Методическое пособие по курсу История Отечества
методическая разработка на тему

Булах Анна Михайловна

В пособии даны методические рекомендации по курсу История Отечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._posobie_po_otech.ist_.07.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

ВВЕДЕНИЕ

В системе образования важное значение имеет нравственное и культурное развитие будущих специалистов, их гуманитарная подготовка.

Одной из дисциплин гуманитарного цикла является «Отечественная история». Изучается студентами на первом курсе.

Цель курса овладеть методологией и теоретическими основами изучения Отечественной истории, дать научное представление об ее основных этапах и содержании.

Задачи курса:

  • выявить актуальные проблемы исторического развития России, ключевые моменты истории, оказавшие существенное влияние на жизнедеятельность российского народа;
  • показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;
  • проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие, уяснить историческое место и выбор пути развития России на современном этапе;
  • на примерах из различных эпох показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в отечественной истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;
  • уяснить, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;
  • обратить внимание на тенденции развития мировой историографии; определить место и роль российской истории и историографии в мировой науке.

Основные формы учебной работы и объем обязательных знаний, необходимых для усвоения студентами по этой дисциплине определены рабочей программой курса.

В преамбуле к каждой теме изложены основные проблемы, на которые целесообразно обратить внимание при изучении раздела. К каждой теме прилагаются вопросы для обсуждения, темы рефератов, докладов и литература.

Требования к уровню освоения содержания курса. В результате усвоения дисциплины студенты должны:

  • уметь выявить исторические закономерности, анализировать сложные исторические процессы современной социально-экономической и политической обстановки, видеть перспективы общественного развития, активно участвовать в преобразованиях, происходящих в современной России;  
  • уметь анализировать исторические события и процессы, всесторонне и объективно их оценивать, не допуская нигилистического и поверхностного отношения к прошлому, извлекать из него необходимые уроки;
  • знать отечественную историю как единый многогранный (экономический, политический, социальный и духовный) процесс на различных этапах ее развития;
  • знать географические, этнические, социальные и культурные факторы становления и развития Российского государства и процесса объединения русских земель, самобытный характер формирования Российского государства, оценить героизм и мужество российской народа в защите государственных интересов страны.

Ведущей формой процесса является лекция, в которой освещаются вопросы, требующие теоретического анализа курса, даются направления и методические советы для самостоятельной работы студентов, а также обзор литературных источников.

Обязанность студента – активно работать на лекции: внимательно слушать, научиться выделять и уяснять  главные положения, и сжато записывать их. В записи следует вносить все новые понятия, определения, обобщения, заключения, которые даются в лекциях. Хороший конспект лекций помогает в самостоятельной работе студента при подготовке к зачетам и экзаменам.

Главным методом овладения курсом истории, как и других наук, была и остается самостоятельная работа студента. Она включает в себя ознакомление с очередной темой курса, усвоение вопросов, раскрытых в лекции. Изучив рекомендованную литературу, студент продумывает порядок изложения вопроса и кратких ответов по вопросам плана занятия, делает соответствующие записи в специальной тетради.

Большую помощь в изучении истории оказывает конспектирование прочитанной литературы. Формы конспектирования выбирает сам студент. Это может быть развернутый план или отдельные записи и цитаты, раскрывающие главные положения изучаемого источника, или самостоятельное изложение прочитанного.

У каждого в процессе работы вырабатываются свои приемы конспектирования. Однако существуют общие правила, которых нужно придерживаться. Прежде чем конспектировать тот или иной источник, нужно его внимательно прочесть, выделяя при этом те важные положения, которые потом могут быть внесены в конспект. Конспекты ведутся в специальной тетради. Приступая к конспектированию, следует сначала записать название темы семинара и его план. Затем указать автора, полное название произведения, время написания, год и место издания. Записи нужно вести с интервалом, выделяя подчеркиванием или иным способом наиболее важные мысли, определения, оставляя при этом с одной стороны поле для пояснений и уточнений. Непонятные слова, названия и др. надо выписывать отдельно для выяснения по справочникам или у преподавателя на семинаре.

Необходимо избегать методического переписывания глав, отдельных мест того или иного произведения. Конспект должен быть кратким, но точным изложением прочитанного. Это не исключает возможность выписывать отдельные положения, цитаты, но с обязательным указанием источника и страницы. Конспект нужно вести так, чтобы он помогал студенту восстановить содержание  изученного  произведения   при   подготовке  к выступлению и, особенно, к зачету и экзамену.

Одной из форм самостоятельной работы является написание реферата, что помогает студенту не только в более глубоком изучении проблемы, но и в приобретении первого опыта исследовательской работы, в расширении своего теоретического кругозора, получения навыков оформления научной работы и выступлений перед группой слушателей.

Реферат – краткое изложение в письменной форме наиболее важного теоретического вопроса с обязательным анализом литературных источников. Общий объем реферата от 15 до 25 страниц, выполненных студентом самостоятельно.

Студент при подготовке реферата уясняет объем изученного вопроса, разрабатывает план реферата, подбирает и изучает литературу, интересные примеры, факты, продумывает, как лучше связать тему с современностью, какие наглядные пособия использовать, а затем письменно оформляет реферат. При подготовке реферата студент консультируется у преподавателя, получает методические советы.

Подготовленные и обсужденные рефераты могут быть рекомендованы для представления на конкурсы студенческих работ, использованы  в  выступлениях  на студенческих научно-теоретических конференциях. Реферат должен быть аккуратно оформлен и обязательно иметь:

а) титульный лист,

б) план;

в) изложение темы по вопросам плана;

г) список использованной литературы.

Изложение должно включать введение, собственно содержание проблемы и заключение.

Приобретенные студентами знания по истории современной цивилизации выявляются и оцениваются на экзамене.

Ответы на экзамене должны раскрывать сущность вопроса, показывать умение студента анализировать исторические факты и события, степень понимания значения уроков прошлого для современности, быть точными и последовательными.

По итогам экзамена студентам в зачетную книжку и экзаменационную ведомость выставляется оценка "удовлетворительно", "хорошо", "отлично". Неудовлетворительная оценка выставляется только в экзаменационную ведомость. Следует иметь в виду, что студенты, имеющие высокий рейтинг по представлению преподавателя, освобождаются от сдачи экзамена с выставлением им соответствующих оценок.

Вводная лекция.

Предмет и содержание курса. Роль исторической науки. Основные этапы всемирной истории. Цивилизация и ее типы. Россия как составная часть мировой цивилизации. Особенности ее социально-экономического развития.

Предпосылки образования древнерусской государственности. Принятие христианства на Руси. Северо-Восточная Русь на рубеже XIII-XIV вв. Взаимоотношения с Золотой Ордой. Предпосылки объединения русских земель.

Образование Московского государства и своеобразие его развития. Усиление центральной власти в XV в.

Смутное время. Восстановление государственности и новая династия Романовых. Экономическое развитие страны в XVII в. Социальная структура общества. Усиление колонизации. Внешняя политика России в XVII в.

Методические рекомендации.

Особое внимание следует обратить на сущность процесса феодализации, характеристику общественного и политического устройства Киевской Руси. Утверждение феодальных отношений лучше всего комментировать на основе «Русской правды» XI в.

Следует дать характеристику периода феодальной раздробленности, выделив положительные и отрицательные его последствия. Определить сущность вассальной зависимости Руси от Золотой Орды.

Подчеркнуть значение борьбы Северо-Западной Руси в сдерживании шведской и немецкой агрессии и значение личности Александра Невского.

В вопросе об образовании централизованного российского государства важным является знание этапов объединительного процесса и их содержания, роли Московского княжества в собирании русских земель и значение победы на Куликовом поле.

Завершение процесса централизации важно проиллюстрировать знанием Судебника 1497 г. и его значения в юридическом оформлении крепостного права. Обязательно следует выделить особенности становления Российского централизованного государства в аналогии со странами Западной Европы.

В вопросах о политическом строе России XVI-первой половины XVIII вв. важно рассмотреть процесс складывания сословно-представительной монархии и ее эволюцию в абсолютную монархию.

Лекция.

  1. Основные этапы всемирной истории.
  2. Начало русской государственности (IX-XIV вв.)
  3. Московское государство в XV - XVII вв.

