Общение как взаимодействие
материал на тему

Романова Юлия Викторовна

Данная работа посвящена рассмотрению понятия "общение", его сущности; понятие "взаимодействие", типы взаимодействия. Проанализирована книга Л.В.Байбородовой "Взаимодействие школы и семьи" и рассматриваются типы взаимодействия учителм  с семьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_kak_vzaimodeystvie.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Б.Ф. Ломов рассматривает общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которого осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями и навыками. Общение является необходимым условием  развития и формирования личностей и групп (Г.М. Коджаспирова , А. Ю. Коджаспиров, педагогический словарь – М., 2000, С. 97).

Основное назначение этого процесса заключается в том , чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, чтобы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Возможно, поэтому психологи выделяют три аспекта:      -   коммуникативный;

перцептивный;

интерактивный.

Интерактивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия. Организация совместной деятельности людей. Организация совместной деятельности людей. Основные виды интерактивного общения – кооперация ( от латинского слова cooperation – сотрудничество; объединение усилий участников взаимодействия для достижения  совместной цели при одновременном разделении  между ними функций, ролей и обязанностей. Включение в кооперативное взаимодействие стимулирует развитие положительной установки членов группы друг на друга, способствует взаимопомощи, усиливает взаимосвязь участников) и конкуренция. (Г.М. Коджаспирова , А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь – М., 2000, С. 97).

Интерактивный аспект общения представляет собой взаимодействие ) и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения. Общаясь, мы постоянно задаемся вопросами: «Что делает партнер?», «Что я должен  сделать для него?» - и в зависимости от ответа выстраиваем своё поведение.

Не случайно при описании общения мы можем слышать такие выражения: «Учитель давит на своих учеников», «Ученик подстраивается под учителя».

Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовать какую – либо деятельность. Например, классный руководитель предлагает учащимся своего класса принять участие в озеленении территории школы, а затем вместе с учащимися включается в работу: привозит саженцы, высаживает их в землю, поливает.

Что касается меня, я осуществляю интерактивное общение со своими учениками следующим образом:

- при уборке территории школы выхожу вместе с детьми, помогаю, убираю;

- макулатуру собираю тоже с детьми;

- готовлюсь к смотру строя и песни тоже вместе-  подбираю слова, музыку, репетируем после уроков .

Коммуникативный аспект общения связан с обменом информацией.

Перцептивный аспект общения включает в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа.

Педагогическое общение –это  профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. Педагогическое общение входит в структуру методов и приемов воспитания и обучения и является способом их реализации (Г.М. Коджаспирова , А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь – М., 2000, С. 97).

Целью педагогического общения является взаимодействия учителя со своими коллегами, учениками, их родителями, другими лицами, имеющими отношение к его профессиональной деятельности. (А.А. Лобанов, Основы профессионально – педагогического общения, 2004г.).

Сущность понятия «Взаимодействие».

Основные характеристики взаимодействия.

Одним из важнейших этапов работы с семьями учащихся является привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности учителя. Семьи должны помогать педагогу в развитии детей и коррекции их недостатков.

Сотрудничество можно рассмотреть как высший уровень развития взаимодействия, характеризующийся следующими показателями:

- по взаимопониманию – объективность знания личностных особенностей, интересов, увлечений; стремление лучше понять и узнать друг друга;

 - по взаимопониманию – понимание общей цели взаимодействия, единства задач, стоящих перед педагогами, учащимися и родителями, трудностей и забот друг друга, мотивов поведения в различных ситуациях, адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;- по взаимоотношению

 – по взаимоотношениям - проявление такта, внимания к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность её результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий сотруднический характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей и родителей;

- по взаимовлиянию – способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменений способов поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга; восприятие детьми педагогов и родителей как примера для подражания.

  1. Аннотация на книгу Л.В. Байбородовой

«Взаимодействие школы и семьи»

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в школе и каждого педагога. В данной книге делается попытка дать ответы на наиболее типичные вопросы, которые возникают у педагогов, предложить варианты их решения: («Почему необходимо взаимодействие педагогов и семьи?», «Каким оно должно быть?», « Как привлечь внимание родителей к воспитанию детей и заботам школы?», «Как изучать семьи?», « Как организовать совместную деятельность детей и родителей?»).

В книге рассматриваются конкретные формы взаимодействия педагогов и семьи, особенности общения с разными типами семей, представлен опыт работы педагогов школ, гимназий, школы – интерната и школы социальной реабилитации города  Ярославля.

Эта книга адресована руководителям образовательных учреждений, заместителям директора по воспитательной работе, учителям. Классным руководителям, преподавателям и студентам педагогических учебных заведений. Необходимо отметить, что наиболее важна эта книга для классного руководителя, потому что она может служить настольной книгой для учителя, работающего с детьми и их родителями. В книге предлагаются различные конспекты родительских собраний, планирование, анкеты, которые учитель может использовать в своей работе.

