Достоинства и недостатки человека. ( урок по теме «Мораль.»,6 класс)
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему

Казакова Марина Анатольевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА НА КОНКУРСЕ " УЧИТЕЛЬ ГОДА". МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 6 КЛАССЕ, А ТАКЖЕ КАК ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРЕДМЕТУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dostoinstva_i_nedostatki.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Достоинства и недостатки человека.

( урок по теме «Мораль.»,6 класс)

Тип урока: объяснение нового материала.

 Задачи урока:

  1. Обучающие. 

     Уточнить представления детей о достоинствах и недостатках человека, их роль в формировании личности, раскрыть содержание некоторых качеств личности.

  1. Развивающие:
  • Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Развивать логическое мышление
  • Продолжить работу по формированию навыка анализа собственных поступков и поступков других людей.
  • Развивать представление о естественном многообразии человеческого поведения в обществе, необходимости учиться жить среди людей.

3. Воспитательные: 

  • содействовать формированию понятий о достоинствах и недостатках человека как регуляторах поведения человека в обществе.

                                         Ход урока:

1 слайд         1.Организационный момент    ( 1 мин)                    

   Здравствуйте, я рада приветствовать сегодня на уроке вас, учеников, я думаю, моих надежных помощников. А как гласит восточная мудрость: «Приветствие – это ключи, которые могут открыть любой замок». Я надеюсь, что мы сумеем подобрать ключи друг к другу, и пусть на этом пути нам сопутствует успех.

1.Работать на уроке вы будете , используя сигнальные карточки красного и синего цвета.

2.Попрошу вас отвечать сидя, показывая свою готовность к ответу поднятой рукой.

3.а также за свою активность на уроке будете  получать  жетоны, которые позволят вам в конце урока оценить самим  свою активность и успешность.

Количество жетонов  определит вашу оценку

«5»- 4 и более  жетонов,    

«4»-  3 жетона,    

«3»- 2 жетона,

нет оценки – отсутствие жетонов

2.Тема урока и постановка задач (5 мин )                

- Ребята! Любому человеку свойственно не только проявлять себя с положительной стороны, иногда поступки человека  оставляют  негативное, плохое впечатление у окружающих.В вашем возрасте вы пока не склонны задумываться над последствиями своих поступков, но охотно даете оценку поступкам других людей.                                                  

    2 СЛАЙД      Говорить мы будем о том, что помогает человеку утвердиться в обществе, завоевать уважение и авторитет и что мешает. Говорить мы будем  о качествах человека, которые  помогают человеку меньше ошибаться в людях, уметь отличать хорошего человека от плохого,

Говорить мы будем о положительных и отрицательных  качествах человека.

Постарайтесь определить синонимы к словам «положительный»   и «отрицательный».  (ответы детей) .         Ещё положительные, хорошие качества человека называют    ДОСТОИНСТВАМИ,   а плохие, отрицательные качества называют НЕДОСТАТКИ.  

 

4 СЛАЙД       Записывается тема урока «Достоинства и недостатки человека». ( В ТЕТРАДЬ      И   НА   ДОСКУ)

 Но прежде чем,  продолжить  разговор   о  достоинствах и недостатках человека  и определять- какие качества человека надо отнести к положительным, а какие к отрицательным ,обратимся к определению понятий «достоинства» и «недостатки», данные в Толковом словаре русского языка.

5 И 6 СЛАЙДЫ- ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ

3.Изложение нового материала в диалоге с классами(30 мин.)

- Может ли младенец обладать достоинствами и недостатками?

( Нет, человек не рождается с готовым набором положительных и отрицательных качеств.) 

внимательно послушайте и выделите главную мысль стихотворения . Какая идея содержания?                              

                                                                                             ЖЕТОНЫ Рождается ребёнок. Ангелок.

Душа его – прозрачное стекло.

И от того, чем мир его наполнит,

Зависит роль, какую он исполнит.

Наполнит светом, нежностью, теплом –

Душа его откликнется добром,

И будет человек тот много лет.

            Свечой любви и мира на Земле.

А если душу детскую сгубить –

Жестокостью и грязью залепить,

То будет человек тот много лет

Источником несчастья, зла и бед.

- Что и кто влияет на формирование характера человека? От кого или от чего зависит то, что один человек и добрый, и отзывчивый, и честный, а другой – жадный, завистливый, упрямый?

( Родители, семья, бабушки, дедушки, одноклассники, окружающая среда, друзья, учителя, фильмы, игры, книги, занятия спортом) .     ЖЕТОНЫ

7 СЛАЙД- влияние на ребёнка

-Вы не только копируете  поведение окружающих, но и учитесь выбирать свою линию поведения. В своих действиях , поступках вы руководствуетесь определенными нормами. Этими нормами являются нормы морали или нравственности .

Слова « мораль и « нравственность» являются синонимами,

« мораль       =       « нравственность »  (ТЕТРАДЬ И ДОСКА)

Т.О. нравственное- это такое поведение , которое нравится не только вам самим, а , прежде всего, обществу, окружающим вас людям.

Ваша повседневная деятельность должна быть направлена на то, чтобы формировать СВОЙ  положительный образец поведения, а не подражать кому- то .  Что же вам поможет в этом вопросе?

8 СЛАЙД         (Читает учащийся)          «Человек  является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная ……. (вписать после того, как дети догадаются - совесть)                                                         ( В.А.Сухомлинский)

-Что мучает человека, совершившего плохой поступок?

-Стыд.

-Какое качество мешает человеку добиться и сделать больше, чем он может?

-Лень.

-Наличие у человека каких качеств вы отнесете к достоинствам, а какие к недостаткам?

-Совесть, стыдливость – к достоинствам, лень – к недостаткам.

9 СЛАЙД– из предложенного списка качеств человека постарайтесь определить только достоинства человека      

ЖЕТОНЫ – Назвать все 5 качеств! Проверить у кого так же!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               ДОПОЛНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА СПИСОК СВОИМИ ПРИМЕРАМИ-         ЖЕТОНЫ

Приведите  литературные примеры, проявления  какого-либо качества –достоинства или недостатка. Приведите личный пример наличия у вас какого- либо  положительного или отрицательного качества.      ЖЕТОНЫ

 -Ребята ,  а теперь давайте обратимся к басне А. И. Крылова « Стрекоза и муравей»  Я надеюсь, что вы хорошо знакомы с этим литературным произведением?

1.Какими качествами можно охарактеризовать каждого из героев этой басни?

10  СЛАЙД  (по определению из толкового словаря)                                                                                                                                          Праздность – запись в тетрадь, определение этого качества как отрицательного, негативного, недостатка.

1.Человек не тратит деньги по пустякам

2.Себялюбие, предпочтение своих интересов интересам др. людей

3.Приятный в общении с другими людьми, соблюдение принятых правил приличия

4.Ловкость, умение обманывать

5.Не скупой, не жадный, охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом

11 СЛАЙД

А. Эгоизм

Б.Вежливость

В.Бережливость

Г.Щедрость

Д.Хитрость

 

                                             

Решение в тетради! Показать на одном понятии выполнение этого задания.

12  СЛАЙД   проверка ответов, спросить одного- двух учеников-      ЖЕТОНЫ, СПРОСИТЬ У КОГО ТАК?

На каждой парте карточки:              помогает                        мешает                        Что ,на ваш взгляд ,больше всего мешает людям ,а что помогает нормальным взаимоотношениям в классе?

(Дети в парах совещаются и поднимают карточку нужного цвета)                                           мешает                                     помогает                                                       болтливость                            выдержка                                                      жадность                                 вежливость                                                     вспыльчивость                        воля                                                              грубость                                   искренность                                                       занудливость                           мужество                                                          жестокость                               тактичность                                                                       лень                                           умение слушать                                                                склочность                              скромность                                                              хитрость                                   справедливость                                                             тщеславие                                стыдливость                                                                        эгоизм                                      щедрость                                                       ябедничество                           трудолюбие                                                                                                        

Молодцы, все были активны!!!!!!!!!!!!

4.Обобщение, выводы учащихся(= 4 мин)-

13 СЛАЙД   Давайте сделаем некоторые выводы из нашего сегодняшнего разговора

Нельзя судить о человеке с первого взгляда. Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемерия.

                                                                                     Х. Лабрюйер

   

  1. Какое положительное  и какое отрицательное  качество указано в цитате?
  2. Постарайтесь раскрыть смысл высказывания.                
  3. Приведите примеры героев   рус. нар. сказок , у которых проявились данные качества.  (Лиса, Крошечка-Хаврошечка, сказка Морозко)                                                                   ЖЕТОНЫ

 А какие  советы, ребята, вы дали бы  людям, чтобы помочь им сформировать у себя большее количество достоинств?   (Предполагаемые ответы:

  • улыбаться;                не горячиться с первого слова;)

14 СЛАЙД                    Советы Корнеги.

  1. Высказывайте своё одобрение людям.
  2. Улыбайтесь.
  3. Придерживайтесь дружелюбного тона.
  4. Научитесь себя ставить на место других, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
  5. В каждом умейте видеть его достоинства.