Понятийный аппарат: абсолютизм, барщина, Боярская дума, вотчина, дворяне, Земский собор, капитализм, колонизация, поместье, рента, рынок, самодержавная монархия, Смутное время, сословия, сословно-представительная монархия, социально-классовая структура, феодализм, централизованное государство, цивилизация.

Литература. 

  1. Буганов В.И. Эволюция феодализма в России: социально-экономические проблемы. М., 1980.
  2. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя // Вопросы истории. 2006. № 9. С. 67-86. 1983.
  3. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л.,.
  4. Хромов А. Экономическая истоиия в СССР: первобытно-общинный и феодальный способы производства в России. М., 1988.

 

Тема 1. Мир и Российская империя в XVIII веке. Проблемы модернизации России.

XVIII век. Просвещение и начало модернизации. Общественные отношения и особенности просвещенного абсолютизма в Европе. Международные отношения в XVIII в.

Российская держава в конце XVII – начале XVIII вв. Петр I и утверждение российского абсолютизма. Войны и реформы Петра I. Новые государственные учреждения. Реформа местного управления. Указ о единонаследии. Законодательное оформление «особых прав» дворянства на землю. Консолидация дворянства. «Табель о рангах». Подчинение церкви государству. Экономическая модернизация России, ее особенности. Итоги деятельности Петра Великого. Укрепление внешнеполитической позиции Российского государства. Роль Петра I в определении на полтора века вперед внешнеполитической программы России в восточном вопросе.

Россия в середине  XVIII в. Дворцовые перевороты. Причины нестабильности власти. Реформы государственного аппарата в Российской империи. Расширение привилегий дворянства в эпоху, Петра II, Анны Иоановны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II.

Внешняя политика России в середине XVIII в.  Русско-турецкая война 1768-1774 гг.  Россия  в Семилетней войне.

Екатерина II и российский «просвещенный абсолютизм». Социально-экономическая политика во второй половине XVIII в. Попытки составления нового Уложения. Реформы Екатерины II. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Начало разложения феодально-крепостнической системы и формирование капиталистического уклада. Внутренняя и внешняя торговля. Возникновение и развитие банковской системы в России. Создание привилегированной дворянской элиты. Социальные структура и общественные отношения в России. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева. Влияние освободительных идей Запада на развитие российской общественно-политической мысли. Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.

Великодержавные стратегии Екатерины II: обретения и издержки. Русские полководцы и флотоводцы: П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Д.Н. Сенявин и др.

Методические указания.

Освещая внешнюю политику России, нужно выделить основные причины ее переориентации в XVII в., определить роль Петра I и значение проведенных им реформ в ликвидации отсталости России.

Говоря о России второй половине XVIII в., необходимо продемонстрировать разложение феодально-крепостнического хозяйства на фоне анализа характеристики классической барщинной системы. Следует также показать основные аспекты политики просвещенного абсолютизма на фоне французского просвещения, подчеркнув противоречивость идей и воплощения.

Лекция 1.1.

  1. Петр I. Реформы Петра I и их роль в процессе модернизации России.
  2. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
  3. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.

Лекция 1.2.

  1. Начало разложения феодально-крепостнической системы и формирования

капиталистического уклада.

  1. Политика «просвещенного абсолютизма». Его особенности в России.
  2. Социально-экономическая политика России во второй половине XVIII в.
  3. Внешняя политика  России во второй половине XVIII в.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Внешняя политика России первой четверти XVIII в.
  2. Социально-экономическая политика России в первой четверти XVIII в.
  3. Реформы органов суда и управления.
  4. Проблемы социально-экономического развития страны. «Золотой век» российского дворянства.
  5. Екатерина II и российский «просвещенный абсолютизм».
  6. Общественно-политическая жизнь и социальные движения.
  7. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Рефераты.

  1. Петр I: государственный деятель и человек.
  2. Петр I и вхождение России в европейскую систему международных отношений (1700-1725).
  3. Русско-турецкие войны XVIII в. и их значение для судеб народов юга России.

Понятийный аппарат: Ассамблеи, бироновщина, Генеральный регламент, Георгиевский трактат, Жалованная Грамота, империя, капиталистые крестьяне, классовый антагонизм, Коллегии, Константинопольский мир, Кондиции, Кючук-Кайнарджийский договор, мануфактура, масонство, меркантилизм, модернизация, подушная подать, полки нового строя, посессионные крестьяне, приписные крестьяне, Просвещение, Просвещенный абсолютизм, протекторат, протекционизм, Разделы Польши, регент, Священный Синод, секуляризация, Сенат, Табель о рангах, традиционное общество, Уложенная комиссия. Ясский мир.

Литература. 

  1. Александровский О.А. Становление географической науки в 18 в. М., 1989.
  2. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I // Вопросы истории. 2006. № 2.
  3. Волкова И.В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношений в России // Вопросы истории. 2006. № 3.
  4. История народов Северного Кавказа (кон. XVIII – 1917 г.) / Отв. ред. Нарочницкий А.Л. М., 1988.
  5. История политических и правовых учений / Под ред. Нерсесянц В.С. М., 2000.
  6. Киняпина Н.С. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России (II половина XVIII в. - 80-е гг. XIX в.). М., 1984.
  7. Ключевский В.О. О русской истории. M., 1993.
  8. Кротов П. Начало Балтийского флота // Родина. 2003. № 7.
  9. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1990.
  10.  Петрухинцев Н. 2 флота Петра I: технологические возможности России \\ Вопросы истории. 2003. № 4.
  11.  Шикоград А.Б. 1000-летняя битва за Царьград. М., 2005.

Тема 2. Российское государство в мировом сообществе в XIX в. Развитие капитализма в России.

Социально-политическое развитие в XIX в. и становление буржуазного общества в Европе. Новые явления в экономическом развитии Европы и Америки. Складывание парламентской системы в Европе. Рабочее движение.

Дворцовый переворот 1801 г. Правление Александра I. M.M. Сперанский. А.А. Аракчеев. Либерализм и консервативные традиции в государственной политике России. Реформы в сфере государственного управления и народного просвещения. Создание министерства финансов. Мероприятия в области промышленности и торговли. Протекционизм. Положение крепостных крестьян. Указ «О вольных хлебопашцах». Отмена крепостного права в прибалтийских губерниях.

Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Усиление влияния России в Европе. «Венский конгресс» и проблемы европейского согласия. «Священный Союз».

Восстание декабристов   1825 г. и его последствия. Восшествие на престол Николая I.  Кодификация законов Российской Империи. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа государственной деревни П.Д. Киселева. Развитие торговли и промышленности.

Дискуссии о путях развития России. Охранительство. Западники и славянофилы. Зарождение революционно-демократической идеологии (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).

Восточный вопрос. Крымская война, ее политические и экономические последствия для России. Нарастание кризиса крепостничества. Александр II и отмена крепостного права 1861 г. Либеральные реформы в России..

Создание I Государственного банка. М.Х. Рейтерн – министр финансов в эпоху реформ. Пореформенное развитие России. Своеобразие российского капитализма. Складывание классов буржуазии  и пролетариата.

Нарастание политического кризиса в 1870-х гг. «Хождение в народ». Эпоха политического террора. «Земское  движение». Убийство Александра II.

Правление Александра III. Эпоха контрреформ в социальной сфере. Активная политика государства в аграрной и промышленной областях.  Создание банковской системы. Министры финансов 1880-х гг.: Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский. Развитие финансовой системы.

Революционное движение: от народничества к марксизму. Характерные черты русского марксизма (Г.В. Плеханов).

Внешняя политика России (русско-турецкая война 1877-1878 гг.) Формирование в Европе военно-политических союзов. Нарастание напряженности в мире.

Методические рекомендации.

Вступление России в XIX в. неразрывно связано с попытками реформирования феодализма в царствование Александра I. Следует уяснить, почему проекты реформ М.М.Сперанского не были до конца реализованы.

Анализируя содержание общественного движения в 30-50 гг. XIX в., следует рассмотреть предпосылки его возникновения (Отечественная война 1812 г., движение декабристов, рост буржуазного либерализма, постановка крестьянского вопроса на арену широкого общественного обсуждения) и значение в деле подготовки крестьянской реформы.

В изложении вопросов, связанных с подготовкой, проведением и итогами крестьянской реформы 1861 г. и реформ 60-70-х гг. XIX в., необходимо выявить их внутреннюю противоречивость и ограниченность и показать их объективно-буржуазное содержание.

Пореформенное развитие капитализма рекомендуется связать с завершением промышленного переворота. Особо следует проанализировать развитие капитализма в сельском хозяйстве, показать различия прусского и американского пути. Подчеркнуть особенности формирования российского промышленного капитала, изменение социальной структуры общества.

 Раскрывая идеологию и деятельность народников, нужно обратить внимание на эволюцию народничества в сторону буржуазного либерализма.

Контрреформы Александра III следует рассматривать на фоне нарастания рабочего движения и усиления действий либерально-буржуазной оппозиции.

Лекция 2.1.

  1. Россия в начале XIX в.
  2. Либерализм и консервативные традиции во внутренней политике России в годы правления Александра I и Николая I.
  3. Характеристика основных направлений русской общественной мысли 20-50-х гг. XIX в.

Лекция 2.2.

  1. Нарастание кризиса крепостничества. Крымская война.
  2. Эволюция государственного и политического строя во второй половине XIX в.
  3. Отмена крепостного права и буржуазные реформы. Становление индустриального общества в России.
  4. Общественно-политические движения в России во второй половине XIX в.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Реформы в сфере государственного управления, экономике и народного    просвещения.
  2. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г.
  3. Декабризм - I этап освободительного движения в России.
  4. Александр II и либеральные реформы в России, их буржуазное и демократическое содержание.
  5. Революционное движение от народничества к марксизму.
  6. Внешняя политика России II половины XIX в.

Рефераты.

  1. Дворянская революционность в России. Сперанский М.М. Великий реформатор или охранитель русской монархии?
  2. Поиски путей модернизации России во второй половине XIX в.
  3. Территориальные завоевания России - источник национальных конфликтов на ее территории в конце XX в.
  4. Кавказская война.
  5. Царизм и модернизация России: охранительные тенденции и попытки реформ.
  6. Витте С.Ю. – реформатор нового типа.
  7. Имам Шамиль – властитель и человек.

Понятийный аппарат: Адрианопольский мир, американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, анархизм, Антанта, аркчеевщина, буржуазия, Бухарестский мир, Венский конгресс, вольноотпущенники, Восточный вопрос, временнообязанные, газават, Государственный совет, декабризм, Гюлистанский мир, западничество, Земства, идеология, издольщина, испольщина, Кавказская война, коалиция, колониальная политика, континентальная блокада, консерватизм, Крымская война, легальный марксизм, либерализм, Лондонская конвенция, марксизм, мюридизм, народничество, Негласный комитет, отработочная система, Парижский мир, податные и неподатные сословия, пролетариат, промышленный переворот, прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, разночинцы, революционные демократы, Священный союз, славянофильство, терроризм, Тильзитский мир, Тройственный союз, Туркманчайский договор, Фридрихсгамский  мир, цензура.

Литература.

  1. Бескровный Л.Г. Отечественная война 1812 г. М., 1962.
  2. Блиев М.М. Россия и горцы Большого Кавказа: на пути к цивилизации. М., 2004.Ключевский В.О. О русской истории. M., 1993.
  3. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. М., 1994.
  4. Дегоев В.В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин. М.,2001.Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10.
  5. Жилин П.А. Контрнаступление русской армии  в 1812 г. М., 1953.
  6. Ильин П.В. Новое об истории декабристского движения // Отечественная история. 2003. № 6.
  7. Иосифова Б. Декабристы. М., 1989.
  8. История народов Северного Кавказа (кон. XVIII – 1917 г.) / Отв. ред. Нарочницкий А.Л. М., 1988.
  9. Киняпина Н.С. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России (II половина XVIII в. - 80-е гг. XIX в.). М., 1984.
  10. Киянская О.И. К истории Черниговского пехотного полка // Отечественная история. 1995. № 6.
  11. Краснов Ю.К. История государства и права. М., 1997.
  12. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.
  13. Мельников А.Б. История Отечественной войны. 1812 г. // Вопросы истории. 1994. № 6.
  14. Нечкина М.В. Декабристы. М., 1983.
  15. Орлик О.В. Декабристы и европейское освободительное движение. М., 1975.
  16. Покровский Н.И. Кавказская война и имамат Шамиля. М., 2000.
  17. Попова А. Судебная реформа 1864 г. и развитие гражданского общества во II половине XIX в. // Отечественная история. 2002. № 3.
  18. Россия I половины XIX в. глазами иностранцев. М., 1991.
  19. Ссыльные декабристы в Сибири. Новосибирск, 1986.
  20. Троицкий Н.А. Россия в XIX в. Курс лекций. М., 1999.Чепелкин М.А. История внешней политики России. I половина XIX в. // Отечественная история. 1996. № 1.
  21. Шестопалов А.П. Правительственный конституционализм и российская государственность в начале XIX в. // Вопросы истории. 2006. № 9.
  22.  Шикоград А.Б. 1000-летняя битва за Царьград. М., 2005.Эдельман О.В. Воспоминания декабристов как исторический источник // Отечественная история. 1995. № 6.

Тема 3. Россия и мир на рубеже XIX - XX вв. Экономика России в начале XX века

Мир на рубеже веков: новые явления в социально-политическом и экономическом развитии стран Европы и США. Конец свободной конкуренции. Экономические противоречия. Изменения в социальной структуре. Международные отношения в начале XX в. Раздел мира и образование враждующих коалиций накануне первой мировой войны.

Экономическое развитие России в конце XIX в. Объективная потребность индустриальной модернизации. Процесс становления индустриального общества в Европе и России: общее и особенное. Россия – страна «второго эшелона» развития капитализма.

Основные факторы развития российской рыночной экономики на рубеже Х1Х-ХХ вв. Экономический курс С.Ю. Витте. Форсирование индустриализации «сверху». Усиление государственного регулирования экономики. Внутренняя торговля и внутренний рынок в России в конце XIX – начале XX в. Развитие предпринимательства. «Золотая реформа» С.Ю. Витте.

Экономический потенциал России в начале XX в. Аграрно-индустриальный тип экономики России и его особенности. Соотношение промышленного и аграрного производства. Проблема многоукладной экономики. Особенности монополизации российской промышленности. Возникновение крупных промышленных корпораций: картели, синдикаты, тресты.

 Абсолютизм – тормоз общественного прогресса начала XX в. Николай II как политический деятель.

Политические партии в России. Общенациональный кризис начала XX в. и альтернативные варианты его преодоления. Новый либерализм. Российская социал-демократия. Социалисты-революционеры. П.Б. Струве, П.Н. Милюков, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, В.М. Чернов.

Созревание социальных сил российской революции. Русско-японская война – катализатор революционных процессов. Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, особенности. Идея конституционного самодержавия, правового государства, революционной диктатуры. Основные социально-экономические и политические итоги и последствия революции. Изменения в политической системе. Начало работы Государственной думы.

Методические указания.

Сложные события начала XX в. следует рассматривать на основе анализа внутренней и внешней политики России. Так, события русско-японской войны, будучи попыткой самодержавия предотвратить революционный кризис за счет новых аннексий, стали катализатором мощного революционного взрыва – первой русской революции.

Следует обратить внимание на роль государства в складывании монополистического капитализма, четко выделять особенности становления российского империализма и влияние их на дальнейшее развертывание революционных событий. Уяснить роль российской буржуазии в политической жизни страны, указать, почему она не смогла сыграть решающую роль в модернизации общества и ликвидации феодализма.

Лекция 3.1.

  1. Международные отношения в конце XIX - начале XX века. Раздел мира и образование враждующих коалиций накануне первой мировой войны. Русско-японская война 1904-1905 гг.
  2. Становление индустриального общества в России. Объективная потребность индустриальной модернизации России на рубеже XIX - XX вв.
  3. Социальная структура российского общества. Основные классы и сословия.

Лекция 3.2.

