Главные вкладки

    Семейное воспитание как фактор формирования духовно-нравственной личности современных дошкольников
    статья по теме

    Машкина Наталья Викторовна

    В данной статье говорится о роли семьи на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семейное воспитание как фактор формирования духовно-нравственной личности современных дошкольников

    Машкина Наталья Викторовна,

    учитель-логопед МАОУ «Гимназия № 6», г. Губкин

    Казалось бы, всем известна истина: дети наше будущее. И как бы ни был занят человек, если у него есть дети, значит, у него есть и заботы, и проблемы, и обязанности. Быть родителями сегодня трудно, труднее, чем когда-либо прежде. Думаю, нужно обратиться за помощью к предкам. Нельзя сохранить новый мир, минуя прошлое. Раньше все русские семьи были верующими, родители своей жизнью вызывали в детях такое настроение, что дети побуждались любовью к Богу, и воспитание являлось естественным развитием самой жизни. Родители жили по заповедям Божьим, которые указывали им высшую цель всякому воспитанию, служили источником всякого света и всякой истины. Отцовская и материнская линия поведения в русской семье всегда гармонично соединялись друг с другом в строго выстроенном семейном укладе: это и обычаи (установившиеся привычные формы поведения), это и традиции, переходящие из поколения в поколение, и правила доброй и благочестивой жизни, установленный порядок в течение дел, который задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных    богослужений, сезонными изменениями в быту и труде, которые благотворно влияли на развитие и воспитание детей, на укрепление семейных связей.

    Традиционный уклад православной семьи помогал ребенку познавать жизнь в ее разных проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная духовная состоятельность личности. Уважение родителей, послушание им воспринималось детьми как Божьи заповеди. А мать и отец, сознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

    В наши дни нарушилась преемственность поколений, традиционный уклад семейной жизни, изменились подходы к решению задач духовно-нравственного воспитания. В современной семье есть тоже, какие-то обычаи, традиции, отношения, правила, определенный распорядок жизни. Но они зачастую нестабильны и не основаны на подлинных духовно-нравственных ценностях. Многие родители не верят в Бога, но, по привычке, совершают религиозные обряды (крещение, венчание...), отмечают православные праздники (Рождество, Пасху, Красную горку...) и предписывают детям следовать православным обычаям. В наше нестабильное время постоянных перестроек и перемен, где у родителей на первом месте, в основном, забота о хлебе насущном, материальные ценности, работа, успех, все меньше и меньше времени остается для того, чтобы уделять его детям их духовно-нравственному воспитанию. Очевиден, приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями.

    Сегодня телевидение, компьютерные игры, комиксы часто заменяют родителей. Но, если честно признаться, то, в основном, многие из родителей часто проводят свое свободное время "отдыхая" перед телевизором, что является примером подражания для детей. Так, общаясь с детьми на тему «Чем ты занимался вечером дома?» часто, к сожалению, приходится слышать ответ: «Посмотрел сериал, потом мультфильм, потом еще фильм, потом еще, и еще и лег спать». Об общении ребенка с родителями, чтении художественной литературы, обсуждении каких-либо проблем, совместном труде можно не услышать ни слова, так как отец отдыхает после работы, а мать занята домашними хлопотами или смотрит телевизор вместе с ребенком. Вот и получается: родителям не хватает времени на воспитание собственного ребенка. Часто бывает так, что большая часть родителей, стараясь "откупиться" от личного общения с ребенком подарками, лишают детей живого участия, поддержки, личностного общения. А ведь в общении с близкими взрослыми у детей формируются нормы поведения, навыки мышления и речи, ориентация в мире человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, в семье рождается чувство преемственности поколений.

    Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Родителям нужно быть примером для детей, ведь часто бывает так, что слова и дела у них расходятся между собой, а дети то, что замечают в их делах, поступках, разговорах, будь то доброе или худое, что видят, то сами и делают. Поэтому родителям нужно подавать пример благодетельной жизни, ведь слово, соединенное с жизнью является лучшим примером для детей.

    Детские годы имеют чрезвычайную ценность, потому что в это время закладываются основы будущей личности. И вырисовывается проблема, как вернуть детям маму и папу. Проведя опрос родителей, «Каким бы вы хотели видеть ребенка, когда он станет взрослым?», большинство родителей ответили:

    умным, добрым, честным, успешным в жизни, любить и уважать своих родителей, быть отзывчивым, любящим, образованным.

    «Но только как этого достичь?» - всё чаще родители с таким вопросом обращаются к педагогам. Из бесед выяснилось, что большинство родителей далеки от осмысления вопросов духовно-нравственного воспитания детей и подменяют его интеллектуальным, утратилось традиционное понимание семейного воспитания, труда и усилий на установление духовной общности с детьми, прервалась преемственность педагогических традиций в семье. А ведь многие родители хотят воспитать детей достойными членами нашего общества. Они обучают своих детей в музыкальных и художественных школах, иностранным языкам, танцам, но одновременно, уделяют мало времени духовно-нравственному воспитанию.

    Таким образом, утеря преемственности между поколениями в духовно-нравственном воспитании детей, педагогическая неграмотность родителей, современный порядок жизни вряд ли смогут посеять и поддержать в ребенке стремление к доброму, возвышенному, святому, пробудить в ребенке милосердие, сострадание, сочувствие, понимание, щедрость, трудолюбие.

    Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям нужно не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу:

    1. Современным родителям предстоит на личном опыте обретать понимание отцовства и материнства, определить цели, содержание образовательного процесса, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии, поведении ребенка, ведь семья является хранительницей народных традиций и основной в передаче их детям.
    2. Родителям необходимо стать носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, которые они стремятся привить детям, а для этого родителям необходима воспитанность и образованность, понимание нравственных идеалов - все то, что определяет человека как личность. Ведь ребенку   необходим   тот   взрослый,   который   способен эмоционально и духовно обогатить его по законам добра, милосердия.
    3. Необходимо также создавать и непрерывно поддерживать такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось и закреплялось бы изначальное стремление ребенка к возвышенному, светлому и доброму.

    Педагогам необходимо помочь родителям осознать, что в первую  очередь в  семье должны сохраняться  и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

    Хочется верить, что в жизнь современной семьи постепенно возвратится национальная память и родители начнут по-новому относиться к старинным праздникам, традициям, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках

    Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования". В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию....

    презентация на тему "культура питания как фактор формирования духовно-нравственной личности"

    данный материал поможет сформировать потребность в правильном питании...

    Формирование духовно-нравственных ценностей личности педагога в контексте современного образования как части общей мировой культуры.

    Основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собстве...

    Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям

    Выступление на районных педагогических чтениях "Современные ценности и традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков"...

    Эстетическое воспитание школьников как основа духовно-нравственного развития личности.

    Проблема роли личности в истории человечества всегда (скрытно или явно) была актуальной. Именно «человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд челов...

    Воспитание любви к книге как фактор формирования духовно – нравственной культуры школьника.

    С давних времён в нашей стране  России сложился культ книги и словапревративший чтение в главную форму воспитания, национальную культурную традицию. В своей школе мы проводим большую просвет...