Эссе. Попечительские Советы в детских домах. Для чего они?
статья на тему

Горохова Галина Анатольевна

Статья содержит размышления автора о роли попечительских Советов в детских домах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭССЕ

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЕ СОВЕТЫ В ДЕТСКИХ ДОМАХ. ДЛЯ ЧЕГО ОНИ?

Попечительство в России как забота о нуждающихся известна со времен Владимира Великого (IX век). Это явление чрезвычайно интересное. Дело в том, что понятие «попечительство» трактовалось ранее весьма широко.

Попечительство рассматривалось, во-первых, как собственно попечительство, то есть забота о несовершеннолетнем без права осуществлять финансовые операции от его имени.

Во-вторых – как благотворительность и благотворительные организации.

В-третьих, этим понятием обозначалась деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии.

В-четвертых – как орган помощи приютам с функциями надзора за их деятельностью.

В-пятых – как попечительские советы при учебных заведениях.

Финансовая деятельность Попечительства была абсолютно прозрачной. Его члены вели ведомость пожертвований деньгами, вещами, продуктами. В ней было отмечено, кем, что, когда и в каком объеме было пожертвовано и как и куда эти пожертвования распределялись.

Предпринимаемые сегодня попытки возрождения попечительства отражают осознаваемую обществом и государством потребность в создании механизмов поддержки детских  домов. Основная функция Попечительского совета – общественный контроль. Именно об этом говорил Президент. Потому что детские учреждения, в своем большинстве, так и остаются закрытыми. (2)

 Пугающая российская статистика: большая часть воспитанников детских домов и школ-интернатов во взрослой жизни повторяют с младенчества заложенную социальную матрицу и плодят семейное неблагополучие. Заложниками этой порочной практики становятся все новые поколения малышей. Выход из этого замкнутого круга видится в большей открытости системы государственного попечения обездоленных детей, в более плотном контакте детей-сирот с обществом.

В тех социальных учреждениях, где давно действуют попечительские советы, это взаимодействие получается много эффективней. Выпускники быстрее адаптируются к современной жизни, лучше трудоустраиваются.

                 Попечительский совет - одна из форм участия общества в управлении образованием, это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения.

         Попечительский совет - это не просто поддержка и финансирование, а диалог с властью от имени детского дома и диалог с детским домом от имени гражданского общества.

  Доминирующей выступает экономическая функция Попечительского совета, которая определена следующими факторами:

·   попечительские советы рассматриваются как один из каналов привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования школы;

·   финансовые средства Попечительского совета частично компенсируют отсутствие средств из бюджета на обеспечение учебного процесса;

·   реальным владельцем финансовых средств Попечительского совета становится образовательное учреждение, а их распорядителем – его администрация.

Одним их учредительных документов является Положение о Попечительском совете.

Уполномоченный по правам ребенка по Ленинградской области С. Агапитова (1) заметила, что «зачастую, попечительские советы при сиротских учреждениях, сужают круг своих обязанностей до последних трех пунктов. А центральная задача – общественный контроль, - замалчивается:

«Находятся ли под контролем попечительских советов случаи госпитализации детей в психиатрические клиники, в спецшколы? Рассматриваются ли на попечительских советах внутренние ЧП: побеги, насилие? Следит ли совет за психологическим состоянием детей? Оценивается ли деятельность педагогов? И принципиальный вопрос – о независимости попечительского совета: должен ли в него входить руководитель учреждения?». 

Светлана Агапитова выразила опасение, что те организации, которые прежде работали в детских учреждениях (волонтеры, спонсоры, друзья и т.д.), сейчас будут просто объединяться в попечительские советы.

«Те, кто раньше проявлял активность, у кого есть потребность помогать детям, - они и так занимаются попечительством. Без всякого указания сверху» - рассудила Уполномоченный. 

Каждый попечительский совет уникален. Ни один не действует в точности так же, как другой, поскольку различны люди, входящие в их состав. Но существуют некоторые общие черты, которые присущи попечительскому совету любой организации в любой сфере деятельности.

Главная идея создания попечительских советов – это общественно-государственное сотрудничество. Поэтому так важно прислушаться к опыту тех Советов, которые создавались не по «указке сверху», а по необходимости.