  1. Предпосылки и этапы революции 1905-1907 гг.
  2. Изменение в политической системе Российской империи в ходе революции 1905-1907 гг.
  3. Организационное оформление партий в России.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Первая российская буржуазная революция 1905-1907 гг.
  2. Становление российского парламентаризма.
  3. Формирование партий в России в конце XIX-начале XX вв.
  4. Социально-экономический строй и политическое устройство страны на рубеже XIX - XX в.
  5. Международные отношения в начале XX века. Тройственный союз и Антанта.
  6. Русско-японская война как способ решения внутриполитических проблем и внешнеполитических задач.

Рефераты.

  1. Место России в мире накануне первой мировой войны.
  2. Дальневосточная политика России на рубеже Х1Х – ХХ вв. Русско-японская война.
  3. Витте С.Ю.  и процесс модернизации экономики России.
  4. Черносотенное движение, его место в политической истории России.

Понятийный аппарат: большевизм, буржуазно-демократическая революция, Гаагская конференция, гегемон, геополитика, гуманизм, демократия диктатура, земцы-либералы, конституционная монархия, «легальный марксизм», меньшевизм, милитаризм, нация, национализация, оппозиция, партия, парламентаризм, радикализм, расизм, революция, Советы, социализация, Третьеиюньская монархия, трудовики, «теория эшелонной модернизации», фракция, экономизм, эсеры.

Литература.

  1. Айрапетов О.Р. Балканы. Стратегия Антанты в 1916 г.// Вопросы истории. 1997. № 9.
  2. Бакунин М.А. Анархия и порядок. М., 2000.
  3. Бессолицын А. С. Витте и создание системы коммерческого образования в России// Вопросы экономики. 2006. № 7.
  4. Бовыкин В.И. Россия накануне великих свершений. М., 1988.
  5. Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849-1911. М., 1991.
  6. История народов Северного Кавказа (кон. XVIII – 1917 г.) / Отв. ред. Нарочницкий А.Л. М., 1988.
  7. Левицкий Н.А. Русско-японская война. 1904-1905 гг. М., 1938.
  8. Лукоянов И.В. Портсмутский мир//Вопросы истории. 2007. № 2.
  9. Мавродин В.В. Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. М., 1972.
  10.  Малаков А. Поражение обязывает// Деньги. 2004. № 5.
  11.  Наше Отечество. Опыт политической истории. T.1. М., 1991.
  12.  Ольденбург С.С Царствование императора Николая II. М., 1992.
  13.  Первая российская революция 1905-1907 гг. М., 1991.
  14.  СССР: учебное пособие. Владикавказ: СКГТУ, 1999.
  15.  Селезнев Ф.А. Либералы и социалисты – предшественники кадетской партии// Вопросы истории. 2006. № 9.
  16.  Сироткин В.Г. Вехи отечественной истории. 1992.
  17.  Сытина Т.В. Аграрное дело графа С.Ю. Витте// Социально-гуманитарное знание. 2002. № 5.
  18.  Сытина Т.В. Виттевский проект «социализации монархии»// Социально-гуманитарное знание. 2003. № 4.
  19.  Толкушин А. Налоговые реформы С.Ю. Витте// Финансы. 2002. № 9.
  20.  Уруймагов М.В. С.Ю. Витте – крупнейший теоретик и практик  государственных финансов// Бюллетень Владикавказского института управления. 2006. № 18.
  21.  Уткин А. Цусимский разгром// Вокруг света. 2005. № 3.
  22.  Хорос В. С.Ю. Витте: судьба реформатора// мировая экономика и международные отношения. 1998. № 10.

Тема 4. Социально-экономическое развитие и политическая борьба в России в 1907-1917 гг.

Россия после поражения революции 1905-1907 гг. Третьеиюньская монархия: ее сущность и особенности. Состояние общества и дискуссии о путях модернизации страны. Кризис массовых политических организаций: причины, сущность и последствия. Государственная дума и ее роль в политической жизни страны.

Реформы П.А. Столыпина: замыслы и результаты. Экономическое содержание реформы. Курс на индустриализацию и интенсификацию крестьянского хозяйства. Хутора и отруба. Итоги перераспределения надельной земли в ходе столыпинской реформы. Роль Крестьянского поземельного банка в проведении реформы. Последствия столыпинских реформ для политического и социально-экономического развития России.

Экономический подъем 1910-1913 гг. и политические процессы. Концентрация промышленного производства, централизация банковского капитала. Внутренняя и внешняя торговля накануне первой мировой войны. Революционное движение в предвоенный период.

Внешняя политика России накануне первой мировой войны.

Российская империя в первой мировой войне. Отношение классов и политических партий к войне. Восточный и Западный фронты. Состояние промышленности, транспорта, сельского хозяйства, финансово-банковской сферы. Государственное регулирование экономики в годы войны. Особые совещания, военно-промышленные комитеты. Военные неудачи России и состояние общества. Падение авторитета самодержавия, распутинщина. Либерально-буржуазная оппозиция в IV Думе. Нарастание социально-экономического и политического кризиса в стране.

Февральская революция 1917 г. Свержение самодержавия. Проблема исторического выбора: демократия или диктатура. Деятельность Временного правительства, его экономическая и финансовая политика. Советы и массовые организации. Нарастание революционно-анархической стихии. Апрель-июль 1917 г.: от кризиса к кризису. Рост социальной и политической напряженности в обществе.

Подготовка большевиками вооруженного восстания. Октябрь 1917 г. Взятие власти большевиками. Декреты II съезда Советов. Советы и Учредительное собрание. Политика диктатуры пролетариата. Первые экономические и социальные преобразования Советской власти. Брестский мир. Влияние Октябрьской революции на мировое развитие.

Методические указания.

Освещая причины, характер и ход первой мировой войны, надо подчеркнуть прямую связь этих событий с изменением экономического и политического положения и складыванием революционной ситуации в стране.

В вопросе о Февральской революции 1917 г. рекомендуется проследить цели и тактику российских политических партий в ходе революционных событий и их влияние на содержание периода двоевластия.

Октябрьские события 1917 г. положили конец существованию России как части мировой капиталистической системы.

Лекция 4.1.

  1. Социально-экономическое развитие в 1907-1914 гг. Реформы П.А. Столыпина.
  2. Третьеиюньская монархия: ее сущность и особенности.
  3. Государственная дума и ее роль в политической жизни страны.
  4. Первая мировая война – катализатор социально-экономического и политического кризиса в стране.
  5. Февральская революция 1917 г. Свержение самодержавия.

Лекция 4.2.

  1. Углубление общенационального кризиса после Февральской революции. Проблема исторического выбора: демократия или диктатура.
  2. Победа вооруженного восстания в Петрограде. Причины, характер, особенности Октябрьской революции.
  3. Брестский мир.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Третьеиюньская монархия: ее сущность и особенности. Реформы П.А. Столыпина.
  2. Россия в I мировой войне. Отношение классов и политических партий к войне.
  3. Причины, особенности и характер Февральской революции 1917 года.
  4. Двоевластие. Борьба политических сил России за выбор пути дальнейшего развития (февраль – октябрь 1917 г.)
  5. Победа социалистической революции и становление советской власти – октябрь 1917-середина 1918 г. Причины, характер и особенности Октябрьской революции. Советы и Учредительное собрание.

Рефераты.

  1. Распутин в истории России.
  2. Столыпин П.А.  и его реформы.
  3. Октябрь 1917 г. в России: проблемы и оценки.
  4. Временное правительство – путь от демократии к диктатуре.

Понятийный аппарат: «белый и красный террор», амнистия, аннексия, банковский капитал, война, военная диктатура, Военно-революционный комитет (ВРК), Временное правительство, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), декреты Советской власти, двоевластие, диктатура пролетариата, империализм, коалиционное правительство, кризис, контрибуция, легитимизм, отруба, патернализм, распутинщина, репарации, сепаратный мир,  Советы Народных Комиссаров (СНК), Учредительное собрание, хутора, этатизм.

Литература.