2. Типы взаимодействия учителя с семьями учащихся ( сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация).

В зависимости от отношения учителя, родителей, детей к интересам, проблемам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, можно выделить следующие типы взаимодействия:

сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация.

 Наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия. Сотрудничество учителя и семьи – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого ученика, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они решаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют действий взаимодействующих сторон.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций учителя, детей и родителей, уважительное, положительное  отношение взаимодействующих сторон друг к другу. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнёра», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, какой он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяет выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Грамотно построенный диалог создает благоприятные условия для сотруднического взаимодействия учителя и семьи.

Опека – это забота одной стороны от другой. Одни действуют как передатчики, а другие – как активные потребители готового опыта, и, таким образом , взаимодействие носит односторонний, опекающе  – потребительский характер. Такой тип взаимодействия часто встречается у учителей по отношению к детям, а иногда переносится на родителей, в целом на отношения с семьями. Такая ситуация в отношениях вполне устраивает родителей и детей.

Подавление – достаточно распространенный тип взаимодействия, который  проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как делать. Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием авторитета учителя. Оно приводит к напряженности в отношениях, вселяет в родителей и детей неприязнь к педагогу. Ребёнок переста1т любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, вынуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Родители перестают приходить в школу. Данный тип часто приводит к конфликтам. Очевидно: учитель должен отказаться от взаимодействия, построенного на подавлении, однако это нелегко сделать с авторитарным стилем поведения.

Индифферентность – равнодушие, безучастность. При полной индифферентности родители и учителя безучастны друг к другу, не беспокоят друг друга. Возможна односторонняя индифферентность, когда учитель пытается построить диалог с родителями, проявляет инициативу в установлении контактов, а родители безразличны к делам школы, класса, ребёнка. Они считают, что учителя сами должны решать свои проблемы и заниматься воспитанием их ребёнка. Индифферентный тип взаимодействия учителей и родителей может перейти в конфронтацию при неправильной организации деятельности или нетактичном высказывании, действии одной из сторон.

Конфронтация – скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Она характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится. Задача учителя – найти способы перехода к другим типам взаимодействия: диалогу, соглашению.

Взаимоотношения сотрудничества как наиболее конструктивные отношения учителя с родителями учащихся.

Значимые параметры сотрудничества:

  • Доверие – Родители доверяют школе, если в учителе видят поддержку. Если учитель не объективен к ребёнку, тогда родители не будут доверять.
  • Взаимное уважение – Учитель уважает ребёнка, не принижая сторону родителей. И родитель уважает точку зрения учителя, он для него авторитет.
  • Открытая коммуникация – Открытость в общении.
  • Честность – Родитель понимает свои ошибки в воспитании, случившемся, он не «выгораживает» своего ребёнка.
  • Активное слушание партнерами друг друга – Умение общаться, некоторые слушают только себя, а для других не находят терпения.
  • Гибкость – Владение ситуацией. Умение принимать сторону собеседника. Умение понять и занимать позицию родителя.
  • Забота ,по отношению, друг к другу – Думать о здоровье человека.
  • Полная доступность информации для обеих сторон и обмен ею.

Не скрывать материал, который есть (бумаги, заявления, докладные)

Приложение

Проанализировав свою работу с родителями, учениками, я выявила, что наиболее приемлемыми типами взаимодействия для меня являются  сотрудничество, диалог, опека и частично подавление. Прежде всего, я сотрудничаю с родителями. Мы совместно планируем дальнейшую работу, оцениваем и выявляем результаты наших совместных усилий. Чаще это происходит на родительских собраниях  и индивидуально. Ежедневно вступая в диалог с родителями, я обсуждаю положительные и отрицательные стороны наших воспитанников. Не всегда удается уделить внимание родителям при встрече, чаще по телефону. К сожалению, есть такие семьи, которые занимаются тем, что зарабатывают деньги, и не достаточно уделяют внимания своим детям, поэтому приходится общаться не по телефону, а по переписке. Нередко некоторые родители, не смотря на усилия учителя, предпочитают получать готовую информацию, поэтому такой тип взаимодействия, как опека, носит односторонний характер. Я упомянула в своей работе с родителями, такой тип взаимодействия, как подавление. Да, и такой тип взаимодействия присутствует в моей работе. Потому что существуют семьи, от которых невозможно добиться чего либо. Поэтому следует требовать, а иначе нельзя. Я не имею ввиду подавления ребёнка со стороны педагога, я имею ввиду требовательность по отношению к родителям, которым следует чаще интересоваться сыном или дочерью, следить за ним, уделять внимание. Многие дети брошены своими родителями на самовоспитание и школу, но ведь не достаточно только внимание со стороны педагога, необходима любовь, забота со стороны семьи.

