Занятия с педагогами...
материал на тему

Вишнякова Ольга Юрьевна

Представлены два занятия, которые можно проводить в педагогических коллективах для снятия напряжения и для профилактики профвыгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_zdorovoe_serdtse.docx58.79 КБ
Microsoft Office document icon trening_naslazhdeniya.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

на тему: 

“Сохранение психологического

здоровья педагогов”

.

Цель: создать условия для формирования у педагогов способности  сохранять собственное психологическое здоровье, которое является предпосылкой к профессиональному долголетию

Задачи:

  1. познакомить педагогов со здоровьесберегающими технологиями по сохранению психологического здоровья как основы формирования профессионального долголетия.
  2. показать и отработать приемы снятия мышечного напряжения на основе работы с собственным телом;
  3. развитие коммуникативных навыков педагогов;
  4. снятие эмоционального напряжения у педагогов.

Материалы:

  • презентация к тренингу;
  • музыкальное сопровождение.
    Счастье заключается прежде всего в здоровье.

Куртис Г.

Время предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам педагогов, но и к уровню их физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию, продлевает профессиональное долголетие.

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.

К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др.) относят:

- некоторые ситуации взаимодействия учителя с обучающимися на уроке (непредвиденные конфликтные ситуации)

- проблемные ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы (сопротивление изменениям.);

- проблемные ситуации взаимодействия учителя с родителями обучающихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т.д.).

Неблагоприятные воздействия напряженных факторов или ситуаций вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (характеризуется возникновением эмоциональных реакций у педагога)

Получать удовольствие от собственной профессии - значит быть Мастером своего дела. Быть Мастером - жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству - как подъем в гору с полными ведрами воды… Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Педагога, Педагога - мастера? (Французский философ XVI века М. Монтень) 

В  начале тренинга мне хочется зачитать

 Вам сказку «Камин» :

         Жил-был на свете Камин. Надежный, ладный, ответственный, а еще очень щедрый. Огромная потребность отдавать была у этого Камина. Про такого, как он, говорят: «Последнюю рубаху, не задумываясь, отдаст». Здорово, что потребность Камина совпадала с его предназначением отдавать свое тепло, согревать других. Люди в суровую морозную зиму или сырую, слякотную осень были очень рады погреться у Камина. Они были очень ему благодарны и расхваливали его.

          Ах, какой хороший, какой замечательный наш Камин! Какой он щедрый! Какой бескорыстный! Все отдает и никогда ничего не просит. Что бы мы без него делали!

           Очень такие речи Камину нравились, приятно было, когда хвалят, он даже глаза закрывал от удовольствия. И возомнил наш Камин о себе, что он такой важный, такой нужный, ну просто применимый. И решил он не ходить в этом году в отпуск, не отдыхать. Решил: буду топиться и день и ночь. Пусть меня еще больше хвалят. И вот пыхтит наш Камин круглосуточно, старается, себя не щадит, все греет и греет, даже не заметил, что на дворе уже лето. Жаркое лето, знойное, за окном больше тридцати градусов. А Камин все трудится, все греет. Люди взмолились:

-        Уймись, отдохни, — просили по-хорошему. Но Камин не унимался. И люди стали ругать его.

-        Ну что за глупый! Слов не понимает. Никого не слушает. У нас уже мозги от жары плавятся, а он все не уймется.

Обиделся Камин и в отпуск ушел.

-        Странные существа эти люди, то хвалят, души не чают, то ненавидят - и в сущности, за одно и то же дело, - думал он.

        Ах, Камин, Камин... Как втолковать ему, что мало иметь желание кого-то одаривать, надо, чтобы этот кто-то имел ответное желание дары принимать…

Как вы видите камин не заботился о своем здоровье, он работал и зимой и летом. 

Каждый человек хочет иметь здоровое сердце, жить долго и счастливо. Но под влиянием различных обстоятельств не всегда находится время позаботиться о своем здоровье.

Сегодня мы с вами найдем время для заботы о своем здоровье, будем учиться укреплять свое сердце, а значит и свое здоровье.

Наша с вами  задача: работая в тренинговой группе собрать по частичкам сердце человека, состоящих из различных  технологий, упражнений, которые, помогут вам, уважаемые коллеги, более конструктивно решать сложные педагогические ситуации, поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать эмоциональную напряженность и  защищать себя от стрессов.

  1. Познакомимся с техниками основанными на визуальных представлениях

Упражнение «Не урони вазу»

Представьте себе, что вы несете тяжелую вазу с большим букетом. Чтобы не уронить вазу и не испортить букет, руки у вас вытянуты вперед. Так держать вазу неудобно, тяжело, и руки напрягаются.

    Напрягите пальцы и полностью обе руки. Еще больше напрягите! Подержите так. Вам тяжело удерживать руки в таком положении, но вазу уронить нельзя. Напряжены руки от кончиков пальцев до самых плеч. Аккуратно поставьте вазу на пол и уроните руки на колени. Мышцы рук расслаблены. Отдохните. Прислушайтесь к своим ощущениям. Ваши руки тяжелые, приятно расслаблены и теплые. ( промежуточные ощущения у двух человек как блиц – опрос.) 

Часто бывает, что человек ощущает чувство тяжести в душе, думает о чем-то отрицательном. Это упражнение помогает избавиться, сбросить с себя негативную информацию.

Упражнение «Кошка»

рекомендуется выполнять в минуты злости, раздражительности.

Давайте  с вами вспомним, как ведет себя кошка, кидаясь на добычу. Покажем, как кошка выпустила когти (показ). Подержите как можно дольше растопыренные, согнутые в суставах пальцы. Кисти рук напряглись, задеревенели. Почувствуйте, как утомительно и неприятно это состояние. А теперь кошка убрала когти! Руки спокойно опустились на колени, пальцы расслабились. Зафиксируйте свои ощущения в расслабленном состоянии. Что чувствуете при напряжении? При расслаблении?

Упражнение «Струна» для снятия внутреннего напряжения.

В этом упражнении мы будем  учиться расслаблять мышцы спины и груди. Сядьте ровно, еще больше выпрямитесь. Вытянитесь, как струна. Напрягите мышцы спины, груди и живота. (Пауза). Утомительно так сидеть... Вдруг струна оборвалась! Вы расслабились и стали свободными, не напряжены мышцы спины, груди и  живота. Расслабилось все ваше тело. Что вы ощущали?  В каком состоянии было вам комфортнее ? Приятно ли вам расслабление?

Упражнение “Пресс”, которое мы с вами сейчас выполним

рекомендуется практиковать перед работой в “трудном”  классе, разговором с “трудным” ребенком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.

Представляем внутри себя на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. Теперь резко выталкиваем пресс вместе с отрицательной энергией. Заканчиваем  упражнение расслаблением. Что мы чувствовали?

Цветотерапия

Мы знаем, что цвет благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека, давайте мы отдохнем и посмотрим на множество ярких красок в нашем мире, вспомним положительные моменты нашей жизни и расслабимся  (музыкальная цветотерапия с наложением релаксационного текста) Что Вы почувствовали? О чем вы думали в момент расслабления?

Упражнение «Силачи»

Мы избавляемся и набираемся сил к следующему этапу нашего тренинга. 

Сгибаем в локтях руки со сжатыми в кулаки пальцами и напрягаем бицепсы. Почувствуйте, как напряглись ваши бицепсы. Еще больше сожмите руки! Мышцы напряжены. В ваших руках чувствуется легкая дрожь. Долгое напряжение неприятно. (Пауза). Руки устали! Уронили их на колени! Теперь руки расслабились, стали вялыми.  Что мы ощущаем? (Вы ощущаете приятную расслабленность и тепло в руках.) Вот мы с вами смогли немножко укрепить свое здоровье и открыть частичку сердца.

Упражнения, с которыми я Вас познакомила - помогают в чем? (снимать напряжение, расслабляться)

Все это ведет к укреплению здоровья и помогает «открыть» частичку сердца.

(1 половинка сердца появилась СЛАЙД)

  1. Приемы работы, основанные на звуках, постановки правильной  речи педагога

Сейчас я познакомлю вас с приемами, основанные на звуках, и поработаем над выразительностью своей речи.

Упражнение по отработке выразительности интонации

В силу разнообразия деятельности педагога, бывает так , что мы не всегда можем строить свои высказывания, отвлекаясь от главных мыслей.  Наша интонация влияет на качество восприятия информации и  уровень интенсивности ее запоминания. Поработаем над интонацией.

1) Произнесите совершенно по-разному одну и ту же фразу:

«Я укрепляю свое здоровье»

громко                

тихо                        

растянуто

нежно

злобно        

удивленно

торжественно

2) Произнесите фразу

 «Я буду здоров»:

  • шепотом;
  • переходя волнообразно от шепота до крика;
  • с пулеметной скоростью;
  • со скоростью улитки;
  • как будто вы страшно замерзли;
  • с «горячей картошкой» во рту;
  • как будто этим Вам надо объясниться в любви, и другой возможности нет;

Звуковая минутка «Песок»

А сейчас давайте  с вами немного отдохнем и представим себя отдыхающими в отпуске  на море …Внимательно смотрите на песок и постарайтесь расслабиться. (музыкальное видео) Что мы ощущали? О чем думали? Что вспоминали?

Упражнения-настрои.

У  педагога  не всегда есть время и место для того, чтобы регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н. Сытиным. Он предлагает формулы, которые учитель может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.

 «Настрои в течение рабочего дня».

«Я хочу быть спокойным и уверенным в себе».

 «Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».

 «Я люблю своих учеников и всегда радуюсь встречам с ними. Я открыт к диалогу с моими учениками».

«Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности».

«Я верю в то, что смогу легко и быстро восстановиться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрым и энергичным. Я чувствую прилив энергии во всем теле».

На любовь к профессии и детям.

«Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих учеников. У нас с ними полное  взаимопонимание...»

Звуковая гимнастика. (предложена профессором И.П.Неумывакиным)

А сейчас мы с вами будем укреплять свое здоровье при помощи звуковой гимнастики.

     Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.

Сначала давайте  сделаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произнесем звук:

Звук «А»  — воздействует благотворно на весь организм;

Звук «И» — благоприятно влияет на мозг, глаза, нос, уши;

Звук «О»  — воздействует на сердце, легкие;

Звук «У» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения. Вот мы с вами еще больше укрепили свое здоровье.

(2 половинка сердца появилась СЛАЙД)

А сейчас я хочу познакомить вас с

  1. Методикой сохранения здоровья пальцевыми упражнениями

Она рекомендована японским специалистом по точечному массажу Иосиро Цуцуми. Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.

  • Трем ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положим их на лицо. Закрываем глаза и чувствуем расслабление.
  • Точки вокруг глаз слегка раздражайте подушечками пальцев поочередно по ходу часовой стрелке (одну минуту).

  • Массируем брови, чередую надавливания от слабых к средним и наоборот.
  • Тщательно массируйте кончики мизинцев в течение 2 минут каждый.

Упражнение «Погончики» поможет нам  избавиться от отрицательных эмоций.

Исходное положение: станьте прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижмите  к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимайте. Ваши  плечи в момент вдоха должны быть  напряжены, руки вытянуты в струну (они как бы тянутся к полу), пальцы рук широко растопырены.Еще больше укрепилось наше здоровье и появилась еще одна частичка сердца.


 (3 половинка сердца появилась СЛАЙД)

  1. Мы научимся укреплять здоровье при помощи

тонопластики

Создатель тонопластики – российский врач-психотерапевт Владимир  Львович  Леви.  Благодаря  его  усилиям и профессионализму  появилась  достаточно  простая  система  и  вместе  с  тем, очень эффективная система психологической самопомощи – тонопластика.

Тонопластика = тонус + пластика

Тонопластику особенно рекомендуется применять людям, которые испытывают:

  • стресс;
  • эмоциональное и физическое переутомление;
  • ощущение внутреннего напряжения;
  • склонность к агрессии, эмоциональным «взрывам»;
  • скованность в общении, застенчивость;
  • неуверенность в себе и своих силах;
  • чувство потери внутреннего баланса.

Тонопластика используется как способ  поддержания  хорошего самочувствия, профилактики стрессов и психосоматических расстройств. Регулярное выполнение тонопластики поможет Вам сделать первый  и очень  важный  шаг в  освобождении от Ваших  страхов,зависимостей и проблем.

Давайте с вами поработаем над укреплением здоровья путем выполнения различных упражнений из тонопластики.

 

Выполним упражнение «Растопыр»

Мы разгибаем только одни запястья и растопыриваем как можно сильнее все пальцы рук . Дело в том, что  в  кистях  рук «скапливается» очень  много  мышечных  зажимов  и  их  стоит проработать отдельно.

Можно сочетать «растопыр» кистей с их сжатием в кулак. Сжали кулаки, напрягли их что есть сил, держим напряжение на пике 15-20 секунд, затем, когда чувствуем, что уже все, усилием  воли  сжимаем  еще  сильнее  на 3-4 секунды (можно  толчками). Затем

расслабляем, встряхиваем   руки и разминаем   кисти.

Следующее упражнение «Топотун»

Это упражнение помогает  обрести  внутреннюю  устойчивость, снять  напряжение, волнение, страхи, а также способствует обретению более естественной и легкой походки. Начинаем топать, можно при этом выбивать ногами ритм какой-то музыки.

Выполним упражнение «Гусь»

Начинаем сильно пощипывать  себя  в  разных  местах. Несмотря  на

кажущуюся  нелепость, данный  вариант  хорошо помогает при  пониженной  телесной  и эмоциональной чувствительности (тоже следствие зажатости и зажимов).

Упражнение «Сам себе  апплодисмент»

От души и, что есть силы, похлопайте сами себе в ладоши.

Хлопайте до тех пор, пока не почувствуете, что сорвали все возможные овации и сил больше нет никаких. Руки будут Вам благодарны за это. Как много мы с вами узнали об укрепляющих здоровье методиках. Появляется еще 1 половинка сердца.

 (4 половинка сердца появилась СЛАЙД)

Итог: Уважаемые коллеги! Каждому из нас приятно, когда о нас заботятся, когда нам что-то дарят. Я раздаю вам эти  сердца, подумайте над тем, что бы вы подарили рядом сидящему коллеге, это может быть рисунок, стихотворение, пожелание… (каждый пишет пожелание друг другу на сердце и передает коллеге, рядом сидящему, проговаривание)

Если Вы будете здоровым, то будете сильными, а будете сильными – то и уверенными в себе. Будете уверенными в себе – сможешь быть успешным в профессиональной деятельности и в делах!

