Профстандарт педагога - достоинства и недостатки
статья на тему

Зенина Евгения Анатольевна

Профстандарт педагога принят. Каковы плюсы и минусы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zenina_profstandart.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный стандарт педагога.

В мае 2012 года РФ В.В.Путин поручил разработать профессиональные стандарты для учителей русского языка и математики. В настоящее время речь идет уже о стандарте учителя не зависимо от предмета. Проект профстандарта опубликован на сайте Минобрнауки. Предложения и замечания к проекту можно оставить на сайте общественного совета при Министерстве и официальной странице Минобрнауки России в Живом Журнале.

Проект профессионального стандарта педагога разрабатывается экспертами, заслуженными педагогами РФ. Рабочую группу по разработке концепции возглавил директор Московского Центра образования №109 Е.А.Ямбург. В целом, содержание концепции заключается в следующем:

Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями:

  • Работа с одаренными учащимися.
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Стандарт должен:

  • Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
  • Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
  • Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
  • Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
  • Соответствовать международным нормам и регламентам.
  • Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

Характеристика стандарта

  • Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
  • Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории
  • Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).
  • Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.
  • Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей 

Профессиональный стандарт педагога может применяться:

  • при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»
  • при проведении аттестации педагогов

Цель применения

  • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
  • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
  • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
  • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Содержание профессионального стандарта педагога

  • Часть первая: обучение.
  • Часть вторая: воспитательная работа.
  • Часть третья: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности).
  • Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.
  • Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся с учетом уровней образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

Так, в оценке работы педагога со способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, критерием успешной работы становятся интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.). Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности в лице учащихся и их родителей.

Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов (ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита).

Такова официальная сторона разработки ПС.

Тем не менее, существует не одна ложка дегтя в бочке стандартизации. Если мы обратимся к терминологии, то увидим несоответствие общеупотребимого смысла термина «профессиональный стандарт» от смысла термина, применимо к учителю.

Общий смысл термина: «Профессиональный стандарт – документ, раскрывающий с позиций сферы труда (объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ)) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников»

Смысл термина от создателя теории профстандарта педагогической деятельности Шадрикова В.Д.: «Под профессиональным стандартом будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в деятельности».

Если сравнить эти два определения, то налицо некоторая дискриминация учителя: стандарт не только определяет содержание деятельности работника и требования к квалификации, но и ставит под вопрос саму возможность заниматься учителю педагогической деятельностью, если один из компонентов СИСТЕМЫ не будет соответствовать стандарту.

Далее, если проанализировать необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями, то окажется, что новых компетенций мы с вами не обнаружим.

Безусловно, радует то, что Рабочая группа понимает необходимость дополнения ПС региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории и  внутренним стандартом ОУ.

Одно из требований ПС – наличие у педагога высшего педагогического образования. Что же делать тем учителям, которые в силу преклонного возраста и наличия огромного опыта не хотят или не могут получать высшее образование?

В документе отсутствуют права учителя, зато много часто встречается слово «должен». И, прежде всего, учитель должен обучать, воспитывать, развивать. Но ведь для учителя развитие, как правило, не какой-то отдельный вид деятельности, это логический результат именно обучения и воспитания. Возникает ощущение, что часть документа писали люди, очень далекие от образования.  А теперь вспомним образовательные задачи по ФГОС ООО: личностные, метапредметные, предметные. Не породит ли данное противоречие ПС и ФГОС путаницы и неразберихи в рядах измученных реформами педагогов?

Профсоюз учителей обеспокоен множеством противоречий правового плана. Вот только некоторые из них:

  1. Должности «педагог» в настоящее время не существует и не предполагается для включения в Номенклатуру должностей педагогических работников;
  2. Проектом ПС предусматриваются отдельные требования к знаниям и умениям, обладание которыми в настоящее время у некоторых педагогических работников может отсутствовать (готовность принять любых детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей, в том числе, инклюзивных и т.д., отсутствие профессиональной подготовки, соответствующей требованиям представленного проекта ПС может привести к признанию педагогических работников не соответствующими занимаемой должности
  3. В проекте профессионального стандарта недостаточно разработан понятийный аппарат
  4. Проектом профессионального стандарта к трудовой функции педагога отнесена разработка различных программ, тогда как согласно части 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», разработка и даже участие в разработке образовательных и др. программ является правом, а не обязанностью педагогических работников

Проект ПС предъявляет, на наш взгляд, завышенные требования к учителю, мелочно регламентирует многочисленные обязанности педагога, демонстрируя недоверие  работникам педагогической сферы.

И на фоне Проекта ярким контрастом выступает принятые и вступившие в действие с сентября 2012 года Стандарты для учителей в Англии. Новые английские стандарты определяют минимальный уровень практики для стажеров и квалифицированных учителей. За ввод в профессию отвечают специальные люди — провайдеры, они руководят стажировками. О содержании программ в английских стандартах ни слова. Это дело провайдеров. Что же касается требований к учителю, то в документе всего восемь пунктов. Учитель должен:

1. Ставить высокие цели, которые вдохновляют и мотивируют учеников.

2. Способствовать развитию и хорошим результатам учеников.

3. Демонстрировать хорошее знание предмета и программы обучения.

4. Планировать и проводить хорошо структурированные уроки.

5. Модифицировать преподавание в соответствии с сильными сторонами и потребностями учеников.

6. Правильно использовать результаты тестирований и извлекать из них максимальную пользу.

7. Эффективно регулировать поведение для обеспечения хорошей и безопасной образовательной среды.

8. Выполнять более широкие профессиональные обязанности»

Как видим, Стандарт изложен простым понятным языком, не требующим включения в него словаря терминов, использованных в документе. Почему английский чиновник не рвется контролировать все и вся педагогической деятельности? Почему наше государство отказывает учителю в творчестве, забывая, что деятельность учителя не совместима с жесткими ограничениями? Нельзя в угоду конъюнктуре заменять учителя продавцом образовательных услуг, а ученика потребителем этих услуг. Иначе мы рискуем потерять учителей-мастеров своего дела взамен на формально соответствующих требованиям ПС людей, не видящим за нагромождениями отчетности личности ребенка, рискуем растерять тех энтузиастов, на которых держится ШКОЛА.