Занятие по ориентировке в пространстве: Пространственная ориентировка в незнакомом помещении
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Субботина Маргарита Анатольевна

Цели урока:

  1. Образовательная: формировать у учащихся умения и навыки безопасного передвижения в пространстве;
  2. Развивающая: развивать у учащихся способность к формированию качественных топографических и пространственных представлений в незнакомом пространстве;
  3. Воспитательная: воспитывать разумную смелость, самостоятельность, уверенность в том, что они смогут ориентироваться без постоянной посторонней помощи;
  4. Коррекционная: ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания, слуха, обоняния (обращать внимание на окружающие звуки, запахи, изменения покрытия пола, предметов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл subbotina_m.a._urok_na_seminar_15.03.13.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Пространственная ориентировка в незнакомом помещении.

Цели урока:

  1. Образовательная: формировать у учащихся умения и навыки безопасного передвижения в пространстве;
  2. Развивающая: развивать у учащихся способность к формированию качественных топографических и пространственных представлений в незнакомом пространстве;
  3. Воспитательная: воспитывать разумную смелость, самостоятельность, уверенность в том, что они смогут ориентироваться без постоянной посторонней помощи;
  4. Коррекционная: ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания, слуха, обоняния (обращать внимание на окружающие звуки, запахи, изменения покрытия пола, предметов).

Оборудование: прибор «Ориентир», трость, карта – схема комнаты, карандаш, материал для исследования (линолеум, плитка, ковролин).

Ход урока

Добрый день! Тема нашего урока «Пространственная ориентировка в незнакомом помещении», т.е. обследование незнакомого помещения.
Человек, должен легко и безопасно передвигаться в тех помещениях, где ему придется жить, работать, отдыхать. Для этого он должен хорошо представлять себе эти помещения, их форму и размеры, расположение в них предметов. Изучение незнакомого помещения проводится методом обследования. Обследовать помещение можно и с тростью и без нее. Помещение обходят по периметру с лева направо и в обратном направлении. Так можно определить форму и размеры помещения, наличие дверных и оконных проемов, наличие мебели и других предметов, стоящих у стен. Для обследования предметов стоящих по средине комнаты, нужно двигаться от входной двери в различных направлениях. Обнаружив какой либо предмет нужно «осмотреть» его и вернуться обратно к отправному пункту, и так до тех пор пока не будет обследовано все пространство.

Задание №1: как нужно обследовать незнакомые предметы?

Обнаружив концом трости какой либо предмет свободной рукой обхватываем стержнем трости «большим и указательным пальцами» ладонь направлена в сторону предмета. При обследование одна рука неподвижно касается предмета, а другая, двигаясь слева на право обследует поверхность предмета. Если предмет высокий обследование производится стоя, а нижних частей и не высоких предметов – присев на корточки. При обследовании низких предметов не нужно наклонятся над ними, так как можно ударится о другой стоящий рядом предмет. Чтобы сесть на стул, нужно подойдя к нему, одной рукой взять за спинку, а другой рукой скользить по спинке и по сидению стула, чтобы определить, нет ли на нем посторонних предметов.

Задание №2: провести обследование незнакомых предметов.

Так же, используются различные виды ориентиров, которые встречаются в помещении.

Задание №3: какие виды ориентиров ты знаешь?

  • Зрительные ориентиры (цвет в окнах, раскрытых дверях, свет от осветительных приборах);
  • Слуховые ориентиры (звук ПК, телевизора, осветительных приборов);
  • Осязательные ориентиры (характер покрытия пола, паркет, плитка, линолеум и т.д.);
  • Обонятельные ориентиры (запахи лекарств, пищи, производственных материалов и т.д.).

Задание №4: работа по образцам – распознавание осязательных ориентиров.

Физминутка.

Самомассаж рук:

  1. Прокатывание карандаша между ладонями, а затем между ладонями и пальцами рук.
  2. «Брызги воды». Кисти расслабленны, пальцы растопырены. Изображается движение встряхивания с рук воды.
  3. «Игра на пианино». Кисти рук легко касаются края стола, пальцы производят движение, имитирующее удары по клавишам пианино.

Практическая работа.

Обследование незнакомой комнаты начинаем от входной двери и по периметру слева – направо, идем вдоль стены примерно на расстоянии 10 см от нее, для слежения за стеной руку сгибают в локтевом суставе и поднимают на удобную высоту, прикасаясь к ней мизинцем и безымянным пальцем, скользя по ней. Чтобы вовремя обнаружить на стене выступы и двери, рука, должна находится впереди корпуса.

Итак, мы обследовали эту комнату.

Задание:

  1. Составить «Схему – план этой комнаты», рассказать, что встретил в этой комнате, и что запомнилось в ней.
  2. После того как из плана этой комнаты, сделанного мной, я уберу один предмет, определи и расскажи местонахождение этого предмета.)


Рефлексия: выбрать смайлик с улыбкой. (На картоне желтого цвета сделаны 2 больших круга, на одном из них из пластилина выложены глаза и улыбка, а на другом глаза и грусть. Ученик исследует смайлики, и выбирает один из них, который соответствует его настроению по окончанию урока).
Спасибо за урок! На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятий с детьми дошкольного возраста по развитию моторных навыков и ориентировки в пространстве

Данное календарно-тематическое планирование по развитию моторных навыков и ориентировке в пространстве составлено для дошкольников с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского ...

Конспект открытого занятия на тему "Развитие самоконтроля, восприятия, памяти, внимания, пространственной ориентировки, математических способностей"

Конспект открытого занятия на тему "Развитие самоконтроля, восприятия, памяти, внимания, пространственной ориентировки, математических способностей" для детей с ОВЗ....

Открытое занятие на тему "восприятие пространства и ориентировка в нём"

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей с отклонениями в развитии...

Обучение пространственным представлениям и ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в сочетании с ЗПР

Обучение пространственным представлениям и ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в сочетании с ЗПР...

В рамках проекта «Нейропсихология в образовании» 22 ноября 2016 года в Городском психолого-педагогическом центре ТО Хорошево-Мневники состоялось открытое занятие с нейропсихологом на тему: «Формирование пространственной ориентировки у детей»

22 ноября 2016 года в ТО Хорошево-Мневники провели множество веселых игр в рамках занятия «Развивающие игры для всей семьи». Учитель-дефектолог Иванникова Ольга Анатольевна провела с ребятами младшего...

Коррекционное занятие по развитию пространственной ориентировки для детей подготовительной группы"Путешествие в Мультляндию"

Цельформирование  умнения  осматривать расчлененную   орнаментальную форму, выделять ее части , воссоздавать простанственное  расположение , зрительного анализа цветовых сочет...

Коррекционное (дефектологическое) занятие в 3 классе Тема занятия: Развитие пространственной ориентировки и объяснительной речи.

Цели занятия: Познакомить с новыми предметами и соотносить их с ситуацией, по возможности называть их, отвечать на вопросы.Задачи:  1.Коррекционно-обучающие:развивать пространственную ориентировк...