  1. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М., 1989.
  2. Аврех А.Я. Столыпин и судьба реформы в  России. М., 1990.
  3. Бох М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. Л., 1990.
  4. Буденко А.В. Правда и ложь революции 1917 г. // Социс. 1997. № 2.
  5. Васюков В.С. Предыстория интервенции. Февраль 1914 – март 1918 гг. М., 1968.
  6. Волобуев П.А., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории. 1996. № 5-6.
  7. Гайда Ф.А. Февральская революция и судьба Государственной думы // Вопросы истории. 1998. № 2.
  8. Гайда Ф.А. Февраль 1917 г.: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. 1996. № 3.
  9. Герасименко Т.А. Трансформация власти в России в 1917 г. // Отечественная история. 1997. № 1.
  10. Деникин А.И. Путь русского офицера. М., 1990.
  11. Ефременко А.В. Агрономический аспект столыпинской реформы // Вопросы истории. 1996. № 11-12.
  12. Злоказов Г.И. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов в период мирного развития революции (февраль – июль 1917 г.) М., 1969.
  13. Иоффе Г.З. «Распутиниада» - большая политическая игра // Отечественная история. 1998. № 3.
  14. История внешней политики СССР. 1917-1976. М., 1976.
  15. История международных отношений и внешней политики СССР. 1917-1987. М., 1986.
  16. История национально-государственного строительства в СССР. В 2 т./ Отв. ред. 38. Чугаев Р.А. М., 1972.
  17. Казарезов В.А. О Петре Аркадьевиче Столыпине. М., 1991.
  18. Касвинов М.К. 23 ступени вниз. Кемерово, 1989.
  19. Кризис самодержавия в России. 1895-1917 гг. М., 1984.
  20. Куликов С. «Наш друг сказал…» Играл ли Распутин в министерскую чехарду? // Родина. 2005. № 3.
  21. Куликов С. «Выход один – убить негодяя!» // Родина. 2003. № 7.
  22. Летопись внешней политики СССР. 1917-1978. М., 1978.
  23. Магомедов М.А. О некоторых особенностях Октябрьской революции и Гражданской войны на Северном Кавказе// Отечественная история. 1997. № 6.
  24. Мироненко В.М. Штурм века: от февраля к октябрю 1917 г. М., 1988.
  25. Миронова Т. Подстава. Кто убил Григория Распутина? // Родина. 2003. № 7.
  26. Палеолог М. Царская Россия во время I мировой войны. М., 1991.
  27. Петр Аркадьевич Столыпин: история российских реформ // Экономика и жизнь. 1997. № 22.
  28. Пошигайло П. Столыпинская программа модернизации // Родина. 2006. № 12.
  29. Пушкарева И.М. Февральская буржуазная революция 1917 г.  в России. М., 1982.
  30. Родзянко М.В. Крушение империи. М., 1991.
  31. Романов Б. Последний волхв империи: Григорий Распутин // Наука и религия. 1998. № 9.
  32. Старцев В.И. Крах «Керенщины». Л., 1982.
  33. Старцев В.И. 27 февраля 1917 г. М., 1984.
  34. Старцев В.И. Революция и власть: Петроградский Совет и Временное  Правительство в марте-апреле 1917 г. М., 1978.
  35. Суханов Н.Н. записки о революции. В 3 т. М., 1991.
  36. Толстикович А. Миф о старце // Предупреждение. 2004. № 1.
  37. Уткин А.И. Учителя России: Брест, Версаль, Мюнхен. М., 2002.
  38. Цветков В.Ж. Белогвардейская альтернатива// Родина. 2004. № 4.
  39. Чумаков В. Распутин. Криминальное чтиво // Огонек. 2003. № 36.

Тема 5. Россия и мир между двумя мировыми войнами. Социально-экономическое и политическое развитие советского государства (1918-1939 гг.)

Революция в Германии. Версальский мирный договор и его последствия. Изменения ситуации в мире после первой мировой войны. Возникновение биполярного мира. Крушение монархии. Рост национально-освободительного движения. Образование Коминтерна. Курс на достижение мира и доктрина «мировой революции». Борьба демократической и реакционной тенденции развития в 20-е годы в мире.

Советское государство после победы Октябрьской революции. Образование РСФСР. Гражданская война и военная интервенция. Программа и цели белого движения. Последствия гражданской войны и военной интервенции.

Политика «военного коммунизма». Политический и социально-экономический кризис политики «военного коммунизма». Переход к НЭПу. Характерные черты и противоречия НЭПа. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова.

Образование СССР: автономия или федерация. Место и роль РСФСР в составе Союза.

Ужесточение политического режима. Формирование режима личной власти Сталина и его последствия. Подавление оппозиции внутри партии.

Трудности хлебозаготовок 1927-1928 гг. Свертывание НЭПа.

Создание плановой модели советской экономики. Форсирование экономических и социальных процессов в СССР в условиях укрепления административно-командной системы. Начало индустриализации страны. Высокие темпы развития тяжелой промышленности в годы первой и второй пятилеток. Экономические и социальные последствия индустриализации СССР. Массовая коллективизация сельского хозяйства: принудительное создание колхозов и экспроприация кулачества. Сопротивление крестьянства. Голод в стране в начале 30-х гг. Последствия коллективизации.

Итоги довоенных пятилеток. Сущность плановой экономики. Противоречивость экономического и общественно-политического развития Советского Союза в годы довоенных пятилеток.

Национально-государственное строительство: от федерализма к унитарности. Конституция 1936 г.: декларация и реальность.

Политические процессы 30-х гг. Массовый террор и его последствия. Культ личности И. Сталина.

Методические указания.

Формирование Советской власти, защита ее от интервентов и борьба с внутренней контрреволюцией.

События советской истории следует рассматривать, связывать их с борьбой за власть внутри советского руководства и формированием административно-командной системы, тоталитарного общества. Выделять достижения советского строя и просчеты, приведшие к кризису Советской власти к середине 80-х гг.

Лекция 5.1.

  1. Итоги первой мировой войны. Версальский мир.
  2. Гражданская война и интервенция в России.
  3. Политика «военного  коммунизма» и НЭП.
  4. Образование СССР.

Лекция 5.2.

  1. Создание плановой модели советской экономики. Форсированная индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства.
  2. Социально-экономические итоги довоенных пятилеток.
  3. Общественно-политическое развитие Советского Союза. Формирование режима личной власти Сталина.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Гражданская война и интервенция в России. Политика «военного коммунизма и переход к НЭПу.
  2. Международное и внутреннее положение Советской России в 20-е гг. после окончания Гражданской войны.
  3. Образование СССР: автономия или федерация.
  4. Индустриализация СССР.
  5. Коллективизация сельского хозяйства.
  6. Общественно-политическое развитие Советского Союза в 30-е годы. Тоталитаризм.

Рефераты.

  1. Культурная революция в СССР в 20-30 гг.
  2. Белое движение в России и его судьба.
  3. Версальско-Вашингтонская система послевоенного устройства.
  4. «Великая депрессия» в капиталистическом мире: пути выхода.
  5. Нацизм: идеология, сущность  практика.

Понятийный аппарат: авторитаризм, административно-командная система, аренда, «Белое движение», «военный коммунизм», Генуэзская конференция, ГОЭЛРО, гражданская война, гражданское общество, ГУЛАГ, интервенция, «казарменный социализм», Коминтерн, конституция, конфедерация, культ личности, концессии, Лига Наций, НЭП, продразверстка, Раппальские договоренности, репрессии, СССР, тоталитаризм, унитаризм, федерализм, форсированная индустриализация, экспроприация.

Литература.