3. Гуманистическая ориентация в работе с семьей предполагает:

  • Выявление и учет, потребностей учеников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
  • Опору на положительные стороны родителей и детей;
  • Раскрытие индивидуальности каждого, предоставления возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
  • Доверие ребёнку и родителям;
  • Принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка;
  • Подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;
  • Принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
  • Заинтересованное отношение к судьбе ребёнка, проблемам семьи, защита интересов ребёнка и семьи, помощь в решении проблем;
  • Обеспечение свободы совести, вероисповедания ребёнка и родителей;
  • Содействие формированию доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
  • Забота о здоровье ребёнка, о здоровом образе жизни, коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия;
  • Создание ситуаций появления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.

Особенности взаимодействия учителя с современной семьёй.

  • Роли поменялись в семье;
  • Пал авторитет отца;
  • Большинство неполных семей;
  • Опекунство (родители погибают, умирают в возрасте);
  • Много отцов – одиночек;
  • Много малоимущих;
  • Много богатых, для которых все продается и покупается. Их «Я» превыше всего;
  • Много домашних детей (не садовских);
  • У многих детей няни;
  • Слабое здоровье детей;
  • Много гиперактивных детей;
  • Самим родителям нужны психологи.

Для учителя очень важно уметь взаимодействовать с родителями своих учеников. Современные родители относятся к школе, к учителям с большой требовательностью. Перед родителями встают различные вопросы : «по какой программе учится ребенку?», «В какую школу надо отдать ребёнка», «какой учитель будет учить ребенка?», «Как учитель будет относиться к ребёнку, внимателен ли он, добрый, знающий?»,  и т. п. Поэтому с первых дней общения с родителями, учениками учитель начальных классов  должен быть внимательным, осторожным в выражениях и отношениях с детьми. Мы знаем, что младший школьник. Приходя домой всё рассказывает родителям, как, что  и почему. Учитель должен стараться прививать любовь к школе, одноклассникам. Очень, важна в школе  организация взаимного творчества детей и родителей в различных формах. Это может быть как подготовка утренников, так и проведение совместного досуга с детьми. Необходимо поощрять родителей, активно участвующих в жизни школы и класса. Педагог должен сотрудничать с психологической службой школы.

Осуществление всей работы с родителями, достижение в ней действенного успеха возможно только при индивидуальном подходе к каждой матери, к каждому отцу, при наличии такого контакта с родителями, когда каждый из них идет в школу со своими родительскими радостями и сомнениями, когда родители сплачиваются в единый коллектив. А для этого учителю надо знать хорошо особенности, условия семейного воспитания своих учеников.

Формы взаимодействия учителя с семьями учащихся: групповые и индивидуальные.

Формы взаимодействия учителей с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой – либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Существуют такие формы взаимодействия учителей и родителей, как родительское собрание; родительский лекторий; конференция по обмену опытом; вечер вопросов и ответов; встреча родителей с администрацией школы, учителями класса.

Родительское собрание – основная форма работы, где обсуждаются проблемы жизни классного, школьного и родительского коллективов. Общешкольное родительское собрание проводится 1-2 раза в течение учебного года. Как правило, одно собрание ( в конце или начале учебного года) посвящено отчету родительского комитета, анализу работы школы за прошедший год. Выбирается также новый состав родительского комитета. Могут проводиться внеплановые родительские собрания  в том случае, если возникает проблема, решение которой затрагивает интересы родителей и детей. Организаторами собрания являются члены родительского комитета. Первые собрания могут проводить учителя, давая образец демократичного обсуждения вопросов, в дальнейшем эту роль целесообразно выполнять самим родителям.

Собрания не сводятся к монологу докладчика, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями совместного поиска.

Целесообразно к проведению собрания привлечь детей, например, подготовить  какое  -  нибудь выступление,  миниконцерт. Это, как правило, положительно воспринимается детьми и родителями.

Значительная часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний, поэтому часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе определяют наиболее эффективные способы решения этой проблемы, содержание и формы психолого – педагогического просвещения.

Родительский лекторий родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. В определении тематики лектория участвуют. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители – не пассивные слушатели. Очень часто на практике занятия по психолого – педагогическому просвещению переходят в родительское собрание. Уяснив сущность воспитательной проблемы, родители обсуждают то, как она решается в конкретном классе или семьях, обмениваются мнениями и совместно намечают программу действий.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация звучит убедительнее, воспринимается с большим доверием.

Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступающими в этом случае могут стать те родители, которые решении определенных проблем достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводятся после опроса родителей на родительском собрании по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить учитель, ответа на другие приглашается специалист.

Диспут - размышление по вопросам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Встречу родителей с администрацией школы и учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.

