученикам, позволяют им учиться без принуждения, почувствовать вкус успеха. По данным исследований, в памяти человека остается:

- 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного,

- 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

       На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать различные задачи.  

       Для себя я определила цели и задачи, следую которым в своей ежедневной педагогической практике:

1. Дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету.

2. Содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока.

3. Вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение.

4. Воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя.

 II. ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1. Современные образовательные технологии.

        В современной школе основной формой обучения математике, главным связующим звеном в интеграции различных организационных форм обучения по-прежнему остается урок. Однако однообразие урока, когда на нём в течение нескольких лет повторяются в неизменном порядке: проверка домашнего задания, опрос, сообщение нового, его закрепление и снова – домашнее задание, постепенно вызывает у учеников скуку, притупляет их внимание. Можно избежать этого, создав оптимальные условия учащимся в соответствии с их возможностями обучения.
      Такие условия достигаются определённым соотношением на уроке форм учебной работы. Нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.  

       Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны и учителя, и ученика. Это одна из форм активного обучения.

       С этой целью разработана система нестандартных разновекторных уроков: путешествий, экспедиций, исследований, «рыцарские турниры» и т.п. (приложение 1). На таких уроках дети вживаются в роль геологов, туристов, реставраторов, исследователей, вовлекаются в игру и с легкостью решают серьезные задания, добиваясь поставленной цели, что способствует повышению мотивации. Считаю, что разнообразить и оживить уроки, развить навыки критического и креативного мышления учащихся позволяют структуры, предложенные сингапурской компанией «Educare International Consultancy», которые я активно применяю в своей деятельности (приложение 2).

    Задача, стоящая передо мной, - преодоление формальности в преподавании математики. Главный путь ее решения – укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. Реализацию этой проблемы осуществляю, прежде всего, через содержание задач – прикладных и сюжетных, которые вызывают у учащихся неподдельный интерес.  При решении таких задач учащиеся знакомятся с важным в познавательном и воспитательном отношении фактами. Так, решение задач, содержащих сведения о здоровом образе жизни и основанные на фактическом материале, заставляет по-новому взглянуть на эту проблему, призывают детей ценить, уважать и беречь свое здоровье.

       Вред курения можно показать, решая следующие задачи: «Средняя продолжительность жизни мужчин в Японии 78 лет. А у мужчин в России на 16 лет меньше. Сколько лет в среднем живут мужчины в России?», «Увеличив 5 в 4 раза, найди число, которое показывает, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков».

       Мною используются игровые формы занятий или математические игры – это занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации. Например, при изучении темы” Виды углов” использую для формирования прочных ЗУН такую игру: (приложение 3).

       Одним из средств, способствующих лучшему усвоению математики, являются устные упражнения.  Я считаю, что устный счет должен проводиться каждый урок как в средних так и в старших классах, т.к. он способствует активизации мыслительной деятельности учащихся,  развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений.  Методически правильно составленный и систематически проводимый устный счет развивает у учащихся способность быстро и правильно выполнять разнообразные устные вычисления. Отдельные приемы устных вычислений, применяемые  на уроках, являются дополнительным средством для закрепления математических знаний и алгебраических формул. Чтобы учащиеся лучше осознали необходимость устных вычислений, их необходимо использовать при письменном  решении текстовых задач и примеров.

       Устную работу на уроках я провожу в различных формах: опрос учащихся, проверка домашнего задания, математические и графические диктанты, устный счет, а так же предлагаю обучающимся старших классов решать устно некоторые задания ЕГЭ.

        Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. Они дают возможность изучить большой по объему материал за более короткий промежуток времени, позволяют учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявлять ошибки учащихся.

На своих уроках я использую различные виды устного счета (приложение 4). Задания с устным счётом хранятся в отдельных папках для каждого класса. По моему мнению, если я научу учащихся правильно и быстро считать, то тем самым  сформирую у них способность быстрее выполнять не только задания на уроках математики, но и на уроках химии и физики.

       При изучении курса геометрии большой популярностью пользуются, конечно, упражнения на готовых чертежах. Они позволяют быстро решить большое количество задач, подготавливают учащихся к построению более сложных чертежей.

      Как правило, однообразие любой работы снижает у учеников интерес к ней. Но в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. В таких ситуациях удержать внимание учащихся помогают тесты с выбором ответов.

       Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения знаний, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Тестовый контроль помогает учителю оперативно проверить уровень формирования представлений и понятий учащихся, определить их продвижение в обучении. Использование тестов для проверки знаний учащихся повышает их объективность, позволяет определить уровень самостоятельной работы. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет повысить эффективность учебного процесса. Тесты дают возможность для выявления уровня знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношения к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать и учитывать личностные особенности каждого ребенка и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс.

Таким образом, выполнение учащимися тестовых заданий и последующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требуют от него поиска новых подходов в обучении и особенно в индивидуальной работе (приложение 5).

2. Использование ИКТ на уроках математики, как средство повышения качества знаний обучающихся

       Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».

       Применение информационных коммуникационных технологий  повышает эффективность и качество обучения,  вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.

       А теперь, я вам предлагаю посмотреть, как я стараюсь эффективно использовать ИКТ на своих уроках.

