"Учитель года-2015"
материал по теме

материалы для конкурса "Учитель года-2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл эссе18.83 КБ
Office presentation icon методич.семинар745 КБ
Файл пояснит.записка23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное задание

Эссе

Сайын-оол Сайлык Сергеевна,

учитель английского языка

МБОУ Барлыкской СОШ

Барун-Хемчикского района

Республики Тыва

«Я - учитель»

У каждого человека есть свое предназначение, данное ему природой, Богом или обществом, в котором он рожден. Говорят, что учитель – это профессия от Бога, а все остальные профессии – от учителя. Профессия учителя обязательна и постоянна, как мир. Она никогда не исчезнет, хотя бы по той причине, что всегда существует необходимость формировать человека. Профессия учителя – одна из важнейших в современном мире. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. В итоге, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально. И очень жаль, что мало кто понимает это. Ведь я и сейчас иногда вижу какую-то странную реакцию у взрослых, серьезных людей, вызванную ответом на вопрос о моей профессии. Некоторые улыбаются, некоторые ужасаются, кто-то сразу спрашивает о зарплате, а кое-кто вообще не верит, говоря, что я совсем не похожа на учителя. Все это очень странно. Ведь эта профессия с давних времен считалась одной  из самых уважаемых, благородных и важных.

           Лично я выбрала ее с ранних лет. Сколько себя помню, мечтала о том, как буду учить детей. Может быть, сказалась моя страсть к чтению. Когда я пошла в первый класс и кое-как начала осознавать смысл учебы, книги, школы, мой брат научил меня читать книги, интересоваться ими. Меня это очень увлекло, и я хотела быть похожа на брата, так как я и раньше замечала как он, не отрываясь, читал книги. И будучи маленькой, я лишь могла смотреть рисунки в книгах, которые читал брат. А когда пошла в школу для меня был предоставлен огромный шанс самой читать книги и понимать, о чем в нем написано. Но с другой стороны, может еще сыграла моя любовь к младшим. Будучи сама ребенком, обожала возиться с маленькими. У меня была младшая сестра, и я по мере своих сил возилась и играла с ней. Но возможно, это было заложено во мне на генетическом уровне. Мой дедушка был учителем начальных классов, а сестра - учителем истории. Часто моя сестра говорила мне, что учитель не принадлежит себе, своей семье, что жизнь учителя в его учениках и прежде чем выбрать эту профессию, нужно очень хорошо подумать.  Как бы там ни было, но детская мечта со временем воплотилась в жизнь. И решение мое было неизменно.

  Еще мне бы хотелось поделиться тем, почему я решила стать именно учителем английского языка. Большую роль в этом сыграли мои учителя английского языка: Монгуш Сайлык Хопээовна, Хажики Зарина Алдын-ооловна, Дыртый Александр Тимофеевич.

        Зарина Алдын-ооловна учила меня в начальных классах. Ее урок был для меня самым интересным. Она удивляла меня тем, что всегда вела урок не теми же самыми методами, а разными. На одном уроке мы могли изучить имена диких животных при помощи игрушек. Эти игрушки приносила нам сама учительница. На другом уроке мы пели песню, знакомились с английским алфавитом. Все это к тому, что именно она заложила фундамент моей любви к языку и профессии учителя.

        Александр Тимофеевич был моим учителем английского языка в средних классах. Когда он учил меня, у меня сформировались быстрое и правильное чтение на английском языке и интерес к зарубежной литературе. И это для меня было большим плюсом. Он учил меня и в университете. Сначала работал в школе №1 с. Кызыл-Мажалык – в моей школе. А потом уехал работать в Тувинский государственный университет. И вот когда я окончила школу, то и поступила туда. Таким образом, можно сделать вывод, что мой учитель сыграл большую роль при выборе и в дальнейшем закреплении моей профессии.

