Рабочая программа "Инженерная математика. Вводный модуль"
рабочая программа (5 класс)

Программа «Инженерная математика. Вводный модуль» (далее – Программа) имеет техническую направленность. Программа будет реализована в квантуме «Инженерная математика» и предусматривает развитие творческих способностей обучающихся, формирование специальных знаний, умений, навыков, а также формирование и развития soft и hard компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_inzhenernaya_matematika_2022-2024_vvodnyy_hayrullova.docx102.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ МОЗДОКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол №___

от  «___»____________2022г.                                                           

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель

Методического Совета

_____________Калоева Б.А.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО

ЦДТ Моздокского района

__________________

Алавердова Л.А

Приказ №___

от «___» _________ 2022г.  

    

Инженерная математика. Вводный модуль.

Рабочая программа к дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе

технической направленности детского технопарка «Кванториум»

Срок реализации программы:

12 сентября – 18  января

Кол-во учебных недель: 18 недель

Всего академических часов в год по учебному плану 72 часа

Всего академических часов в неделю    

по учебному плану 4 часа

Возраст: 10-18 лет

Педагог: Хайруллова Нина Александровна

2022-2023

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Направление

Инженерная математика

Название программы

Инженерная математика. Вводный модуль

Возраст обучающихся (лет)

10-18

Тип программы

вводный модуль

Срок реализации

4 месяца

Объем программы (академические часы)

72 часа

Режим занятий

2 раза в неделю по 2 ак.ч.

Вид занятий

групповые

Форма обучения

очная

Форма подведения итогов

Диагностическая карта

Цель

формирование у обучающихся навыков и компетенций, необходимых для дальнейшей проектной работы с применением знаний математики, формирование логического мышления, структурирование знаний, умение формализовать процессы.

Направленность

техническая

Предварительная подготовка учащихся

не нужна

Отличительные особенности

Программа базируется на технологических кейсах

Техническое оснащение

компьютер с доступом в интернет, маркерная доска/флипчарт, ПО GeoGebra

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Программа «Инженерная математика. Вводный модуль» (далее – Программа) имеет техническую направленность. Программа будет реализована в квантуме «Инженерная математика» и предусматривает развитие творческих способностей обучающихся, формирование специальных знаний, умений, навыков, а также формирование и развития soft и hard компетенций.

Программа соответствует основному законодательству, регламентирующему реализацию дополнительных образовательных программ, а именно:

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2014 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2021 года»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программ»;
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. N 196);
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28) и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без-вредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного госу-дарственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровненные программы);
  • Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 17 декабря 2019 года N Р-139 об утверждении Методических рекомендаций по созданию детских технопарков «Кванториум» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
  • Устав МБУДО Моздокского ЦДТ.

Актуальность программы. Российское образование в ближайшие 10–15 лет ждут значительные перемены, к которым нужно вовремя подготовиться. Фактически, на национальном уровне формируется новая стратегия развития профессиональных кадров, которая ориентирована на потребности изменяющейся экономики России. И становится понятно, что ее невозможно сформировать без формирования у обучающихся базовых знаний и компетенций по таким наукам, как математика в первую очередь. Сейчас по всему миру происходит процесс смены отраслевых укладов, приходит новая парадигма индустриального производства, которая называется Индустрия 4.0. Индустрия 4.0 — это производство с высоким использованием робототехники, программного софта, искусственного интеллекта и других подобных вещей. Невозможно сделать технологический прорыв без специалистов, которые владеют математическими знаниями, могут ставить и решать задачи. Россия данное направление разрабатывает в рамках национально-технологических инициатив. Это вопрос национального приоритета и конкурентности. Важно понимать, что экономика и общество быстро меняются, и нужно осуществлять современные практики работы во всех отраслях. Поэтому особая роль отводится обучению математики за рамками школьной программы, сразу ориентированной на решение практических задач.

Математика – одна из тех универсальных наук, которая лежит в основе всего. И, насколько эффективно человек использует ее аппарат, методы, напрямую зависит наше будущее.

