Классный час "Легко ли быть человеком?"
классный час (7 класс) по теме

Шакирова Марьям Ваккасовна

Конспект классного часа, направленного на формирование духовно-нравственных ценностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon legko_li_byt_chelovekom.ppt2.48 МБ
Файл novyy_klassnyy_chas_1.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Как великолепен человек, если это человек настоящий

Слайд 3

Видео ДИОГЕН

Слайд 4

Личность – человек как носитель каких-то свойств. (С.И.Ожегов «Словарь русского языка») Личность – человек как сознательный член общества, с индивидуальным складом особенностей характера и интересов, темперамента и способностей, а также других черт и качеств. (Душков Б.А. Энциклопедический словарь) Личность - результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. (Учебник «Обществознание, 8 класс», автор Кравченко А.И., 2009 г.)

Слайд 6

мультфильм

Слайд 7

ЛИЧНОСТЬ

Слайд 8

Личность – это темперамент человека + его характер + отношение к миру, людям, самому себе.

Слайд 9

Что я за личность? «Познай самого себя, и ты познаешь мир»

Слайд 11

ответственность самообладание инициативность настойчивость дисциплинированность сотрудничество организованность совестливость честность справедливость общительность вежливость

Слайд 12

Семья Любовь Дружба Свобода Здоровье Отечество Творчество Образование Интересная работа Материальные ценности

Слайд 13

Сегодня я задумалась (задумался) о … Мне понравилось … Быть человеком легко, если …

Слайд 14

-Кто воздвигнет тебя к небесам? -Только сам. -Кто низвергнет тебя с высоты? -Только ты. -Где куются ключи к твоей горькой судьбе? -Лишь в тебе. -Чем расплатишься ты за проигранный бой? -Лишь собой!

Слайд 15

Каждый человек – это звезда, которая призвана светить.

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МБОУ «Аксубаевская СОШ №2»

Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан

Классный час на тему

«Легко ли быть человеком?»

Классный час подготовил

учитель татарского языка и литературы

МБОУ «Аксубаевская СОШ №2»

Шакирова М.В.

Классный час «Легко ли быть человеком?»

Как великолепен человек, если это человек настоящий

Цели: 

  • углубление понятия «человек – личность»;
  • воспитание лучших человеческих качеств; 
  • формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем; 
  • формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Оборудование:

  • ноутбук, экран, проектор, презентация классного часа;
  • рисунок дерева, листья, фломастеры.

       

Ход занятия

  1. Вступительное слово.  

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Я,……..

Несмотря на светлый зимний день, я хочу вас попросить представить себе ночное небо. (СЛАЙД 1) Когда на небе нет туч, на нем становятся видны звезды. Много звезд. Миллиарды звезд. Они светят, призывно манят к себе. Но звезды есть не только на небе. На земле тоже много звезд, и каждая излучает свет. Как вы думаете, о каких звездах идет речь?

Ответы учащихся.

Учитель:  Каждый человек – неповторимая звезда, личность. Звезды  находятся и здесь, в этой комнате. Это мы с вами. Мы играем разные социальные роли в  жизни, при этом очень важно всегда оставаться интересным настоящим человеком.

(СЛАЙД 2)

Видеоролик.

Учитель:  Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афины, возглашая: «Ищу человека!». Странно, ведь улицы древней столицы были наводнены людьми, стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, торговцами. Как вы думаете, кого искал Диоген?

Ответы учащихся.

Диоген искал то, что скрыто по ту стороны одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы.

Работа с понятиями.

 Учитель: Конечно, вы знаете, что человек Личностью не рождается, личностью он становится. Предлагаю начать с определения слова «личность». В различных источниках это понятие трактуется по – разному.

 Слайд.4 На доске 3 определения, которые закрыты шторкой. Открываются и озвучиваются по одному.

Личность- человек как носитель каких-то свойств.( С.И. Ожегов «Словарь русского языка» 1987г.) 

Личность- человек как сознательный член общества, с индивидуальным складом особенностей характера и интересов, темперамента и способностей, а также других черт и качеств. (Душков Б.А. Энциклопедический словарь)

Личность - результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта (Учебник «Обществознание, 8 класс. Автор Кравченко А.И. 2009г.)

Блок обсуждения.

Предлагаю вам обсудить в группе, какое определение вы считаете наиболее точным. Можете дать и свое определение. Высказывается каждый в группе. Начинает участник номер 1.  (Сингал Раунд Робин) 

Учитель: Какие мнения были высказаны в вашей группе. Стол №1, участник №3;  стол №2, участник 2, стол №3, участник № 4.

Таким образом, можно сказать, что личность-это человек, с одной стороны, обладающий определенным набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своем развитии долгий путь.

Учитель: Как вы думаете, когда у человека появляется стремление быть личностью?