Групповые формы воздействия обусловлены выделением отдельных групп родителей по различным признакам:

  • Актив родителей (класса, школы);
  • Родители организаторы работы объединений по интересам (руководители кружков, секций);
  • Родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;
  • Родители, которые воспитывают девочек (мальчиков)
  • Родители, которые воспитывают одного ребёнка (много детей);
  • Родители, дети которых имеют отклонения в развитии или поведении, т.п.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться на родительском собрании. Родительский актив – это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива. Педагоги и родительский комитет пытаются сформировать советы дел, комиссии для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей.

В школе и классах организуются групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов.

Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков, учителя и родители вместе пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания помощи . особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребёнка. С этой целью классные руководители организуют встречи с отцами детей, проводят конференции, размышления – консультации.

Коллективные и групповые формы взаимодействия предусматривают индивидуальные формы. Дети и семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. Поэтому индивидуальные формы взаимодействия учителей и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблем, переписку.

В современных условиях роль индивидуальных форм существенно возросла, и в реальности они становятся более востребованными со стороны родителем. Эффективность их высока, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с учителем своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребёнка. Психологическим условием успешного взаимодействия являются внимательность, проникновенность. Неторопливость.

Индивидуальная работа с родителями требует от учителя больше усилий и изобретательности, но её эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше, поэтому общение с родителями может осуществляться по телефону. Многие классные руководители, учителя используют переписку. К сожалению, чаще всего это замечания к ребёнку. О проблемах, трудностях, неудачах ребёнка лучше говорить тактично при встрече с родителями, советуя и принимая совместные решения.

Целесообразно посылать родителям благодарственные  письма. Сегодня большие возможности представляет электронная почта.

Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и детьми. Учитель выбирает разные формы взаимодействия, учитывая их потребности предложения. Главное – сделать родителей своими союзниками.

Приложение

Проанализировав свою работу с родителями, учениками, я выявила, что наиболее приемлемыми типами взаимодействия для меня являются  сотрудничество, диалог, опека и частично подавление. Прежде всего, я сотрудничаю с родителями. Мы совместно планируем дальнейшую работу, оцениваем и выявляем результаты наших совместных усилий. Чаще это происходит на родительских собраниях  и индивидуально. Ежедневно вступая в диалог с родителями, я обсуждаю положительные и отрицательные стороны наших воспитанников. Не всегда удается уделить внимание родителям при встрече, чаще по телефону. К сожалению, есть такие семьи, которые занимаются тем, что зарабатывают деньги, и не достаточно уделяют внимания своим детям, поэтому приходится общаться не по телефону, а по переписке. Нередко некоторые родители, не смотря на усилия учителя, предпочитают получать готовую информацию, поэтому такой тип взаимодействия, как опека, носит односторонний характер. Я упомянула в своей работе с родителями, такой тип взаимодействия, как подавление. Да, и такой тип взаимодействия присутствует в моей работе. Потому что существуют семьи, от которых невозможно добиться чего либо. Поэтому следует требовать, а иначе нельзя. Я не имею ввиду подавления ребёнка со стороны педагога, я имею ввиду требовательность по отношению к родителям, которым следует чаще интересоваться сыном или дочерью, следить за ним, уделять внимание. Многие дети брошены своими родителями на самовоспитание и школу, но ведь не достаточно только внимание со стороны педагога, необходима любовь, забота со стороны семьи.

Список использованной литературы

  1. Г.М. Коджаспирова , А. Ю. Коджаспиров, педагогический словарь – М., 2000, С. 97
  2.  А. Лобанов, Основы профессионально – педагогического общения, 2004г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Коммуникативные качества личности, которые проявляются в процессе общения и взаимодействия с людьми»

Цель: определить понятие общения, функции, виды общения, условия эффективного общения, узнать о своих индивидуальных особенностях, выполняя специальные упражнения, тесты....

Оптимизация процесса общения и взаимодействия воспитателя с воспитанниками через ЭОТ и релаксацию – визуализацию.

Статья описывает подход к взаимоотношениям педагог - воспитанник с целью оптимизации процесса общения и достижения наибольшей продуктивности....

Значение невербального общения во взаимодействии учителя и ученика.

Значение невербального общения во взаимодействии учителя и ученика....

презентация «Особенности общения и взаимодействия с детьми с ОВЗ »

презентация «Особенности общения и взаимодействия с детьми с ОВЗ »...

Роль педагогического общения во взаимодействии учителя и учеников

Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе.  И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в  процессе обучения и воспитания. В основе обучения и...

Общение и взаимодействие. Каким оно должно быть?

Развитие навыков взаимодействия, умения слушать и слышать собеседника....

Внеклассное занятие по развитию навыков общения и взаимодействия с учащимися 5 - 7 классов

Групповое занятие в форм тренинга. Применяемые методы - групповая работа, дискуссия, игра в группах. Цель занятия - развивать навыки конструктивного общения....