Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, в соответствии с требованиями ФГОС.
методическая разработка на тему
С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Высказывание А. Дистервега о том, что «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» актуальны и по настоящее время.
Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?
Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дает возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, в соответствии с требованиями ФГОС.
Автор: Аюпова Лариса Борисовна,
учитель математики первой квалификационной категории
МБОУ СШ №8г.Нижневартовска ХМАО-Югры Тюменской области.
Великая цель образования - это не знания, а действия.
Герберт Спенсер
Эпиграф определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Высказывание А. Дистервега о том, что «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» актуальны и по настоящее время.
Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?
Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дает возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на всех ступенях образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Какова деятельность учителя при проектировании урока в условиях внедрения ФГОС ООО?
1 шаг.
∙ четко определить и сформулировать для себя тему урока;
∙ определить место темы в учебном курсе;
∙ определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
2 шаг. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
3 шаг.
1.Спланировать учебный материал
2.Подобрать учебные задания, целью которых является:
• узнавание нового материала;
• воспроизведение;
• применение знаний в новой ситуации;
• применение знаний в незнакомой ситуации;
• творческий подход к знаниям.
3.Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
4. Определить, с помощью каких педагогических технологий вы будете достигать поставленной цели: проблемно-диалогического обучения, деятельностного метода обучения, развития критического мышления, самостоятельной оценочной деятельности, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Шаг 4. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
Шаг 5. Разработка структуры урока, расчет времени, подбор методических приемов и техник для каждого этапа урока. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Шаг 6. Определение способов оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
∙ что контролировать;
∙ как контролировать;
∙ как использовать результаты контроля?
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им, найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Шаг 7. Разработка домашнего задания. При этом к домашнему заданию предъявляются требования: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Шаг 8. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
Типы уроков деятельностной направленности:
1) уроки «открытия» нового знания (Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов).
2) уроки рефлексии (Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.)
3) уроки общеметодологической направленности (Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
4) уроки развивающего контроля (Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д.)
Разберем структуру урока «открытия» новых знаний, построенного на основе системно - деятельностного метода.
Этапы:
- Организационный момент. Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу.
Приемы:
1.Читаю стихи:
Посмотрите, все ль в порядке,
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка учебной задачи.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
Приёмы работы:
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех», «Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой своей дорожи»);
- применение дидактических игр (ребусы, математическое лото, устный счет с открытием ключевого слова)
Прежде чем смело к задачам идти,
Тему из букв ты сумей собери!
3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
∙ воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий,
∙ активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.),
∙ актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»),
∙ попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке,
∙ зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
4.Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. (н-р,разбор примера с расставлением скобок)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место — шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения — те конкретные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа в целом. • 4-5 мин.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять, как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.). Одной из лучших и эффективных форм организации деятельности учащихся на данном этапе является работа в парах, группах.
6. Реализация построенного проекта.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой ситуации, проговаривается вслух установленные алгоритмы действия ∙ Что делаю и почему? ∙ Что идет зачем? ∙ Что должно получиться? • 4-5 минут.
Способы: фронтальная работа, работа в парах;
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
Приёмы рефлексии: «Лесенка успеха», «Дерево успеха», «Светофор», «Рефлексивный экран» (Я узнал. Я запомнил. Я удивился. Я могу похвалить себя за), «Карта настроения», «Смайлики». Естественно, что описанные этапы урока в их полноте реализуются не сразу, а постепенно, в соответствии с возрастными особенностями развития детей. В условиях введения новых образовательных стандартов изменились подходы к современному уроку. Он должен быть личностно-ориентированным, деятельностным, компетентностным, здоровьесберегающим.
Таким образом, технологическая карта урока позволяет учителю:
- увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;
- полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;
- корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
- согласовывать действия учителя и ученика;
- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Представлена новая форма планирования деятельности учителя и учащихся на уроке, форма технологической карты. Пример технологической карты урока физической культуры в 1 классе....
Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика.
В работе представлен опыт работы по созданию технологической карты урока.Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, об...
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможност...
Технологическая карта как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся
В данной рабоете смоделирована технологическую карту урока с опорой на новую структуру урока в соответствии с требованиями ФГОС.Урок русского языка. 5 класс, УМК Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой...
Технологическая карта урока английского языка – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся
В статье представлены основные принципы составления и пример технологической карты урока...
Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Совершенствование речевых навыков по теме «Мой дом» § Обучающие: освоить новые лексические единицы по теме и повторить ранее изученные во всех видах речевой деятельности ,...