     Любите людей!

     Как называются качества, которые украшают человека, которые необходимо в себе развивать?

-Достоинства.

     Какие качества надо в себе изживать, чтобы не вызывать у окружающих отторжения у неприятеля?

-Недостатки.

15 СЛАЙД   Ребята,   как вы      думаете,  что  символизирует данная иллюстрация ?

(предполагаемые ответы: любовь, теплота…)

У КАЖДОГО НА ПАРТЕ ЛЕЖИТ СЕРДЕЧКО, ВОЗЬМИТЕ ЕГО  И……………….. Я бы хотела, чтобы от каждого из вас (от сердца) исходили лучи только добра, тепла. Тогда и мир будет добрее и каждому в нём будет тепло и уютно. Давайте с вами заполним лучи, «исходящие от доброго сердца».

16 СЛАЙД-   выберите из предложенного списка                                 достоинств любые 5  и  запишите их на лучах , исходящих из сердца.

В заключении нашего урока обратимся ещё к одному высказыванию-                       17 СЛАЙД        - ВЕДИТЕ СЕБЯ ДОСТОЙНО В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ, ПРИ ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

5.  Итоги урока.

   Отметить детей за работу на уроке.

«5»- 4 и более  жетонов,    

«4»-  3 жетона,    

«3»- 2 жетона,

нет оценки – отсутствие жетонов

Я ЗА СОБОЙ ОСТАВЛЮ ПРАВО ПООЩРИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ЖЕТОНАМИ  ТЕХ , КТО РАБОТАЛ АКТИВНЕЕ ДРУГИХ !

Сегодня на уроке мы выполнили все, что намечали, активно работали, думали, делали выводы.

6.Домашнее задание (=4 мин.)          СЛАЙД 18

 

Выберите из предложенных заданий то, с которым , как вы думаете, справитесь более успешно!

Самоанализ

     Считаю, что задачи, поставленные на уроке, были достигнуты и решены через оптимально – подобранные методы, формы и приемы, применяемые на уроке, через содержание учебного и наглядного материала, урок имел развивающий характер;

     Положительные результаты урока обеспечили:

- Методы ведения урока, которые обеспечили продуктивную деятельность учащихся. Частично – поисковый – 2 этап урока (при работе с кроссвордом)

- Аналитико – синтетический – 3 этап (при работе со словами)

-Индуктивный (от частного к общему)

- Дедуктивный (от общего к частному)

- Самостоятельная работа на всех этапах.

Приемы ведения урока:

- В создании перечисления самостоятельного поиска

- Приемы сравнения, сопоставления, обобщения, анализа, классификации.

     В течении всего урока работала над развитием структурных компонентов учебной деятельности учащихся: мотивационной, операционным, регулирующими.

     Способы организации учащихся в основном носили преобразующий характер.

Тема:        Достоинства и недостатки

                           человека.

Цели: Образовательная: Осмыслить нравственные категории   «достоинства» и «недостатки» человека, анализируя его положительные и отрицательные черты характера.

Воспитательная: Способствовать формированию нравственности через оценку и самооценку поступков человека.

 Развивать интерес к предмету.

ОУУН:  На основе анализа материала делать первичные выводы; аргументировано выражать свою точку зрения; решая познавательные задания, прослеживать причинно-следственные связи; давать оценку и самооценку поступкам; развивать монологическую речь; работать в парах.

Оборудование: 

  •  Плакат с результатами исследования ( блиц-опроса );
  • Маршрутные листы;
  • Эмблема;
  • медали «Самому достойнейшему» по номинациям;
  • самому справедливому;
  • самому доброму;
  • самому отзывчивому;
  • самому прилежному;
  • самому честному;
  • шкатулка с заданиями (терминами);
  • карточки(2);
  • запись песни; («Доброта» муз. И.Лученка сл. Н.Тулуповой);
  • фрагменты мультфильмов о поступках людей;

 На доске записан эпиграф:

«Ты рожден человеком, но    Человеком надо стать».

                                                                                                       Сухомлинский.

Тип урока: изучение нового.

Количество часов: 1 час.

Ход урока:

  Оргмомент

Здравствуйте, я рада приветствовать сегодня на уроке вас, учеников, я думаю, моих надежных помощников. Я вас приветствую. А как гласит восточная мудрость: «Приветствие – это ключи, которые могут открыть любой замок». Я надеюсь, что мы сумеем подобрать ключи друг к другу, и пусть на этом пути нам сопутствует успех.

