Участник войны, земляк, ветеран
статья

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Одноклассница моей мамы узнала об этом замечательном проекте и попросила сделать материал о своём отце. Это я делаю с большим удовольствием!

Сегодня, 25 марта 2019 года, посетив школьную библиотеку, встретила знакомую фамилию. Данные о Комзарове Алексее Сергеевиче есть в томе 14 "Книги Памяти" "Они сражались за Родину 1941-1945, страница 183. Из которой я узнала, что мой земляк воевал в составе 1-й железнодорожной бригады. Я с большим интересом изучила историю 1-й отдельной ордена Александра Невского Кенигбергской железнодорожной бригады. 

Приказ

Народного Комиссара Обороны

от 17 мая 1945 года №083

За образцовое выполнение заданий командования в боях с фашистскими захватчиками при овладении городом и крепостью Кенигсберг и проявленные при этом доблесть и мужество присвоить воинские почетные наименования "Кёнигсбергские" следующим соединения и частям:

 

1-я железнодорожная Кенигсбергская бригада Полковник ДУГИН Алексей Семенович…

Народный Комиссар Обороны

Маршал Советского Союза                                                       И.Сталин (http://www.1ождбр.рф/Министерство%20обороны%20Российской%20Федераци4.htm)

С первого дня Великой Отечественной войны эти соединения проводили заграждение железных дорог, нередко вели оборонительные бои с войсками противника.

1 отдельная железнодорожная бригада в годы Великой Отечественной войны была удостоена ордена Александра Невского и почётного наименования Кёнигсбергская.Вклад в историю и развитие современных Железнодорожных войск личного состава ОКЖД и его соединений огромен, его изучение и пропаганда заслуживают большого внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комзаров  Алексей Сергеевич - участник Великой Отечественной войны.  Родился 13 августа 1925 года  в с. Котоврас Балашовского района.

В семье, которая была многодетной,  было 2 сестры  Мария и Вера и два брата.  Семья имела большое  хозяйство, отец умел  выделывать овечьи шкуры.   Во время коллективизации всё имущество отобрали.

Комзаров  Алексей Сергеевич ушёл на фронт в феврале 1942 года.  

 Фронтовое фото, которое хранится в семье.

http://itd1.mycdn.me/image?t=13&bid=772087069259&id=772087069259&plc=WEB&tkn=8THp1kEHgvVpbmUkGMG9qeBDXNs

 Прошёл в пехоте всю войну. О войне не рассказывал, не любил вспоминать. В 1945 году война для него не закончилась. Служил в общей сложности  7 лет.  Был ранен. Получил огнестрельное ранение в ключицу и с этими обломками пуль  прожил всю жизнь.  На рентгеновском снимке разрывные снаряды были видны.  Как он говорил,  рядом бомба разорвалась. http://itd1.mycdn.me/image?t=13&bid=772217903947&id=772217903947&plc=WEB&tkn=GdB0TcnpxnEl-Jsj_zRjg6wwHM8

http://uld5.mycdn.me/image?t=0&bid=771877238603&id=771877238603&plc=WEB&tkn=dAQL1_d-ygU-rO6j-I_CMgmY6_c 

На параде в родном Балашове.

Награды :

Юбилейные медали. Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «Сорок  лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Умер в 2005 году.

Вот что я нашла на сайте «Подвиг народа»:

C:\Users\user\Desktop\комза.jpg

Жена, Мария Тимофеевна  Комзарова  1932 года, девичья фамилия Кривченкова.  Её отец, Тимофей Дмитриевич Кривченков,  тоже участник войны.  Жили  до войны в д. Берёзовка Новопокровского района.  Ушёл на фронт в июне 1941 года. Был ранен.  Раненого привезли домой с войны, и вскоре он умер от ран.  Семья была большая: 7 детей, 1 ребёнок умер в войну от кори. В  1941-м году родился младший  ребёнок.

Мария Тимофеевна  работала в колхозном детском саду  с  9 лет.  Девочки и мальчики - подростки помогали взрослым,  пахали на быках, мулы перевозили зерно.

