Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете «Что такое «ПОРТФОЛИО»? Для чего и зачем нужно создавать «ПОРТФОЛИО»
    учебно-методический материал на тему

    Кулешова Татьяна Викторовна

    Материал по теме выступленя полезен для методической работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx23.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на  педагогическом совете

    «Использование портфолио в современной школе в условиях реализации ФГОС», декабрь 2015 года.

    Тема выступления: «Что такое «ПОРТФОЛИО»? Для чего и зачем нужно создавать «ПОРТФОЛИО»

    Цель: познакомить педагогов школы с возможностями использования портфолио для достижения положительных результатов при введении ФГОС в ООО.

     

    1. Вступление.

    Федеральные Государственные образовательные стандарты внедряются в российских школах с 2011 года.

    Одной из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является методическая готовность педагогических работников  к реализации ФГОС.

     Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего (полного) общего образования  вносят существенные изменения, как в наше понимание результатов образования и реализации основной образовательной программы, так и в целевые ориентиры деятельности   образовательных учреждений. 

      Под методической готовностью учителя к реализации ФГОС следует понимать сложное, целостное интегративное явление, характеризующее вооруженность работников образования необходимыми для успешной реализации ФГОС методическими знаниями и компетентностями. В первую очередь преподавателям нужно обладать достаточными знаниями и уметь владеть современными образовательными понятиями и технологиями.

    Мы остановимся на одном из новых понятий, которое было добавлено в учебный процесс несколько лет назад. Это понятие – ПОРТФОЛИО. Но до сих пор идут споры и в учительской среде и среди родителей, что такое ПОРТФОЛИО и для чего его нужно создавать. 

    1. Историческая справка

    Понятие «портфолио» появилось в Западной Европе в 15-16 веках. Так называлась папка, в которой средневековые архитекторы представляли заказчикам образцы своих рисунков, чертежей, по которым те могли судить о профессионализме специалиста.

    В переводе с французского, английского, итальянского языков  слово «портфолио» означает примерно одно и то же: «папка для документов». Идея использовать портфолио в образовании возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки и его использование целиком и полностью себя оправдало.

    В российском образовании   “Портфолио” понимается как  документ, представляющий результативный пакет достижений ряда лет, а именно как форма, метод, средство и даже технология, что значительно влияет на его структуру, содержательную составляющую, формирование отдельных тематических модулей, касающихся конкретного профиля и конкретной профессионально-специфической направленности.

    1. Портфолио как технология

    В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат. Однако в связи с потребностью в объективном оценивании реальных достижений учащихся в определенных предметных областях и их способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию данную технологию необходимо рассматривать как глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате креативной созидательной деятельности субъекта образования.

    Я считаю, что портфолио – это педагогическая технология. Это не просто «портфель достижений» ученика или педагога. Это технология, которая позволяет ученику и педагогу произвести самооценку своих достижений и неудач, определить цель, к которой нужно двигаться.

    Селевко Г.К. отмечает, что в научном понимании и употреблении термина “педагогическая технология” можно выделить четыре позиции:

    1. педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса;
    2. педагогические технологии как способ, который следует рассматривать в качестве процесса коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса;
    3. педагогические технологии как научное направление, в котором рассматриваемая педагогическая технология выступает как обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук;
    4. педагогические технологии как многомерное понятие, представляющее многоаспектный подход и рассматриваемое педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс.

    Целесообразно рассматривать технологию “Портфолио” придерживаясь четвертой позиции, поскольку это есть: “система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам” (Г.К. Селевко).

    Технология «Портфолио» - организация педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, а также организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической задачей.

    Для любой технологии,  и технологии “Портфолио” в том числе,  характерны наличие и взаимосвязь ведущих компонентов (целевой, содержательный, организационный, экспертно-оценочный), которые и образуют целостную систему. Следовательно, рассматривать ее необходимо комплексно в тесной взаимосвязи с каждым из указанных компонентов. Вместе с тем важно учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, поскольку соотношение цели и результата способны констатировать реальную картину в целостной системе оценки качества образования учащегося, педагога, а также всего образовательного учреждения.

    Внедрение технологии “Портфолио” в учебном заведении требует большой и систематической работы по повышению квалификации и профессионального роста личности педагога, его компетентности в вопросах образования. Необходимость ее внедрения очевидна, поскольку требует у педагогов готовности понять и принять эту технологию как очередную инновацию, с помощью которой появится возможность для раннего формирования у учащихся универсальных учебных действий.

    Наряду с этим, следует отметить важность имеющейся структуры, содержания и формы портфолио как педагогической технологии, которой в обязательном порядке присущи конкретные теоретические положения и подходы, лежащие в основе учебной и профессиональной деятельности каждого конкретного субъекта. Для обоснования этих положений, необходимо достаточно подробно рассматривать указанные выше ведущие структурные компоненты (целевой, содержательный, организационный, экспертно-оценочный), образующие данную технологию.