  1. Власть и общество в условиях гражданской войны // Отечественная история. 1998. № 3.
  2. Генкин Э.Б. Переход Советского государства к новой экономической политике (1921-1922). М., 1954.
  3. Гимпельсон Е.Т. «Военный коммунизм»: политика, практика, идеология. М., 1973.
  4. Гражданская война в СССР. М., 1980.
  5. Гражданская война и военная интервенция в СССР /Под ред. Хромова С.С. М., 1983.
  6. Деникин А.И. Путь русского офицерства. М., 1990.
  7. Дробижев В.З. Главный штаб социалистической промышленности (Очерки истории ВСНХ 1917-1939 гг.) М., 1966.
  8. Европа в международных отношениях. 1917-1939. М., 1978.
  9. Жибарев П.Б. Индустриализация СССР – великий подвиг Советского народа. М., 1969.
  10. Зуйков В.Н. Создание тяжелой индустрии на Урале (1926-1932) М., 1971.
  11. Индустриализация СССР. 1938-1941. Сб. М., 1973.
  12. Из истории гражданской войны СССР. Сб. документов и материалов. М., 1965.
  13. Искандеров А.А. Очерки советского общества. Гражданская война в России: причины, сущность, последствия // Вопросы истории. 2003. № 10.
  14. История внешней политики СССР. 1917-1976. М., 1976.
  15. История международных отношений и внешней политики СССР. 1917-1987. М., 1986.
  16. Кабанов П.И. История культурной революции в СССР. М., 1971.
  17. Кузяков А. «Откуда есть пошло» белое движение // Родина. 2007. № 3.
  18. Лекович Д.В. Белые против красных. Деникин. М., 1992.
  19. Лельчук В.Р. Индустриализация СССР. М., 1984.
  20. Летопись внешней политики СССР. 1917-1978. М., 1978.
  21. Новейшая история стран Европы и Америки XX в./ Под ред. Родригесса А.М. М., 2003.
  22. Поляков Ю.А. Новая экономическая политика. М., 1984.
  23. Степанов А. Крах Версальской системы// Наука и жизнь. 2005. № 2.
  24. Уткин А.И. Учителя России: Брест, Версаль, Мюнхен. М., 2002.
  25. Файн Л.Е. Военно-исторический «эксперимент» над российской кооперацией (1918-1920) // Вопросы истории. 1997. № 11.
  26. Хлевинов О.В. 1937: Стали, НКВД и советское общество. М., 1991.
  27. Черная книга коммунизма / Пер. с фр. М., 2001.

Тема 6 . СССР в годы второй мировой и Великой Отечественной войн. Советская экономика в годы войны (1939-1945 гг.)

Мировое развитие в 20-30-е годы. Трагическое десятилетие (1929-1939 гг.); становление тоталитарных режимов как выражение кризиса европейской цивилизации.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его социальные последствия. Фашизм: идеология, политика, практика. «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта.

Международное положение и внешнеполитическая деятельность СССР в 1929-1939 гг. Система коллективной безопасности в Европе как альтернатива II мировой войне. Нарастание угрозы войны на Востоке и Западе. Мюнхенское соглашение. Советско-германский пакт о ненападении и его последствия.

Причины и начало второй мировой войны, ее характер. Внешняя политика СССР после подписания пакта о ненападении с Германией: введение частей Красной Армии в Западную Украину, Западную Белоруссию, Буковину, Прибалтийские государства. Война с Финляндией.

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: основные события каждого этапа.

Причины поражений Красной Армии в начальный период войны. Перестройка экономики, финансов, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли. Подвиг тружеников тыла. Битва под Москвой и ее значение. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская и Курская битвы.

Складывание антигитлеровской коалиции. Помощь США Советскому Союзу по Ленд-лизу. Движение сопротивления в странах Европы.  Основные вопросы Тегеранской конференции. Открытие второго фронта. Завершающий этап Великой Отечественной войны.

Ялтинская и Потсдамская конференция и их решения. Вступление СССР в войну против Японии и ее капитуляция. Окончание второй мировой войны. Цена победы, итоги и уроки Великой Отечественной и второй мировой войн.

Методические указания.

Изложение истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны может быть проиллюстрировано совместными действиями стран антигитлеровской коалиции. Необходимо подчеркнуть особую роль Советского Союза в разгроме фашизма. Великая победа означала уничтожение фашизма как идеологии и политики, но одновременно привела к началу холодной войны и гонке вооружений в мире.

Лекция 6.1.

  1. Международное положение и внешнеполитическая деятельность СССР в 30-е  гг.
  2. Причины и начало второй мировой войны.
  3. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Причины поражения Красной Армии в первый период войны.

Лекция 6.2.

  1. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Укрепление антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта.
  2. Победоносное завершение Великой Отечественной войны. Роль СССР в разгроме Японии.
  3. Итоги и уроки Второй мировой войны.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Нарастание угрозы второй мировой войны. Пакт о ненападении между СССР и Германией.
  2. Начало второй мировой войны. Меры Советского государства по укреплению обороноспособности страны.
  3. Нападение Германии на Советский Союз. Причины поражений Красной Армии в первый период войны. Разгром немцев под Москвой.
  4. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: фронт, тыл, международные соглашения.
  5. Победоносное завершение Великой Отечественной войны.
  6. Вступление СССР в войну против Японии и ее капитуляция.

Рефераты

  1. Альтернативы 1939 г. Советско-германский пакт.
  2. Жуков Г.К. - выдающийся полководец Великой Отечественной войны.
  3. Партизанское движение в Великой Отечественной войне.
  4. Фашистский оккупационный «новый порядок».
  5. Антигитлеровская коалиция: цели, деятельность, результаты.
  6. Открытие второго фронта.

Понятийный аппарат: агрессор, антигитлеровская коалиция, Антикоминтерновский пакт, Атлантическая хартия, антисемитизм, аншлюс, блицкриг, «Бабий яр», «Барбаросса», Второй фронт, геноцид, Государственный Комитет Обороны, Движение сопротивления, Декларация Объединенных Наций, денацификация, депортация, капитуляция, коллаборационизм, коллективизация, культурная революция, Ленд-лиз,  «Мюнхенский сговор», нацизм, «Новый курс Рузвельта», оккупационный режим, репатриация, система коллективной безопасности, «фабрики» смерти, фашизм, холокост.

Литература.

  1. Вторая мировая война. Краткая история. М., 1995.
  2. Документы и материалы кануна II мировой войны. М., 1981.
  3. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1969.
  4. Иоффе А.Е. Международные связи советской науки, техники и культуры. 1917-1939. М., 1975.
  5. История ВОВ Советского Союза. 1941-1945. В 6 т. М., 1961.
  6. История международных отношений и внешней политики СССР. 1917-1987. М., 1986.
  7. История внешней политики СССР. 1917-1976. М., 1976.
  8. Летопись внешней политики СССР. 1917-1978. М., 1978.
  9. Мар Н.И. 9-ый день войны. М., 1984.
  10. Невежин В.А. Стратегические замыслы Сталина накануне 22 июня 1941// Отечественная история. 1999. № 5.
  11. Провал операции «Цитадель» (Курская дуга)/ Сост. Данишевский И.М. М., 1967.
  12. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. М., 1992.
  13. Смирнов В.П. Краткая история 2-ой мировой войны. М., 2005.
  14. Советксий тыл в годы ВОВ/ Под ред. Ю.С. Кукушкина. М., 1986.
  15. Солдатские письмена. М., 1965.
  16. Уткин А.И. Учителя России: Брест, Версаль, Мюнхен. М., 2002.

Тема 7.  Послевоенный мир: противостояние двух социальных систем. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1945 - середине 1980гг.

Мировое сообщество после второй мировой войны. Особенности развития международных отношений в послевоенные годы. Создание ООН. Формирование социалистической системы. «Холодная война».

Переход СССР к мирному строительству: проблемы и пути их решения. Возвращение Сталина к довоенным методам руководства| страной. Тоталитарно-бюрократические черты экономической, общественно-политической и духовной жизни СССР. Репрессии второй половины 40-х - начала 50-х гг. Смерть И.В. Сталина и начало изменений в общественной жизни страны.

Приход к власти Н.С. Хрущева. Первые шаги по преодолению культа личности Сталина. XX съезд КПСС и его значение. «Оттепель» во внешней политике. Попытки либерализации тоталитарно-бюрократической системы: реформы  Хрущева и их результаты. Достижения и просчеты Хрущева-реформатора. Прорыв в космос. Смещение Н.С. Хрущева. Причины провала первых попыток либерализации общества.

Основные тенденции развития всемирной истории в 60-х - первой половине 80-х гг. Научно-техническая революция.

Противоборство двух военно-политических блоков. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США и его цена. Проблемы разрядки международной напряженности. Усиление напряженности к середине 80-х гг.

Нарастание социально-экономических и общественно-политических противоречий в СССР. Л.И. Брежнев и формирование экономической стратегии партии и государства. Реформы 1965 г.

Роль КПСС в партийно-государственной структуре. Политическая  элита и власть. Усиление административно-командной системы управления.

Противоречия в развитии советского общества. Снижение темпов экономического роста в 70-х – первой половине 80-х гг. Складывание и сущность «механизма торможения». Застойные явления в политической, экономической и нравственной сферах советского общества. Диссидентство и правозащитное движение. Глобальный кризис тоталитарной системы социализма. Сознание необходимости перемен.

