От традиций к инновациям посредством метода проектов
статья по теме

Петрова Алёна Ивановна

Статья  «От традиций к инновациям посредством метода проектов» -  была представлена в рамках Всероссийской научно-методической видеоконференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_traditsiy_k_innovatsiyam_posredstvom_metoda_proektov.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова А.И.,

ГАОУ СПО «Тюменский колледж водного транспорта» 

ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

       В последние годы, в связи с реформой системы образования в нашей стране, активно обсуждаются вопросы о соотношении инноваций и традиций в образовании. С одной стороны, необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогики ни у кого не вызывает сомнения, с другой стороны, на практике, сбалансированность этих социокультурных феноменов нарушается или в одну, или в другую сторону. Несомненно, что инновации и традиции должны рассматриваться как два полюса мира образования.

      Термин «традиция» в научной литературе достаточно разнопланов. Зачастую под традицией (от лат. traditio - передача) понимается лишь косное, отжившее, мешающее развитию наследие прошлого, бессмысленно воспроизводящееся в современности. Согласно другой точки зрения, традиции представляют из себя элементы социокультурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени, которые выступают в роли регулятора внутрицивилизационных процессов. Традиции, формирующие образ цивилизации, наиболее ярко проявляются в культуре. Под традицией можно понимать веками и тысячелетиями выверенный и доказавший свою жизнеспособность согласованный образ сосуществования всего со всем, сложившийся оптимальный для данной географической, природно-климатической, культурно-исторической среды информационно-логический и чувственно-интуитивный способ адаптации, проявляемый в образе жизни или стиле жизни. Таким образом, возникшие в глубокой древности традиции играют определяющую роль в воспитании и образовании новых поколений.

       Традиции в педагогике любого народа всегда были основой для построения национальной образовательной системы, т.к. только народные традиции, вышедшие из жизни и проверенные жизнью, могут быть аксиоматичны. Педагогическую традицию в России рассматривают сегодня как наиболее устойчивый педагогический феномен, основной характеристикой которого является национальная специфика. Понятие педагогической традиции в России не только имеет тесную связь с ментальностью. Традиционные ценности российского национального образования постоянно актуализируют множественные формы мирового педагогического сознания.

        Базу российского образования составили традиции народной педагогики и семейного воспитания, идеи М.В. Ломоносова, И.И. Новикова, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Однако, так называемая «классическая» модель российской школы сложилась так же под влиянием философских и педагогических идей Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Д. Дьюи.

      Понятие «инновация» вошло в обиход в XIX веке и первоначально обозначало внедрение элементов одной культуры в другую. В России к понятию инновация всегда относились с осторожностью, и чаще использовалось синонимичное понятие - «нововведение».

     В конце 80-х - начале 90-х гг. XX столетия в отечественной педагогике были начаты исследования в области педагогической инноватики, и данное понятие прочно вошло в педагогическую науку и практику. Под инновацией в целом понимается процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств в образовании. В работах Э.Д. Днепрова, В.И. Загвязинского, М.М. Поташника, В.С. Лазарева, А.М. Саранова, В.А. Сластенина и др. инновационный процесс рассматривается через инновационную деятельность человека, направленную на изменение компонентов репродуктивных видов его деятельности.

        Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого. Как писал русский историк и философ П.Н. Савицкий, «медленно, веками усилий, создаётся традиция. Сияющих вершин самостоятельного, основополагающего творчества народ достигает нелегко. К ним ведёт долгий и трудный путь постепенного восхождения. Каждый шаг вперёд становится возможным только потому, что сделан предыдущий. Утрачивающий традиции скатывается вниз. Но горе тому, кто ограничивается только сохранением традиции. Если поступать так, это означает, что и традиции, которую охраняют, недолго осталось жить. Нет традиции вне непрестанного творчества, вне утверждения её в наиболее совершенных, наиболее отвечающих характеру именно данного времени формах...»[3,196]. Следовательно, традиции и инновации можно и необходимо рассматривать как особо значимый культурный и историко-педагогический феномен, т.к. именно благодаря их взаимодействию не только образование, но и все институты общественной жизни в эпоху социальных потрясений и реформ остаются способными к устойчивому саморазвитию.

       Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским фолософом и педагогом Дж.Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании.

        В России ещё в 1905 году под руководством педагога С.Т. Шацкого разрабатывались проектные методы в практике преподавания. Однако жизнь этого метода в России была недолгой. Проекты в методике преподавания истории в 1920-х гг. органично сочетались с внедряемой идеей трудовой школы, но уже в 1931 году метод проектов был осужден и «закрыт». Вместе с тем в зарубежной школе он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В настоящее время, когда возникла необходимость  в качественно новых образовательных технологиях,  проектная технология активно и успешно развивается за счет сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

        Метод проектов может применяться как в урочное, так и во внеурочное время, при подготовке  исследовательских работ, при курсовом и дипломном проектировании. Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения[1,58].  