Комзарова Мария Тимофеевна – труженица тыла. Имеет награды:

Юбилейная медаль «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,  «60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Старший брат Комзаров Александр Сергеевич,  тоже участник Великой Отечественной войны.  Был призван на фронт с первых дней войны. Два брата прошли всю войну и остались живы. Оба имели и ранения и награды. Комзаров Александр Сергеевич вернулся живым в родное село, в Котоврас.



Предварительный просмотр:

ПЕРВАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ БРИГАДА - БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ ПУТЬ

            Планы первой и второй пятилеток развития народного хозяйства СССР предусматривали  реконструкцию и новое строительство железных дорог, как в Европейской части страны, так и в Сибири, на Дальнем Востоке

            В связи с широким размахом железнодорожного строительства в СССР в 1932 был сформирован Особый корпус железнодорожных войск РККА, который до 1941 по заданиям Наркомата путей сообщения (НКПС) выполнял работы по реконструкции существующих и сооружению новых железнодорожных линий.

Исторический путь, пройденный особым корпусом железнодорожных войск, можно условно разделить на два период. Первый начинается в момент создания этого соединения в 1932 году и простирается до начала 1934 года, когда все бригады и полки, входящие в состав корпуса, сосредотачиваются для выполнения заданий правительства на Дальнем Востоке.

Второй период охватывает промежуток с 1934 года и до участия в начальном периоде Великой Отечественной войны.

Первый период был, прежде всего, периодом становления корпуса, приобретения опыта его личным составом, создания и совершенствования систем управления, материально-технического обеспечения и обучения всех категорий военнослужащих, то есть это был период превращения корпуса в мощное военно-специальное соединение, способное успешно решать поставленные перед ним задачи.

В этот период, благодаря умелым и согласованным с НКПС действиям командования, самоотверженному труду личного состава части и соединения корпуса успешно действовали на строительстве железной дороги Москва — Донбасс, при реконструкции линии Армавир — Минеральные Воды и других линий на Уссурийской, Пермской, Свердловской железных дорогах, укрепляли земляное плотно на железнодорожных линиях Иркутск — Слюдянка и Машиха — Улан-Удэ, производили развитие Свердловского, Челябинского, Тагильского железнодорожных узлов.

Его второй период характеризуется активным участием личного состава ОКЖД в реконструкции и строительстве железнодорожных участков на Дальнем Востоке, изыскании и проектировании, строительстве участков железнодорожных линий Восточного БАМ, а также Уссурийской железной дороги,  Борзя – Байн-Тумен и других, эксплуатации железнодорожных участков в Сибири и на Дальнем Востоке. Формируются специализированные батальоны и бригадное управление соединений. Личный состав ОКЖД принимал участие в боевых действиях  по ликвидации конфликтов на Дальневосточных рубежах и в Монголии с японскими милитаристами.

С началом Великой Отечественной войны соединения и части корпуса организационно сформированы, имеют опыт строительства и восстановления железных дорог, хорошую профессиональную и общевойсковую подготовку, приняли активное участие в эвакуации населения, заводов и фабрик, заграждении железнодорожных участков Западных районов Украины, вместе с частями Красной Армии с оружием в руках сдерживали натиск немецко-фашистских войск в начальный период войны. Управление ОКЖД, его оргштатная структура и кадровый состав, послужили основой для создания ГУВВР и железнодорожных войск в структуре НКПС в январе 1942 года.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

 

В марте 1941 года части Особого корпуса железнодорожных войск были передислоцированы и выполняли задачи на железнодорожных линиях Львовской, Козельской, Винницкой и частично Кишиневской железных дорог. Выполняя свои задачи. Особый корпус имел здесь 1-ю (командир полковник А. П. Смирнов), 4-ю (командир полковник М. Т. Ступаков) и 5-ю (командир полковник П. А. Кабанов) железнодорожные бригады. В марте 1941 года 1 ождбр была передислоцирована на Западную Украину в район Проскурова, гдестроила вторые пути и производила дооборудование станций и узлов на участке Гречаны - Ярмолинцы - Гусятин - Копычинцы - Бяла Чертковска. где строила вторые пути и производила дооборудование станций и узлов на участке Гречаны - Ярмолинцы - Гусятин - Копычинцы - Бяла Чертковска.

