Рабочая программа «Инженерная графика»
рабочая программа на тему

Усольцева Наталья Ивановна

Рабочая программа «Инженерная графика» для школ  (классов) с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в рамках предметной области «Технология» базируется на программах, выпущенных под грифом Министерства образования РФ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа «Инженерная графика» для школ  (классов) с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в рамках предметной области «Технология» базируется на программах, выпущенных под грифом Министерства образования РФ:

  1. Черчение: Образовательная область Технология: Программа для общеобразовательных учреждений: Основная школа. Преображенская Н.Г. - М.:Вентана-Граф, 2004.
  2. Черчение. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Виноградов,  В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, пол ред. В.А. Гервера, - М.; АСТ, Астрель, 2006.
  3. Черчение. Программа для общеобразовательных учреждений.   Павлова А.А., Жуков С.В. – М; «Владос», 2004.
  4. Черчение, 7-9 классы: В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, под ред. В.В. Степаковой.- М; «Просвещение», 2008.
  5. Черчение. 9 класс. В.А.Гервер, В.В. Степакова, Ю.Ф. Катханова и др. – М; «Просвещение», 2008.
  6. Основы языка техники, 10-11 классы: В.В. Степакова, Р.Л. Перченок, под ред. В.В. Степаковой. Программа элективного курса.- М; «Просвещение», 2008.

«Инженерная графика» - это учебная дисциплина, изучающая графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической и другой информации об объектах, а также правила выполнения и чтения некоторых видов графической документации. В современной школе, в связи с вариативностью учебного процесса, рамки дисциплины «Инженерная графика» расширяются, частично перекликаясь с дизайном, технологией, математикой и другими учебными дисциплинами.

Рабочая программа для основной средней школы (8-9 класс) соответствует требованиям базисного учебного плана,  в котором «Инженерная графика» является самостоятельным факультативным предметом образовательной области «Технология». Однако поскольку предполагается использование этой программы для школ (классов) с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, помимо практических и графических работ предлагаются творческие задания, связанные с изобразительной деятельностью, дизайном, историей  предметного мира.

Программа 8-9  класса направлена на освоение учащимися основ графической грамотности, обеспечивающее  возможность овладения языком проектирования. Кроме того, многие учебные заведения в настоящее время специализированы на художественном или техническом образовании, поэтому представляется необходимым снабдить школьников знаниями по черчению в расширенном и углубленном курсе, направленном на их  профессиональное самоопределение.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 8-9  класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Она составлена на основе программы «Изобразительное искусство», разработанной под руководством и редакцией Е.Е.Гурова (2011 год издания), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Уровень изучения учебного материала общеобразовательный. Программа является интегративным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство.

Цель:

- овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.

Задачи:

- развитие у учащихся умений воспринимать и ценить качество окружающего мира, формирование позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности.

- обеспечение возможностей для профессионального самоопределения и прикладной творческой деятельности учащихся.

- развитие  образного мышления учащихся на основе анализа формы предметов и её конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.

- развитие динамического пространственного представления и образного мышления учащихся, их интеллекта, приобщение к культуре графического труда, развитие творческого потенциала в процессе решения разноплановых графических задач.

Специфика предмета

  1. Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.
  2. В процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных заданиях) должна быть во всех разделах курса.
  3. Для реализации принципа связи с жизнью, в преподавании черчения, во-первых, необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки.
  4. Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.
  5. Для преподавания данного предмета в современных общеобразовательных учреждений, учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на уроках.
  6. Основная часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического материала. 

      В федеральном базисном учебном плане на изучение «Инженерной графики» в 8 классе отводится 0,5 часов в неделю. Всего – 19 часов. В 9 классе 0,5 часов в неделю. Всего- 17 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся

В конце 8 класса обучающиеся должны знать:

    - правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений;

     - основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

     - основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.

В конце 8 класса обучающиеся должны уметь:

- рационально использовать чертежные инструменты;

- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

- анализировать графический состав изображений;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;

- выбирать необходимое число видов на чертежах;

- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

В конце 9 класса обучающиеся должны знать:

- основные правила выполнения и обозначения простых и сложных разрезов;

- условности изображения и обозначения резьбы;

- способы построения развёрток преобразованных геометрических тел;

- методы вспомогательных секущих плоскостей.