«Материальная поддержка детдома и школы-интерната не первая задача совета, - считает уполномоченный по правам детей в Волгоградской области Нина Болдырева. - К счастью, материальное обеспечение детдомов сейчас на достойном уровне. Государство об этом позаботилось. Поэтому от попечителей мы ждем, прежде всего, общественного контроля за тем, как и чем живут дети-сироты. Недаром с этого года все волгоградские детдома публикуют в Интернете отчеты о своей работе, выкладывая их на сайте региональной власти. Вторая задача неравнодушных контролеров - социализация детей, находящихся на гособеспечении, помощь в образовании, воспитании и трудоустройстве этих ребят. Именно поэтому мы будем просить Общественную палату Волгоградской области координировать действие всех попечительских советов региона». (3)

Одним из приоритетов образовательной политики Красноярского края является развитие государственно – общественного управления. Например, в 1999 году в детском доме «Самоцветы» г. Красноярска создан попечительский Совет, деятельность которого направлена на компенсацию нехватки бюджета, на развитие детского дома, дополнительную организацию отдыха воспитанников. Разработана система мотивирования и поощрения воспитанников. Дети, достигающие успехов в учебной деятельности, спорте, культурной и общественной жизни детского дома, по итогам учебного года поощряются членами Попечительского Совета подарками, туристическими поездками и т.д.

В нашем, Саяногорском, детском доме Попечительский совет был создан в феврале 2011 года, в него вошли 8 представителей крупнейших предприятий города и директор детского дома. Члены Совета также активно привлекают к работе волонтерские объединения.

Основные функции Совета попечителей:

- содействие в работе по совершенствованию образовательного процесса;

- создание условий для дополнительного образования воспитанников;

- оказание содействия в улучшении их жилищных условий;

- защита социально-экономических, трудовых, личных прав и свободы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- организация финансовой помощи детскому дому в проведении ремонтных работ и пр.;

- оказанием помощи в улучшении условий работы педагогического и обслуживающего персонала детского дома;

- привлечением внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития детского дома и т.д.

Как изменилась жизнь наших воспитанников с образованием Попечительского совета! Появилось множество экскурсий, праздников, туристических походов, совместных дел при подготовке к праздникам, совместные субботники, конкурсы, спортивные состязания.

Еще один интересный прием работы с воспитанниками: перед Новым годом дети пишут письма Деду Морозу, а члены попечительчкого Совета с удовольствием выступают в роли волшебников и исполняют детские желания.

Собираются попечители по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.

Директор Дома ребенка №3 Санкт-Петербурга  сказал, что главная задача Совета – решение финансовых вопросов и привлечение внебюджетных средств. На вопрос - бывают ли члены совета в учреждении, общаются ли с детьми, директор удивленно спросил: «Зачем?». По его словам, в составе Совета – люди занятые, их приглашают на праздники, мероприятия. Правда, в силу своей занятости, они не всегда на них присутствуют. Но решаются и серьезные задачи. Например, не так давно члены попечительского совета «выбили» деньги на установку нового ограждения. (1)

Не могу согласиться с таким мнением, ведь не хлебом же единым жив человек! Я уверена, что личное общение с интересными, яркими и успешными и очень добрыми людьми для воспитанников детского дома имеет огромное значение. Кроме того, персонал в нашем детском доме, да и в других тоже, в основном женский. Как же радуются наши дети возможности побыть и в мужском обществе: поставить палатку, развести костер, попеть песни вместе с умелыми и в то же время, очень доброжелательными помощниками – членами попечительского Совета!

Нам повезло и с Председателем Попечительского Совета – человек неравнодушный, фонтанирующий идеями, любящий шутки, умеющий разговаривать с детьми на равных, с радостью соглашается и спеть с ребенком дуэтом на конкурсе «Две звезды», и принять участие в спортивном состязании. Такое общение никакие деньги детям не заменят!

Ежегодно в нашем детском доме проходит благотворительный вечер «Хотим сказать «Спасибо», на котором вручаются благодарственные письма всем нашим помощникам.

Социальная природа проблемы сиротства ставит вопрос о необходимости ее решения при непосредственном и активном участии общества, распределении ответственности. В этом смысле в профориентации детей-сирот значимым является принцип интеграции и распределения социальной ответственности.

Создание Попечительского совета решило  задачу расширения возможностей для профессионального самоопределения наших воспитанников, получения ими реальной поддержки в организации профориентации, обеспечило создание механизмов консолидации общества за счет продуктивной совместной деятельности по профессиональной ориентации детей-сирот с частными и общественными организациями, обеспечивает социальное партнерство, включение воспитанников в реальную профессиональную деятельность. Создает условия для трудоустройства, прохождения воспитанниками производственной практики, позволяет формировать у них социальную ответственность.