Части Особого корпуса железнодорожных войск встретили Великую Отечественную войну на Юго-Западных рубежах страны. Они содержались по штатам военного времени и были готовы выполнить возложенные на них задачи. К недостаткам в организации боевых действий железнодорожных войск на начальном этапе войны можно отнести тот факт, что бригадам заблаговременно не были поставлены задачи на постановку заграждений и разрушение дорог в случае неудачного начала боевых действий для Красной Армии.

И все же, перед началом войны железнодорожные войска Красной Армии получили большой практический опыт по восстановлению и устройству заграждений на железных дорогах. В целом железнодорожный транспорт был основательно подготовлен к войне. Организационная структура железнодорожных войск была приведена в соответствие с уровнем технической оснащенности и задачами по обороне страны. Кадровые железнодорожные полки и батальоны были сколочены, хорошо владели стрелковым оружием и были способны к ведению боевых действий.

 С 22 июня 1941 по сентябрь 1941 года 1 железнодорожная бригада  участвовала в  Великой Отечественной войне на Украине в составе Юго-Западного фронта, а с 09.1941 по 1.3.1943 г. в составе Западного, а затем, а с марта 1943 в составе 3-го Белорусского фронтов. Она активно участвовала в боях за Каменец-Подольский, Жмеринку, Березовку, Христиновку, Каховку, в битве за Киев, в боях за Липицы, Сухиничи, Брынь, Барятикая, Кудринская,  Брянск, Москву, освобождении Ржева, Вязьмы, Сухиничей, Смоленска, Белоруссии, закончив боевой путь под Кёнигсбергом в  Восточной Пруссии.

В начале августа фашисты сумели продвинуться к южному участку Киевского укрепленного района. Создалась угроза захвата железнодорожного моста через Днепр. Наше командование бросило в бой последние резервы укрепрайона. Однако противнику удалось прорвать первую полосу обороны и подойти к населенным пунктам Пирогов и Мышеловка. Создалась угроза прорыва немецких войск в Киев с юга. А резервов для прикрытия города не было. В такой критической обстановке Военный совет Юго-Западного фронта принял решение снять железнодорожные части с технического прикрытия Киевского узла и бросить их навстречу противнику.

Внезапным сильным ударом бойцы 147-й стрелковой дивизии и воины-железнодорожники 76-го путевого батальона и 1-го батальона механизации работ выбили врага из Мышеловки и отбросили его за Почтовую Биту. Враг не ожидал такой дерзости. Чтобы выправить положение, он предпринял несколько «психических атак». Но нервы у наших воинов были крепкими. Они не только не дрогнули, а наоборот, примкнув штыки, путейцы, мостовики, механизаторы поднялись навстречу гитлеровским солдатам. Одна рукопашная схватка следовала за другой. Руководили контратаками воинов-железнодорожников командир 76-го строительно - путевого батальона капитан А. Н. Куц, военком батальона Л. С. Ильин. В ходе одной из атак фашисты потеснили наших воинов. Вот-вот враг мог взять верх. И тогда по решению комбата над цепью подразделения взметнулось Боевое Знамя части. Капитан Куц повел своих путейцев в решительную атаку. «Вооруженные одними лишь старенькими винтовками, люди с черными петлицами — путейцы, слесари, плотники, землекопы, что называется, грудь в грудь, сошлись с фашистами.... — вспоминал Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян. — В разгоревшемся жестоком бою они не только не отступили, но, несмотря на потери, оттеснили противника. В этом бою в числе других пал смертью героев военком батальона Ильин. Немало смельчаков просочилось в тыл врага. Они подняли там переполох. Небольшая группа железнодорожников под командованием Морозова ворвалась на позиции вражеских минометов, уничтожила их расчеты и открыла огонь из них по фашистам.