        Проектная технология предполагает наличие проблемы, требующей исследования, формулировки гипотезы, планирование и разработку исследовательских действий, сбор данных, их анализ, синтез, обобщение, подготовку и написание сообщения, презентацию результатов.

        Работа над проектом – это многоэтапная серьезная деятельность преподавателя и обучающихся. Можно условно выделить четыре этапа работы над проектом.

        1 этап: подготовительный. Он включает в себя выбор темы, формулировку гипотезы, т.е. предположение  о результатах и путях их достижения, определение целей и задач. На этом этапе необходимо определить также количество участников (индивидуальный или групповой проект).

         2 этап: поисковый (исследовательская деятельность). Он представляет собой поиск и сбор информации, изучение специальной литературы, обмен информацией и её обсуждение с другими участниками проекта.

        3 этап: аналитический. Включает анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов.

       4 этап: презентация полученных результатов. На этом этапе производится оформление пакета документов,  информационных стендов, иллюстраций,  схем, диаграмм, защита проекта, подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

       В 2009 году в колледже было создано научное общество обучающихся, которое сегодня объединяет более 30 ребят в возрасте от 15 до 20 лет. Деятельность НОО осуществляется на основе действующего законодательства и специально разработанного Положения. Главная задача НОО – дать обучающимся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Работа по организации  проектной деятельности с обучающимися началась с создания банка тем, которые был предложены преподавателями. Почему именно преподаватели предлагают темы для проектов? Ведь именно они, формируют мотивацию участников, проводят консультации по темам проектов, по их содержанию, оказывают помощь в подборе материала, отслеживают деятельность каждого участника. Ведь именно им предстоит выступать в качестве экспертов на защите проектов обучающимися, делать анализ проделанной работы, оценивать каждого участника проекта.  Поэтому преподаватель должен владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся, проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, нем подавляя учеников своим авторитетом; уметь интегрировать знания из различных областей. Работа по методу проекта – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию преподавателя. Именно поэтому в план работы НОО включены обучающие семинары для преподавателей по темам: «Формирование исследовательских умений обучающихся», «Структура исследовательской работы», «Формирование исследовательской культуры»; разработаны методические рекомендации по организации проектной деятельности с обучающимися.

     Можно выделить основные виды проектов, которые применяются на практике:

  • Исследовательские (предполагают деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования). Так, проекты «Соблюдение норм природоохранного законодательства», «Оценка экологического состояния реки Тура» стали призерами областной студенческой научно-практической конференции «Проблемы экологии глазами учащихся и студентов». Проект студента 2 курса Боталова Павла «Проблемы применения статей Кодекса об административных правонарушениях на внутреннем водном транспорте РФ» стал дипломантом третьей степени на Всероссийском конкурсе молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива».
  • Информационные (направлены на работу с информацией о каком-либо явлении или объекте). Дрейлинг Максим и Лукин Андрей стали третьими в рамках  XIV Региональной научно-практической конференции «Менделеевская ассамблея -2010» с проектом «Терроризм – современная угроза человечеству»;  Проект «Проблема загрязнения судоходных рек» автор Зуев Павел, стал дипломантом 2-ой степени Всероссийского молодежного форума  по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО ».
  • Практико-ориентированные (направлены на получение конкретного результата деятельности). Итоговым продуктом проекта «Наш подарок колледжу» стало оформление  перехода из общежития в учебный корпус цветниками.

Проектная деятельность обладает огромным образовательным потенциалом. Повышается мотивация обучающихся в получении дополнительных знаний, изучаются важнейшие методы научного познания. Развиваются исследовательские и творческие способности, умение ориентироваться в информационном пространстве, работать с различными  типами документов, анализировать факты, рассматривая их с разных точек зрения. Развивается важнейшее умение интегрировать знания из различных областей для решения проблем.  Участие в проектировании  развивает коммуникативные умения и навыки, участие в групповой работе позволяет исполнять разные социальные роли: и лидера, и исполнителя.

Список литературы

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
  2. Инновационная деятельность [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.mou-rdu.ru
  3. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования/ Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. – М.: Мастерство, 2001.-272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта...

"Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проектов

Данная работа содержит сведения о методах обучения, методе проектов, с помощью которых реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи....

«Формирование ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного процесса посредством метода проекта».

Краткая аннотация работы: Приступая к работе над формированием ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного процесса посредством метода проекта, я выявила следующую проблему:что уча...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ  В настоящее время современное образование носит, как правило, репродуктив...

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и прог...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и...

Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»

В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся...