В записную книжку учителю-логопеду (конспекты занятий)
план-конспект урока на тему

Бабич Светлана Петровна

Конспект логопедического занятия  по развитию речи с детьми старшей,подготовительной групп, имеющими ОНР 3 уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nadpis.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

 В записную книжку учителю-логопеду (конспекты занятий)

Конспект логопедического занятия  по развитию речи с детьми старшей группы, имеющими ОНР 3 уровня.

подготовила логопед высшей категории Бабич С.П.

ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ЦЕЛЬ: Составлять рассказ по цепочке от первого лица.

ЗАДАЧИ:   1. Активизировать словарь детей и представления о содержании и пользе домашних животных.

    2. Повторить        глаголы,        образованные        от звукоподражаний.

Предикативный словарь: построили, заботятся, заготавливают, получают, чистят, моют, стригут, доят, лечат, поят, ухаживают, доить, берут, холят, оберегают, любят, пасутся, бегают, ходят, лежат, живут, едят, питаются, находятся, ржет, блеют, мычат, хрюкают, лает.

ОБОРУДОВАНИЕ: макет «Ферма».

ПРОВЕДЕНИЕ:

1.        Ребята, вы когда-нибудь были на ферме? А что такое ферма?
Вот  сегодня  мы  отправимся  на  ферму.   Смотрите,   вот  она.

(Рассматривание макета).

2.        Назовите домашних животных, которых вы видите. Вспомните,
какие звуки они издают, и назовите это действие.

Что делают животные на ферме? А чем занят сам хозяин-фермер? Для чего человек разводит домашних животных?

3.        Давайте представим, что мы все фермеры.

Попробуем по цепочке рассказать, как мы заботимся о своих животных.

4.        Каждый ребенок составляет свое предложение для
коллективного рассказа.

5.        Итог занятия.

Конспект логопедического занятия  по развитию речи с детьми старшей группы, имеющими ОНР 3 уровня.

подготовила логопед высшей категории Бабич С.П.

ТЕМА: «ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ»

ЦЕЛЬ: Учить составлять коллективный рассказ.

ЗАДАЧИ: 1.Закрепить знания детей об основных признаках зимы,
как и когда она
 наступает;

2.Расширять пассивный словарь словами: белоснежный, искристый, волшебная, замечательная, радостные, счастливые, фигуристы, лыжники, загарающие.

3. Усвоение категории предложного падежа с предлогом На.

Предполагаемый  словарь: катаются, скользят, отдыхают, загорают, принимает (солнечные ванны), скатывается, наслаждаются, веселятся, хохочут, радуются; нахлобучила, насыпала, украсила, укутала, приукрасила, положила, посыпала, разбросала, покрыла, заледенела, искрится, сверкает, блестит.

ОБОРУДОВАНИЕ: макет «Зима» с сюжетом. Коллекция зайчат и лягушек. Игрушка снеговика.

ПРОВЕДЕНИЕ:

1.        Ор. Момент

-Ребята, наш друг Снеговичок просит вас назвать зимние слова.

Логопед отдает игрушку в руки ребёнку,  он называет слово, затем передает ее другому.

2.        -Посмотрите на его подарок.(обращает внимание на макет)
-Какое здесь время года. Почему?

3 «Где это бывает?» Усвоение категории предложного падежа с предлогом на.

Где лежит снег?

Где замерз лед?

Где катаются лягушата?

Где слепили снеговика?

Где катаются зайчата?

И т.д.

А теперь выберите себе понравившегося героя и расскажите, что он делает, что может сказать.

Я выбираю лягушку, которая слепила снеговичка. Послушайте, что я расскажу.

Я снежную бабу у дома слепил,

Три шара из снега я вместе сложил.

С обычных снежков мне пришлось

начинать,

Их долго-предолго по снегу катать. У бабы два глаза, и нос есть, и рот, Смотрите, весь в пуговках бабин

живот,

Вся шея обмотана красным шарфом, А шляпу пришлось заменить ей ведром.

Теперь замерзай, замерзай, замерзай, А время придет - помаленечку тай.

Ребята определяются с выбором и

рассказывают.