С такой же отвагой дрались подразделения железнодорожных строителей во главе с капитаном Слепковым, старшими лейтенантами Комиренко, Юриным, Россь и другими славными командирами этого, по существу, небоевого подразделения...».

В период подготовки штурма Кенигсберга подготовлена узкоколейная железнодорожная ветка для перевозки сверхмощной артиллерии.

 Решали военные железнодорожники и ряд других задач. Как вспоминал бывший красноармеец 76-го восстановительного батальона 1-й железнодорожной бригады М. Г. Тюленев, в начале марта 1945 года бойцам-железнодорожникам пришлось под артиллерийским огнем врага сооружать 10-километровую ветку от станции Гутенфельд. Она нужна была для выдвижения на огневые позиции морских железнодорожных батарей, которые своим мощным огнем взламывали крепостные укрепления Кенигсберга.

После взятия нашими войсками этой крепости железнодорожники постарались как можно быстрее пропустить в город поезда. И они своего добились.

На третий день после взятия Кенигсберга туда пришёл первый поезд по отечественной колее. В конце апреля все железнодорожные пути в полосе 3 Белорусского фронта были восстановлены.

За успешные действия в операции по овладению Кенигсбергом Приказом Верховного главнокомандующего от 17 мая 1945 года соединению за участие в наступлении и овладением городом и крепостью Кенигсберг присвоено почетное наименование Кенигсбергской.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1945 года за образцовое исполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за овладение городом Пилау и проявленную при этом доблесть и мужество соединение награждено орденом Александра Невского.

Личный состав бригады успешно справился с поставленными перед ним задачами. За время войны части соединения восстановили 2932 км железнодорожного пути, 45 станций, 179 больших и средних мостов.



Предварительный просмотр:

Сайт «Память народа»

Комзаров Алексей Сергеевич

Призывник. __.__.1925 , Место службы: Балашовский РВК, Саратовская обл., Балашовский р-н. ВПП и ЗП ( военно-пересыльные пункты и запасные полки).

Камзаров Алексей Сергеевич

Документ в юбилейной картотеке

Дата рождения: __.__.1925

Место рождения: Саратовская обл., Балашовский р-н, с. Котоврас

Номер документа: 84

Дата документа: 06.04.1985

Автор документа: Министр обороны СССР

Архив: ЦАМО

Расположение документа: шкаф 23, ящик 22

Комзаров Алексей Сергеевич

Рядовой. __.__.1925 Саратовская обл., Балашовский р-н, с. Котоврас , Место службы: 5 гв. вдбр. (5-я гвардейская Звенигородская Краснознамённая ордена Суворова воздушно-десантная дивизия — соединение (воздушно-десантная дивизияРККА ВС СССР в Великой Отечественной войне). ВПП и ЗП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация« Каждый горел усердием. Каждый превосходил себя». А. П. Ермолов, генерал, участник войны 1812 г.

Автор материалаНестерова Марина ГеоргиевнаДолжностьПреподаватель социально - гуманитарных дисциплинОбразовательное учреждениеБалейский филиал ГОУ СПО " Читинский педагогический колледж".Название матер...

Акция "Благодарность земляков" ветеранам.

Ученики художественной мастерской "Роспись по дереву" приняли активное участие в акции "Благодарность земляков"  ветеранам, приуроченная к 68-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Был...

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мой прадедушка Михаил Фёдорович Кириллов – участник войны.

          Презентацию «Мой прадедушка Михаил Фёдорович Кириллов – участник  войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Ксения Костылева....

Земляки. Участники войны

Земляки. Участники войны...

Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...

Внеклассное мероприятие "Опаленные войной" посвященное участником войны родственников.

Расскажи о своем герое Великой Отечественной войны.чтобы знали и помнили.....


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Ульяна Геннадьевна, спасибо за рассказ о боевом пути ветерана, за участие в проекте "Вахта памяти"!