I. Мотивация.

   Наш урок я хочу  начать стихотворением, а вы внимательно слушайте и выделите главную мысль. Какая идея содержания?

Рождается ребёнок. Ангелок.

Душа его – прозрачное стекло.

И от того, чем мир его наполнит,

Зависит роль, какую он исполнит.

Наполнит светом, нежностью, теплом –

Душа его откликнется добром,

И будет человек тот много лет.

Свечой любви и мира на Земле.

А если душу детскую сгубить –

Жестокостью и грязью залепить,

То будет человек тот много лет

Источником несчастья, зла и бед.

Уч.: В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, с радостью и злом. В природе нет совершенно одинаковых людей. Каждый человек отличается от других своим внешним видом, характером, поведением, т.е он индивидуален. Как бы вы отнеслись к тому, если бы все люди были одинаковые?

( предполагаемые ответы учащихся: отрицательно; было бы неинтересно…)

Учитель просит обратить внимание на стенд с рисунками ( это было опережающие задание) о поступках людей. ( учащихся комментируют свои рисунки)

Уч.: Ваши работы в очередной раз доказывают, что все мы разные: кто-то совершает добрые дела и обладает положительными чертами характера, а кто-то, наоборот, способен совершать только зло.

Два ученика класса выходят к доске ( к плакату с результатами блиц-опроса) и знакомят ребят с проведенным исследованием среди сверстников по теме «Какие черты характера в человеке меня привлекают , а какие – отдаляют».

Результаты записаны в два столбика.

     Привлекают :                                                              

  • скромность
  • справедливость
  • заботливый
  • добродушный

Отдаляют :

-    лживость

-    эгоизм

  • ленивость
  • трусость

                                                                     

Делается совместное ранжирование и школьники придумывают название столбикам (предполагаемый результат: «достоинства и недостатки»).

Уч.:     Мы подошли к тебе нашего урока. Запишем ее на доске и в тетради.

Уч.:     Чтобы меньше ошибаться в людях, уметь отличать хорошего человека от плохого, мы должны видеть в человеке его достоинства и недостатки.

          Поэтому  цели сегодняшнего урока будут следующие:

1) Осмыслить нравственные категории   «достоинства» и «недостатки» человека, анализируя его положительные и отрицательные черты характера;

2) попытаться дать оценку поведению окружающих и исследовать свою индивидуальность;

План урока

  1. Черты характера и поступки человека, их взаимосвязь.
  2. Как исправить недостатки.
  3. Стань Человеком.

Один ученик (слабый) получает задание поработать по карточке №1 у доски (карточка прилагается, предполагаемый ответ - зависть).

Второй работает на месте по карточке №2 (карточка прилагается).

II. Рассмотрение основной проблемы.

Работа с терминами. (Они записывают по ходу на доске. Обращается внимание на орфографию).

Уч.: используя свой жизненный опыт, знания, попытайтесь определить достоинства и недостатки человека по чертам характера. (Из шкатулки учащиеся по очереди берут записки с терминами и комментируют их).

К чему может привести этот недостаток? Приведите примеры из литературных произведений, кинофильмов, мультфильмов.

- Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

- Лживость – склонность к обману.

- Хвастовство – неумеренное восхваление чего – нибудь своего, своих достоинств.

Уч.: Вы получили задание по желанию подобрать пословицы и поговорки о чертах характера человека. Сейчас мы их заслушаем и определим смысловое значение.

Пример:       - Труд кормит, а лень портит.

                - Смелость города берет.

                - Худой мир лучше доброй ссоры…

 (Учащиеся просматривают фрагменты мультфильмов о поступках людей и комментируют их).

* Проверка карточек:

Уч.: Комментируя карточку №1.

По этому поводу очень хорошо сказал Сухомлинский: « Большое зло – зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись оболгать его. В хорошем смысле этого слова.»

Уч.:           Мы на волшебном корабле

Плывем по морю к той стране,

Где царство Мира и Добра,

Где Истина и Красота.

Там люди гордые живут

И справедливость всюду чтут.

Мы в гости к ним приглашены

Наш разговор начать должны.

Чтобы попасть к ним в царство, мы должны пройти небольшое самоиспытание. (раздаются маршрутные листы, и объясняется задание) – листы прилагаются.

Задание: (работа в парах)

  1. ребята должны оценить свои положительные черты характера и соседа по парте. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.
  2. Свои недостатки записать в правой части листа.

Маршрутный лист

Цель этого задания – заставить вас задуматься и оценить свое поведение и окружающих.

Уч.: А какие бы советы вы дали людям, чтобы избавиться от недостатков (или как им помочь).