        Сайлык Хопээовна учила меня в старших классах. С ней я приобрела уверенность в выборе профессии. Моя учительница стала для меня большим помощником в подготовке к экзаменам. Теперь я с уверенностью могу сказать, что она была не только моим учителем, но и наставником в жизни. Я хотела быть похожа на нее. Это было своего рода подражание. Мне в ней нравилось все: то, как она проводила урок и объясняла темы, как я быстро охватывала все легко. Мне даже нравилось то, как она одевалась. Для меня она была самой необычной, и я думала, что именно учителя английского языка выглядели не такими, как все другие учителя-предметники. Вот так я сама стала учителем английского языка и нисколько не жалею о своем выборе. Единственное чего я боюсь – это быть для ребят плохой. Плохой учитель укажет неверную дорожку, плохой учитель – это омраченные воспоминания детства, это судьба человека, свернувшая вкось. И я думаю, что труд учителя нельзя измерить одними дипломами и грамотами. Если учитель в конце урока вдруг слышит «спасибо за урок», это дороже всего. Значит, урока ждали, и он не обманул ожиданий.

        Могу сказать, что целью обучения английскому языку является не только изучение языка, сколько обучение мыслительной деятельности, ибо «величие человека – состоит в его способности мыслить». (Блез Паскаль). Ведь обучение существует там, где у школьников живой интерес к познанию окружающего мира.

        Повести ученика в современный реальный мир может только хорошо образованный и добрый педагог, только увлеченный учитель может заинтересовать. Каждый педагог, как мне кажется, должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усваивать, а важно прививать детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Овладение навыками работы с потоком информации дает возможность выпускнику уверенно чувствовать себя в различных сферах жизни: экономической, социально-политической и культурной.

        Учитель должен быть творцом, наставником и помощником ученика в учебном процессе, пробуждая в учащихся потребность, жажду познавать все больше, все глубже, воздействуя на них не только знаниями, но и своей личностью. Я учу ребят не бояться трудностей, смело браться за любое дело, открывая для себя этот удивительный мир, в котором мы живем. Я понимаю, какая огромная ответственность лежит на мне – ответственность за будущее тех, кто открыл и доверил мне свои души. Я стараюсь сделать все, чтобы они испытывали радость при встрече и чувствовали себя тепло и уютно рядом со мной. Очень часто говорят, что все дети по-своему талантливы, и, я думаю, это на самом деле так. И учитель как выдающийся режиссер, должен раскрыть этот иногда очень глубоко спрятанный талант. Нужно просто чаще оглядываться вокруг, внимательно и пристально наблюдать, и можно увидеть какие же все-таки ученики творческие. И не только дети нуждаются в этом. Когда видишь, как ничем не примечательный, казалось бы, ученик с огромным старанием и воодушевлением выступает на сцене, пусть даже с маленькой ролью, чувствуешь не просто моральное удовлетворение, а настоящее счастье. И обязательно надо хвалить ребенка. Критиковать мы умеем все, а вот отмечать что-то хорошее – дано далеко не каждому. А качество это нужное и полезное: оно вселяет уверенность, помогает преодолеть комплексы и увеличивает стремление и старание детей. А еще здесь очень помогает личный пример. Ученики просто «заражаются» уверенностью учителя. А еще учитель должен быть образцом не только внутренне, но и внешне, поэтому мы всегда должны выглядеть на «отлично»: стильная одежда, прическа – все должно быть безупречно. Иногда мне кажется, ученики не понимают, что мы такие же обычные женщины, как их мамы, обремененные домашними делами, имеющие свои проблемы, у которых иногда что-то может заболеть. Но может это и к лучшему. Мы должны быть особенными, такими же необычными, как профессия учителя.