Программа познакомит обучающихся с такими базовыми математическими объектами, как графы, множества, геометрические фигуры, системы координат, с понятиями вероятность и статистика, а также с таким фундаментальным разделом математики, как математическая логика. Полученные знания и навыки являются достаточно универсальными и могут быть использованы как в самых разных областях деятельности, так и для дальнейшего прохождения программ технической направленности, находящихся в Кванториуме.

Отличительной особенностью программы дифференциация по уровню сложности: часть-часть-целое (part-part-whole): освоение навыка от деталей, потом складывания их в целую картину, синтезируя полученный опыт, что позволяет организовать образовательный процесс, учитывая интересы и способности обучающихся. Наставник реализует личностно-ориентированный подход в работе с обучающимися.

По окончанию программы каждый обучающийся получает образовательный и продуктовый результаты.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям общества и новым образовательным стандартам в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие информационной культуры обучающихся.

Содержание программы реализуется с учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе общения.

Целью программы является формирование у обучающихся навыков и компетенций, необходимых для дальнейшей проектной работы с применением знаний математики, формирование логического мышления, структурирование знаний, умение формализовать процессы.

Задачи программы вводного модуля

Обучающие:

  • ознакомить обучающихся с методами и приемами сбора и анализа информации;
  • формирование гибких (soft) компетенций (4К: критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация)
  • знакомство с практической математикой
  • изучение основ комбинаторики, теории множеств, математической логики
  • изучение теории вероятности
  • изучение основных характеристик математической статистики
  • изучение основных видов распределения
  • изучение существующих систем координат и построения сложных фигур
  • освоение теории графов и поиска кратчайшего пути
  • знакомство с транспортными задачами и их решением
  • изучение основ построения математических моделей с использованием численных методов
  • приобретение навыков разработки математических моделей
  • изучение методов обработки данных
  • приобретение навыков презентации проекта в разделе математики

Воспитательные:

  • воспитывать нравственно-волевые качества личности: ответственность, настойчивость, выдержку, целеустремленность;
  • воспитывать эстетику и культуру труда, интерес к техническому творчеству и умственном труду;
  • формировать коммуникативные умения и навыки, чувство товарищества, взаимопомощи

Развивающие:

  • развить интеллектуальные, творческие способности воспитанников;
  • развить умение аргументировать собственную точку зрения;
  • совершенствовать навыки познавательной самостоятельности учащихся;
  • развить толерантность и коммуникативные навыки (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией).

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВВОДНОГО МОДУЛЯ

Прохождение данного образовательного модуля должно сформировать у обучающихся компетенции, которые могут быть применены в ходе реализации проектов в последующих образовательных модулях.

Профильные компетенции (HardSkills)

  • знание и умение применять математические инструменты;
  • освоение комбинаторики, теории множеств, математической логики
  • расчет теории вероятностей
  • знания о существующих системах координат и построения сложных фигур
  • знания в теории графов и поиска кратчайшего пути
  • умение решать транспортные задачи
  • умение строить математические модели

Метакомпетенции (SoftSkills)

  • 4К: критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация
  • Умение искать и анализировать информацию в открытом доступе
  • Конструктивная критика результатов работы исследователей
  • самостоятельно и в группах решать поставленную задачу, анализируя, и подбирая материалы и средства для ее решения;
  • составлять план выполнения работы;
  • защищать собственные разработки и решения;
  • работать в команде;
  • быть нацеленным на результат;
  • вырабатывать и принимать решения;
  • демонстрировать навык публичных выступлений.

Адресат программы - дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Инженерная математика» ориентирована на детей 10-18 лет, соответствующих младшему и старшему подростковому возрасту. Смешанные по возрасту группы способствуют ускоренному освоению младшими подростками познания системы межличностных отношений, примером которых являются старшие подростки.

Количество человек в группе: рекомендуемая наполняемость группы от 12 до 15 человек.

Сроки реализации программы: данная программа реализуется в течение 72 часов.

Срок освоения программы:

- вводный модуль – 72 часа (4 месяца; 18 недель);

Режим занятий: 2 часа, 2 раза в неделю (с 10-минутным перерывом между академическими часами) в форме практических занятий с теоретической частью.

