Разработка урока на тему "Мораль" 8 класс обществознание
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Мясникова Анастасия Андреевна

Разработка урока на тему "Мораль" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moral.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 15.

Тема: Что значит быть моральным

Дидактическая цель: подвести учащихся к осознанию важности понятий: добро, зло, нравственный человек, моральный выбор.

Цели по содержанию:

Образовательная цель:

-Обобщить знания учащихся о морали и нравственности

Развивающая цель:

-Способствовать созданию условий для развития речи, обогащения словарного запаса слов, учить сравнивать, анализировать.

Воспитательная цель:

-Способствовать приобретению опыта коммуникативной деятельности, совершенствовать умение работать в группе, не нарушая принципов толерантности.

Оборудование: 

1. Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

4. Презентация к уроку « Что значит быть моральным».

5. Карточки с понятиями и определениями понятий.

6. Сказка «Цветик-семицветик» В. Катаева.

7. Цветок с разноцветными лепесткам

Ход урока:

1.Организационный момент.

Что значит быть хорошим человеком?

Наивнейший, казалось бы, вопрос.

Поразмышлять не вредно нам об этом,

Ведь вдуматься, ответ отнюдь не прост.

Чтоб рассуждать, определиться надо,

Что хорошо, что плохо вообще,

Чтобы потом обидой и досадой

Не замутили помыслы себе.

2.Проверка домашнего задания.

Мы отправимся в небольшое путешествие. В нашем путешествия встретятся разные препятствия, их надо преодолеть, а когда путешествие закончится мы должны ответить на вопрос «Что значит быть моральным?»

Определите цели нашего урока.

Но отправиться в это путешествие смогут только подготовленные ребята. Давайте проверим вашу готовность к путешествию. В любом путешествии и походе важно уметь правильно выбрать попутчика, товарища, друга. Дома вы написали рассказ о своем друге.

- В чем заключалась сложность задания, что вызвало затруднение?

- Расскажите о ваших друзьях. Обсуждение результатов выполнений домашних заданий.

Прослушивание мини-сочинений о своём друге.

(Сочинения вывешиваются на доске)

3.Актуализация опорных знаний.

С друзьями мы определились, но в путешествии важно иметь и определенный багаж – багаж знаний.

Давайте проверим ваши знания. Нас ждет задание «Соотнеси понятия и их определения»

( на доске карточки с понятиями и их определениями)

дружба

альтруизм

справедливость

долг

ответственность

моральный выбор

-выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремится; (моральный выбор)

-осознание человеком необходимости исполнения моральных норм; (долг)

-моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, доходов, наград и наказаний…(справедливость)

-нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей; (альтруизм)

-отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах; (дружба)

-черта характера личности и ее действия, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор; (ответственность)

(Проверка по слайду).

- Молодцы, я вижу что вы готовы начать путешествие.

4.Формулировка целей и задач.

Наше путешествие начинается. Путешествуя, мы с вами встречаем разных людей. Изучая курс «Светская этика» мы выяснили, что именно от человека зависит, какие поступки он будет совершать: добрые или злые, будет он нравственным или нет.

- Кого можно назвать нравственным человеком, давайте познакомимся с биографией одного очень интересного человека.

5.Изучение нового материала.

Дмитрий Игоревич Шпаро — математик, физик, путешественник. Совершил первую в истории экспедицию на лыжах к Северному полюсу.

Дмитрий Игоревич говорит, что в путешествиях человек испытывает много трудностей и встречает препятствия. Достичь цели можно только, если у тебя в команде нравственные люди. Человек должен правильно взаимодействовать с окружающим миром и предназначать себя окружающим людям. Дмитрий Шпаро начинал как математик. Он окончил механико-математический факультет Московского госуниверситета, защитил кандидатскую и 20 лет преподавал математику в Институте стали и сплавов. Увлечением Шпаро были лыжные походы: вместе с группой друзей-единомышленников он прошел несколько сложных полярных путешествий.

Всемирная слава пришла к Шпаро, когда в 1979 г. он возглавил первую в истории экспедицию на лыжах от земли к Северному полюсу. Это достижение было занесено в Лондонскую Книгу рекордов Гиннеса, в СССР он был удостоен высшей награды - Ордена Ленина.

В 1988 году советско-канадская экспедиция под руководством Шпаро пересекла на лыжах Северный Ледовитый океан по маршруту: СССР – Северный полюс – Канада. За этот переход Д. Шпаро был удостоен вторым по значимости советским орденом «Трудового Красного Знамени», а также престижным призом ЮНЕСКО «Справедливая игра».

В 1998 году Дмитрий Шпаро совершил еще одно путешествие, удостоенное занесения в Книгу рекордов Гиннеса. Вместе с сыном Матвеем он впервые в истории пересек на лыжах Берингов пролив, разделяющий Азию и Америку.

В 1989 году Дмитрий Шпаро организовал Клуб «Приключение», который в настоящее время имеет статус Благотворительного оздоровительного фонда. Шпаро является идеологом и организатором всех экспедиций и программ, проводимых клубом. Широко известны многие акции клуба: российская лыжная экспедиция через Гренландию (2000 г.), в которой принял участие спортсмен, использующий в обычной жизни инвалидную коляску; восхождение команды здоровых и инвалидов на высшую точку Северной Америки пик Мак-Кинли (6194 м, Аляска, 2002 г.); массовая российско-британская легкоатлетическая эстафета «Великий Русский путь» из Владивостока в Санкт-Петербург (2005 г.); экспедиция к Северному полюсу правящего князя Монако Альбера II (в которой Д. Шпаро отвечал за дистанционное руководство маршрутной группой по мере ее продвижения).

Вывод: только человек, устремленный, мужественный, умеющий оказывать помощь другим людям, в любую минуту выручить другого из беды, настоящий друг.

- Можно ли положиться на такого человека, как Дмитрий Шпаро?

- Как вы думаете, какой он «нравственный человек»?

(Нравственный человек творит добро вокруг себя).

-Вот перед нами препятствие. Чтобы продолжить путешествие нужно выполнить задание: вставьте пропущенное слово в предложение:

Добро и зло проявляются в людей. Добродетель – это hello_html_m36c6391e.gifhello_html_m6fce439f.gif

выбор наилучшего поведения. Человек должен за свои поступки. Стать добрым человек может hello_html_m3dac2647.gifhello_html_m55e8090a.gif

- Молодцы, и с этим заданием мы справились. Жизнь нам преподносит, много разных ситуаций, которые приходиться решать самим.

-Давайте рассмотрим несколько ситуаций из жизни. Наша следующая остановка называется «А как поступить?» (слайд) (рассматриваются ситуации, дети обсуждают, высказывают свое мнение).

Работа в парах.

- Мы с вами часто стоим перед выбором как поступить, а вот одна героиня известной сказки тоже стояла перед выбором. Давайте узнаем, как она поступила.

Отгадайте, о ком я говорю, назовите автора и произведение: «Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила

Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для

мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для

братика Павлика.» (В. Катаев «Цветик- Семицветик.»)

(для того, чтобы вспомнить произведение задаю детям вопросы по содержанию).

-Как Женя оказалась в саду старушки?

-Как старушка ей помогла вернуться домой?

-Какие слова надо было говорить перед тем, как оторвать лепесток, чтобы желание исполнилось?

-Какие желания девочки исполнились? (Вспомнить, куда потратила Женя 6 лепестков)

Работа с литературным текстом.

-Сейчас я зачитаю конец сказки. Перед каким выбором оказалась девочка.( учитель зачитывает отрывок.)

«…..Пошла она на улицу, идет и думает:

"Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило

"мишек". Нет, лучше два кило "прозрачных". Или нет... Лучше сделаю так: велю

полкило "мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и

еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим,

все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше

трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего

доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет

в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые

сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых

сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо

торопиться".

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика,

который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но

смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене

захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так

близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя

косичками, разложенными по плечам.

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

- Витя. А тебя как?

- Женя. Давай играть в салки?

- Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим

удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал

с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю

жизнь.

- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из

кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на

минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском,

дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и

бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась».

6.Закрепление нового материала.

- Какой выбор был у Жени?

-Как она поступила?

-Можно ли считать этот поступок добрым.

-А если бы у вас остался последний лепесток, как бы вы им распорядились?

Вывод: Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным интересам.

- Наше путешествие подходит к концу и нам надо ответить на вопрос «Что значит быть моральным?» Обсудите в парах и закончите предложение «Быть моральным – это значит…»

(ответы детей).

-Давайте обратимся к учебнику, он даст нам ответ на этот вопрос. Наша последняя остановка так и называется «Что значит быть моральным?

-чтение статьи учебника стр.35(абзац 2 и до конца)

Может ли светская этика дать ответы на все вопросы морали и нравственности? Почему?

Прочитайте задание с.35 (1-2 вопросы) парами.

Какая ситуация морального выбора на них изображена? Кто совершил  добродетельный поступок, а кто порочный? Как вы думаете,  почему дети так поступают? (безнравственно или совершают аморальный поступок) А с вами случались такие ситуации?

(Картинки с хорошими поступками).

Как назвать можно эти поступки? Почему? Изучая  курс Светская этика мы выяснили, что именно от человека зависит, какие поступки он будет совершать: добрые или злые, будет он нравственным или нет?   Какой он «нравственный человек»?

Нравственный человек творит добро вокруг себя.

7.Итог урока.

ВЫВОД УЧИТЕЛЕМ.

(Светская этика не дает готовых ответов на все этические вопросы. Ее задача сделать выводы из исторического опыта человечества, оставив за каждым человеком право и возможность использовать эти знания для принятия самостоятельного решения и морального выбора. Выбрать, решить за человека - это значит лишить его свободы и ответственности, лишить его возможности стать моральным)

8.Рефлексия:

На доске образные фигуры людей: белая и чёрная.

На столе у вас лежат стикеры: напишите на них – на одном положительные качества, которые вы бы хотели в себе воспитывать, на другом отрицательные, от которых вам хотелось бы избавиться, приклейте их к соответствующей фигуре.

Вывод: сравним таблицы и увидим, что добродетелей больше чем пороков, значит добро обязательно победит зло.

Вот и подошло наше путешествие к завершению. Сегодня многие, возвращаясь из путешествия, делятся своими впечатлениями. Давайте и мы с вами выскажем свое мнение о нашем путешествии. ( Можно выложить цветок. Дети, отрывая лепестки, заканчивают фразу:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
  • задумался…

9.Домашнее задание:

Ответить на вопросы на стр. 35

Подготовься к сочинению на одну из тем:

1. Россия наша Родина

2. Что такое добро и зло.

3. Человеческие добродетели и пороки.

4. Кто такой добродетельный человек.

5. Дружба в моей жизни.

6. Свобода и мораль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Моя гражданская позиция", обществознание, 10 класс

Урок обществознания в 10  классе по теме «Моя гражданская позиция» разработан и проводится в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. На урок приглашаются пре...

Разработка урока "Социальный портрет молодежи".Обществознание 7 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику А.И. Кравченко,Е.А.Певцова,"Обществознание. 7 класс" для общеобразовательных учреждений....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Методическая разработка урока "Государственные символы России", обществознание 8 класс

Одной из актуальных тем на уроках обществознания в 8 классе являются темы, связанные с государственной симовликой Российской Федерации, так как они не только дают учащимся новый объем знаний, но и вос...

методическая разработка урока по теме: "Деньги" (обществознание, 7 класс)

Данный урок разработан для учащихся 7 классов, обучающихся по учебнику Боголюбова Л.Н. На уроке используется проблемно-диалоговая технология, разработанная Образовательной системой "Школа 2100"....

Разработки уроков по истории и обществознанию

Данные файлы содержат разработки уроков по истории и обществознанию...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию

Методическая разработка  к уроку обществознания в 9 классе на тему "Семейные правоотношения"...