Методические указания.

Успехи послевоенного восстановления народного хозяйства происходили на фоне новой волны репрессий и ужесточения режима личной власти Сталина. Попытки реформ конца 50-60-х гг., хрущевская «оттепель» не смогли изменить тоталитарный характер общественной жизни. Следует отметить экстенсивное развитие советской экономики, просчеты в деле внедрения достижений научно-технической революции и неуспех мировой технологической революции 70-х гг. в СССР, что способствовало появлению застойных явлений в экономике, политике и социальной сфере.

Лекция 7.1.

  1. Переход СССР к мирному строительству: проблемы и пути их решения.
  2. Тоталитарно-бюрократические черты экономической, общественно-политической и духовной жизни СССР.
  3. Советский Союз в политической системе послевоенного мира. «Холодная война».
  4. Смерть Сталина. Обострение внутрипартийной борьбы (Берия, Маленков, Хрущев).

Лекция 7.2.

  1. Основные тенденции развития всемирной истории в 60-х – первой половине 80-х гг.
  2. Попытки либерализации тоталитарно-бюрократической системы: реформы Н.С.Хрущева и их результаты.
  3. СССР в середине 60-х - 80-х гг.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Коренные изменения в международном  положении страны после второй мировой войны (1945-1953).
  2. Особенности восстановления и развития экономики СССР и ужесточение режима личной власти Сталина.
  3. Смерть Сталина. Смягчение политического режима.
  4. СССР в 1953- 1964 гг. Достижения и просчеты Хрущева-реформатора.
  5. СССР в 1964-1985 гг.
  6. СССР в системе международных отношений в 1953-1985 гг.

Рефераты.

1. Роль Сталина в развитии страны.

2. Роль международных организаций в противостоянии двух политических систем.

3. Н.С. Хрущев, личность и деятельность.

4. «Оттепель» конца 50-х гг., ее идеалы и ценности.

5. Экономическая реформа середины 60-х гг.: содержание, противоречия, причины неудач.

 Понятийный аппарат: апогей «сталинизма», военно-стратегический  паритет, волюнтаризм, двухполярный мир, десталинизация, диссидентство, «Доктрина Брежнева», «Доктрина Трумэна», «железный занавес», застой, космополитизм,  НАТО, номенклатура, Нюрнбергский процесс, ОБСЕ, ОВД, ОСВ-1, «оттепель», Парижская мирная конференция, правозащитное движение, «Пражская весна», Программа мира, «развитой социализм», реабилитация, ресталинизация, субъективизм, СЭВ, «шестидесятники», «утечка мозгов», «Холодная война», «целинная эпопея».

Литература.

(См. раздел «Учебники» и «Персоналии»)

  1. Барсунов Н.А. XX съезд в ретроспективе Хрущева// Отечественная история. 1996. № 6.
  2. Дроздов В.В. Зарубежные ученые о политике Н.С. Хрущева в области сельского хозяйства// Вестник МГУ. Социология и политология. 1997. № 8.
  3. Зуев Ф.Г. Социалистическое содружество и разрядка в Европе. М., 1984.
  4. Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика. М., 1976.
  5. История внешней политики СССР. 1917-1976. М., 1976.
  6. История международных отношений и внешней политики СССР. 1917-1987. М., 1986.
  7. Кауль Т.Н. От Сталина до Горбачева и далее. М., 1991.
  8. Кузнецов Ю.Ф. Проблемы войны и мира: ядерное измерение. М., 1986.
  9. Лавров С. Уроки «холодной войны»// Российская газета. 2006. 7  марта.
  10. Летопись внешней политики СССР. 1917-1978. М., 1978.
  11. Локальные войны: история и современность/ Ред. Шавров И.Е. М., 1981.
  12. Очерки новой и новейшей истории США. М., 1960.
  13. Серебрянников В.В. Мировая «холодная война» вторая половина XX века// Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1.
  14. Сталин. Рузвельт. Черчилль. Де Голль. Минск, 1991.

Тема 8. Мировое развитие в конце XX века. Глобальное поражение социализма. Проблемы демократического обновления России.

Основные тенденции мирового развития во второй половине 80-х – начале 90-х гг. Глобальные проблемы человечества и возможности их решения в «двухполюсном» мире. Изменения в советской внешней политике. Распад социалистической системы.

Экономический подъем и интеграционные процессы в 80-х гг. в мире.

Социально-экономическая ситуация в СССР в середине 80-х гг. Объективная необходимость перемен. Провозглашение перестройки (1985 г.). М.С.Горбачев как политический лидер.

Попытки решения социально-экономических проблем; реорганизация авторитарно-бюрократической системы управления. Демократизация политической системы. Противоречия и трудности в осуществлении социально-экономической политики. Причины ее провала.  Общественно-политические движения. Ликвидация однопартийной системы. Роспуск КПСС. Трансформация духовного облика общества.

Общественно-политические изменения в странах Восточной Европы. Новая обстановка в Европе и мире. Конец «холодной войны».

Итоги перестройки в СССР. Обострение межнациональных отношений. Нарастание центробежных тенденций в многонациональном государстве. Декларация I съезда народных депутатов РСФСР о суверенитете России (12 июня 1990 г.). Б.Н. Ельцин - президент России (12 июня 1991 г.).

События 19-21 августа 1991 г. в Москве. Распад СССР и образование СНГ.

Россия – правопреемница Советского государства в мировом сообществе. Ликвидация советской системы, переход к новому типу социально-экономического развития. Социально-экономические, политические и государственные преобразования в России. События 3-5 октября 1993 г. Углубление кризисных явлений в стране и проблемы ее возрождения.

Путь к рыночной экономике: достижения и просчеты. Цена реформ. Кризис 17 августа 1998 г. и экономические реформы в России (1998-2006 гг.).

Россия и проблемы взаимоотношений со странами ближнего и дальнего зарубежья. Новая геополитическая ситуация для России: плюсы и минусы.

Методические указания.

1985 г. стал рубежом в развитии советского общества. Реформа Горбачева, была начата под лозунгами «гласность», «ускорение», «перестройка» и определялась как реконструкция всего здания советской системы.

Анализируя современный этап развития России, студент должен обратить внимание на события, предшествовавшие распаду СССР и образованию СНГ, охарактеризовать новый внешнеполитический курс страны, последствия августовских событий 1991 г. Основными тенденциями экономических и международных отношений в конце 90-х годов XX в.  Стали проявления процессов интеграции и глобализации.

Лекция 8.1.

  1. Причины кризиса в СССР.
  2. Перестройка под руководством М.С. Горбачева. Экономика и общественно-политическая жизнь страны.
  3. Основные направления внешней политики Советского Союза.

    Лекция 8.2.

  1. Распад СССР. Политические процессы в России в 1991-2006 гг.
  2. Смена моделей социально-экономического развития России.
  3. Внешняя политика России в 1991-2006 гг.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Понятие и причины перестройки. Августовский путч. Распад СССР.
  2. Трансформация политической системы в 1991-2006 гг.
  3. Социально-экономическое развитие России (1992-2006 гг.).
  4. Внешняя политика СССР и России в 1991-2006 гг.

Рефераты.

  1. Реформы и реформаторы России (конец ХХ – нач.ХХ1 в.)..
  2. Межнациональные отношения в СССР на рубеже 80 – 90-х годов ХХ в. Распад СССР.
  3. Внешняя политика России в конце XX века.
  4. Россия и мировые организации на современном этапе.
  5. ХХ век и глобальные проблемы человечества.

Понятийный аппарат: «бархатные революции», Беловежские соглашения, ваучер, ВВП, ВНП, ГКЧП, ГУУАМ, гласность, деноминация рубля, дефолт, институт президентства, инфляция,  консенсус, культурное одичание, либерализация цен, маргинализация, массовая культура, «Новое политическое мышление», «Партнерство во имя мира», перестройка, плюрализм, правовое государство, приватизация, референдум, рыночная экономика, сепаратизм, ССГ, СНГ, суверенитет, Федеральное собрание, Чеченский кризис, ШОС.

Литература.