Объем программы: 72 часа.

Освоение программы

- для зачисления на вводный модуль – зачисляются по заявлению законных представителей;

Форма занятий: программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: групповая, индивидуальная лабораторная работа, исследовательская, практическая, экскурсия, организационно-деятельностная игра, конференция, демонстрационная, фронтальная, групповая и командная работа, самостоятельная.

Форма обучения: очная; очно-заочная с применением технологий дистанционного образования (при необходимости).

Формы аттестации/контроля

Виды контроля

Содержание

Методы

Входной

Начальный уровень подготовки учащихся,   имеющиеся знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью.

Беседа

Промежуточный

Освоение учебного материала за полугодие, позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень ЗУН учащихся, в соответствии с пройденным материалом программы

Демонстрация результатов самостоятельной работы

Итоговый

Оценка производится согласно ««Критериям оценивания вводного модуля» (Приложение 1). Обучающиеся, набравшие необходимое количество баллов и успешно освоившие программу вводного модуля переводятся на обучение по программе базового модуля.

Диагностика

Формы отслеживания и фиксации результатов

В течение учебного года для определения модуля усвоения программы учащимися осуществляются диагностические срезы:

  • входная диагностика – беседа, где выясняется стартовый уровень ЗУН обучающегося;
  • промежуточная диагностика позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень ЗУН обучающихся, в соответствии с пройденным материалом программы;
  • итоговая диагностика проводится в конце учебного модуля согласно «Критериям оценивания вводного модуля» (Приложение 1).

Педагог фиксирует деятельность и результаты учащихся в сводную таблицу результатов обучения. Итоговые результаты контроля освоение вводного модуля фиксируются в диагностической карте (Приложение 2).

Оценочные материалы

Текущий контроль, как проверка учебных достижений, теоретических знаний и практических навыков, производится в ходе осуществления образовательной деятельности согласно учебному плану.

Промежуточная аттестация, как оценка уровня достижения результатов освоения программы обучающимися вводного модуля производится в соответствии с «Критериями оценивания вводного модуля» (Приложение 1). Количество баллов, набранных обучающимися согласно данным критериям, определяет уровень успешности освоения содержания настоящей программы и является критерием перевода на следующий уровень программы по данному направлению при наличии мест.

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Для эффективной реализации программы необходимо следующее                         оборудование:

Наименование

1.

Компьютер с монитором, клавиатурой и мышью (или ноутбук)

Минимальные системные требования:

• Операционная система Windows (не ниже 8)

• Оперативная память 8 Gb

• Свободное место на диске 10 Gb

• Наличие интернет-подключения: требуется

2.

Программное обеспечение:

• Интернет для использования Wolframe Alpha; GeoGebra

3.

Для преподавателя:

Компьютерное оборудование:

• Компьютер с монитором, клавиатурой и мышью (или ноутбук)

Минимальные системные требования:

• Операционная система Windows (не ниже 8)

• Оперативная память 8 Gb

• Свободное место на диске 10 Gb

• Наличие интернет-подключения: требуется

Программное обеспечение:

• Интернет для использования Wolframe Alpha, GeoGebra

Презентационное оборудование:

• Проектор и экран/ТВ с большим экраном (требуется возможность подключения к компьютеру)

• Маркерная доска/флипчарт

Кадровое обеспечение

Освоение программы обеспечивает педагог дополнительного образования, имеющий среднее специальное или высшее образование в профильной области или педагогике, прошедший обучение на курсах повышения квалификации педагогов-наставников сети детских технопарков «Кванториум».

Информационное обеспечение

Информационные        и        учебно-методические        ресурсы представлены                   презентациями и видеороликами.

5. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Месяц

Мероприятие

Цель, задачи

1

октябрь

День города Моздок

Формирование национального самосознания, чувства национальной гордости. Выставка фотографий – дети на улицах выдающихся людей на улицах г.Моздока

2

ноябрь

Мини-лекция: «Современная математика: от основ к искусственному интеллекту»

Познакомить учащихся с технологиями искусственного интеллекта и их использованием в современном мире

3

декабрь

День 3D

Познакомить обучающихся с современными технологиями 3d-моделирования.