В конце 9 класса обучающиеся должны уметь:

- выполнять необходимые разрезы;

- правильно определять необходимое число изображений;

- выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с

  преобразованием;

- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;

- читать несложные строительные чертежи;

- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;

- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

2.Учебно- тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

8 класс

1

Раздел 1 «Техника выполнения чертежей и правила их оформления»

5

2

Раздел 2 «Чертежи в системе прямоугольных проекций»

2

3

Раздел 3 «Аксонометрические проекции.  Технический рисунок»

4

4

Раздел 4 «Чтение и выполнение чертежей»

7

Итого:

18

9 класс

1

Раздел 1 «Чтение и выполнение чертежей»

6

2

Раздел 2 «Эскизы»

1

3

Раздел 3 «Сечения и разрезы»

4

4

Раздел 4 «Определение необходимого количества изображений»

2

5

Раздел 5 «Сборочные чертежи»

4

Итого:

17

3.Содержание тем программы

8 класс

Раздел 1 «Техника выполнения чертежей и правила их оформления»

Предмет «черчение». Краткие сведения из истории развития чертежей. Значение черчения в практической деятельности людей. Инструменты и принадлежности и материалы, необходимые для занятий. Техника безопасности при работе с ними. Стандарты. ГОСТ. ЕСКД. Виды линий, их начертание и назначение на чертеже. Линейные и угловые размеры. Применение масштаба, обозначение на чертеже.

Раздел 2 «Чертежи в системе прямоугольных проекций»

Метод проекций. Центральное, косоугольное  и параллельное проецирование. Проецирование элементарных деталей на 3 плоскости проекции.

Раздел 3 «Аксонометрические проекции.  Технический рисунок»

Понятие о наглядном изображении детали в аксонометрической проекции. Положение и построение осей. Аксонометрические проекции плоских фигур. Построение деталей во фронтальные диметрических и изометрических проекциях. Аксонометрические проекции окружности. Фронтальные диметрические и изометрические проекции окружностей. Построение овала. Технический рисунок

Раздел 4 «Чтение и выполнение чертежей»

Форма предметов. Основные геометрические тела. Аксонометрические проекции плоскогранных  предметов. Изображение элементов предметов. Способ построения изображений на основе анализа формы предмета. Последовательность построения видов на чертеже детали. Построение вырезов на геометрических телах. Построение третьего вида

9 класс

Раздел 1 «Чтение и выполнение чертежей»

Повторение теории из курса 1 года обучения

(правила оформления чертежа, проецирование, виды, аксонометрические проекции). Анализ графического состава изображений. Деление окружности на равные части. Сопряжения. Чертежи развёрток поверхностей призм и цилиндров. Чертежи развёрток поверхностей конуса и призмы

Раздел 2 «Эскизы»

Назначение эскизов. Порядок выполнения эскизов

Раздел 3 «Сечения и разрезы»

Назначение сечений. Правила выполнения сечений. Назначение разрезов. Классификация. Обозначение разрезов. Соединение вида и разреза на чертеже. Соединение части вида и части разреза, половины вида и половины разреза.

Раздел 4 «Определение необходимого количества изображений»

Определение рациональности выполнения чертежа. Изображение одинаковых, равномерно расположенных элементов.

Раздел 5 «Сборочные чертежи»

 Разъемные и неразъемные соединения.  Стандартизация и взаимозаменяемость. Обозначение резьбы, изображение резьбы на стержне и в отверстии. Работа со справочными материалами. Спецификация. Разрезы на сборочных чертежах. Размеры на сборочных чертежах

4.Перечень основной и дополнительной литературы

  1. Государственные стандарты, ЕСКД. – М., 2008 г.
  2. Боголюбов С.К. Черчение. -  М.: Машиностроение, 1989.
  3. Ботвинников А. Д., Вышнепольский В. И., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Методическое пособие по черчению к  учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение» (М.; Дрофа)- М.; АСТ, Астрель,  2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Компьютерная графика" ФГОС - 3

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям  среднего профессионального образования (далее - С...

Рабочая программа «Компьютерная графика: Adobe Photoshop»

Важной особенностью освоения данной образователь­ной программы является то, что она не дублирует общеобразовательные программы в области информатика. Ее задачи иные: развитие интеллектуальных способно...

Рабочая программа "Компьютерная графика" 10 класс

Учебный курс разработан на основе авторской программы элективного курса «Компьютерная графика» автора Л.А. Залогова, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 класс...

Рабочая программа «Инженерная графика» для 8-9 классов

Рабочая программа «Инженерная графика» для 8 -9 классов среднего (полного)  общего образования составлена на основании  следующих нормативно - правовых документов....

Рабочая программа Инженерная графика графика ТО-218

Рабочая программа учебной дисциплины «Инженерная графика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального о...

Рабочая программа "Инженерная математика. Вводный модуль"

Программа «Инженерная математика. Вводный модуль» (далее – Программа) имеет техническую направленность. Программа будет реализована в квантуме «Инженерная математика» и п...