5. «Хлопни в ладоши». Я сейчас буду произносить предложение. Вы, как только услышите подходящие по смыслу слова, повторите их, хлопнув в ладоши.

Снежинка тает, горит, падает, идет, кружится, ложится, ежится, вьется, воет, стучится.

Лед трещит, тает, гудит, ломается, горит, бежит, плывет, говорит, тонет.

6. Итог занятия.

Конспект логопедического занятия  по развитию речи с детьми старшей группы, имеющими ОНР 3 уровня.

подготовила логопед высшей категории Бабич С.П.

ТЕМА: «ЛЕТО»

ЦЕЛЬ: Учить составлять рассказ из личного опыта детей.

ЗАДАЧИ:   1.   Активизировать   знания   детей   для   составления рассказа.

2. Расширять знания и словарь детей.

Словарь: загорают, отдыхают, проводят, развлекаются, играют, смеются, хохочут, веселятся, наслаждаются, радуются, двигаются, лежат, наблюдают, смотрят; палит, греет, светит, согревает, ласкает, касается, нагревает, печет, припекает.

ОБОРУДОВАНИЕ: Макет с сюжетом лета «Отдых слонов», монитор для демонстрации слайдов, магнитная доска с рисунком солнышка, полоски-лучики.

ПРОВЕДЕНИЕ:

  1. -Ребята, какое время года наступает после весны?
  2. Игра «Подбери слово». Дети называют слово и прикрепляют полоску-лучик к солнышку. Подбор прилагательных к слову лето: жаркое, теплое, знойное, дождливое, замечательное, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.
  3. -Ребята, многие летом стараются выбраться, отправиться, уехать на природу, море,  курорт, дети едут в лагеря. А куда вы ездите летом? Правильно, на турбазу. Там тоже очень здорово отдыхать! Правда?

4. Речевая подвижная игра «Лето». Импровизация движений в такт
стихотворению.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем летом мы играть:

Будем плавать и качаться,

Будем прыгать и кататься,

Будем бегать, загорать

И на пляже отдыхать.

  1. Посмотрите сюда.(Демонстрация слайдов: Индия- страна слонов) Это Индия. Жаркая страна, где живут самые большие миролюбие животные - слоны. А вот такие деревья называются пальмы. У нас они не растут. А эти слоны отдыхают на пляже (обратить внимание на макет). Давайте рассмотрим, что же они делают.

-Чем заняты вот эти друзья? Активизация словаря и называние действий. Подождите, подождите!

Давайте теперь придумаем веселый рассказ об отдыхе слонов на пляже. Дети по порядку озвучивают свой вариант ответа.

  1. Итог занятия.

Конспект логопедического  лексико-грамматического занятия  по развитию речи с детьми подготовительной группы, имеющими ОНР 3 уровня,

подготовила логопед высшей категории Бабич С.П.

Цель: Активизация и расширение словаря по теме «Насекомые».

Задачи:1.Через загадки (новые) формировать образное мышление.

2. Узнавание и различение предлогов.

3.Активизация  глагольного словаря.

4. Образование относительных прилагательных.

5. Согласование существительного и прилагательного.

6. Усвоение словаря и развитие фонематического слуха.

Оборудование: монитор, слайды,    методика «Скрещивающиеся фигуры», наборы насекомых, рисунки с изображением гиперболизированных насекомых.

                                                       Проведение:

  1. Мы сегодня попадем в сказку.   Её написал для детей писатель К.И.Чуковский. Послушайте загадку об этом произведении.

В этой книжке именины,

Много было тут гостей,

И на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Погубить хотел хозяйку,

И чуть-чуть не погубил,

Но коварному злодею

Кто-то смелый отомстил.

 Кто написал  сказку о Мухе-Цокотухе? ( на мониторе идет небольшой отрывок из мультфильма)

2.- Кто же был приглашен в гости Мухой-Цокатухой?

Детям предлагается изображение нескольких наложенных друг на друга предметов(методика «Скрещивающиеся фигуры»). Отыскать в игрушках увиденные силуэты и поставить перед собой.