4

январь

Образовательный интенсив «Как работать над проектом?»

Проект, его виды. Проблема, гипотеза, идея. Получение навыков практического применения проектной деятельности

6

январь

Беседа о медиабезопасности в сети Интернет «Безопасный аккаунт»

Освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.

6. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВВОДНОГО МОДУЛЯ – 72 часа

Наименование разделов и тем направления

Часы

Количество академических часов

Форма контроля

теория

практика

Раздел 1. Введение в модуль. Знакомство группы. Техника безопасности

1

Введение. Знакомство с направлением. Организационное занятие. Инструктаж по ТБ. Игра на командообразование.

1

1

2

беседа

2

Системы счисления

2

2

4

выполнение задания

Раздел 2. Наглядная геометрия

3

Числа, как геометрические точки. Числовая ось.

2

2

4

выполнение задания

4

Наглядная геометрия. Система координат. Основные виды геометрических фигур. Векторы.

8

8

16

контрольные вопросы

Раздел 3. Теория множеств.

5

Теория множеств и логики. Основные свойства. Диаграммы Эйлера в MS Office. Прикладные задачи.

6

8

14

выполнение задания

6

Промежуточная аттестация. Решение исследовательских задач

0

2

2

выполнение задания

Раздел 4. Теория вероятностей и комбинаторика.

7

Теория вероятностей и комбинаторика. Определения, свойства, области применения

6

8

14

лабораторно- практическая работа

Раздел 5. Теория графов.

8

Знакомство с графами. Обзор ПО для визуализации графов. Транспортные задачи.

6

8

14

беседа

9

Решение итоговых задач. Защита проектов. Подведение итогов. Аттестация.

0

2

2

выполнение задания

Итого:

31

41

72

7. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ  

ПРОГРАММЫ ВВОДНОГО МОДУЛЯ

Наименование раздела и темы

Содержание темы

1

Введение. Знакомство с направлением. Организационное занятие. Инструктаж по ТБ. Игра на командообразование.

Теория (1 ч.): Правила поведения на занятиях. Знакомство с правилами поведения учащихся в учреждении, с вопросами охраны труда. Ознакомление с инструкциями по технике безопасности. Обсуждение зачем и кому нужна математика, введение в программу, ознакомление с планом работы на учебный год.

Практика (1 ч.) игра на командообразование.

2

Системы счисления

Теория (2 ч.): Первый счет. Количество и порядок. Объединение чисел. Другие подходы. Большие числа. Позиционная система. Десятичная система счисления. История числовых изображений. Камушки и счеты.

Практика (2 ч.): Устный счет. Решение задач.

3

Числа, как геометрические точки. Числовая ось.

Теория (2 ч.): Натуральные числа. Целые и рациональные числа. Плотное множество. Бесконечные дроби. Иррациональное число. Числовая ось.

Практика (2 ч.): Устный счет. Решения задач.

4

Наглядная геометрия. Система координат. Основные виды геометрических фигур. Векторы.

Теория (8 ч.): Теория: Знакомство с видами систем координат: координатный луч, координатная прямая, декартова система координат, трехмерная, цилиндрическая, полярная. Изучение фигур и их основных составляющих. Знакомство с векторами, векторным исчислением.

Практика (8 ч.): Изучение существующих   систем   координат   в   различных онлайн-математических конструкторах, реализация изученных способов их визуализации в Microsoft Excel. Выполнение задания из «Математического конструктора». Реализация правил построения фигур в Microsoft Excel, GeoGebra Реализация   полученных знаний в тетради.

5

Теория множеств и логики. Основные свойства. Диаграммы Эйлера в MS Office. Прикладные задачи.

Теория (6 ч.): Теория: Изучение множеств. Основные свойства. Виды множеств. Основы математической логики.

Практика (8 ч.): Решение задач. Реализация изученных знаний в Microsoft Excel. Решение задач в Microsoft Excel. Проверка высказываний на истинность с использованием законов логики. Решение логических задач. Изучение видов диаграмм в Microsoft Excel. Решение задач с диаграммами.