Предполагаемые ответы:

  • улыбаться;
  • не горячиться с первого слова;

Учитель просит зачитать из учебника точку зрения авторов по этому вопросу с.66

  • Один ученик раздаёт отпечатанные советы учёного-психолога США Корнеги, и затем учащиеся зачитывают их вслух.

Советы Корнеги.

  1. Высказывайте своё одобрение людям.
  2. Улыбайтесь.
  3. Придерживайтесь дружелюбного тона.
  4. Научитесь себя ставить на место других, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
  5. В каждом умейте видеть его достоинства.

     Любите людей!

  • Учащиеся пытаются дать определение термина «достоинство».

    Словарь. (Записать в тетрадь)

  1. Достоинство – это положительное качество,                                      совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
  2. Достоинство – это мудрая власть держать себя в руках.

Недостаток – это изъян, несовершенство

 III. Закрепление

Уч.:  Обратите внимание на эмблему, которая висит на доске, как вы      думаете,  что она символизирует?

(предполагаемые ответы: любовь, теплота…)

Уч.: Я бы хотела, чтобы от каждого из вас (от сердца) исходили лучи только добра, тепла. Тогда и мир будет добрее и каждому в нём будет тепло и уютно. Давайте с вами заполним лучи, «исходящие от доброго сердца». (Учитель записывает предположения ребят на лучах эмблемы)

(Предполагаемые ответы: доброта, гуманность, отзывчивость…)

                                                задание (письменно)

I вариант         

Напишите даймонд к термину  «доброта».

(Предполагаемые результаты)

  1. Доброта
  2. Отзывчивый, милосердный
  3. Помогать, ценить, уважать
  4. Доброта спасёт мир
  5. Злость

II вариант

Напишите синквейн к термину «эгоизм».

  1. Эгоизм
  2. Пренебрежительный, личный
  3. Любить, уважать, ценить
  4. Эгоизм – отрицательная черта характера человека
  5. Себялюбие

Учащиеся выполняют устно задание учебника №1 с.69, стр.

  • Ученица нашего класса прочитает стихотворение «Спешите делать добрые дела», а вы внимательно слушайте и задумайтесь над его содержанием.

Мне с отчимом невесело жилось,

Всё ж он меня растил –

И оттого

Порой жалею я, что не довелось

Хоть чем – нибудь порадовать его.

Когда он слёг и тихо умирал,

Рассказывает мать,

День ото дня

Всё чаще вспоминал и ждал:

«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил, мол, так её люблю

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал…

Теперь прошел я тысячу дорог –

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…

Нет отчима,

И бабушка умерла…

Спешите делать добрые дела!

Уч.: Я думаю, что этот девиз «Спешите делать добрые дела» вы примите как напутствие сегодняшнего урока и приложите все силы, чтобы избавиться от недостатков. Сохраните маршрутные листы, и в 6 классе мы вернёмся к этой теме с целью узнать, что изменилось в вашем поведении и в какую сторону. Сделаем анализ и выводы.

        Избавляйтесь от недостатков и будьте настоящими гражданами своей страны. И тогда слова Сухомлинского (обращается внимание на эпиграф) вы можете уже произнести не в будущем времени, а в настоящем. Станьте  Человеком с большой буквы.

  • В конце урока идёт награждение самых достойнейших ребят медалями по номинациям. (Голосование, открытое с комментариями).

IV. Рефлексия

      Учащиеся оценивают свою работу на уроке, работу класса, и как были достигнуты цели урока.

Д/З. Параграф 9.Термины. По желанию написать мини – сочинение «Мой любимый герой».

В конце урока звучит песня «Доброта».

 

Карточка №1

Найдите лишние слово и объясните принцип его исключения:

Доброта, гуманность, честность, зависть, справедливость, милосердие, ответственность.

Карточка №2

Советы Корнеги

  1. Высказываете свое одобрение людям.
  2. Улыбайтесь.
  3. Придерживайтесь дружелюбного тона.
  4. Научитесь ставить себя на место другого, видеть мир глазами другого, понимать его так же, как они!
  5. В каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания по теме "Мораль" 8 класс

Разработка урока, презентация, рабочий лист и др....

Урок в 5 классе по теме "Достоинства и недостатки человека"

Урок  разработан на основе сисмено-деятельностного подхода....

Разработка урока по теме " Мораль"

разработка урока по теме мораль...

Разработка урока обществознания по теме "Мораль " 8 класс

Формирование представления учащихся о морали как общепринятой норме поведения, не закреплённой в законах...

План урока по теме мораль

Тема урока: Мораль Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.Задачи.Образов...