М.Г. Черняева  отмечает, что «возможности профессиональной ориентации детей-сирот существенно расширяются при условии взаимодействия государственных и общественных организаций, определяющегося совместным целеполаганием, партнерскими связями и отношениями субъектов профориентационной деятельности (воспитанники, детские дома, муниципалитет, благотворительный фонд, оранизация-контрагент благотворительного фонда)». (4)

Изучая материалы о структуре Попечительских советов, о целях и задачах, которые их учредители ставят перед собой, можно прийти к выводу, что в современном гражданском обществе создание подобных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие образовательных учреждений, просто необходимо. Никакое государство не в состоянии содержать детский дом самостоятельно. Попечители могут стать влиятельной силой не только в образовании, но через образование стать первой гуманитарной общественной ассоциацией, первой гражданской властной структурой в России.

1. Агапитова С. Попечительский совет должен общаться с детьми: материалы Санкт-Петербургской  городской межведомственная конференции «Попечительский совет как одна из форм государственно-общественного управления образованием»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www/spb/ru/?p=3144

2. Альтшулер Б.Л. Письмо в Общественные палаты субъектов РФ о попечительских советах интернатных учреждений: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.childright/ru/index/php/html

3. Тараканова Т. Во всех волгоградских детдомах создали попечительские советы: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg/ru/2011/03/31/reg/jugrossii/propechiteli/html

4. Черняева М.Г. Особенности организации профориентационной работы с детьми-сиротами в современных условиях//Тенденции и перспективы развития современного общества в условиях мирового экономического кризиса: материалы международной заочной научно-практической конференции / Под ред. О.В. Беловой. В 2 ч. Ч. 2. – М.; Калининград, 2010.



Предварительный просмотр:

ЭССЕ

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЕ СОВЕТЫ В ДЕТСКИХ ДОМАХ. ДЛЯ ЧЕГО ОНИ?

Попечительство в России как забота о нуждающихся известна со времен Владимира Великого (IX век). Это явление чрезвычайно интересное. Дело в том, что понятие «попечительство» трактовалось ранее весьма широко.

Попечительство рассматривалось, во-первых, как собственно попечительство, то есть забота о несовершеннолетнем без права осуществлять финансовые операции от его имени.

Во-вторых – как благотворительность и благотворительные организации.

В-третьих, этим понятием обозначалась деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии.

В-четвертых – как орган помощи приютам с функциями надзора за их деятельностью.

В-пятых – как попечительские советы при учебных заведениях.

Финансовая деятельность Попечительства была абсолютно прозрачной. Его члены вели ведомость пожертвований деньгами, вещами, продуктами. В ней было отмечено, кем, что, когда и в каком объеме было пожертвовано и как и куда эти пожертвования распределялись.

Предпринимаемые сегодня попытки возрождения попечительства отражают осознаваемую обществом и государством потребность в создании механизмов поддержки детских  домов. Основная функция Попечительского совета – общественный контроль. Именно об этом говорил Президент. Потому что детские учреждения, в своем большинстве, так и остаются закрытыми. (2)

 Пугающая российская статистика: большая часть воспитанников детских домов и школ-интернатов во взрослой жизни повторяют с младенчества заложенную социальную матрицу и плодят семейное неблагополучие. Заложниками этой порочной практики становятся все новые поколения малышей. Выход из этого замкнутого круга видится в большей открытости системы государственного попечения обездоленных детей, в более плотном контакте детей-сирот с обществом.

В тех социальных учреждениях, где давно действуют попечительские советы, это взаимодействие получается много эффективней. Выпускники быстрее адаптируются к современной жизни, лучше трудоустраиваются.

                 Попечительский совет - одна из форм участия общества в управлении образованием, это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения.

         Попечительский совет - это не просто поддержка и финансирование, а диалог с властью от имени детского дома и диалог с детским домом от имени гражданского общества.

  Доминирующей выступает экономическая функция Попечительского совета, которая определена следующими факторами:

·   попечительские советы рассматриваются как один из каналов привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования школы;

·   финансовые средства Попечительского совета частично компенсируют отсутствие средств из бюджета на обеспечение учебного процесса;

·   реальным владельцем финансовых средств Попечительского совета становится образовательное учреждение, а их распорядителем – его администрация.