6

Промежуточная аттестация. Решение исследовательских задач

Практика (2 ч.): Постановка и решение практических исследовательских задач

7

Теория вероятности и комбинаторика. Определения, свойства, области применения

Теория (6 ч.): Изучение основной формулы вероятности. Изучение основных методов комбинаторики.

Практика (8 ч.): Реализация полученных знаний в Microsoft Excel. Проведение экспериментов с монетой, игральной костью (кубиком). Использование формулы вероятности. Освоение основ комбинаторики. Решение задач. Освоение основ вероятности. Поиск процессов, отражающих вероятностные подходы.

8

Знакомство с графами. Обзор ПО для визуализации графов. Транспортные задачи.

Теория (6 ч.): Знакомство с базовыми понятиями и определениями, областями применения. Изучение метода кратчайшего пути с использованием графов. Изучение моделирования и расчета транспортной задачи.

Практика (8 ч.): Решение задач с помощью графов. Применение метода кратчайшего пути на графе, исследование найденного пути. Решение транспортной задачи в Microsoft Excel. Изучение моделирования задачи массового обслуживания, умение рассчитывать и анализировать задачу массового обслуживания.

9

Решение итоговых задач. Защита проектов. Подведение итогов. Аттестация.

Практика (2 ч.): Решение итоговых задач. Подведение итогов. Аттестация.

8. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ВВОДНОГО МОДУЛЯ

№ п/п

Наименование темы/кейса

Количество часов

Цели

Форма работы

Форма аттестации\

контроля

Дата

по

плану

Дата по факту

Раздел 1. Знакомство группы. Техника безопасности

1

Введение. Знакомство с направлением. Организационное занятие. Инструктаж по ТБ. Игра на командообразование.

2

Правила поведения на занятиях. Знакомство с правилами поведения учащихся в учреждении, с вопросами охраны труда. Ознакомление с инструкциями по технике безопасности. Обсуждение зачем и кому нужна математика, введение в программу, ознакомление с планом работы на учебный год.

Беседа, игра

Опрос

12.09

2

Системы счисления

4

Первый счет. Количество и порядок. Объединение чисел. Другие подходы. Большие числа. Позиционная система. Десятичная система счисления. История числовых изображений. Камушки и счеты.

Лекция, презентация

выполнение задания

14.09

19.09

Раздел 2. Наглядная геометрия

3

Числа, как геометрические точки. Числовая ось.

4

Изучить натуральные числа. Целые и рациональные числа. Плотное множество. Бесконечные дроби. Иррациональное число. Числовая ось.

Лекция, презентация

выполнение задания

21.09

26.09

3

Наглядная геометрия. Система координат. Основные виды геометрических фигур. Векторы.

16

Знакомство с видами систем координат: координатный луч, координатная прямая, декартова система координат, трехмерная, цилиндрическая, полярная. Изучение фигур и их основных составляющих. Знакомство с векторами, векторным исчислением.

Лекция, презентация, беседа.

контрольные вопросы

28.09

03.10

05.10

10.10

12.10

17.10

19.10

24.10

Раздел 3. Теория множеств.

4

Теория множеств и логики. Основные свойства. Диаграммы Эйлера в MS Office. Прикладные задачи.

14

Изучение множеств. Основные свойства. Виды множеств. Основы математической логики. Решение задач. Реализация изученных знаний в Microsoft Excel. Решение задач в Microsoft Excel. Проверка высказываний на истинность с использованием законов логики. Решение логических задач. Изучение видов диаграмм в Microsoft Excel. Решение задач с диаграммами.

Лекция, презентация, беседа.

выполнение задания

26.10

31.10

02.11

07.11

09.11

14.11

16.11

5

Промежуточная аттестация. Решение исследовательских задач

2

Постановка и решение практических исследовательских задач

Лекция, презентация, беседа.

выполнение задания, взаимооценка обучающихся

21.11

Раздел 4. Теория вероятностей и комбинаторика.