Желаю Вам никогда не забывать о своем здоровье, беречь его и заботиться о себе! Будете здоровыми – будете счастливыми!

        (5 половинка сердца появилась СЛАЙД)

Вот мы и сложили с Вами сердце.

На графике вы видите влияние здоровьесберегающих технологий на психологическое здоровье.

Все технологии оказывают влияние на снятие внутреннего напряжения, благоприятное воздействие на самочувствие, избавление от отрицательных эмоций, профилактику стрессов.  

Приемы работы, основанные на звуках, постановки правильной  речи педагога  оказывают влияние еще выразительность интонации педагога.

Здоровый человек – не тот, кто свободен от проблем, а тот, кто умеет обращаться с ними.  Мы сегодня поработали над снятием эмоционального напряжения, овладением методами по укреплению здоровья, которые вы можете применять в профессиональной практике.

  Уважаемые коллеги, в заключение я хочу вас поблагодарить за хорошую работу и сказать вам:  умейте отдыхать,  находите на это время и заботьтесь  о своем здоровье. Надеюсь, что наше занятие поможет вам в этом… 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

В разработке и подготовке занятия мне помогали :

  1. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.
  2. Ахмерова С.Г. Здоровье педагогов: профессиональные факторы риска // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001. № 4.
  3. Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности: Методические указания/ Сост. М.М. Кашапов. – Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2004.
  4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М.: Просвещение, 2003.
  5.  Батракова С.Н. Проблема самосознания учителя как «человека культуры» // Мир психологии. 2002. № 4.
  6. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М.: Магистр.
  7. Кипнис М.Ш. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга: Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу – АСТ прайм-Еврознак,  2009 г.
  8.  Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е издание, - М.:1990.
  9. Свияш А. компьютерная программа «Тренинг повышения личной успешности эффект».
  10. Щуркова Н.Е. Новые педагогические технологии. - М.: Новая школа, 1991.
  11.  Интернет ресурс viki.rdf.ru



Предварительный просмотр:

ОГУ «Судиславский социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних «Теремок»

 

(выездной семинар для специалистов социозащитных учреждений Костромской области по теме «Технология работы с алкоголезависимыми семьями, находящимися в социально-опасном положении»)

Педагог-психолог:

Вишнякова О.Ю.

Социальный педагог:

Лизунова А.С.

2011 г.

В.Ромек, Е.Ромек "Тренинг наслаждения"

Тренинг наслаждения. Общая характеристика программы

Предлагаемая вашему вниманию программа тренинга наслаждения основана на современных достижениях когнитивно-поведенческой психотерапии и использует ряд фундаментальных предположений, принятых в рамках данного метода.

Программа стала результатом переработки и дальнейшего развития "Маленькой школы наслаждения" Райнера Лутца и Евы Коппенхёфер, прошедшей многократную оценку терапевтической эффективности на разных группах клиентов в Германии и России. Идеи, развиваемые уже в течение более двадцати лет Райнером Лутцом, были существенно дополнены и переработаны нами с учетом философских, общественных и психологических реалий нашей страны, а также на основе опыта нескольких групп тренинга наслаждения.

Принципы поведенческого тренинга наслаждения

Во-первых, в основе программы лежит принцип подкрепления в том виде, в котором его сформулировал Б. Ф. Скиннер. Следуя этому принципу, мы предполагаем, что удовольствие может проистекать из двух источников: 1) позитивного подкрепления, удовлетворения актуальных потребностей, достижения связанных с ними целей и 2) негативного подкрепления, то есть предотвращения наказания, неприятных и болезненных стимулов или последствий.

Первое (позитивное подкрепление) – более надежный и легко достижимый способ получения удовольствия.

В духе необихевиоризма мы предполагаем, что когнитивные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) также принимают непосредственное участие в наслаждении: на этих процессах основано наслаждение, и они же могут наслаждению препятствовать.

Далее, как умение, так и неумение наслаждаться мы рассматриваем как результат процессов научения. Неспособность получать удовольствие от жизни и наслаждаться ею, с нашей точки зрения, является следствием того, что люди просто не научены этому. Ответственными за неспособность наслаждаться жизнью может быть либо дефицитарный, либо ангедонистический процессы.

Под дефицитарным процессом научения мы понимаем выученную привычку концентрироваться на недостатках объектов наслаждения, привычку воспринимать любое количество денег, комнат, одежды, мужчин или женщин, впечатлений как недостаточное для полного наслаждения. Часто с этим связана фиксация на собственных недостатках, недостатках социальной среды или окружающих людей. Формируется эта привычка в результате дефицитарного процесса научения, основанного на штрафах и негативной обратной связи.

Агедонистический процесс находит выражение в хорошо сформированных навыках страдания, прекрасном умении переживать негативные чувства в ущерб чувствам позитивным, пристальном внимании к объектам, которые вызывают страдание, и поразительном умении отыскивать такого рода объекты в любой точке времени и пространства.

Мы убеждены, что навыки страдания являются выученными реакциями и могут быть заменены навыками наслаждения, причем использовать для этого можно те же самые механизмы научения, с помощью которых формируется страдание.

Далее, следуя фундаментальной идее Райнера Лутца (Lutz, 1996), страдание и наслаждение мы склонны рассматривать в качестве двух относительно независимых друг от друга измерений. Иными словами, заявление о том, что чем больше страданий, тем меньше наслаждений, мы считаем верным лишь отчасти. Нам представляется, что страдание и наслаждение скорее представляют собой два разных процесса и увеличение количества удовольствия можно достичь при неизменном уровне страдания. Хотя, конечно, уменьшение страданий – цель сама по себе замечательная, она иногда труднодостижима. Принимая во внимание эту цель, в нашем тренинге мы все же концентрируемся на развитии умения наслаждаться.

Цели и задачи тренинга

Таким образом, целью нашей программы является обучение наслаждению. Мы стремимся к тому, чтобы участники группы начали наслаждаться такой жизнью, какая у них есть, и получали удовольствие от ее улучшения. Чтобы достичь этой цели, мы должны сформировать ряд навыков поведения и психологических механизмов, на которых мы здесь должны остановиться подробнее.

Знание и понимание правил наслаждения

Наслаждаться нужно правильно. Следование простым и очевидным правилам наслаждения представляется нам одной из важнейших целей тренинга. В то же время мы не рассматриваем эти правила в качестве догмы, скорее, видим в них необходимое (но никак не достаточное) условие наслаждения. Конечно, каждый участник тренинга и группа в целом вольны сами дополнять или изменять этот список правил.

Позитивная фокусировка внимания

Мы предполагаем, что смена пропорций страдания и наслаждения начинается с фокусировки внимания на объектах, событиях и действиях, приносящих удовольствие. Следствием такой фокусировки является то, что неприятные объекты и события замечаются реже, возникают позитивные эмоции, улучшается настроение, что, в свою очередь, облегчает позитивную фокусировку внимания.

Умение получать наслаждение от отдельных ощущений

Мы хотим научить участников тренинга быть внимательными к ощущениям отдельных модальностей и получать максимум удовольствия от вкуса, запаха, звука, цвета, прикосновения.

