Урок в 5 классе по теме "Достоинства и недостатки человека"
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Урок  разработан на основе сисмено-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Граждановедение 5  класс        

Тема:        Достоинства и недостатки

                           человека.

Цели: Образовательная: Осмыслить нравственные категории   «достоинства» и «недостатки» человека, анализируя его положительные и отрицательные черты характера.

Воспитательная: Способствовать формированию нравственности через оценку и самооценку поступков человека.

 Развивать интерес к предмету.

ОУУН:  На основе анализа материала делать первичные выводы; аргументировано выражать свою точку зрения; решая познавательные задания, прослеживать причинно-следственные связи; давать оценку и самооценку поступкам; развивать монологическую речь; работать в парах.

Оборудование: 

  •  Плакат с результатами исследования ( блиц-опроса );
  • Маршрутные листы;
  • Эмблема;
  • медали «Самому достойнейшему» по номинациям;
  • самому справедливому;
  • самому доброму;
  • самому отзывчивому;
  • самому прилежному;
  • самому честному;
  • шкатулка с заданиями (терминами);
  • карточки(2);
  • запись песни; («Доброта» муз. И.Лученка сл. Н.Тулуповой);
  • фрагменты мультфильмов о поступках людей;
  • рисунки учащихся;
  • учебник «Граждановедение»  (Я.Соколов)

  На доске записан эпиграф:

«Ты рожден человеком, но    Человеком надо стать».

                                                                                                       Сухомлинский.

Тип урока: изучение нового.

Количество часов: 1 час.

Ход урока:

  Оргмомент

Здравствуйте, я рада приветствовать сегодня на уроке вас, учеников, я думаю, моих надежных помощников. Я вас приветствую. А как гласит восточная мудрость: «Приветствие – это ключи, которые могут открыть любой замок». Я надеюсь, что мы сумеем подобрать ключи друг к другу, и пусть на этом пути нам сопутствует успех.

I. Мотивация.

   Наш урок я хочу  начать стихотворением, а вы внимательно слушайте и выделите главную мысль. Какая идея содержания?

Рождается ребёнок. Ангелок.

Душа его – прозрачное стекло.

И от того, чем мир его наполнит,

Зависит роль, какую он исполнит.

Наполнит светом, нежностью, теплом –

Душа его откликнется добром,

И будет человек тот много лет.

Свечой любви и мира на Земле.

А если душу детскую сгубить –

Жестокостью и грязью залепить,

То будет человек тот много лет

Источником несчастья, зла и бед.

Уч.: В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, с радостью и злом. В природе нет совершенно одинаковых людей. Каждый человек отличается от других своим внешним видом, характером, поведением, т.е он индивидуален. Как бы вы отнеслись к тому, если бы все люди были одинаковые?

( предполагаемые ответы учащихся: отрицательно; было бы неинтересно…)

Учитель просит обратить внимание на стенд с рисунками ( это было опережающие задание) о поступках людей. ( учащихся комментируют свои рисунки)

Уч.: Ваши работы в очередной раз доказывают, что все мы разные: кто-то совершает добрые дела и обладает положительными чертами характера, а кто-то, наоборот, способен совершать только зло.

Два ученика класса выходят к доске ( к плакату с результатами блиц-опроса) и знакомят ребят с проведенным исследованием среди сверстников по теме «Какие черты характера в человеке меня привлекают , а какие – отдаляют».

Результаты записаны в два столбика.

     Привлекают :                                                              

  • скромность
  • справедливость
  • заботливый
  • добродушный

Отдаляют :

-    лживость

-    эгоизм

  • ленивость
  • трусость

                                                                     

Делается совместное ранжирование и школьники придумывают название столбикам (предполагаемый результат: «достоинства и недостатки»).

Уч.:     Мы подошли к тебе нашего урока. Запишем ее на доске и в тетради.

Уч.:     Чтобы меньше ошибаться в людях, уметь отличать хорошего человека от плохого, мы должны видеть в человеке его достоинства и недостатки.

          Поэтому  цели сегодняшнего урока будут следующие:

1) Осмыслить нравственные категории   «достоинства» и «недостатки» человека, анализируя его положительные и отрицательные черты характера;

2) попытаться дать оценку поведению окружающих и исследовать свою индивидуальность;

План урока

  1. Черты характера и поступки человека, их взаимосвязь.
  2. Как исправить недостатки.
  3. Стань Человеком.

Один ученик (слабый) получает задание поработать по карточке №1 у доски (карточка прилагается, предполагаемый ответ - зависть).

Второй работает на месте по карточке №2 (карточка прилагается).

II. Рассмотрение основной проблемы.

Работа с терминами. (Они записывают по ходу на доске. Обращается внимание на орфографию).

Уч.: используя свой жизненный опыт, знания, попытайтесь определить достоинства и недостатки человека по чертам характера. (Из шкатулки учащиеся по очереди берут записки с терминами и комментируют их).

К чему может привести этот недостаток? Приведите примеры из литературных произведений, кинофильмов, мультфильмов.

- Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

- Лживость – склонность к обману.

- Хвастовство – неумеренное восхваление чего – нибудь своего, своих достоинств.

Уч.: Вы получили задание по желанию подобрать пословицы и поговорки о чертах характера человека. Сейчас мы их заслушаем и определим смысловое значение.

Пример:       - Труд кормит, а лень портит.

                - Смелость города берет.

                - Худой мир лучше доброй ссоры…

 (Учащиеся просматривают фрагменты мультфильмов о поступках людей и комментируют их).

* Проверка карточек:

Уч.: Комментируя карточку №1.

