Роль педагогического общения во взаимодействии учителя и учеников
статья на тему

Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе.  И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в  процессе обучения и воспитания. В основе обучения и воспитания   лежит  общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности. В работе можно познакомиться со стилями общения, причинами возникновения проблем в общении учителя с учениками, способами преодоления психологических барьеров в общении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на республиканском семинаре молодых педагогов 23.04.2013.

Тема: «Роль педагогического общения во взаимодействии учителя и учеников»

Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе.  И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в  процессе обучения и воспитания. Наверняка, каждый молодой педагог, закончивший институт, и ещё не забывший свои школьные годы и взаимоотношений с учителями,  мечтает о том, что придя в школу, он постарается стать лучшим другом для своих учеников, будет их понимать, поддерживать, направлять. Но переступив порог школы, и проработав какое-то время, молодой педагог понимает, что не так-то легко осуществить свои мечты, а порой он сталкивается с рядом проблем, которые очень быстро разрушают его мечту и желание работать в школе. И это не только проблемы, связанные с преподаванием предмета, заполнением всякого рода документации,  дисциплиной на уроках,   а очень часто это проблемы связанные с неумением правильно выстроить общение с учениками, а иногда и с  учителями-стажистами.

Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью  на свете. Но в одном случае – это «роскошь», в другом – профессиональная необходимость. Труд педагога относится к тому виду человеческого труда, который не возможен  без  общения.

В основе обучения и воспитания   лежит  общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

Так, что же такое педагогическое общение и каковы его особенности? Какова его структура, функции, стили общения?

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.

Для того, чтобы им овладеть, надо учиться всю жизнь. Меняются условия жизни, меняются требования к ЗУН учеников, меняются  и требования к педагогическому общению.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение выполняет функции познания личности ( аффективная), обмена информацией, организации деятельности, обмена идеями, образами, ролями (интерактивная), самоутверждения, сопереживания и сочувствия (социально-перцептивная).

Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль - это индивидуальные  особенности взаимодействия педагога и ученика. Выделяют 3 основных типа  педагогического стиля. Каковы же их особенности?  Давайте рассмотрим подробнее.

Авторитарный стиль (разящие стрелы). Авторитарный учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям. Авторитарный стиль обеспечивает кажущуюся эффективность деятельности, но в  отсутствие учителя работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Данный стиль  создает неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление всех качеств личности. По данным социологов, именно в таких коллективах формируются невротики. У школьников возникает неадекватный уровень притязаний. 

 Либеральный стиль (плывущий плот) - анархический, попустительский. Либеральный учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям. Он самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.    Данный стиль является наихудшим стилем руководства, при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.                                                                                                                                                                                          

Демократический стиль (возвращающийся бумеранг). Демократичный учитель опирается  на мнение коллектива, он  старается донести цель деятельности до сознания каждого,  старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.     Учитель уважает мнение учеников. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать, не иссякает и в отсутствие руководителя. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив.     Этот стиль является наиболее преемлимым в школе.                                                                              

