Статья "Воспитание интереса к чтению"
статья по теме

Гордеева Екатерина Юрьевна

В статье анализируется, почему дети не любят и не хотят читать, а также рассказывается о способах привлечения детей к книге

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_interesa_k_chteniyu.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание интереса к чтению.

Отношение к чтению у школьников весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга — органическая часть их жизни. Кто смотрит телевизионную передачу "Умники и умницы", тот наверняка убедился в феноменальной начитанности этих подростков. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато процент нечитающих все больше растет. Для таких детей чтение — тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неправильно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома.

Среди учащихся школы было проведено анкетирование, которое дало следующие результаты: Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся. Читают познавательную литературу 21%. Читают для самообразования 10% школьников.

Итак, как мы видим, большинство современных  детей читать не любят, а интерес к чтению падает в соответствии с возрастом.

        Что же происходит с детским чтением? Почему дети не читают и не любят читать?

Каждый ребенок, едва родившись,  попадает в огромное информационное пространство – вокруг него говорливые родственники, обсуждающие соседей, либо очередную тему программы «Что говорят?», круглосуточно работающий телевизор, «компьютерные» спины родителей и много всего остального прочего, с помощью чего малыш  адаптируется к этому миру.

Думаю, все со мной согласятся, что интернет и телевидение в любом случае зрелищнее книги, и никуда от этого не денешься. А что зрелищнее, то более «настоящее». Происходит это потому, что в игру (и в фильм, и в мультфильм) мы больше вовлечены. Там нас могут догнать или даже убить или нам нужно срочно выполнить важное задание — спасти весь мир. Книги же  требуют воображения, причем собственного, без привязки к уже готовому образу, который за нас кто-то создал. Без воображения нет предвидения, нет прогресса. И в этом плане, компьютер, телевизор, а теперь и различные гаджеты – планшеты, смартфоны -  играют роль главного «отвлекающего маневра».

Было также проведено выборочное анкетирование среди родителей, которое показало, что 11% называют 2-3 последних книги, которые читают дети, большинство (59%) родителей не знают, что читают их дети, 30% никогда не видели своего ребенка за чтением художественной литературы; 64% родителей не читают книги, 15% читают газеты и журналы, 21 % любят читать и читают.

        Эти данные показывают, что формирование интереса к чтению начинается с семьи. Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. На важность этого фактора указывают и сами дети. Один ученик в моем классе сказал, что любит читать потому, что любят читать его родители и бабушка, и в квартире у них большая библиотека. К сожалению, таких семей очень мало, и чаще всего сегодняшние дети видят родителей не с книгой в руке, а с телефоном или планшетом, или также за компьютером.

        Конечно, есть родители, которые все-таки находят время для чтения, но ребенок, тем не менее, интереса к чтению не проявляет. Что предпринять в этом случае? Как убедить ребенка читать? И здесь стоит сразу оговориться и поменять формулировку «заставить читать» на «как сделать так, чтобы ребенок ЗАХОТЕЛ читать».Дети должны быть заинтересованы и увлечены чтением, а не делать это потому, что так велела мама или учитель.

        Прежде всего, стоит начать с родителей, с семьи. Это задача как классного руководителя, так и учителя русского языка и литературы. Необходимо поменять отношение к чтению самих взрослых. Ведь если чтение не привлекательно для родителей, то почему оно должно быть привлекательным для детей? Если ребенок будет видеть родителей с книгой в руке, которые читают для себя или для ребенка, то, возможно, рано или поздно, он сделает вывод, что книга – часть взрослой жизни, которой дети стремятся подражать. Пример – основа всякого воспитания.

        Но не всегда, к сожалению, семья является авторитетом для ребенка, а в подростковом возрасте тем более. И в этом случае задача воспитания интереса к чтению ложится непосредственно на учителя.