Учитель: А сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм. Внимательно посмотрите мультфильм и постарайтесь найти ответ на этот вопрос.- Слайд 5

Ответы учащихся.

Учитель:  Какие качества необходимы человеку для преодоления жизненных трудностей?

Предлагаю поработать в группах.

Работа в группах: ребята на листочках записывают слова – характеристики понятия «личность».(СЛАЙД 6)   

Одна группа выходит к доске. Две остальные группы работают за своими столами.

Учитель. «Познай самого себя,  и ты познаешь мир», - твердят мудрецы всех тысячелетий, всех времен и народов. Спросите и вы себя: «Что я за человек?». Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем тест-опрос. (СЛАЙД 8)

Учитель предлагает учащимся выбрать вопрос и продолжить фразы.

Учитель. Продолжите следующие фразы или ответьте на вопросы,  исходя из привычного вам поведения.

  1. Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …
  2. Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …
  3. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …
  4. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…
  5. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?
  6. Несколько человек в классе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?

Учитель. А теперь подумайте над своей реакцией. Подумали  ли Вы о  состоянии другого человека или только о себе?

Ответы учащихся.

Какие выводы можно сделать для себя?

Ответы учащихся.

Учитель. Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства.

Я хочу предложить вам посмотреть на самих себя. Предлагаю вам немного расслабиться. Ведь любая, даже самая успешная личность нуждается в отдыхе. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, полностью расслабьтесь.  Закройте глаза. (СЛАЙД 9)

        Представьте, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Светло или сумрачно в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи чувствуете?

        Внезапно тропинка вновь возникает перед вами и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите банки, сосуды, коробки. Это старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я продавец из этой лавки. Откройте глаза Добро пожаловать! Здесь вы можете для себя и своих близких приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности – все, что пожелаете. . Продается: ответственность, самообладание, инициативность, настойчивость, дисциплинированность, сотрудничество, организованность, совестливость, честность, справедливость, общительность, вежливость,…. А взамен  вы можете  поделиться  со своими друзьями, одноклассниками  теми положительными качествами, которыми сами обладаете. Например: Я бы хотел приобрести ответственность, и поделиться со своими друзьями своей добротой

Ответы учащихся.

Учитель: Говоря о становлении нас как настоящих людей, мы не можем не говорить о тесной связи человека и общества, в котором протекает его жизнь. (СЛАЙД 10) Проведем небольшое исследование: какие ценности вы считаете приоритетными? Распределите ценности в порядке значимости для вас.

Учащимся предлагается проранжировать в группах следующие нравственные ценности.

Семья

Здоровье

Материальные ценности

Любовь

Дружба

Отечество

Творчество

Образование

Свобода

Интересная работа

У каждой группы может получиться свой вариант ранжирования. Учащиеся на интерактивной доске меняют положение ценностей.

Учитель: А почему вы именно так расположили ценности?

Ответы учащихся.

Учитель:  Поделитесь мыслями, как стать настоящим человеком, найти свое место в жизни? Легко ли это? 

Ответы учащихся.

 Рефлексия (ребята устно продолжают мысль). (СЛАЙД 11)

Сегодня я задумалась (задумался) о…

Мне понравилось…

Как великолепен человек, если это человек ….

Ответы учащихся.

Учитель: Давайте вместе прочитаем эти строки. (СЛАЙД 12) Я задаю вопрос, вы дружно отвечаете.

-Кто воздвигнет тебя к небесам?

-Только сам.

-Кто низвергнет тебя с высоты?

-Только ты.

-Где куются ключи к твоей горькой судьбе?

-Лишь в тебе.

-Чем расплатишься ты за проигранный бой?

-Лишь собой!

Подведение итога

(СЛАЙД 13)

Учитель: Чтобы сказать самому себе: «Я – личность», мало собственного признания. Надо, чтобы это признание сделали люди, которые тебя окружают. Несмотря ни на какие трудности никогда не забывайте, что каждый человек – это звезда, которая призвана светить. (СЛАЙД  14)

Памятка

Дорогой друг!

                       Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!

                                                 Обязанности человека делятся на 4 рода:

                                      обязанности перед самим собой, перед семьёй,

                                перед государством, перед другими людьми вообще.

                                                                                     (Гегель)

1.Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людей. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что тебе можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2.Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3.Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь - это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл. Учение - твой первый труд. Идя в школу, ты идёшь на работу.

4.Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5.Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняя зло другим людям, обкрадывая общество.

                                    Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.

Памятка

Дорогой друг!

                       Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!

                                                 Обязанности человека делятся на 4 рода:

                                      обязанности перед самим собой, перед семьёй,

                                перед государством, перед другими людьми вообще.

                                                                                     (Гегель)

1.Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людей. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что тебе можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2.Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3.Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь - это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл. Учение - твой первый труд. Идя в школу, ты идёшь на работу.

4.Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5.Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняя зло другим людям, обкрадывая общество.

                                    Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...