Мы предполагаем (и современные достижения психологии восприятия дают нам к этому достаточно оснований [33]), что из этих отдельных ощущений складывается "чувственная ткань" [34] наслаждения. На этом этапе тренинга участники учатся точно распознавать ощущения отдельных "модальностей", которые приносят им позитивные эмоции, учатся уделять время и внимание необычным приятным ощущениям разных модальностей, обращать внимание на маленькие радости жизни и концентрироваться на них.

Следующим шагом тренинга наслаждения является умение находить удовольствие в сложном сочетании ощущений отдельных модальностей, получать удовольствие от целостных предметов и образов. Здесь в качестве стимулов используются как реальные объекты, так и воображаемые образы.

Позитивное отношение к себе и к окружающим

Далее мы стремимся к тому, чтобы научить участников тренинга замечать в себе и в других позитивное и выражать свои позитивные эмоции во внутренней и внешней речи, добиваемся конгруэнтного и открытого выражения позитивных чувств в вербальной и невербальной плоскостях.

Обучение умению делать и принимать комплименты, увлекательно рассказывать о положительных качествах и событиях, привлекая к себе внимание окружающих, кажется нам существенным компонентом счастливой жизни.

Забота о себе

Клиенты должны научиться заботиться о самих себе, обращаясь с собой так, как с ними обращался бы человек, желающий им исключительно добра и счастья, который хотел бы защитить их от неприятностей и предотвратить возможную боль и страдание. Собственно, эта цель лежит в основе всего тренинга наслаждения и позволяет связать воедино достаточно противоречивые способы наслаждения – гедонизм и аскетизм.

Тренировка действий, ведущих к наслаждению

Удивительно, но многие люди не научены доставлять себе (и другим) удовольствие. Это касается не только и не столько депрессивных клиентов, сколько вполне обычных и внешне благополучных людей. Одна из главных целей программы – обучение навыкам поведения, доставляющего удовольствие. Это поведение ведет к тем большему удовольствию, чем точнее оно скоординировано в отношении позитивных целей.

Постановка и достижение целей, доставляющих наслаждение

Умение ставить такого рода позитивные цели – следующая задача, решаемая программой тренинга наслаждения. Здесь также предполагается наличие определенных правил, умение концентрироваться на позитивном и некоторые коммуникативные навыки, помогающие согласовывать собственные цели с целями других людей и умение привлекательно говорить о собственных целях.

Принятие действий и переживаний, доставляющих наслаждение

Следовало бы ожидать, что люди легко принимают приятные действия и переживания, – они ведь доставляют удовольствие. Однако это совсем не так. Очень многие интериоризуют жесткий запрет на наслаждение, прививаемый им семьей и обществом. Наша цель состоит в разрушении этого запрета и принятии новых норм, разрешающих удовольствия, которые не мешают окружающим.

Здесь для нас ключевым понятием служит социальная компетентность в наслаждении, предполагающая умение вовлекать окружающих (в первую очередь – близких людей) в собственное наслаждение и умение находить компромиссы между наслаждением (самоутверждением в наслаждении) и противоречащими ему желаниями других людей (социальным приспособлением).

Принятие трудностей и аскетизм

В противоположность предыдущей цели мы стремимся к тому, чтобы люди в равной мере разрешали себе и окружающим некоторый аскетизм, допускали наличие в мире вещей неприятных, позволяли себе довольствоваться малым и от этого получать удовольствие.

Название программы

Название "Тренинг наслаждения", возможно, звучит несколько провоцирующе и может вызвать несколько преувеличенные и ошибочные ожидания. Многие психологи, с которыми мы обсуждали идею этой книги, предлагали заменить "наслаждение" на "удовольствие", объясняя это тем, что термин "наслаждение" будит у читателя неоправданные ассоциации либо с сексуальными извращениями, либо с алкоголем и наркотиками.

Нам представляется, что этот аргумент лишь еще более подчеркивает существование множества предрассудков и заблуждений, связанных с естественным для любого человека стремлением к наслаждению, и необходимость тренинга наслаждения.

В нашем тренинге мы, конечно, не оставляем без внимания вопросы сексуальности и пищевых удовольствий, но стремимся все же к умению получать удовольствие от жизни, какой бы она ни была, вне зависимости от ее (жизни) наполненности (или переполненности) сексом, едой, деньгами, впечатлениями и прочим.

В этой связи название "тренинг наслаждения" представляется нам вполне оправданным и обоснованным.

Тренинг наслаждения. Знакомство в группе.

Знакомство участников

Как и в любой другой тренинговой группе, на начальном этапе работы главная задача состоит в том, что преодолеть стеснение и тревожность, возникающие вследствие того, что участники группы не знают друг друга, не знакомы с программой тренинга и часто не знакомы и с самими тренерами.

Поэтому в самом начале работы тренеры представляются сами (или представляют друг друга), рассказывают о себе, о своей психотерапевтической подготовке, опыте работы, отвечают на вопросы участников.

Нужно хорошо понимать, что стиль этого представления служит моделью для всех участников. Иными словами, если тренеры хотят, чтобы участники группы что-либо рассказали о себе, то им самим следует начать именно с этого.

Существует множество упражнений, подходящих для использования на начальном этапе работы группы. Все они могут быть применены на этом этапе, при условии выполнения двух простых правил.

Не подходят разминки и упражнения, сконцентрированные на анализе проблем, трудностей или негативных переживаний, поскольку фиксация внимания на проблемных темах противоречит целям программы.

Преимущественное внимание следует уделять упражнениям и играм, направленным на проявление симпатии и положительных чувств.

Упражнение "Райский сад"

Упражнение "Райский сад"

Материалы: Не требуется.

Время: Упражнение – 40 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.

Инструкция: "Представьте себе, что мы сейчас находимся в райском саду, где каждому дозволено заниматься своим любимым делом. Никто никого и ни в чем не ограничивает. Единственная цель здесь – наслаждаться, не мешая наслаждаться другим небожителям". Пауза 10-15 минут. "Поговорите друг с другом. Узнайте, кто здесь живет и чем занимается. Если занятия покажутся вам забавными или приятными, можете присоединиться к ним на некоторое время. Постарайтесь узнать как можно больше людей и попробовать как можно больше удовольствий".

Обсуждение: "Что помогало, а что мешало наслаждению? Были ли чужие наслаждения приятней и интересней, чем собственные?"

Комментарии: Упражнение проводится по методике "психодраматической пробы будущего". При обсуждении тренер следит за тем, чтобы участники говорили только о своих впечатлениях и ассоциациях и избегали этических оценок и советов.

Тренинг наслаждения. Кирпичики наслаждения. (Вагончики)

Нам еще не встречался человек, который бы отрицал наше предположение о том, что самое сложное наслаждение складывается из элементарных и простых наслаждений, доставляемых нам органами чувств.

В самом начале тренинга мы хотим найти эти "кирпичики наслаждения" и сконцентрироваться на них, собирая строительный материал для более сложных наслаждений. Наша задача на этом этапе тренинга состоит в том, чтобы "настроить" все органы чувств на приятные ощущения, прочувствовать маленькие простые удовольствия и сконцентрироваться на позитивных ощущения.

С психологической точки зрения задача состоит в фокусировке отдельных органов чувств на приятных ощущениях и привлечении внимания членов группы к простым позитивным ощущениям. Эта задача будет решаться отдельно для пяти органов чувств: обоняния, осязания, вкуса, зрения и слуха.