6

Теория вероятностей и комбинаторика. Определения, свойства, области применения

14

Изучение множеств. Основные свойства. Виды множеств. Основы математической логики.

Лекция, презентация, беседа.

лабораторно- практическая работа

23.11

28.11

30.11

05.12

07.12

12.12

14.12

Раздел 5. Теория графов.

9

Знакомство с графами. Обзор ПО для визуализации графов. Транспортные задачи.

14

Знакомство с базовыми понятиями и определениями, областями применения. Изучение метода кратчайшего пути с использованием графов. Изучение моделирования и расчета транспортной задачи.

Лекция, практическая работа

Опрос, Беседа

19.12

21.12

26.12

28.12

09.01

11.01

16.01

10

Решение итоговых задач. Защита проектов. Подведение итогов. Аттестация.

2

Решение итоговых задач. Подведение итогов. Аттестация.

Лекция, практическая работа

выполнение задания

18.01

Итого:

72

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога

  1. А.И. Сгибнев. Исследовательские задачи для начинающих. 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЦНМО, 2015. – 136 с.
  2. А.Н. Васильев. Числовые расчеты в Excel: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2014. – 608 с.
  3. В.Н. Шкляр. Планирование эксперимента и обработка результатов. Издательство томского политехнического университет, 2010. – 90 с.
  4. Владимир Савельев. Статистика и котики. При поддержке ЦИиР Юрия Корженевского, 2017. – 89 с.
  5. Геометрия. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов; под ред. В.А. Садовничего. – М.: Просвещение, 2010. – 127 с.
  6. Геометрия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов; под ред. В.А. Садовничего. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.
  7. Геометрия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов; под ред. В.А. Садовничего. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.
  8. Д. Пойа. Как решать задачу. Перевод с английского В.Г. Звонаревой и Д.Н. Белла. Под редакцией Ю.М. Гайдука. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, Москва, 1961. – 204 с.
  9. И.Ю. Ефимова. Компьютерное моделирование: сб. практ. работ/ И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2014. – 67 с.
  10. Использование Wolfram Alpha при решении математических задач: методические указания/ А.С. Маренич, Е.Е. Маренич. – Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. – 37 с.
  11. Н.Н. Моисеев. Математика ставит эксперимент. Наука. Главная редакция физико-математической литературы, М., 1979. – 222 с.
  12. Нелли Литвак, Андрей Райгородский. Кому нужна математика? Понятная книга о том, как устроен цифровой мир. Москва, «Манн, Иванов и Фербер», 2017. - 192 с.
  13. О.И. Мельников. Занимательные задачи по теории графов:Учеб. - метод. Пособие. – Изд-е 2-е, стереотип. – Мн. «Театра-Системс», 2001. – 144 с.
  14. Решение прикладных задач с помощью табличного процессора Excel. Ахмадиев Ф.Г., Гиззятов Р.Ф., Габбасов Ф.Г. Казань: КГА-СУ, 2014. – 42 с.
  15. Я.Б. Зельдович, И.М. Яглом. Высшая математика для начинающих физиков и техников. М.: Наука, 1982. 512 с.

Дополнительно для изучения

  1. Д. Пойа. Математика и правдоподобные рассуждения. Перевод с английского И.А. Вайнштейна. Под редакцией С.А. Яновской. Издательство «Наука», Москва, 1975. – 464 с.
  2. И.В. Арнольд. Теоретическая арифметика. Государственное учебно-педагогическое издательство Москва, 1938. – 480 с.
  3. Л.В. Рудикова. Microsoft Excel для студента. – СПб.: БХВ - Петербург, 2005. – 368 с.
  4. Мартин Гардер. Математические новеллы [пер. с англ. Ю.А. Данилова]. Под ред. Я.А. Смородинского – М.: Издательство «Мир», 1974. – 456 с.
  5. С.В. Поршнев. Компьютерное моделирование физических процессов в пакете Matlab: Учебное пособие. 2-е изд., испр. –СПб.: Издательство «Лань», 2011. – 736 с.
  6. Ю. П. Шевелев. Дискретная математика, Ч. 1: Теория множеств. Булева алгебра (Автоматизированная технология обучения «Символ»): Учебное пособие. - Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2003. – 118 с.