    1. Портфолио как средство оценивания достижений

    Портфолио – это одновременно и цель, и средство в образовательной деятельности ученика и учителя. Умение не только создавать, но и работать с портфолио это цель, которая отражена в новом Федеральном государственном образовательном стандарте. Работа с портфолио, которая направлена не только на приобретение знаний и умений, но и на планирование, фиксирование результатов и оценивание учебной деятельности самим учеником, является хорошим средством формирования большой группы метапредметных результатов, что стало так необходимо в свете современного запроса общества. С другой стороны работа с портфолио позволяет учителю глубже понять, чему и как он учит, и является хорошим средством, стимулирующим профессиональную рефлексию и влияющим на индивидуальный стиль работы учителя.

    Работа над портфолио – это еще один способ ведения диалога между учителем и учеником по поводу планируемых и достигнутых результатов обучения и способ улучшения процесса учения. Портфолио – это выборка работ, осуществляемая самим учащимся, которые отражают его индивидуальное движение к уровню образовательных достижений.

    Портфолио – это хоть и дополнительный, но весьма важный инструмент, который позволяет существенно дополнить результаты не только промежуточного оценивания, но даже итоговой аттестации учащегося, его готовность к осознанному выбору своего дальнейшего пути.

    Портфолио может показать стороны личности, высокий индивидуальный прогресс в отдельных предметах при общих низких результатах, учебную самостоятельность и области интересов, склонность к исследовательской и конструкторской деятельности, способности к групповой работе и самообучению, а также многое другое.

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает в качестве предмета итоговой оценки три основные группы планируемых результатов:

    • Личностные;
    • Метапредметные;
    • Предметные.

    Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие:

    • Результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
    • Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

    Таким образом, в портфолио необходимо включить материалы отражающие две группы результатов:

    • Промежуточные;
    • Итоговые.

    Элементы, определяющие качество образовательного процесса, с которыми связано использование технологии портфолио:

    • Качество управления образовательным процессом, образовательной средой, содержанием образования, методами обучения;
    • Качество организации образования и используемых для этого ресурсов;
    • Качество целеполагания образовательной деятельности;
    • Качество жизни учащихся в школе;
    • Качество социального и культурного взаимодействия обучающихся.

    Оценка динамики образовательных достижений и процесса учения в целом является безусловным приоритетом в оценке качества. При этом отразить такую динамику с точки зрения формальных результатов не всегда возможно. В этом случае портфолио работ, может показать прогресс, динамику развития, становится полезным и наглядным основанием для оценки качества образовательных успехов обучающегося и качества работы учителя.

    Ключевым элементом качества образования является договорённость и единое понимание всеми субъектами образовательного процесса хорошего образовательного результата.

    Качество и результативность обучения напрямую связаны с развитием различных функций самостоятельной деятельности обучающегося и его критическим отношением к своей деятельности. Использование портфолио позволяет создать для обучающегося новую стратегию взаимодействия с учебным материалом, целью которой является акцентирование индивидуальных достижений каждого учащегося на собственный прогресс, что позволит изменить характер работы обучающегося и поможет организовать анализ процесса работы.

    Такой подход позволит:

    • Выявить образовательные потребности и интересы учащихся, оценить владение ими учебным материалом;
    • Наметить цели их конкретной учебной работы;
    • Поощрить самостоятельность и взаимодействие с одноклассниками и учителями;
    • Обеспечить эффективный и качественный мониторинг индивидуального прогресса учащихся;
    • Создать мотивацию к овладению метапредметными результатами образования в части коммуникативных навыков, самоанализа, самооценки, а также выбора, постановки целей и формирования общей оценочной самостоятельности учащихся.

    Портфолио позволяет накапливать не только материалы учебной деятельности, но и различные работы, документы и отзывы о социальной активности обучающегося, то с помощью портфеля достижений удобно организовать рефлексию детей относительно развития их общего уровня социальной самостоятельности. Для этого им необходимо предложить виды деятельности и достижения, которые продемонстрируют их персональные инициативы и определённую независимость, способность без внешней помощи принимать и реализовывать выбор, поступки, решения, отражающие степень и осознанность ответственности за итоги своей деятельности.

    При этом необходимо:

    • Разрабатывать, обсуждать с детьми и их родителями и использовать при оценке портфолио наглядные и понятные критерии оценки прогресса. Для удобства необходимо разделять виды деятельности.
    • Определять и организовывать обсуждение с обучающимися и их родителями результаты, которые будут демонстрировать достижения необходимого уровня развития.
    • Создавать условия для составления детьми собственного плана деятельности, позволяющего ему двигаться к намеченным целям.
    • Формировать и поддерживать понимание важности и ценности достижения конкретных результатов.
    1. Виды портфолио

    Все разнообразие видов портфолио определяется целью его использования. Так, после определения цели решаются вопросы основных и специфических компонентов портфолио, процесса его оценки, внешнего оформления и обсуждения. Рассмотрим виды портфолио,  которое может создать  преподаватель: по предмету, портфолио-методиста, портфолио-исследователя, портфолио-классного руководителя и др.