Проработав немного в школе, молодой педагог понимает, что общение учителя с учениками таит в себе всегда много неожиданного и  говорить с ребенком , особенно с подростком, труднее, чем со взрослым. Но надо учитывать, что в жизни детей отношения с учителем занимают очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. И в данном случае, успех в школе зависит от  учителя, от его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения.                                                                                                                                                        Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. У них наблюдаются  доверительные, добрые отношения : ученики рассказывают учителю о событиях в семье и школе, об обидах, огорчениях и радостях, прочитанных книгах и передачах. Такое общение помогает учителю усилить воспитательную силу воздействия на личность ученика, предупредить срывы в его поведении, наладить контакт с родителями.                                                                  В средней школе характер общения изменяется, ученик включается в отношения с несколькими учителями-предметниками, которые мало знают его, и общение с ним зависит во многом, от успехов ученика по предмету и поведения на уроке. В подростковом возрасте бурно происходит формирование характера, часто можно наблюдать  срывы, негативные выпада, перепады настроения. Всё это с трудом поддаются сиюминутному анализу, но педагог обязан не только их распознавать, но и достаточно умело, тактично управлять настроением  в процессе общения.                                                                                                                                      Мы по- разному воспринимаем учеником,  как и они нас. На основании анализа восприятия учителями учеников выделили  4 группы учащихся.                                                                                                                                                              К первой относят ребят, хорошо успевающих, активных.   Контакт с ними доставляет радость учителю в учебной и других видах педагогической работы. Их родители часто посещают школу.  Широкие контакты с учениками обеспечивают хорошее знание их психологических особенностей и больше возможности воспитательного влияния. Они находятся в зоне благоприятных взаимоотношений. При таких отношениях с учителями конфликтов почти не бывает, а если они случаются, то учителя уверены, что их “вовлекли другие ученики, а они страдают за коллектив”.                                                                                                                                  Ко второй группе относят спокойных учеников, но порой безразличных к событиям школьной жизни, поступкам своих сверстников - они чаще не участники, а зрители всего происходящего в школе. Взаимоотношения с учителями у таких учеников ограничиваются участием в учебной работе, а хорошая успеваемость создает мнение учителей об их “благополучии” в личностном плане. Общение с ними в школе носит деловой, оценочный характер, и это устраивает обе взаимодействующие стороны – и учителя, и ученика.                   В третью группу включают учеников, которые легко  поддаются  влиянию других, они действуют под контролем сильных личностей. Они всегда готовы извиниться перед учителем за проступок, выполнить любое поручение, отношения с такими учениками не принимают конфликтный характер.                                                                                                                 В четвертую группу входят бунтари, независимые,  самостоятельные ребята, имеющие свою точку зрения на события в школе, чувствительные к отношениям между людьми. Кроме того, в эту группу входят и ученики из неблагополучных семей, обездоленные неудачники, “трудные” дети. Они вызывают раздражение учителей своим поведением. Иногда учитель, желая “сломать” их сопротивление, напоминает об их неблагополучии, оскорбляет учеников, а взамен получает ответ - оскорбление. Такой стиль общения приводит к затяжным конфликтам .                                                                                                                                                        

Если проанализировать учеников в тех классах, в которых  мы работаем, то представители всех групп есть почти в каждом классе.  И нам приходится работать в таких смешанных группах и учитывать особенности  характера всех групп учеников.

 При этом, каждый учитель хотя бы раз испытывал нежелание  или даже, боязнь, идти в тот или иной класс или общаться с теми или иными учениками. Возникает так называемый, психологический барьер.

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и первое время могут не осознаваться учителем.  Психолог В.А. Кан-Калик, специально изучавший педагогическое общение, выделяет несколько видов барьеров:                                                                                                                                                                                                                       -«барьер» боязни класса, характерный для начинающих учителей: они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к уроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми пугает их, сковывает творческую природу                                                             -«барьер» отсутствия контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с учащимися, начинает действовать «автономно»                                                                                                                                                              -«барьер» негативной установки на класс, которая может сформироваться, порой, на основе мнений других учителей, работающих в этом коллективе, или в результате собственных педагогических неудач                                                                                                   ---«барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником        --«барьер» несовпадения установок – учитель приходит с замыслом интересного урока, а класс равнодушен, в результате неопытный учитель раздражен                                                             -«барьер» боязни педагогических ошибок (опоздать на урок, не уложиться во времени);    -«барьер» подражания: молодой учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен.

Процесс преодоления психологических барьеров строго индивидуален, но в нем существуют общие моменты:

1. попытайтесь зафиксировать, нет ли у вас перечисленных выше барьеров в общении с учащимися. Затем проанализируйте те стороны вашего общения со школьниками, которые по вашему мнению больше всего импонируют им, а также те, которые вызывают неудовлетворенность;                                                                                                                                  2. в процессе общения старайтесь уходить от стереотипов, явно мешающих успешному взаимодействию (манерность, высокомерие, надменность,  дистанционность)                                                                                     3. попытайтесь ответить на такой вопрос: «Каким видят меня школьники?» Стремитесь, чтобы этот анализ был наиболее адекватен реальному положению дел;                                             4. старайтесь не выяснять отношения с детьми, а тщательно анализировать, как они развиваются; устраняйте нежелательные элементы, ведущие к образованию барьеров.