Такая последовательность тренировки не является, конечно же, универсальной и диктуется лишь опытом работы с депрессивными клиентами, у которых существуют наибольшие проблемы в отношении положительных ощущений. Посредством ольфакторных раздражителей проще всего открыть доступ к диалогу и преодолеть апатию этих клиентов. Наш опыт показывает, что и здоровые участники групп тренинга наслаждения очень живо откликаются именно на эксперименты с запахами.

Запахи

Итак, начнем мы с приятных запахов, с умения выбирать их из всего множества запахов, концентрироваться на них и получать удовольствие от самих ароматов и связанных с ними образов.

Упражнение "Совместное наслаждение запахом"

Материалы: Очень важен в этом упражнении выбор материалов. Необходимо подготовить большой набор приятно пахнущих предметов из разных областей жизни: овощей, фруктов, трав, цветов, специй, пахучих масел, парфюмерии, пахнущих предметов повседневной жизни. Имеет смысл использовать в качестве стимулов и запахи, соответствующие времени года или особым событиям, например, хвои, ванили или свежей клубники. Желательно раздобыть стимулы, на которые прореагировало большое количество участников при выполнении упражнения "Разминка с пересаживаниями (приятные запахи)". Пахучие "стимулы" располагают в центре круга на чистой подстилке.

Время: Упражнение – 20 мин., обсуждение – 10-15 мин. на каждого участника.

Инструкция:
Шаг 1. "Мы подготовили здесь некоторое количество по-разному пахнущих предметов. Пожалуйста, понюхайте их и выберите один запах, который всем более или менее приятен". На этом этапе при принятии решения может потребоваться помощь тренера. Если решение принять не удается, то тренер предлагает выбрать наименее неприятный для всех запах (это решение часто приходится предлагать группам депрессивных клиентов).

Шаг 2. Если, например, будет выбрано яблоко, то желательно раздобыть еще несколько яблок, если выберут духи, то можно капнуть по капельке на несколько бумажных салфеток. Вовсе не обязательно обеспечивать каждому члену группы по собственному стимулу. Наоборот, кооперация в обладании стимулом способствует реализации правила "разделенное наслаждение – наслаждение вдвойне" и развитию групповой динамики. Стимулов должно быть столько, чтобы необходимость кооперации не мешала удовольствию.

 "Пожалуйста, постарайтесь прочувствовать запах во всех его нюансах. Сконцентрируйтесь на запахе, только запах будет нам важен в эту минуту. Если в связи с запахом другие мысли придут к вам в голову, не противьтесь им, но и не следуйте им. Сохраняйте запах в фокусе вашего внимания".

Шаг 3. "Попробуйте поэкспериментировать с запахом. Отстраните яблоко (если выбрано яблоко) от лица, измените интенсивность запаха. Постарайтесь найти такую интенсивность запаха, которая вам приятна. Исследуйте интенсивность запаха".

Шаг 4. "Если запах вызвал какие-либо мысли, воспоминания или образы, то следуйте теперь этим мыслям. Постарайтесь сохранить ощущения запаха, не теряйте его в связи с новыми образами. Если вы почувствуете, что наступило "насыщение", то можете пройти на свое место".

Обсуждение: "Какие ассоциации вызвал у вас исследуемый запах? Какая интенсивность, сильная, средняя или слабая, запаха была вам приятна? Удалось ли сохранить приятное ощущение от запаха в ходе всего упражнения?"

Комментарии: Существует два варианта выполнения этого упражнения. Можно раздать всем участникам группы по собственному стимулу (например, яблоку). В этом варианте упражнение проходит быстрее и группой управлять проще. Нам все же больше нравится вариант, когда примерно на троих участников выдается один стимул. При этом варианте участникам лучше расположиться на полу (если условия зала позволяют). В этом случае в тройках возникает дополнительная задача на координацию, и все втроем вынуждены искать вариант для совместного удовольствия. Здесь могут возникнуть трудности, и мы предпочитаем держать "под рукой" запасные стимулы, которые выдаются участникам, если им не удается добиться кооперации. Обычно группа очень активно включается в выполнение этого упражнения, что способствует и развитию групповой динамики.

Домашнее задание : "Просьба к следующей встрече подготовить и принести с собой запахи и ароматы, которые приятны лично вам, которые вызывают приятные воспоминания и ассоциации".

Страховка:Стимульные запахи: фрукты и ягоды с характерным запахом: апельсин, лимон, яблоко, груша, киви, банан, дыня, персик; пахнущие овощи, помидор, огурец, болгарский перец; специи: гвоздика, корица, мускатный орех, перец горошком; чай, кофе, какао; парфюмерия: пробные образцы духов, ароматические масла; черный хлеб; горчица; бытовые запахи; сапожный крем; смола.

Прикосновения

То, что прикосновения и тактильные ощущения могут быть приятными не в силу контекста, а сами по себе, иногда вызывает удивление участников. Люди легко могут себе представить болезненные прикосновения, но с большим трудом вспоминают приятные тактильные ощущения вне ситуативного контекста.

Упражнения этого раздела тренинга сконцентрированы на решении трех задач:

  • Изучение тактильных ощущений, связанных со свойствами определенных предметов (гладкий, шероховатый, тяжелый, легкий, мягкий, твердый, сухой, влажный, теплый, холодный). Идентификация приятных тактильных ощущений.
  • Изучение тактильных ощущений от действий с различными предметами. Например, четки воспринимаются по-разному, если их перебирать пальцами или зажать между ладонями. Клиенты должны найти действия с предметами, которые доставляют им удовольствие.
  • Изучение прикосновений, выполняющих социальные функции (прикосновения к собственному или чужому телу). Здесь также нужно найти приятные формы прикосновений, что бывает трудно в силу жесткой табуированности такого рода прикосновений и связанного с ними сексуального контекста.

Цель данного раздела тренинга совершенно очевидна: научиться получать удовольствие от собственных и чужих прикосновений. Нам опять придется решать те же задачи и столкнуться с теми же трудностями, что и раньше. Хотя, конечно, есть и своя специфика. Ясно, что нет нужды прикасаться и ощупывать все, что встречается нам на пути. Нам придется выделить приятные прикосновения и сконцентрироваться на них, расширяя зону приятного, исследуя возможность переноса приятного в собственные ниши наслаждения.

Очень специфическая трудность этого раздела тренинга состоит в том, что мы впервые встречаемся здесь с социальным взаимодействием. Для того чтобы тренировка парных удовольствий была эффективной, нужно добиться формирования в группе атмосферы доверия, преодоления стадии критики и перехода ее в рабочую стадию.

Упражнение "Совместное ощупывание"

Упражнение "Совместное ощупывание"

Материалы: Стимульные предметы в небольшом количестве выкладываются на журнальный столик в центре круга. В запасе необходимо иметь дополнительные стимулы .

Время: Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.