       Уроки демонстрационного типа – один из самых распространённых в моей работе на сегодняшний день. Для его проведения у меня есть кабинет, оснащенный компьютером с выходом в интернет. На таком уроке информация может быть использована на любом его этапе, демонстрируется на большом экране.  В качестве программного обеспечения я использую материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём  фото, видео, аудио информации по различным темам. Ещё более популярным стало использование презентаций к урокам.  Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения.

       При объяснении нового материала я часто использую презентации. Прежде чем начать просмотр, я ставлю перед учащимися конкретные вопросы, ответы на которые дети в ходе просмотра презентации должны найти самостоятельно. Это позволяет мобилизировать внимание учащихся, проверить степень понимания материала презентации, при  необходимости вернуться к отдельным слайдам, содержание которых требует комментария, объяснения. За несколько лет работы мною создан банк презентаций практически к каждому разделу математики 8 – 11 классов.

       Одним  из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школ является тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.

        Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски.  Работа с интерактивной  доской  предусматривает творческое использование материалов.  

        Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки. Этот процесс становится не утомительным, а увлекательным. Фотоотчет о применении ИКТ на уроках математики мною представлен в  приложении 6. 

       А как легко и просто построить сложные графики, используя программу Advanced Grapher.  Данная программа облегчает объяснение материала, а ученикам позволяет быстрее усвоить трудные места этого материала, поскольку дает возможность увеличить размеры графика, выполнить дополнительные построения, более детально и полно производить исследование функции.

Использование  ИКТ на уроке позволяет:

 активизировать познавательную деятельность учащихся;

 обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

 повысить объем выполняемой работы на уроке;

 усовершенствовать контроль знаний;

 формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

 обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

       Но не факт, что использование компьютера на уроке дает возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

3. Внеурочная деятельность по математике.

      Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении внеклассной работы по математике. Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации.

      Одной из важнейших целей проведения внеклассной работы по математике является развитие интереса учащихся к предмету, привлечение учащихся к занятиям математикой, желание проверить свои силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Детей привлекает возможность добровольного участия.

      Внеклассная работа по математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм является математическая игра.

       Математические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к внеклассным занятиям по математике, а, следовательно, и к математике в целом; способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету.

С огромным удовольствием учащиеся играют в «Математические бои», «Крести-нолики», «Математическое домино».

       Разработанная мною игра «Математический бой (приложение 7) состоит из заданий открытого банка (http://opengia.ru/). Поэтому в непринужденной обстановке идет подготовка обучающихся к ГИА.

       Одним из способов, способствующих пробуждению интереса к изучению математике, повышению общего уровня математической подготовки абитуриентов, является привлечение учащихся к учебно-исследовательской деятельности по математике. Так в прошлом учебном году перед учениками 11 класса была поставлена задача – провести исследовательскую работу по предложенным темам. В результате исследовательская работа по теме «Математика и математики в годы ВОВ» была представлена на районной конференции ученических исследовательских работ (Фомин Е., Нарыжнина Т.) и заняла второе место (приложение 8).

       Для развития творческих способностей к математике, считал академик Колмогоров, необходимо выйти за пределы самой математики и развивать у ребенка общекультурные интересы, в частности, интерес к искусству. Математическое развитие человека невозможно без повышения уровня его общей культуры. Необходимо стремиться к всестороннему, гармоничному развитию личности. Одностороннее развитие способностей не способствуют успеху в математической деятельности. Большую пользу для развития творческой личности ученика могут сыграть различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение математических сказок. При этом важно оценивать не только содержание, но и форму изложения материала. 

     Обучающиеся среднего звена с огромным интересом сочиняют сказки, фантазируют на самые разные математические темы, читают перед всеми свои сказки и слушают сказки других ребят. В этой категории можно выделить обучающихся 5-6 классов.

    Обучающиеся 8 класса (Дербенев А., Репьев М.) выполняют практические работы и представляют их ученикам 5 – 7 классов. Одна из таких работ называется «Окружность. Длина окружности». Ребята предлагают  вместе со сказочными персонажами вспомнить понятие окружности и ее элементов, найти способы измерения длины окружности и знакомство с формулой (приложение 8).

III. Заключение.

       Использование современных технологий, современных методов и форм обучения и воспитания учащихся позволяют мне решать те задачи, которые я перед собой поставила.

Главный принцип моей педагогической деятельности - вера в ученика, в его познавательные силы. Главная задача -   своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса, который побуждает желание узнавать новое, учиться.

        Радость познания передает своим ученикам учитель. Я учусь вместе со своими учениками. Без постоянного совершенствования невозможно состояться как личности, как профессионалу, как наставнику. Профессия педагога обязывает к постоянному обучению и познанию нового. Нельзя останавливаться на достигнутом.

      Изучение теоретического материала, повышение своего методического уровня путем самообразования, посещения курсов повышения квалификации и участия в проблемных семинарах, профессиональных конкурсах дают возможность для дальнейшего самосовершенствования.

Литература.

  1. Газете «Математика» ИД «Первое сентября» № 22/2010, О.Богомолова «Роль ИКТ на уроках математики» с.5 – 8.
  2. Газете «Математика» ИД «Первое сентября» № 23/2009, Е.Русских Программа факультативного курса «Наглядная геометрия».
  3. Е.Б.Арутюнян и др. «Математические диктанты для 5 -9 классов». – М.: Просвещение, 1991.
  4. П.В.Чулков «Алгебра. Тематические тесты, 7 класс». –М.: Просвещение, 2011.
  5. Справочник учителя математики / авт. – сост. Н.А.Ким. – Волгоград: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...