Помните, что детей учат не наставления взрослого (педагога), а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение, его успех служат ключом к успеху обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников процесса общения.

Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.

Профессионально-важные качества педагогического общения

1) интерес к детям  и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной  ЭМПАТИИ и понимания людей;

3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей уч-ся;

4) умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении;

5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации;

7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на уч-ся в требуемом направлении;

10) способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств .

Качества учителя, которым отдают предпочтение ученики.

  1. человеческие качества - доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
  2. организационные качества - справедливость, последовательность, честность, уважение других.
  3.  деловые качества - полезность, демократичность, умение заинтересовать.
  4. внешний вид - хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
    В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.

Отрицательные качества учителей:

  1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
  2. Выделяет отдельных учеников.
  3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
  4.  от ученика безоговорочного подчинения.
  5. Относится как к маленьким.
  6. Относится неуважительно.
  7. Не умеет хранить тайну.

Особую роль в общении учителя с учениками  имеет преподаваемый учителем учебный предмет. Нельзя забывать, что урок – это, прежде всего, деловое общение учителя с классом как с коллективом. Но урок должен одновременно быть и деловым общением учителя с каждым учеником. Советский психолог А.Н.Леонтьев писал, что проблема обучения – это, прежде всего, проблема психологии общения. Построить общение на уроке так, чтобы оно вовлекало всех учащихся класса и в то же время как бы адресовалось каждому ученику отдельно, хоть и сложно, но возможно.

Для формирования устойчивого интереса школьника к преподаваемому предмету, учителю необходимо уделять внимание прежде всего качеству подготовки к уроку  и методике преподавания. Любой школьный предмет может быть для школьника интересен, если интересно представлены идеи, темы, смысл обучения..

  1. Для поддержания интереса к уроку, учителю необходимо разнообразить формы урока. Урок должен нести в себе творческое начало, быть средством заинтересованного общения ученика и учителя. Дети должны быть заняты весь урок.  
  2. Речь учителя должна быть не только правильной, но   и искренней.  Если в речи учителя много пустых деклараций, нет глубокого и разностороннего анализа жизненных ситуаций, речь изобилует штампами и банальностями, а изложение страдает сухостью и отдает схематизмом, то у  учащихся быстро наступает апатия.  Быстро надоедает и то, что чрезмерно упрощается, разжевывается, неоднократно повторяется. Урок - это всегда “езда в незнаемое”, даже если он посвящен повторению, закреплению пройденного материала. Он должен формировать потребность в познании.
  3. Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием учащихся. Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое, тоже повышает интерес к предмету.
  4. Учитель  должен  уметь поддерживать темп урока,  разбивать  урок на части, поскольку через 7-10 минут внимание любой аудитории обычно снижается. Мышление хочет отдохнуть от старого логического хода, поэтому должны сочетаться различные приёмы активизации внимания: шутка, красочный пример, неожиданное и яркое сравнение, маленькая притча, афоризм, метафора, рисунок, музыка и т.п. Важно, чтобы переход от одного вида работы к другому на уроке не был резким, чтобы не звучала угроза поставить двойку за невнимание. Не должно быть никакой вялости и тягучести. Это требует от учителя определённого напряжения, поскольку приходится учитывать возможности каждого из учеников класса и всех их вместе. Почувствовав усталость ребят, увидев, что не все ученики могут следовать заданному темпу общения, учителю следует плавно сменить его. Умело заданный темп, его переходы в общении во многом способствуют повышению заинтересованности учащихся.
  5. Учителю необходимо быть очень внимательным к успехам учащихся. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, красивый почерк, аккуратность, веселый нрав, находчивость. Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребенке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту.
  6. Запомните, что требовательность, принципиальность и последовательность в осуществлении рабочей дисциплины и порядка на уроке и вне его способствуют выработке делового настроя класса, и это сказывается в общении. 

Не только учителя ждут чего-то от учеников, но и ученики ожидают много от учителя.  Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к острым конфликтам.
Каковы же с пецифические причины конфликтов «Учитель – ученик»
1.
Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:
• в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
• несоблюдение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
• плохая организация  класса, приказной тон,  крик учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися;
• в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»
• в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика
• в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ученика • в неумении организовать занятия со всеми учащимися.
2.
Нарушение школьных требований учащимися: неподготовленность домашних
заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины.
3.
Проявление личностных конфликтов как обучаемого, так и педагога.[

Как можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы учителя с учениками были в хороших отношениях? 
1. Умело и чётко проводить  организационный момент урока, не оставлять не одного ученика в бездеятельности.
2. Создавать атмосферу непрерывного общения с классом.
3. Проявлять требовательность к себе и к ученикам по поводу полной готовности к уроку.
4. Знать свой  предмет " на отлично”, свободно владеть им. Применение разных методов и форм обучения.
5. Выполнять и стремится  к выполнению поставленной цели: добиваться полного усвоения материала  всеми без исключения учащимися.
6. Рационально использовать  время, дорожить каждой минутой урока.

7.Организация индивидуальной работы, особенно с тем, кому дается трудно предмет. Их на уроке больше спрашивать, больше теребить и беспокоить.
8. Уважительно относиться  к личности ученика, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.

В общении с классом или группой учащихся на учебных занятиях нередко возникают ситуации, которые как бы специально испытывают учителя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Чаще других возникает ситуация, когда при объяснении урока одному-двум ученикам приходится делать несколько раз одно и то же замечание. Нередко учитель не сдерживается, срывается на крик, на угрозы. Такая вспыльчивость в виде окрика помогает закончить объяснение без помех, но уже без энтузиазма. Урок скомкан, у учителя остаётся горький осадок от своей несдержанности, горячности, у учеников – недоумение, напряженность, скованность, тревожность. “Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений”, – писал В.А.Сухомлинский. Не забывайте, что сдержанность – важное психологическое свойство в общении учителя с учениками. Это качество характеризует устойчивое, ровное, спокойное, но не безразличное, не холодное отношение к различным ситуациям жизнедеятельности. Настроение как устойчивое общее эмоциональное состояние играет важную роль в процессе деятельности. Учитель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное, пониженное настроение. Ребята более всего тянутся к людям, которым свойственно повышенное, веселое, жизнерадостное настроение. Они наоборот избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.

Важнейшим видом профессионального общения учителя наряду с уроком является внеклассное мероприятие (вечер, экскурсия, культпоход, классный час, собрание). Эти виды общения не должны напоминать урок, иначе школьники будут избегать этих мероприятий, рассматривая их как принудительное продолжение уроков. В общении с учащимися перед педагогом всегда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру. У каждого свой темперамент, способности, характер: один очень легко всем увлекается, другому всё быстро надоедает, один трудолюбив, другой не прочь полениться. И всё это надо учитывать учителю. Для каждого нужен свой конкретно-специфический, индивидуализированный стиль общения.

Однако надо помнить, что каждый урок, каждое общение   должно быть осмыслено педагогом как подарок детям.  Давайте же дарить детям как можно больше таких подарков».

Таким образом, педагогическое общение многофункциональное. От его уровня зависит успех в учебно-воспитательном процессе. Всё в наших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты продуктивного взаимодействия учителя и ученика

В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение инт...

Педагогический опыт «Проектная деятельность как успешное взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения»

Представленный материал содержит информацию об использовании проектной деятельности в образовательной области "технология"...

Значение невербального общения во взаимодействии учителя и ученика.

Значение невербального общения во взаимодействии учителя и ученика....

Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика.

В работе представлен опыт работы по созданию технологической карты урока.Обучение с использованием технологической карты  позволяет организовать эффективный учебный процесс, об...

Педагогическое взаимодействие учителя и ученика

Презентация к РМО председателей МО  классных руководителей...

Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, в соответствии с требованиями ФГОС.

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Высказывание А. Дистервега о том, что «Развитие и образование ни од...

Методика оценки уровня развития педагогического взаимодействия учителя с учеником

Профессиональная деятельность учителя всегда связана с постоянным взаимодействием в социуме – это и ученики, и их родители, и администрация школы, и коллеги, поэтому дать полноценную оценку педа...