Инструкция:
Шаг 1. "Здесь подготовлены предметы с разной структурой поверхности, весом, из разного материала. Выберите себе предмет, к которому приятно прикасаться, который приятно держать в руках. Если у вас при себе есть такие предметы, то можете взять в руки их. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на этом предмете, на тактильных ощущениях, которые он вызывает. Пусть пройдет немножко времени. Сконцентрируйтесь на приятных ощущениях от этого предмета, наблюдайте за ними. Постарайтесь уловить момент, когда ощущения исчезают".
Шаг 2. "Теперь найдите себе пару из числа участников группы. Расскажите партнеру, какие ощущения у вас вызывает выбранный вами предмет".
Шаг 3. "Попробуйте найти общие ощущения, которые связывают между собой два предмета, оказавшихся в каждой паре. Обменяйтесь предметами. Расскажите друг другу о схожих и контрастных ощущениях от двух предметов".

Обсуждение:"Какие тактильные ощущения и в какой комбинации вам приятно ощущать? Какие действия вы совершаете, чтобы продлить эти приятные ощущения?"

Комментарии: Обычно выполнение этого упражнения не вызывает у участников никаких трудностей. Тренер и котренер все же должны следить, чтобы участники концентрировались на приятных свойствах предметов и не "соскальзывали" на сравнения типа "этот не такой противный, скользкий, острый, холодный, как все остальные". Еще раз следует обратить внимание участников на правила наслаждения (время, концентрация внимания, ограничение, исследование, усилия).

Домашнее задание: "Дома взгляните вокруг себя и найдите то, к чему приятно прикасаться, ощупывать, исследовать. Можете рассмотреть с этой точки зрения также предметы, которые у вас постоянно при себе. Выберите три предмета, которые приятно взять в руки, и принесите их в следующий раз с собой".

Страховка: Стимульные предметы для ощупывания: вата, клочки ткани разной фактуры, камни, отполированные и с острыми краями, бусы, металлические предметы, бумага, хорошо изданная книга, перочинный нож, ключи, листья деревьев.

Упражнение "Приятные прикосновения"

Упражнение "Приятные прикосновения"

Материалы: Лист ватмана.

Время: Упражнение – 5-7 мин. на каждого участника.

Инструкция: "Вспомните, пожалуйста, и расскажите о приятном прикосновении к другому человеку, которое вам запомнилось и доставило радость".

Обсуждение: Тренер подводит итоги и систематизирует услышанные истории, находя в них параллели.

Комментарии: Если воспоминания имеют очень интимный характер и рассказ о них вызывает у члена группы неприятные чувства (стыд, стеснение), то тренеру не стоит настаивать на подробном рассказе, достаточно попросить участника сформулировать тему рассказа.

Упражнение "Приятные прикосновения партнеров"

Упражнение "Приятные прикосновения партнеров"

Материалы: Лист ватмана.

Время: Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.

Инструкция:

Шаг 1. "Сейчас мы постараемся собрать как можно больше возможных прикосновений других людей, которые доставляют человеку удовольствие. Мы не будем сейчас критиковать или оценивать эти способы доставить удовольствие другому, попробуем просто собрать как можно больше вариантов. Каждый из вас должен предложить как минимум три варианта. Начали".
Шаг 2. "Попробуем теперь дать оценку собранным вариантам. Действительно ли все они доставляют удовольствие как в кратковременной, так и в долговременной перспективе?"
Шаг 3. "Можем ли мы как-то классифицировать, объединить по степени сходства собранные варианты?"

Обсуждение: Тренер вкратце подводит итоги собранных вариантов прикосновения к самому себе.

Комментарии: Если кто-либо из членов группы наберется смелости (обычно такие находятся) затронуть тему сексуальности, то вариантов доставить удовольствие партнеру возникает достаточно много. Мы предпочитаем не останавливать членов группы в этом творчестве, но настойчиво добиваемся расширения сферы телесных контактов за рамки сексуальности. Тренеру, работающему с представителями разных культур, безусловно, нужно учитывать культурные нормы и границы прикосновений, принятые в рамках той или иной культуры. Безусловно, мы инвентаризируем здесь лишь приятные прикосновения.

Страховка: Взять под руку, энергичное рукопожатие, подать руку при выходе из транспорта, подать пальто и помочь одеться, похлопать по плечу, погладить по голове, вытереть слезы салфеткой, взять за руку.

Вкус

В данном разделе тренинга мы стремимся к тому, чтобы сконцентрировать внимание участников группы на тактильных и вкусовых качествах пищи, которые доставляют им удовольствие. В соответствии с данными психологии восприятия, вслед за температурой пищи воспринимается ее консистенция и лишь затем – вкус. Этой последовательности мы следуем в нашем тренинге.

Нужно также обратить здесь внимание на то, что пища является одним из тех удовольствий, от которых легко формируется зависимость. Поэтому особый акцент при проработке этой темы мы делаем на правилах "Чем меньше, тем больше" и "Наслаждение внутри нас", подчеркивая, что мы тренируем наслаждение пищей, ее вкусом, запахом, консистенцией, а не процессом поглощения пищи.

Далее следует особо пояснить участникам, что алкогольные напитки могут использоваться в целях тренинга только при строгом соблюдении правила "Чем меньше, тем больше". За одно занятие до начала этой темы участников просят принести с собой что-либо, что приятно на вкус большинству людей (фрукты, хлеб, колбасу и пр.).

Упражнение "Приятный вкус"

Упражнение "Приятный вкус"

Материалы: Кусочки черного и белого хлеба без добавления специй.

Время: Упражнение – 5 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника

Инструкция: "Возьмите кусочек хлеба и постарайтесь рассасывать его как можно дольше, помещая на разные поверхности языка. Полностью сконцентрируйтесь на вкусе хлеба, постарайтесь уловить изменения в нюансах вкуса. Если у вас возникают различные вкусовые ассоциации, то запомните их, но не дайте им помешать вам насладиться вкусом хлеба".

Обсуждение: "Какие изменения во вкусе вы заметили? Какие мысли и образы пришли вам в голову в ходе упражнения?"

Комментарии: Это упражнение не вызывает у участников трудностей. Его рекомендуется повторять с другими стимулами. Хотя использование алкогольных напитков вызывает некоторые сомнения, лучше всего нюансы и изменения вкуса дает почувствовать именно алкоголь. При использовании в качестве стимула алкоголя мы стараемся обратить внимание членов группы на изменения вкуса алкоголя по мере его использования (если такой случай им представится). Обычно все отмечают то, что первая порция алкоголя наиболее богата на ощущения, потом акцент смещается на ритуальные действия и изменения в настроении. Мы часто используем в качестве стимула также мягкий сыр с плесенью, отчетливо изменяющий свой вкус по мере рассасывания у верхнего нёба.

Домашнее задание: 1. "Попробуйте внимательно проследить акценты вкуса и изменение вкуса вашего любимого блюда (или напитка) с течением времени. Постарайтесь использовать для этого минимальное количество субстанции. Запишите все замеченные вами изменения вкуса и принесите записи на следующее занятие".
2. "С кем-нибудь из членов группы вы можете вместе сходить в (хороший) ресторан, попробовать одно и то же блюдо и обменяться впечатлениями относительно структуры и вкуса пищи. Постарайтесь сконцентрироваться на приятных ее особенностях".

Выполнение этих домашних заданий обязательно следует обсудить на следующей встрече. Обычно это не вызывает никаких затруднений у участников группы. Часто в ходе такого рода обсуждений происходит обмен рецептами, а иногда возникают и совместные мероприятия. Тренеры стараются не вмешиваться без необходимости в эти разговоры, напоминая лишь о необходимости разнообразия ("Каждому – свое" и "Разделенное наслаждение – наслаждение вдвойне"). Тренеру в ходе таких разговоров также имеет смысл следить за тем, чтобы различия во мнениях, детали обстановки ресторана и его посетители описывались с позитивной точки зрения. Если это участникам не удается, то им можно предложить выполнить упражнение "Оранжевые очки".