    В связи с этим, собранный банк необходимых материалов для портфолио важно грамотно и логично структурировать и при этом помнить, что портфолио это не просто банк достижений. В данном случае ценность представляет технология формирования системы этого банка (логичная, содержательная, целесообразная). Понятно, что при всем том многообразии вариантов портфолио его структура должна оставаться разнообразной, легкой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста, состоять из нескольких сущностно важных разделов. Обязательными разделами должны быть уже имеющие официальные сертифицированные документы (“Портфель документов”), курсовая подготовка педагога, курсы по выбору и творческие работы учащегося и педагога (“Портфель работ”), а также отзывы, рекомендации, самоанализ.

    При формировании подраздела “Творческие работы” необходимо дать перечень и аннотированное описание работ в различных видах деятельности, желательно приложить рецензии, если таковые имеются. В качестве результатов деятельности могут быть представлены различные проекты, научные исследования, рефераты, доклады, статьи, различного рода изобретения, работы по искусству и др.

    В качестве примера, подтверждающего качество образования педагога, можно предложить следующие, достаточно эффективные виды используемых нами в процессе педагогической деятельности профессиональные портфолио педагога: демонстрирующие собственные достижения, развивающие личностные и профессиональные качества, отчетные по обобщению передового педагогического опыта, электронные как целостная система оценки качества образования в виртуальной педагогической среде.

    В практике оценивания портфолио, как продукта деятельности выпускников, имеется достаточно большой опыт, представленный на всех ступенях образования (школа, профессиональное училище, вуз и др.). Это показатель успешных достижений выпускника в процессе конкретного временного периода, фиксирование и накопление им индивидуальных достижений собственного прогресса. Такой подход позволяет говорить о некоторой уже сложившейся системе, которая должна иметь преемственные связи на всех ступенях обучения.

    В связи с этим, следует отметить, что достаточно важно и целесообразно начинать работу с портфолио еще в школе. Именно там начинает формироваться первый опыт учащегося по созданию своего “шедевра успеха” как части личностной траектории развития выпускника и будущей карьеры начинающего специалиста. Представление им своих результатов с помощью портфолио позволяет проанализировать не только процесс, но и результат конкретной образовательной деятельности, проделанной в конкретные временные сроки, оценить степень сформированности его личностных качеств. При этом понятно, что на каждом из этапов должны стоять свои задачи, максимально способствующие повышению качества образования в целом, а значит и продукта – конкурентоспособного специалиста.

    1. Заключение

    В настоящее время кардинальные изменения вносят на рынок труда существенные коррективы по отношению к человеку к его профессионально-квалификационным характеристикам и выдвигают все новые и более жесткие требования к продукту его профессионального труда. В связи с этим основными морально-психологическими качествами работника становятся инициативность, самостоятельность, креативность, способность сотрудничать и взаимодействовать с другими субъектами общества, высокая мотивация к карьерному росту, повышению квалификации и профессиональному переобучению. Именно эти качества позволяют человеку быть мобильным и конкурентоспособным на рынке труда, а технология “Портфолио” как эффективный инструмент и ведущий показатель системы оценки качества образования позволяет наглядно представить целостную картину о степени сформированности личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Зачем нужно электронное портфолио?

    Для чего необходимо создавать электронное портфолио....

    Выступление на пед.совете по теме:Качество образования: из чего оно складывается.

    —Школа моя - стань еще краше,Школа моя - стань еще лучше,Пусть твои дети станут умнее,С учителями делят проблемы....

    Презентация к выступлению на педагогическом совете "Что такое портфолио и как его сделать"

    Здесь представлена перезентация к моему выступлению на педагогическом совете в помощь коллегам по составлению портфолио для аттестации в форме презентации....

    Выступление на педагогическим совете "Портфолио учителя"

    Данный материал поможет Вам сэкономить время при подготовке Ваших выступлений на данную тему....

    Выступление на педагогическом совете "Новая форма накопительной оценки - портфолио личностных достижений ученика".

    Портфолио - современная эффективная форма оценивания, способ фиксирования , накопления и оценки индивидуальных достижений школьника....

    Выступление на педагогическом совете школы «Конспект урока… С чего начать?»

    Выступление на педагогическом совете школы«Конспект урока… С чего начать?»Работа учителя при подготовке к урокам не лишена рутинной работы. Писать поурочные планы на каждый рабочий день – отличительна...

    Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

    Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....