Я уже не могу представить себя на другой работе, с другим коллективом. Ведь учитель – человек влюбленный в свою профессию, обладающий огромной душой и терпением. Я не хочу отрицать тот факт, что выбранная мною профессия является сложной и многогранной. Трудности, как и радости, сопровождают нашу профессию на протяжении всего времени. Я считаю, что эти трудности преодолеваются легче, потому что ты не один, не один, потому что тебя поддерживают дети, которых ты учишь, помогаешь им выбрать свою жизненную позицию, разобраться в ценностях жизни или просто поддерживать их. На мой взгляд, самое главное в профессии учителя – не ограничиваться только уроком и учебной программой. Учитель, прежде всего, человек, который передает мысль, будит эту мысль в сознании детей, помогает найти себя.

        Я очень горжусь своей профессией и считаю, лучше профессии учителя нет! Она заставляет забыть все огорчения и обиды, дает ощущение вечной молодости, вечного детства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития критического мышления Разработала: Сайын-оол Сайлык Сергеевна учитель английского языка МБОУ Барлыкская СОШ Барун-Хемчикского района Республики Тыва

Слайд 2

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЦЕЛЬ СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМЫ, МЕТОД, СРЕДСТВА РЕЗУЛЬТАТ (Оценивание) ГОС ФГОС

Слайд 3

Важно!!! Помните, что учить может и должно не только собственно содержание, но и организация обучения, используемые методы, формы, атмосфера.

Слайд 4

Ключевой тезис всей технологии критического мышления: “ Конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности

Слайд 5

В основе технологии лежит: Диалогическая концепция культуры М. М. Бахтина-В.С.Библера Психологические исследования Л. Выготского, Ж. Пиаже и др. Педагогика сотрудничества Ш. Амонашвили

Слайд 6

Что такое «критическое мышление»? Это мышление: Открытое – развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт Аналитическое Рефлексивное Оценочное

Слайд 7

Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы ; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ; принимать независимые продуманные решения .

Слайд 8

Критически мыслящий человек задает вопросы: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?

Слайд 9

Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения ).

Слайд 10

Технология развития критического мышления

Слайд 11

Технология развития критического мышления Технологические этапы Фаза 1 Вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации) Фаза 2 Реализация смысла (получение новой информации) Фаза 3 Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Слайд 12

Вызов Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых. Активизация деятельности учащихся. Формирование мотивации на учебную деятельность. Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности. Цели :

Слайд 13

Осмысление (реализация) Получение обучаемыми нового знания. Формирование понимания и систематизация знаний , соотнесение уже известного с новым. Освоение способа работы с информацией. Поддержка целей , поставленных на стадии Вызова. Цели :

Слайд 14

Рефлексия Присвоение нового знания. Создание целостного представления о предмете изучения. Постановка новых целей в учебной деятельности. Оценка и самооценка развития обучаемых в теме. Цели :

Слайд 15

Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Слайд 16

Вызов - составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д. Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах. Приемы:

Слайд 17

Осмысление (реализация) - маркировка с использованием значков « v », «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах . Приемы:

Слайд 18

Рефлексия Творческая работа – синквейн Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Ведение дневника Письмо другу Достраивание кластера из ключевых слов Перепутанные логические цепи Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах . Приемы:

Слайд 19

Результаты, к которым приводит использование технологии критического мышления Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу; Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой; Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими; Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека; Развитие умения анализировать полученную информацию

Слайд 20

1. Гладкова А.Н., Марико В.В. Проект «Чтение и письмо для развития критического мышления» в Нижегородской области. 2002. 2. Ермолаева М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб, 2007. 3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004 4. Кулюткина Ю.Н., Спасская Е.Б. Образовательные теъхнологии. КАРО СПб, 2001. 5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод.пособие / И.В. Муштавинская. – СПб: КАРО, 2009. 6. Основы критического мышления: обучение чтению и письму в рамках проекта «Критическое мышление». Рос. 1. / Сост. Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер., 1997. 7. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004-2005/inde/.php?subject=9 8. Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Литература:



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к конкурсному заданию

«Методический семинар»

Тема:

Технология развития критического мышления

Сайын-оол Сайлык Сергеевна,

учитель английского языка

МБОУ Барлыкской СОШ

Барун-Хемчикского района

Республики Тыва

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, полученной во время урока. Она представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания.