Зрительные образы

В психологии искусства разработано достаточно много элементов, из которых складывается приятный зрительный образ. Помимо собственно цвета большое значение имеют яркость, контрастность, структура поверхности, очертания, форма, композиция, движение и многое другое (Арнхейм, 1974).

Поскольку речь в нашем тренинге не идет о тонкой тренировке умения наслаждаться жизненными образами, то мы ограничились сосредоточением внимания на приятных цветах, приятных сочетаниях цветов и умении воспринимать характеристики поверхности предметов. Особых оснований к такому выбору нет, тренер свободно может выбрать для тренировки иные аспекты зрительных образов.

Упражнение "Приятный цвет"

Упражнение "Приятный цвет"

Материалы: Для упражнения нужно подготовить предметы, окрашенные в четко воспринимаемые цвета. Это могут быть собственно цветы (тюльпаны, нарциссы, гладиолусы и пр.), ярко окрашенные фрукты (банан, красное и зеленое яблоко, вишни, киви и пр.) либо просто вазочка с цветными карандашами и фломастерами. Можно принести все это вместе.

Время: Упражнение – 10 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.

Инструкция:
Шаг 1. "Здесь приготовлены по-разному окрашенные предметы. Посмотрите внимательно на них и выберите цвет, который вам нравится в данный момент. Не обязательно выбирать цвет, который вам вообще нравится. Сконцентрируйтесь на тех переживаниях, которые приносит вам цвет здесь и сейчас".
Шаг 2. "Возьмите выбранный предмет в руки и сконцентрируйтесь на его цвете. Дайте пройти времени, пока цвет полностью подействует на вас, дождитесь момента, когда ощущения от цвета начнут угасать. Если в голову вам придут какие-либо мысли или воспоминания, запомните их, но старайтесь концентрироваться только на цвете выбранного предмета".

Обсуждение: "С какими образами у вас было связано восприятие этого цвета? Как бы вы назвали цвет выбранного вами предмета?"

Комментарии: В контексте тренинга это упражнение обычно вызывает довольно живую дискуссию о нюансах цвета. Тренер следит за тем, чтобы участники группы концентрировались на приятных ощущениях. Предпочтения цвета могут выполнять и диагностическую функцию с учетом соображений о проективной функции различных цветов.

Домашнее задание: "Дома постарайтесь выбрать несколько предметов, цвет которых хорошо подходит друг к другу. Помимо предметов можете использовать для этого цветную бумагу, карандаши, фломастеры. Постарайтесь сконцентрироваться на приятной комбинации цветов и уделить достаточное время тем чувствам, которые в вас эта комбинация вызовет". Выполнение домашнего задания обсуждается на следующем занятии.

Приятные звуки

Первое, что приходит в голову членам группы, когда объявляется эта тема, – это музыкальные произведения, пение и прочее. Не отрицая удовольствий, которые создает музыкальная культура, в этом разделе тренинга мы все же концентрируемся на звуках, которые мы слышим в повседневной жизни.

Упражнение "Приятные звуки"

Упражнение "Приятные звуки"

Материалы: Для этого упражнения необходимы звучащие предметы. Это не обязательно должны быть музыкальные инструменты. Скорее наоборот – нужно собрать совершенно обычные вещи, которые могут издавать те или иные звуки.

Время: Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.

Инструкция:
Шаг 1. "Попробуйте, как звучат разные собранные здесь предметы. Найдите необычные и приятные вам звуки. Сконцентрируйтесь на этих звуках, постарайтесь отвлечься от всего, что будет слышно в аудитории. Прочувствуйте свой собственный звук".
Шаг 2. "Поищите пару к своему звуку. Расскажите вашему партнеру о своем звуке, об ассоциациях, которые он вызывает. Попробуйте составить несложную симфонию из вашего звука и звука, который понравился другим участникам. Выберите такую интенсивность звука, которая будет приятна вам и вашему партнеру".

Обсуждение: "Что дает кооперация вашего звука со звуком, который нравится другому? Что нового появляется в сочетании звуков?"

Комментарии: Иногда выбор парного звука не нравится партнеру. В этом случае тренер вмешивается и предлагает поискать другую пару или образовать тройки, четверки и т. д.

Домашнее задание: "В нашей повседневной жизни звуки нас окружают постоянно, и мы редко обращаем на них внимание. Попробуйте до следующей встречи собрать как можно больше звуков повседневной жизни: журчащая в ванне вода, зажигающаяся спичка, закипающий чайник и т. д. Если у вас есть такая возможность, запишите эти звуки на диктофон, попробуйте составить из них какую-либо приятную комбинацию. Если такой возможности нет, просто запомните эти звуки, чтобы рассказать о них на следующей встрече".

Страховка: Звучащие предметы: шелестящая бумага, бряцающие ключи, звенящий колокольчик, тикающие часы, булькающая в бутылке вода, позвякивающая о блюдце чашка, бренчащая в стакане мелочь, шуршащие в коробке спички.

Тренинг наслаждения. Удовольствие в мыслях.

Конечно, мысли и представления также могут быть приятны и неприятны, доставлять удовольствие или страдание. Это особенно заметно у людей в плохом настроении, страдающих от депрессии или острого горя. Предлагаемые далее упражнения должны научить клиентов находить удовольствие в образах и воспоминаниях. Вы, конечно, заметите в последующих упражнениях элементы бихевиоральной психодрамы и кататимно-имажинативной психотерапии. У нас нет возможности подробно комментировать здесь специфику этих форм психотерапии, и мы надеемся, что читатель сам при необходимости глубже познакомится с методическими нюансами.

Упражнение "Счастливые моменты жизни"

Упражнение "Счастливые моменты жизни"

Материалы: Листы бумаги. Подсобный материал, как в бихевиоральной психодраме.

Время: Упражнение – 20 мин. на участника, обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.

Инструкция:
Шаг 1. "Вспомните, пожалуйста, 2-3 счастливых момента вашей жизни, а также те пространственные и временные рамки, в которых вас "застало" счастье. Вкратце запишите на листках суть дела и опишите те предметы или обстоятельства, которые вам в связи с этим запомнились".
Шаг 1. "Расскажите, что с вами произошло. Давайте попробуем инсценировать это событие".

Обсуждение: Строится по типу психодраматического шеринга. "О каких обстоятельствах вашей собственной жизни вы вспомнили, наблюдая эту сценку? Какие чувства испытали?"

Комментарии: Если тренеры не имеют достаточной психодраматической подготовки, то упражнение проводится без инсценирования на сцене. Хотя, конечно, драматизация, особенно с использованием приема "мысли вслух" и выявлением ключевых для счастливого события символов, может иметь очень большое значение для "примирения прошлого и настоящего".

ПРИМЕР: Знаки счастья из прошлого

Во время выполнения этого упражнения молодой человек сообщает, что прилив счастья он испытал, когда завоевал первое место на соревнованиях по борьбе. (Из предыдущих упражнений было известно, что на этих же соревнованиях он серьезно повредил колено и это не дает ему заниматься борьбой сейчас.)