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.mccme.ru/free-books/

  1. https://sites.google.com/site/prasolovskacatmoiknigi/

  1. http://kvant.mccme.ru/oblozhka_djvu.htm

  1. http://kvant.mccme.ru/key.htm

  1. http://www.mathnet.ru/php/presentation.phtml?option_lang=rus

Алгоритмизация

https://www.coursera.org/learn/algoritmizacija-vychislenij курс по алгоритмизации вычислений

Наука о данных (Data Science)

https://www.coursera.org/specializations/machine-learning-data-analysis набор курсов по анализу данных

Математика

https://www.coursera.org/learn/mathematics-and-python курс математики, включающий основы математического анализа, линейной алгебры, методов оптимизации, теории вероятностей и математической статистики

Тематические web-ресурсы: сайты, группы в социальных сетях, видео каналы, симуляторы, цифровые лаборатории и т.д.

Приложение 1

Критерии оценивания вводного модуля:

Компетентн ость

Критерии

Индикатор

баллы

Техническая

Съемка и сборка панорамной фотографии

Подготовка к съемке

0-1

Съемка панорамы

2-3

Сборка панорамы в программе

4-5

Ориентирование с помощью навигатора

Прокладка маршрута, запись трека и возврат по треку.

0-5

Создание 3D модели

Создание заданной модели с текстурой

0-3

Создание произвольной модели с наложением текстур

1-5

Подготовка к аэрофотосъемке

Подготовка БПЛА, запуск БПЛА

1-2

Подготовка полетного задания

3-4

Запуск БПЛА

5

Соблюдение техники безопасности

Невыполнение одного пункта ТБ минус один балл от пяти возможных

0-5

Работа в  команде

Ответственность

Пассивен

0

Выполняет отведенную ему роль в команде

1-4

Выполняет отведенную ему роль в команде и помогает другим участникам (наставничество)

4-5

Для оценки деятельности обучающихся используются следующие способы:

  1. Наблюдение за учащимися в процессе их индивидуальной и групповой       работы.
  2. Оценка степени участия каждого в командных и индивидуальных соревнованиях, в обсуждениях и в других видах коллективной деятельности.

Итоговая оценка производится по трём уровням:

  • «высокий» (от 36 до 45 баллов);
  • «средний» (от 15 до 35 баллов);
  • «низкий» (от 0 до 14 баллов).

Освоившими программу являются те обучающиеся, которые набрали более  14 баллов.

Приложение 2

Диагностическая карта

учащихся по дополнительной общеобразовательной программе

Педагог д/о                  

Группа №        

Год обучения                   

Вид контроля                          

№ п/п

ФИ учащегося

Уровень освоения программы

Итого:

Подпись педагога д/о ___________        _


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы для проверки результатов усвоения материала вводного модуля учебника "Английский в фокусе" 5 класс

Тестовые задания для проверки усвоения материала стартового модуля учебника "Английский в фокусе"...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight. Вводный модуль. Урок 1

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Е.Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс «Английский в фокусе»по теме «Вводный урок. Английский алфавит (...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight. Вводный модуль. Урок 2

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Е.Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс «Английский в фокусе»по теме: «Английский алфавит (II). Формиров...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight. Вводный модуль. Урок 3

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Е.Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс «Английский в фокусе»по теме: Английский алфавит (IV). Развитие базовы...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight. Вводный модуль. Урок 4

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Е.Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс «Английский в фокусе»по теме: Английский алфавит (IV). Развитие базовы...

Рабочая программа "Геоквантум" Вводный модуль

Программа «Геоквантум. Вводный модуль» (далее – Программа) имеет техническую направленность. Программа будет реализована в квантуме «Геоквантум» и предусматривает развити...

Рабочая программа "Промробоквантум". Вводный модуль

Данная программа ориентирована на социальный заказ общества к дополнительному образованию детей. Робототехника сейчас является отдельной отраслью, которая включает в себя множество компетенций: ...