Технология развития критического мышления – это прект сотрудничества ученых, учителей всего мира. Она была предложена американскими учеными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения,  отвечающая на вопрос: как учить мыслить?

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и другие).

В соответствии с новыми требованиями ФГОС каждый ученик должен уметь оценивать свои знания, полученные во время урока, а также правильно их применять, что доказывает актуальность выбранной темы.

Прежде начнем с рассмотрения термина критического мышления. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Основная идея критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают и расширяют знания, новые идеи.

Признаки критического мышления:

  1. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  2. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически.
  3. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
  4. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации
  5. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)

Технология развития критического мышления:

  1. Формирует самостоятельное мышление
  2. Вооружает методами и способами самостоятельной работы
  3. Дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик»
  4. Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса

Возникает вопрос, как сформировать критическое мышление? Чтобы дать ответ на этот вопрос, рассмотрим следующие стратегии технологии развития критического мышления:

  1. Стадия «Вызов»: Задача этой стадии и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся на данной стадии: ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию  до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приемы и методы:

  • Составление списка известной информации, рассказ-предложение по ключевым словам.
  • понятийное колесо. Здесь учащимся может быть дан конкретное слово, после чего они находят разные значения слова и заполняют колесо. Данную стратегию очень удобно использовать на уроках английского языка, так как в английском языке у одного слова может быть много разных значений.
  • ЗХУ (знаем, хотим узнать, узнали). Данная стратегия может быть использована как индивидуальная карточка учащегося. Перед объяснением новой темы учащийся осознает что он уже знает. Затем он пишет о том, чего бы ему хотелось узнать нового на данном уроке. И конечно в конце урока заполняется раздел «узнали», то есть школьник пишет что он узнал нового на уроке.
  1. Стадия «Реализация смысла» (Осмысление): На этой стадии идет непосредственная работа с информацией. Приемы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Возможные приемы и методы:

  • Графические организаторы: «Кластеры». Выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Важно в тексте, с которым работаешь:
  1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
  2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
  3. Стадия «Рефлексия»: На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новые» знания со «старыми», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приемы и методы:

  • Ответы на поставленные вопросы
  • Заполнение кластеров, таблиц между блоками информации
  • Таблица ПМИ – (плюс, минус, интересно). «Плюс», положительные черты, достоинства. «Минус», отрицательные черты, недостатки. «Интересно», возможности для развития.
  • Толстые и тонкие вопросы.  Тонкие вопросы - вопросы, на которые можно дать однозначный ответ   вопросы, на которые ответить столь определенно не возможно. Толстые вопросы   – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

          Таким образом, данная технология располагает огромным арсеналом приемов и стратегий.

        Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

        Используя технологию “Критическое мышление” на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика, стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. Технология критического мышления позволяет учителю создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Учитель года 2015"

Методический семинар на тему: Развитие коммуникативных компетенций через  художественно-эстетическое восприятие  живописи, графики и декоративно-прикладного искусства...

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Информационная карта участника районного конкурса «Учитель года – 2015»

Здесь размещена информация об участнике  конкурса «Учитель года – 2015»  - учителе английского языка МАОУ "Татановская СОШ" Тамбовского района Тамбовской области Уткиной Е.С....

презентация на конкурсе "Учитель года 2015" "Через компетенции к вершинам успеха"

Презентация предназначена для представления методической темы на конкурсе. Слайды содержат перечень современных образовательных технологий, ключевые компетенции, которые должен сформировать учитель пр...

«Методическое портфолио» победителя школьного этапа конкурса «Учитель года -2015» Сибгатуллиной Р.И.

Портфолио включает в себя следующие разделы: 1.Общие сведения о педагоге                                    ...

Представление на конкурс Учитель года-2015.

Представление на конкурс учитель года-2015...