Одним их учредительных документов является Положение о Попечительском совете.

Уполномоченный по правам ребенка по Ленинградской области С. Агапитова (1) заметила, что «зачастую, попечительские советы при сиротских учреждениях, сужают круг своих обязанностей до последних трех пунктов. А центральная задача – общественный контроль, - замалчивается:

«Находятся ли под контролем попечительских советов случаи госпитализации детей в психиатрические клиники, в спецшколы? Рассматриваются ли на попечительских советах внутренние ЧП: побеги, насилие? Следит ли совет за психологическим состоянием детей? Оценивается ли деятельность педагогов? И принципиальный вопрос – о независимости попечительского совета: должен ли в него входить руководитель учреждения?». 

Светлана Агапитова выразила опасение, что те организации, которые прежде работали в детских учреждениях (волонтеры, спонсоры, друзья и т.д.), сейчас будут просто объединяться в попечительские советы.

«Те, кто раньше проявлял активность, у кого есть потребность помогать детям, - они и так занимаются попечительством. Без всякого указания сверху» - рассудила Уполномоченный. 

Каждый попечительский совет уникален. Ни один не действует в точности так же, как другой, поскольку различны люди, входящие в их состав. Но существуют некоторые общие черты, которые присущи попечительскому совету любой организации в любой сфере деятельности.

Главная идея создания попечительских советов – это общественно-государственное сотрудничество. Поэтому так важно прислушаться к опыту тех Советов, которые создавались не по «указке сверху», а по необходимости.

«Материальная поддержка детдома и школы-интерната не первая задача совета, - считает уполномоченный по правам детей в Волгоградской области Нина Болдырева. - К счастью, материальное обеспечение детдомов сейчас на достойном уровне. Государство об этом позаботилось. Поэтому от попечителей мы ждем, прежде всего, общественного контроля за тем, как и чем живут дети-сироты. Недаром с этого года все волгоградские детдома публикуют в Интернете отчеты о своей работе, выкладывая их на сайте региональной власти. Вторая задача неравнодушных контролеров - социализация детей, находящихся на гособеспечении, помощь в образовании, воспитании и трудоустройстве этих ребят. Именно поэтому мы будем просить Общественную палату Волгоградской области координировать действие всех попечительских советов региона». (3)

Одним из приоритетов образовательной политики Красноярского края является развитие государственно – общественного управления. Например, в 1999 году в детском доме «Самоцветы» г. Красноярска создан попечительский Совет, деятельность которого направлена на компенсацию нехватки бюджета, на развитие детского дома, дополнительную организацию отдыха воспитанников. Разработана система мотивирования и поощрения воспитанников. Дети, достигающие успехов в учебной деятельности, спорте, культурной и общественной жизни детского дома, по итогам учебного года поощряются членами Попечительского Совета подарками, туристическими поездками и т.д.

В нашем, Саяногорском, детском доме Попечительский совет был создан в феврале 2011 года, в него вошли 8 представителей крупнейших предприятий города и директор детского дома. Члены Совета также активно привлекают к работе волонтерские объединения.

Основные функции Совета попечителей:

- содействие в работе по совершенствованию образовательного процесса;

- создание условий для дополнительного образования воспитанников;

- оказание содействия в улучшении их жилищных условий;

- защита социально-экономических, трудовых, личных прав и свободы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- организация финансовой помощи детскому дому в проведении ремонтных работ и пр.;

- оказанием помощи в улучшении условий работы педагогического и обслуживающего персонала детского дома;

- привлечением внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития детского дома и т.д.

Как изменилась жизнь наших воспитанников с образованием Попечительского совета! Появилось множество экскурсий, праздников, туристических походов, совместных дел при подготовке к праздникам, совместные субботники, конкурсы, спортивные состязания.

Еще один интересный прием работы с воспитанниками: перед Новым годом дети пишут письма Деду Морозу, а члены попечительчкого Совета с удовольствием выступают в роли волшебников и исполняют детские желания.

Собираются попечители по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.

Директор Дома ребенка №3 Санкт-Петербурга  сказал, что главная задача Совета – решение финансовых вопросов и привлечение внебюджетных средств. На вопрос - бывают ли члены совета в учреждении, общаются ли с детьми, директор удивленно спросил: «Зачем?». По его словам, в составе Совета – люди занятые, их приглашают на праздники, мероприятия. Правда, в силу своей занятости, они не всегда на них присутствуют. Но решаются и серьезные задачи. Например, не так давно члены попечительского совета «выбили» деньги на установку нового ограждения. (1)

Не могу согласиться с таким мнением, ведь не хлебом же единым жив человек! Я уверена, что личное общение с интересными, яркими и успешными и очень добрыми людьми для воспитанников детского дома имеет огромное значение. Кроме того, персонал в нашем детском доме, да и в других тоже, в основном женский. Как же радуются наши дети возможности побыть и в мужском обществе: поставить палатку, развести костер, попеть песни вместе с умелыми и в то же время, очень доброжелательными помощниками – членами попечительского Совета!

Нам повезло и с Председателем Попечительского Совета – человек неравнодушный, фонтанирующий идеями, любящий шутки, умеющий разговаривать с детьми на равных, с радостью соглашается и спеть с ребенком дуэтом на конкурсе «Две звезды», и принять участие в спортивном состязании. Такое общение никакие деньги детям не заменят!

Ежегодно в нашем детском доме проходит благотворительный вечер «Хотим сказать «Спасибо», на котором вручаются благодарственные письма всем нашим помощникам.

Социальная природа проблемы сиротства ставит вопрос о необходимости ее решения при непосредственном и активном участии общества, распределении ответственности. В этом смысле в профориентации детей-сирот значимым является принцип интеграции и распределения социальной ответственности.

Создание Попечительского совета решило  задачу расширения возможностей для профессионального самоопределения наших воспитанников, получения ими реальной поддержки в организации профориентации, обеспечило создание механизмов консолидации общества за счет продуктивной совместной деятельности по профессиональной ориентации детей-сирот с частными и общественными организациями, обеспечивает социальное партнерство, включение воспитанников в реальную профессиональную деятельность. Создает условия для трудоустройства, прохождения воспитанниками производственной практики, позволяет формировать у них социальную ответственность.

М.Г. Черняева  отмечает, что «возможности профессиональной ориентации детей-сирот существенно расширяются при условии взаимодействия государственных и общественных организаций, определяющегося совместным целеполаганием, партнерскими связями и отношениями субъектов профориентационной деятельности (воспитанники, детские дома, муниципалитет, благотворительный фонд, оранизация-контрагент благотворительного фонда)». (4)

Изучая материалы о структуре Попечительских советов, о целях и задачах, которые их учредители ставят перед собой, можно прийти к выводу, что в современном гражданском обществе создание подобных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие образовательных учреждений, просто необходимо. Никакое государство не в состоянии содержать детский дом самостоятельно. Попечители могут стать влиятельной силой не только в образовании, но через образование стать первой гуманитарной общественной ассоциацией, первой гражданской властной структурой в России.

1. Агапитова С. Попечительский совет должен общаться с детьми: материалы Санкт-Петербургской  городской межведомственная конференции «Попечительский совет как одна из форм государственно-общественного управления образованием»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www/spb/ru/?p=3144

2. Альтшулер Б.Л. Письмо в Общественные палаты субъектов РФ о попечительских советах интернатных учреждений: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.childright/ru/index/php/html

3. Тараканова Т. Во всех волгоградских детдомах создали попечительские советы: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg/ru/2011/03/31/reg/jugrossii/propechiteli/html

4. Черняева М.Г. Особенности организации профориентационной работы с детьми-сиротами в современных условиях//Тенденции и перспективы развития современного общества в условиях мирового экономического кризиса: материалы международной заочной научно-практической конференции / Под ред. О.В. Беловой. В 2 ч. Ч. 2. – М.; Калининград, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация воспитанников в условиях детского дома. Доклад Серовой И.Е., заместителя директора по УВР ГКОУВО "Муромский детский дом № 2"

Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател...

Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...

Эссе воспитател детского дома

Эссе на  тему:" Каждому ребенку нужны признание и любовь, к  такому, какой он есть»...

Совет Профилактики в детском доме

Сообщение для Совета Профилактики ГКОУ Саратовской области "Детский дом п. Модин Озинского района"...

Методические рекомендации Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом" Автор Варгасова Алиса Владимировна, воспитатель

Обзор проведенной нами  в январе 1017 года краеведческой экскурсии в Санкт-Петербург с воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Методические рекомендации по организации данного вида вн...

Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".

Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...