        Что может сделать учитель? В первую очередь, это, конечно, внеклассное чтение. Ведь куда интереснее прочитать книгу, которая не связана со школьной программой. Я думаю, вы со мной согласитесь в том, что большинство произведений школьной программы не имеют динамичного сюжета, острых ситуаций, для детей они скучны и потому неинтересны. У детей складывается впечатление, что интересных книг нет вовсе. Поэтому стоит рекомендовать, прежде всего, приключенческую литературу – Жюль Верн, Джек Лондон, Марк Твен, Вальтер Скотт, Джеймс Фенимор Купер; детективы – неустаревающий Шерлок Холмс КонанДойля, ЭркюльПуаро и мисс Марпл Агаты Кристи, детективы Уилки Коллинза и другие. Также считаю, что необходимо советовать детям современных авторов – Борис Акунин, Борис Минаев, УльфСтарк, Катрин Патерсон и другие. Необходимо также учитывать психологические особенности и интересы детей. Например, многим ребятам нравится читать фантастическую литературу, или фэнтези, которая в последнее время стала очень популярной. В связи с этим, можно порекомендовать таких писателей, как Мария Семенова, Клайв Льюис, Льюис Кэролл, Роальд Даль и др. Стоит использовать и любовь детей к различным играм, что я  и попробовала сделать в своих классах. Многие мальчики увлечены игрой, которая называется «Сталкер», события которой разворачиваются в альтернативном мире после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Игра создана по мотивам книги братьев Стругацких «Пикник на обочине». Эту книгу я и порекомендовала прочитать на каникулах. Естественно, ни фамилия авторов, ни название не вызвало интереса у учащихся. Но как только я сказала, что в романе рассказывается о сталкерах, мальчики вмиг «зашевелились». После каникул они подошли ко мне, поделились впечатлениями о прочитанном и спросили, что можно еще почитать у Стругацких. Считаю это своей своеобразной маленькой победой.

        Одним из действенных методов повышения у подростков интереса к литературе, на мой взгляд, является акцентирование внимания на юмористические произведения. Как показывают исследования психологов: «Юмор является одним из основных побуждающих к чтению факторов у детей школьного возраста».

Вообще любые внеклассные мероприятия по литературе – это еще один шаг на пути воспитания интереса к чтению. Такие мероприятия не должны быть похожи на уроки литературы, и, конечно, они не должны быть для детей «обязаловкой». Поначалу привлекать детей, которые любят читать и с удовольствием будут участвовать в литературных праздниках, играх, выставках, викторинах. Эти дети могут рассказать другим ребятам о том, было ли им интересно, какие новые книги они для себя открыли и т.д. Ведь дети подчас больше послушают своего сверстника и последуют за ним, нежели взрослого человека. И таким образом, можно постепенно привлекать к чтению «нечитающих» ребят.

        Я считаю, что немаловажную роль в этом процессе играет и театр. Регулярное посещение театра, просмотр спектаклей, созданных по классическим произведениям, и их последующее обсуждение, возможно, позволит ребятам по-новому взглянуть и на произведения школьной программы, и на книги вообще.

        Большим подспорьем является посещение литературных музеев, мест, связанных с именем определенного писателя. Впечатления, полученные во время экскурсий, нередко побуждают детей ближе познакомиться с творчеством писателя, соединить его произведения с увиденным и услышанным во время экскурсий.

        С целью повышения читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно более широко использовать межпредметные связи, в первую очередь между предметами изобразительного искусства и музыкой. Например, можно предлагать следующие задания: сопоставить эпизоды из музыкального и литературного произведений и проанализировать выразительные средства;предложить подготовить иллюстрации наиболее запомнившихся моментов произведения, можно даже предложить нарисовать комикс.

        Итак, подытожим сказанное. Привить интерес и любовь к чтению у ребенка – непростая задача. Это совместные усилия и родителей, и учителя. Со стороны родителей – показывать своим примером. Со стороны учителя – внеклассное чтение, различные внеклассные мероприятия, посещение театров, литературных музеев, использование межпредметных связей на уроках литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Статья рассказывает о том, как привлечь учеников к чтению книг посредством мотивации на уроках математики....

Как привить интерес к чтению?

Статья в помощь родителям,у которых возникают проблемы  в приобщении детей к чтению....

Как привить интерес к чтению

Рекомендации психологов...

Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?

Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?Самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят чит...

Работа школьной библиотеки по развитию интереса к чтению обучающихся.

Привитие интереса к чтению  путем библиотечного обслуживания...

Развитие интереса к чтению

Развитие интереса к чтению -одно из условий становления личности...