Методика оценки уровня развития педагогического взаимодействия учителя с учеником
методическая разработка

Свердлова Екатерина Андреевна

Профессиональная деятельность учителя всегда связана с постоянным взаимодействием в социуме – это и ученики, и их родители, и администрация школы, и коллеги, поэтому дать полноценную оценку педагогической деятельности можно только на основе анализа эффективности взаимодействия с каждой из групп. Данное тестирование помогает дать целостную и всестороннюю информацию о взаимодействии педагога с каждым учеником, поэтому данный вид анализа может быть использован социальным педагогом образовательной организации в качестве одного из параметров оценки качества деятельности педагогических работников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Методика оценки уровня развития педагогического взаимодействия учителя с учеником

педагога дополнительного образования

Свердловой Екатерины Андреевны

Санкт-Петербург

2023 год

Цель: определить представления обучающегося о его взаимодействии с педагогом, компетентности педагога в отношении ученика, выявить проблемы межличностного взаимодействия учителя с детьми и подростками, предоставить целостную информацию о взаимодействии педагога с каждым учеником.

Задачи:

  1. Провести анкетирование учащихся методом заполнения теста с суждениями о взаимодействии педагога с учениками;
  2. Провести сравнение положительных и отрицательных ответов ученика на представленные ниже вопросы и суждения с данными знаков идеального взаимодействия педагог-ученик;
  3. Определить уровень развития когнитивного, эмоционального и поведенческо-волевого компонента;
  4. Провести интерпретацию результатов посредством расчета среднего арифметического каждого компонента;
  5. Сделать выводы о наличии или отсутствии проблем межличностного взаимодействия учителя и ученика.

Ход проведения тестирования:

Выдать заранее подготовленные опросные листы для каждого ученика со списком из 30 суждений. Школьник выражает свое согласие с данным высказыванием знаком «галочка», а несогласие – знаком «крестик» напротив каждого суждения. После проведения тестирования результаты опросных листов интерпретируются указанным ниже способом.

Ниже представлены примеры суждений для опроса учащихся со знаками «V» или «X» для идеального состояния взаимоотношений учителя и ученика:

  1. Мне тяжело и трудно общаться с педагогом.

x

  1. Педагог помогает мне справиться с трудностями в усвоении материала, если такие возникнут.

v

  1. Педагог – справедливо относится ко мне.

v

  1. Педагогу не хватает чуткости и понимания.

x

  1. Педагог ответственно подходит к планированию воспитательной работы с учениками.

v

  1. Педагог может достаточно реально предсказать результаты моей работы.

v

  1. Мне нравится работать с этим педагогом.

v

  1. Я не хочу и не буду делиться своими переживаниями и мыслями с этим педагогом.

x

  1. Педагог вызывает у меня доверие.

v

  1. Педагогу не хватает требовательности ко мне.

x

  1. Взаимодействие с педагогом приносит мне положительные эмоции.

v

  1. Педагог всегда может дать мне дельный совет.

v

  1. Оценка педагога важна для меня.

v

  1. Педагог не уделяет мне достаточно внимания.

x

  1. У нас с педагогом сложились здоровые деловые отношения.

v

  1. Педагог является авторитетом для меня.

v

  1. Педагог плохо чувствует мое настроение.

x

  1. Педагог в основном работает только по шаблону.

x

  1. Педагог хорошо знает мои сильные и слабые стороны.

v

  1. Педагог всегда выслушивает мое мнение.

v

  1. Педагог не учитывает мои индивидуальные особенности.

x

  1. Педагог постоянно указывает на мои ошибки.

x

  1. Я не сомневаюсь в компетентности педагога.

v

  1. Мнение педагога важно для меня.

v

  1. Педагог относится ко мне предвзято.

x

  1. Педагог не позволяет мне проявляться творчески.

x

  1. Педагог уважительно общается со мной.

v

  1. Я доволен взаимодействием с педагогом.

v

  1. Я бы не хотел в будущем заниматься с этим педагогом.

x

  1. Педагог меня мотивирует.

v

Обработка результатов тестирования:

Для анализа результатов проводимого опроса подсчитывается совпадение реального (отвеченного учеником) и идеального (представленного в таблице выше) количества выбранных вариантов ответа. Каждое совпадение фиксируется одним баллом. После чего подсчитывается число совпадений по каждому из трех основных компонентов:

  • Когнитивный компонент: 2, 5, 6, 12, 18, 19, 21, 23, 26.
  • Поведенческо-волевой: 3, 8, 10, 14, 15, 16, 20, 22, 24, 25, 27, 29, 30.
  • Эмоциональный: 1, 4, 7, 9, 11, 13, 17, 28.

Затем рассчитывается среднее арифметическое по каждому из компонентов. Для этого число совпадений идеальных и реальных знаков делится на общее число фраз, относящихся к проявлению каждого компонента.

Чем ближе каждое из полученных значений к единице, тем выше уровень развития компонента.

Профессиональная деятельность учителя всегда связана с постоянным взаимодействием в социуме – это и ученики, и их родители, и администрация школы, и коллеги, поэтому дать полноценную оценку педагогической деятельности можно только на основе анализа эффективности взаимодействия с каждой из групп. Данное тестирование помогает дать целостную и всестороннюю информацию о взаимодействии педагога с каждым учеником, поэтому данный вид анализа может быть использован социальным педагогом образовательной организации в качестве одного из параметров оценки качества деятельности педагогических работников.

Список используемой литературы

  1. Оптимизация образовательного процесса как педагогическая проблема // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-kak-pedagogicheskaya-problema.
  2. Борискина Ирина Петровна, Нуштаева Анастасия Владимировна, Савкина Анастасия Васильевна, Табачкова Марина Юрьевна Тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности образовательного процесса // ОТО. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/testirovanie-kak-sredstvo-povysheniya-kachestva-kontrolya-i-otsenki-effektivnosti-obrazovatelnogo-protsessa.
  3. Игнатович В.К., Бондарев П.Б, Курочкина В.Е., Игнатович С.С. технология проектирования индивидуальных результатов учащихся в системе дополнительного образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2020. №4 (268). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-proektirovaniya-individualnyh-rezultatov-uchaschihsya-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика оценки уровня квалификации педагогических работников Минобрнауки

Департамент общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации направляет для использования в работе материалы по оценке уровня квалификации педагогических работников в соответст...

Методика оценки уровня воспитанности ученика

Методика оценки уровня воспитанности ученика...

Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика.

В работе представлен опыт работы по созданию технологической карты урока.Обучение с использованием технологической карты  позволяет организовать эффективный учебный процесс, об...

Схема конспекта урока. Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников"

"Методика оценки уровня квалификации педагогических работников" 1. Организационный момент. 2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу. 3. Изучение нового учебного материала. 4. Закрепление ...

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ от 29.11.2010

Методика разработана на основе исследований, проведенных в рамках проекта:«Апробация и внедрение разработанных подходов к проведению аттестациипедагогических работников образовательных учреждений на р...

Педагогическое взаимодействие учителя и ученика

Презентация к РМО председателей МО  классных руководителей...

Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, в соответствии с требованиями ФГОС.

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Высказывание А. Дистервега о том, что «Развитие и образование ни од...