По этому поводу очень хорошо сказал Сухомлинский: « Большое зло – зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись оболгать его. В хорошем смысле этого слова.»

Уч.:           Мы на волшебном корабле

Плывем по морю к той стране,

Где царство Мира и Добра,

Где Истина и Красота.

Там люди гордые живут

И справедливость всюду чтут.

Мы в гости к ним приглашены

Наш разговор начать должны.

Чтобы попасть к ним в царство, мы должны пройти небольшое самоиспытание. (раздаются маршрутные листы, и объясняется задание) – листы прилагаются.

Задание: (работа в парах)

  1. ребята должны оценить свои положительные черты характера и соседа по парте. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.
  2. Свои недостатки записать в правой части листа.

Маршрутный лист

Цель этого задания – заставить вас задуматься и оценить свое поведение и окружающих.

Уч.: А какие бы советы вы дали людям, чтобы избавиться от недостатков (или как им помочь).

Предполагаемые ответы:

  • улыбаться;
  • не горячиться с первого слова;

Учитель просит зачитать из учебника точку зрения авторов по этому вопросу с.66

  • Один ученик раздаёт отпечатанные советы учёного-психолога США Корнеги, и затем учащиеся зачитывают их вслух.

Советы Корнеги.

  1. Высказывайте своё одобрение людям.
  2. Улыбайтесь.
  3. Придерживайтесь дружелюбного тона.
  4. Научитесь себя ставить на место других, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
  5. В каждом умейте видеть его достоинства.

     Любите людей!

  • Учащиеся пытаются дать определение термина «достоинство».

    Словарь. (Записать в тетрадь)

  1. Достоинство – это положительное качество,                                      совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
  2. Достоинство – это мудрая власть держать себя в руках.

Недостаток – это изъян, несовершенство

 III. Закрепление

Уч.:  Обратите внимание на эмблему, которая висит на доске, как вы      думаете,  что она символизирует?

(предполагаемые ответы: любовь, теплота…)

Уч.: Я бы хотела, чтобы от каждого из вас (от сердца) исходили лучи только добра, тепла. Тогда и мир будет добрее и каждому в нём будет тепло и уютно. Давайте с вами заполним лучи, «исходящие от доброго сердца». (Учитель записывает предположения ребят на лучах эмблемы)

(Предполагаемые ответы: доброта, гуманность, отзывчивость…)

                                                задание (письменно)

I вариант         

Напишите даймонд к термину  «доброта».

(Предполагаемые результаты)

  1. Доброта
  2. Отзывчивый, милосердный
  3. Помогать, ценить, уважать
  4. Доброта спасёт мир
  5. Злость

II вариант

Напишите синквейн к термину «эгоизм».

  1. Эгоизм
  2. Пренебрежительный, личный
  3. Любить, уважать, ценить
  4. Эгоизм – отрицательная черта характера человека
  5. Себялюбие

Учащиеся выполняют устно задание учебника №1 с.69, стр.

  • Ученица нашего класса прочитает стихотворение «Спешите делать добрые дела», а вы внимательно слушайте и задумайтесь над его содержанием.

Мне с отчимом невесело жилось,

Всё ж он меня растил –

И оттого

Порой жалею я, что не довелось

Хоть чем – нибудь порадовать его.

Когда он слёг и тихо умирал,

Рассказывает мать,

День ото дня

Всё чаще вспоминал и ждал:

«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил, мол, так её люблю

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал…

Теперь прошел я тысячу дорог –

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…

Нет отчима,

И бабушка умерла…

Спешите делать добрые дела!

Уч.: Я думаю, что этот девиз «Спешите делать добрые дела» вы примите как напутствие сегодняшнего урока и приложите все силы, чтобы избавиться от недостатков. Сохраните маршрутные листы, и в 6 классе мы вернёмся к этой теме с целью узнать, что изменилось в вашем поведении и в какую сторону. Сделаем анализ и выводы.

        Избавляйтесь от недостатков и будьте настоящими гражданами своей страны. И тогда слова Сухомлинского (обращается внимание на эпиграф) вы можете уже произнести не в будущем времени, а в настоящем. Станьте  Человеком с большой буквы.

  • В конце урока идёт награждение самых достойнейших ребят медалями по номинациям. (Голосование, открытое с комментариями).

IV. Рефлексия

      Учащиеся оценивают свою работу на уроке, работу класса, и как были достигнуты цели урока.

Д/З. Параграф 9.Термины. По желанию написать мини – сочинение «Мой любимый герой».

В конце урока звучит песня «Доброта».

 

Карточка №1

Найдите лишние слово и объясните принцип его исключения:

Доброта, гуманность, честность, зависть, справедливость, милосердие, ответственность.

Карточка №2

Советы Корнеги

  1. Высказываете свое одобрение людям.
  2. Улыбайтесь.
  3. Придерживайтесь дружелюбного тона.
  4. Научитесь ставить себя на место другого, видеть мир глазами другого, понимать его так же, как они!
  5. В каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - круглый стол "Энергетика: преимущества и недостатки использования АЭС, ТЭС, ГЭС. Охрана окружающей среды2

Урок-крулый стол по физике  среди 10 - 11 классов по теме «Энергетика: преимущества и недостатки использования  АЭС, ТЭС, ГЭС. Охрана окружающей среды»....

Достоинства и недостатки человека. ( урок по теме «Мораль.»,6 класс)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА НА КОНКУРСЕ " УЧИТЕЛЬ ГОДА". МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 6 КЛАССЕ, А ТАКЖЕ КАК ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРЕДМЕТУ....

Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».

Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы...