Достоинства и недостатки человека.
методическая разработка (6 класс)

"Достоинства и недостатки человека" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружковое занятие по теме: « Достоинства и недостатки человека»

Цели: Образовательная: Осмыслить нравственные категории «достоинства» и «недостатки» человека, анализируя его положительные и отрицательные черты характера.

Воспитательная: Способствовать формированию нравственности через оценку и самооценку поступков человека.

Развивать интерес к предмету.

На доске записан эпиграф:

«Ты рожден человеком, но Человеком надо стать».

Сухомлинский.

Ход урока:

Оргмомент

Здравствуйте, я рада приветствовать сегодня на уроке вас, учеников, я думаю, моих надежных помощников. Я вас приветствую. А как гласит восточная мудрость: «Приветствие – это ключи, которые могут открыть любой замок». Я надеюсь, что мы сумеем подобрать ключи друг к другу, и пусть на этом пути нам сопутствует успех.

I. Мотивация.

Наш урок я хочу начать стихотворением, а вы внимательно слушайте и выделите главную мысль. Какая идея содержания?

Рождается ребёнок. Ангелок.

Душа его – прозрачное стекло.

И от того, чем мир его наполнит,

Зависит роль, какую он исполнит.

Наполнит светом, нежностью, теплом –

Душа его откликнется добром,

И будет человек тот много лет.

Свечой любви и мира на Земле.

А если душу детскую сгубить –

Жестокостью и грязью залепить,

То будет человек тот много лет

Источником несчастья, зла и бед.

Уч.: В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, с радостью и злом. В природе нет совершенно одинаковых людей. Каждый человек отличается от других своим внешним видом, характером, поведением, т.е он индивидуален. Как бы вы отнеслись к тому, если бы все люди были одинаковые?

( предполагаемые ответы учащихся: отрицательно; было бы неинтересно…)

Учитель просит обратить внимание на стенд с рисунками ( это было опережающие задание) о поступках людей. ( учащихся комментируют свои рисунки)

Уч.: Ваши работы в очередной раз доказывают, что все мы разные: кто-то совершает добрые дела и обладает положительными чертами характера, а кто-то, наоборот, способен совершать только зло.

Два ученика класса выходят к доске ( к плакату с результатами блиц-опроса) и знакомят ребят с проведенным исследованием среди сверстников по теме «Какие черты характера в человеке меня привлекают , а какие – отдаляют».

Результаты записаны в два столбика.

Привлекают :

-​ скромность

-​ справедливость

-​ заботливый

-​ добродушны

Отдаляют :

- лживость

- эгоизм

-​ ленивость

-​ трусость

Делается совместное ранжирование и школьники придумывают название столбикам (предполагаемый результат: «достоинства и недостатки»).

Уч.: Мы подошли к тебе нашего урока. Запишем ее на доске и в тетради.

Уч.: Чтобы меньше ошибаться в людях, уметь отличать хорошего человека от плохого, мы должны видеть в человеке его достоинства и недостатки.

Поэтому цели сегодняшнего урока будут следующие:

1) Осмыслить нравственные категории «достоинства» и «недостатки» человека, анализируя его положительные и отрицательные черты характера;

2) попытаться дать оценку поведению окружающих и исследовать свою индивидуальность;

План урока

1.​ Черты характера и поступки человека, их взаимосвязь.

2.​ Как исправить недостатки.

3.​ Стань Человеком.

Один ученик (слабый) получает задание поработать по карточке №1 у доски (карточка прилагается, предполагаемый ответ - зависть).

Второй работает на месте по карточке №2 (карточка прилагается).

II. Рассмотрение основной проблемы.

Работа с терминами. (Они записывают по ходу на доске. Обращается внимание на орфографию).

Уч.: используя свой жизненный опыт, знания, попытайтесь определить достоинства и недостатки человека по чертам характера. (Из шкатулки учащиеся по очереди берут записки с терминами и комментируют их).

К чему может привести этот недостаток? Приведите примеры из литературных произведений, кинофильмов, мультфильмов.

- Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

- Лживость – склонность к обману.

- Хвастовство – неумеренное восхваление чего – нибудь своего, своих достоинств.

Уч.: Вы получили задание по желанию подобрать пословицы и поговорки о чертах характера человека. Сейчас мы их заслушаем и определим смысловое значение.

Пример: - Труд кормит, а лень портит.

- Смелость города берет.

- Худой мир лучше доброй ссоры…

(Учащиеся просматривают фрагменты мультфильмов о поступках людей и комментируют их).

* Проверка карточек:

Уч.: Комментируя карточку №1.

По этому поводу очень хорошо сказал Сухомлинский: « Большое зло – зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись оболгать его. В хорошем смысле этого слова.»

Уч.: Мы на волшебном корабле

Плывем по морю к той стране,

Где царство Мира и Добра,

Где Истина и Красота.

Там люди гордые живут

И справедливость всюду чтут.

Мы в гости к ним приглашены

Наш разговор начать должны.

Чтобы попасть к ним в царство, мы должны пройти небольшое самоиспытание. (раздаются маршрутные листы, и объясняется задание) – листы прилагаются.

Задание: (работа в парах)

1)​ ребята должны оценить свои положительные черты характера и соседа по парте. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.

2)​ Свои недостатки записать в правой части листа.

Маршрутный лист

Цель этого задания – заставить вас задуматься и оценить свое поведение и окружающих.

Уч.: А какие бы советы вы дали людям, чтобы избавиться от недостатков (или как им помочь).

Предполагаемые ответы:

-​ улыбаться;

-​ не горячиться с первого слова;

Учитель просит зачитать из учебника точку зрения авторов по этому вопросу

​ Один ученик раздаёт отпечатанные советы учёного-психолога США Корнеги, и затем учащиеся зачитывают их вслух.

Советы Корнеги.

1.​ Высказывайте своё одобрение людям.

2.​ Улыбайтесь.

3.​ Придерживайтесь дружелюбного тона.

4.​ Научитесь себя ставить на место других, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.

5.​ В каждом умейте видеть его достоинства.

Любите людей!

​ Учащиеся пытаются дать определение термина «достоинство».

Словарь. (Записать в тетрадь)

6.​ Достоинство – это положительное качество, совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

7.​ Достоинство – это мудрая власть держать себя в руках.

Недостаток – это изъян, несовершенство

III. Закрепление

Уч.: Обратите внимание на эмблему, которая висит на доске, как вы думаете, что она символизирует?

(предполагаемые ответы: любовь, теплота…)

Уч.: Я бы хотела, чтобы от каждого из вас (от сердца) исходили лучи только добра, тепла. Тогда и мир будет добрее и каждому в нём будет тепло и уютно. Давайте с вами заполним лучи, «исходящие от доброго сердца». (Учитель записывает предположения ребят на лучах эмблемы)

(Предполагаемые ответы: доброта, гуманность, отзывчивость…)

задание (письменно)


I вариант

Напишите ассоциации к термину «доброта».

(Предполагаемые результаты)

1.​ Доброта

2.​ Отзывчивый, милосердный

3.​ Помогать, ценить, уважать

4.​ Доброта спасёт мир

II вариант

Напишите синквейн к термину «эгоизм».

1.​ Эгоизм

2.​ Пренебрежительный, личный

3.​ Любить, уважать, ценить

4.​ Эгоизм – отрицательная черта характера человека

5.​ Себялюбие

Уч.: Я думаю, что этот девиз «Спешите делать добрые дела» вы примите как напутствие сегодняшнего урока и приложите все силы, чтобы избавиться от недостатков. Сохраните маршрутные листы, и в 6 классе мы вернёмся к этой теме с целью узнать, что изменилось в вашем поведении и в какую сторону. Сделаем анализ и выводы.

Избавляйтесь от недостатков и будьте настоящими гражданами своей страны. И тогда слова Сухомлинского (обращается внимание на эпиграф) вы можете уже произнести не в будущем времени, а в настоящем. Станьте Человеком с большой буквы.

​ В конце урока идёт награждение самых достойнейших ребят медалями по номинациям. (Голосование, открытое с комментариями).

В конце урока звучит песня «Доброта».

Карточка №1

Найдите лишние слова и объясните принцип его исключения:

Доброта, гуманность, честность, зависть, справедливость, милосердие, ответственность.

Карточка №2

Советы Корнеги

1.​ Высказываете свое одобрение людям.

2.​ Улыбайтесь.

3.​ Придерживайтесь дружелюбного тона.

4.​ Научитесь ставить себя на место другого, видеть мир глазами другого, понимать его так же, как они!

5.​ В каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая проверка знаний: достоинства и недостатки

Достоинства и недостатки устной и тестовой проверки знаний....

Достоинства и недостатки фирмы (экономика)

Презентация к уроку по экономике "Фирмы. Достоинства и недостатки фирмы". Материал можно использовать при объяснении нового материала или на этапе закрепления(проверки)...

Достоинства и недостатки человека. ( урок по теме «Мораль.»,6 класс)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА НА КОНКУРСЕ " УЧИТЕЛЬ ГОДА". МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 6 КЛАССЕ, А ТАКЖЕ КАК ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРЕДМЕТУ....

Профстандарт педагога - достоинства и недостатки

Профстандарт педагога принят. Каковы плюсы и минусы?...

Урок в 5 классе по теме "Достоинства и недостатки человека"

Урок  разработан на основе сисмено-деятельностного подхода....