  1. Боффа Дж. История Советского союза. М., 1990.    
  2. Верт Н. История советского государства. М.,1992.
  3. Гаджиев К.С. О природе конфликтов и войн в современном мире // Вопросы философии. 1997. № 6.
  4. История России. Курс лекций IX-XX век. М.,1996.
  5. Медведев Р.А. Почему распался Советский СОЮЗ?// Отечественная история. 2003. № 5.
  6. Страницы истории советского общества. М.,1989.

Учебники и учебные пособия.

  1. Азаркин Н.М. История юридической мысли России. М., 1999.
  2. Большая советская энциклопедия. (Любое издание.)
  3. Боффа Дж. История Советского Союза. В 3 т. М., 1990.
  4. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 1995.
  5. Всемирная история. В 10 т.
  6. Зуев М.Н. История России. М., 2005.
  7. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1999.
  8. История дипломатии / Под ред. Потемкина В.А. Л., 1941.
  9. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки России IX-начала XX вв. М., 1991.
  10. История России/ Под общей редакцией Ю.И. Казанцева и В.Т.Деева. М., 2000.
  11. История России.  IX-XX вв./ Отв. ред. Перхов Я.А. М., 1999.
  12. История России XX в. / Под ред. Дмитриенко В.П. м., 1997.
  13. История России.  IX-XXI вв. От Рюрика до Путина / Отв. ред. Перхов Я.А. М., Ростов-на Дону, 2003.
  14. История России. В 2 т. М., 1995.
  15. История России. IX-XX вв.: Курс лекций / Под ред. Леванова Б.В. М., 1996.
  16. История и культура Отечества / Под ред. Гуляевой В.В. М., 2005.
  17. История России. XX в. / Ред. Дмитриенко В.П. М., 1997.
  18. История России / Под ред. Сахарова А.Н. М., 1997.
  19. История России с древнейших времен до 1861 г./ Под ред. Павленко Н.И. М., 1996.
  20. История политических и правовых учений / Под ред. Нерсесянц В.С. М., 2000.
  21. История России / Под ред. Орлова А.С. и др. М., 2001.
  22. История СССР с древнейших времен до 1861 г.  М., 1983.
  23. История СССР: эпоха социализма / Под ред. Кукушкина Ю.С. М., 1985.
  24. Кузнецов И.Н. Отечественная история. М., 2004.
  25. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От становления самодержавия до падения Советской власти. М., 1999.
  26. Новейшая история России. 1914-2002. / Под ред. Ходякова М.В. М., 2004.
  27. Омельченко Н.А. История государственного управления в России. М., 2005.
  28. Отечественная история. XX в. / Под ред. Ушакова А.В. М., 1997.
  29. Отечественная история с 1917 г. до наших дней /Отв. Ред. Узнародов И.М. М., 2004.
  30. Политическая история России и СССР. II половина XIX в. – XX в./ Под ред. Леванова Б.В. М., 1991.
  31. Политическая история России / Отв. ред. Журавлева В.В. М., 1998Россия и мир. В 2 ч. М., 1994.
  32. Политическая история России и СССР. Курс лекций. / Под ред. Леванова Б.В. М., 1991.
  33. Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). М., 2006.
  34. Расторгуев С.В. История России. IX – XX вв. М., 2006.
  35. Россия под скипетром Романовых (1613-1913). М., 1990.
  36. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1996.
  37. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1990.
  38. Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. М., 1989.
  39. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 1998.
  40. Федоров В.А. История России. 1861-1917 г. М., 2000.
  41. Филиппов И.Ф. История России. М., 2007.
  42. Шутилов М.И. История России: кон. XIX - нач. XXI вв. Ростов-н/Д, 2005.
  43. Щепилов Ю.А. История России. XX в. М., 1998.

Персоналии

  1. Аврех А.Я. Столыпин и судьба реформы в  России. М., 1990.
  2. Алексеев А. Судьба реформатора в эпоху катаклизмов (Витте С.Ю.)// Наука и жизнь. 2007. № 1.
  3. Амосов А.К. Столыпин П.А. и судьба русской цивилизации// Экономическая наука современной России. 2004. № 3.
  4. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.
  5. Валишевский И.М. Романовы: портреты и характеристики. Новосибирск, 1991.
  6. Глухов А. Во главе рода просветителей. В.Н. Татищев. (1686-1750)// Унив. книга.2000. № 2.
  7. Глухов А. Феофан Прокопович – ревностный поборник просвещения (1681 – 1736)// Унив. книга. 200. № 8.
  8. Глухов А. Яков Вилимович Брюс (1670-1735)// Унив. книга. 2000. № 12.
  9. Грачева И. «Соляной вседержатель» (промышленник, сподвижник Петра I) Григорий Дмитриевич Строганов// Наука и жизнь. 2000. № 11.
  10. Дегоев В. Имам Шамиль: по ту сторону войны и политики// Дарьял. 1998. №1.
  11. Елин Г. Фиаско тайного советника // Вокруг света. 2004. № 6.
  12. Жилин П.А. Фельдмаршал Кутузов М.И. Жизнь и полководческая деятельность. М., 1988.
  13. Житие блудного старца Гришки Распутина. М., 1990.
  14. Иоффе Г.З. Явление Григория Распутина// Наука и жизнь. 1999. № 11, 12.
  15. Иоффе Т. Этим кончилось, господа… (О Керенском А.Ф.)// Наука и жизнь. 1997. № 9.
  16. Исторические силуэты. М., 1991.
  17. Ключевский В.О. Исторические портреты. М.,1991.
  18. Костомаров Н.И. Русская истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1992.
  19. Медведев Р.А. Н.С. Хрущев: политическая биография. М., 1990.
  20. Мемуары декабристов. М., 1988.
  21. Новикова П.И. П.А. Столыпин как государственный деятель// Полис. 2001. №4.
  22. Павленко Н.И. Петр Великий. M., 1994.
  23. Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков. М., 1984.
  24. Полководцы и военачальники ВОВ. М., 1985.
  25. Рахматулин М.А. Император Николай I и семьи декабристов// Отечественная история. 1995. № 9.
  26. Рахматулин М. Императрица Екатерина II // Науки и жизнь. 2003. № 2. С. 81-89.
  27. Рогачевская М.. Выдающийся государственный деятель России – С.Ю. Витте// ЭКО. 2002. № 2.
  28. Румянцев Н.М. Истоки карьеры Сперанского М.М. как общественного деятеля// Унив. книга. 2005. № 12.
  29. Сироткин В.Т. Великие реформаторы России (Витте С.Ю., Столыпин П.А.) // Социально-гуманитарное знание. 2002. № 5.
  30. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. M., 1984.
  31. Томсинов В.А. Сперанский М.М.: начало карьеры// Правоведение. 2005. № 5.
  32. Токарев В. Ценитель добра, противник зла – князь Е. Оболенский// Наука и жизнь. 1997. № 9.
  33. Халин К.Е. Полководцы России. М., 2006.
  34. Цветков В.Ж. Петр Николаевич Врангель// Вопросы истории. 1997. № 7.
  35. Экшут С. Карьера Петра Столыпина// Родина. 2006. № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков и проверочного материала по курсу Истории Отечества

В материале дана информация о сложном в жизни Российского государства периоде, когда умер царь Федор Алексеевич, не оставив наследников. Раскрывается роль стрельцов и сестры Петра 1 и Ивана У царевны ...

Наглядное пособие по курсу «История средних веков». 6 класс. «Исторические кубики» / Методическое руководство/

Наглядное пособие "Исторические кубики" позволяет повторить на обобщающих уроках термины, даты, основные события истории средних веков в занимательной форме....

Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе "Восточные славяне" по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»

Данная разработка предназначена для проведения комбинированного урока в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»....

Игра по курсу Истории Отечества праздник «Петровская ассамблея»

Игра по курсу Истории Отечествапраздник «Петровская ассамблея»...

Методическое пособие по УД "История" вторые курсы СПО

Методическое пособие для вторых курсов студентов техникумов. Содержание, указания, документы, вопросы, контрольные работы....

Методическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: «История развития прав человека» (интеллектуальная игра «Брейн-ринг» в 10 классах)

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ «БРЕЙН-РИНГ» В игре могут принимать участие несколько команд учеников 10 классов. Если встречаются не более 4 команд, то игры проводят по так называ...