Инсценировка "счастья" не была особо оригинальной: пьедестал, золотая медаль на шее, поднятые вверх руки, аплодисменты зала, ощущение полета. В этот момент был использован прием "мысли вслух". Эти мысли помогли молодому человеку прийти к следующему выводу: счастье требует усилий и иногда за него нужно платить неприятными делами. Счастье от этого хуже не становится, оно останется со мной.

На следующее занятие молодой человек принес с собой медаль за победу в соревнованиях и сказал, что она – знак того, что счастье стоит того, чтобы прилагать усилия.

 Тренинг наслаждения. Наслаждение в действиях.

"Кирпичики" наслаждения формируют приятные образы, оперируя с этими образами, люди учатся получать наслаждение от действий, с ним связанных. Коллекционирование спичечных коробков, плаванье, спорт и танцы могут доставлять огромное наслаждение при соблюдении уже названных правил. На начальных стадиях этого этапа тренинга мы составляем "инвентарь" разных действий, которые доставляют удовольствие людям. Затем предлагаем участникам осознанно и целенаправленно использовать эти занятия для получения наслаждения, концентрируясь на приятных чувствах.

На этом этапе тренинга мы ограничиваем сферу удовольствия "субъект-объектным" (предметным) взаимодействием, в минимальной степени зависящим от настроений и действий других людей. "Субъект-субъектное" (межличностное) удовольствие будет тренироваться позже.

Упражнение "Мне нравится"

Упражнение "Мне нравится"

Материалы: Лист ватмана, фломастеры.

Время: Упражнение – 5-7 мин. на каждого участника.

Инструкция: "Пожалуйста, подумайте и завершите следующее незаконченное предложение: Мне нравится... а многие люди не знают, какое от этого можно получать удовольствие".

Обсуждение: "Заинтересовали ли вас какие-либо удовольствия? В какой сфере преимущественно лежат удовольствия нашей группы: работа, путешествия, увлечения, общение, искусство?"

Комментарии: Котренер записывает на ватмане занятия, которые могут доставлять удовольствие. Тренер и котренер очень активно вмешиваются в выполнение этого упражнения, добиваясь от участников групп сообщения о чувствах, которые возникают в связи с тем или иным действием, просят уточнить, из каких "кирпичиков" складывается это удовольствие. Иными словами, тренеры стремятся еще раз сконцентрировать внимание участников на их собственных позитивных переживаниях в процессе выполнения той или иной приятной деятельности. Имеет смысл еще раз сослаться на правило "Наслаждение внутри нас".

Наслаждение в людях

Нам живется приятнее, если вокруг нас живут и работают приятные люди, которые делают приятные нам вещи. Мы можем существенно увеличить степень наслаждения жизнью, если научимся видеть в людях приятное. Близкие люди будут делать нам больше добра, если мы будем говорить им приятные вещи. Мы свободны видеть в людях как гадкое и пошлое, так и доброе и милое, как позитивное, так и негативное. В этом разделе тренинга мы учимся видеть в окружающих людях позитивное, говорить им об этом, испытывать симпатию к другим и самим вызывать симпатию к себе.

Упражнение "Мои любимые"

Упражнение "Мои любимые"

Материалы: Лист ватмана.

Время: Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.

Инструкция: "Расскажите, пожалуйста, о ваших добрых чувствах по отношению к вашим любимым и о тех качествах или о тех действиях, которые эти добрые чувства вызывают".

Обсуждение: "Было ли названо что-то, что у вас вызывает не удовольствие, но, наоборот, – раздражение? Существуют ли универсальные способы доставить удовольствие? Что приятно всем людям? Что приятно конкретному человеку?"

Комментарии: На первом этапе упражнения котренер тщательно фиксирует все особенности поведения, которые вызывают симпатию участников группы.

Упражнение "Удовольствие для любимых"

Упражнение "Удовольствие для любимых"

Материалы: Не требуется.

Время: Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.

Инструкция: "Посмотрите, пожалуйста, на наш список. Здесь собрано достаточно много способов доставить удовольствие любимому человеку. Пожалуйста, выберите те, которые вы используете сравнительно редко, и скажите, что вы могли бы сделать на следующей неделе, чтобы доставить удовольствие близкому человеку". "Наверняка у вашего любимого есть какие-то личные особенности, и вы можете сделать что-либо специально для него. Не могли бы вы сказать об этом группе? Если это – достаточно интимные вещи, то можете сказать это про себя, во внутренней речи".

Обсуждение: "Часто ли вы делаете близким людям приятные вещи? Что обычно получаете взамен? Что можно сделать, чтобы доброта была взаимной?"

Комментарии: Если участники говорят путано и непонятно, то можно организовать короткие инсценировки и попросить в ролевой игре показать, как это будет сделано.

Домашнее задание: "До следующего занятия, пожалуйста, сделайте два раза хорошо и приятно вашему близкому и любимому человеку, один раз – используя общие для всех приятные вещи, один раз – его индивидуальные особенности, желания и предпочтения".

Упражнение "Хорошее в плохом"

Упражнение "Хорошее в плохом 2"

Материалы: Не требуется.

Время: Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.

Инструкция:"Теперь наша задача состоит в том, чтобы увидеть хорошее в самом неприятном для вас человеке. Пожалуйста, вкратце опишите этого человека, а затем расскажите, что в нем есть хорошего".

Обсуждение: "Можно ли найти хорошее в самых отвратительных и мерзких людях? Что в этом может нам помешать?"

Комментарии: Тренер следит за тем, чтобы рассказ о хороших качествах плохих людей не сопровождался негативными формулировками. Например, фразу "Он добрый ко всем, только не ко мне" предлагается заменить на фразу "Он добр по отношению к очень многим людям".

Завершение тренинга:

Мой сосед и я:

Участники стоят в кругу. По сигналу ведущего они поднимают правую руку кладут на плечо соседу справа и говорят «Ты такой хороший, умный». Затем левую руку на левое плечо и произносят те же слова. Далее они поднимают обе руки кладут себе на голову со словами: А я вообще молодец!

Рукопожатие:

Ведущий говорит: «мы все сегодня плодотворно поработали и все заслужили благодарность. Пока я считаю до 5 вы должны успеть поблагодарить др др рукопожатием».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с педагогами "Профилактика синдрома профессионального вгорания"

Занятие для педагогов проводится в целях оказания помощи  при появлении первых признаков синдрома професионального выгорания педагога. Кратко знакомятся преподаватели с симптомами, факторами и гр...

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспит...

Практическое занятие для педагогов. Имидж педагога . Компоненты, составляющие понятие «имидж».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит задачу, чтобы в школе работал учитель, обладающий ключевыми компетенциями. Учитель-консультант, учитель-модератор. Обладающий оп...

Программа тренинговых занятий для педагогов «Формула успеха»( психологическая поддержка стрессоустойчивости педагогов).

Автор-составитель Шрагина Е.Ю.Нормативные документы: Закон об образовании РФ № 273 от 01.09.2013 г.; ФГОС ООН, приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.09 г.; Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.13 г.Пр...

Занятие для педагогов в рамках школы педагогической культуры По теме: «Психологический анализ организации занятий в учреждении дополнительного образования»

Психологический анализ занятия, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение, прежде всего для самопознания, саморазвития педагога, проводившего занятие. В процессе и резул...