  1. Логопед загадывает загадки, у кого  предмет-отгадка, тот и поднимает игрушку.

- Послушай загадку, подними отгадку. Скажи,  какое это?

Называйте форму, цвет и другие особенности этого насекомого.

Называет  словосочетание (прилагательное + существительное)

Я – пятнистая букашка.

Если в руки попаду –

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.   (Божья коровка)

                                                       Над цветком порхает, пляшет,

                                                       Веером узорным машет. (Бабочка)

Жу-жу-жу-жу,

Я на ветке сижу.

Букву «Ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук)

                                                          Имя взял у кузнеца,

                                                          Цвет - у огурца,

                                                          Крылья у мошки,

                                                           Ножки – у блошки. (Кузнечик)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи.

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

                                                            Домовитая хозяйка

                                                             Пролетает над лужайкой,

                                                             Похлопочет над цветком

                                                             И поделится медком. (Пчела)

Маленький вертолет

Летит назад и вперед

Большие глаза.

Кто  ж она? (Стрекоза)

                                                              Может он в орех залезть,

                                                              А потом его и съесть.

                                                              Все, что вкусно, выедает

                                                              И обратно выползает. (Червяк)

  1. Веселье в разгаре. (фото на маниторе)

                                      Пьет из чашечки жучок

                                      Колокольчиковый сок.

                                      Пьют веселые букашки

                                      Сок пахучий из ромашки.

                                      А нарядный мотылек

                                      Земляничный любит сок.

                                      Сока хватит всем в лесу!

                                        Угощает шмель осу:

                                         -Вот вам два стаканчика,

                                         Сок из одуванчика.

- А если приготовить сок из яблок, как он будет называться?

Из груш - , слив - , малины -, крыжовника - , вишен - , и др.

Показ  слайдов фруктов и ягод на мониторе.

      5. Физминутка.  Давайте проведем физминутку и расскажем стих о          добрых, безобидных паучках.

                                     Паучок.  ( Екатерина Железнова)

Паучок ходил по ветке,                              Руки скрещены: пальцы каждой  

                                                                       руки «бегут» по предплечью, а  

                                                                       затем по  плечу другой руки.

А за ним ходили детки.    

Дождик с неба вдруг полил,                       Кисти свободно опущены                      

                                                                       выполняем                                                                                                                                                                                                    

                                                                       стряхивающее движение (дождик).

                                                                       Хлопок ладонями по столу/    

                                                                       коленям.

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,                                            

                                                                       Ладони боковыми сторонами  

                                                                       прижаты

                                                                       друг к другу, пальцы растопырены,

Паучок  ползёт опять,                                  качаем руками (солнышко светит)

А за ним ползут все детки,                          Действия аналогичны

                                                                        первоначальным

Чтобы погулять на ветке.                            «Паучки» ползают на голове.

 

     6.«Исправь ошибку» Усвоение словаря и развитие фонематического слуха.

Рядом с колокольчиком ОГРОМНЫЙ жучок. Возле пня ДЛИННЮЩИЙ червячок. В траве КРУПНЫЙ тараканчик. Около цветка ГРОМАДНЫЙ комарик. Возле муравейника БОЛЬШУЩИЙ муравьишка. На стебельке КРУПНАЯ мошка. Под кустом ЗДОРОВЕННАЯ  стрекозка.

     7. Имаготерапия.  - Представьте себя каким-нибудь насекомым и «превратитесь» в него. А ведущий постарается назвать правильно задуманного насекомого.

     8. Итог занятия.

Конспект логопедического занятия  по развитию речи с детьми старшей группы, имеющими ОНР 3 уровня.

подготовила логопед высшей категории Бабич С.П.

ТЕМА: «ПРАЗДНИК - НОВЫЙ ГОД»

ЦЕЛЬ: Совершенствовать навык составления коллективного рассказа из личного опыта.

ЗАДАЧИ: 1.Повторить особенности праздника (бывает зимой, наряжают елку, приходят Дед Мороз со Снегурочкой, приносят подарки, дети наряжаются, надевают костюмы)

2.Обогащать словарь словами: искрятся, сверкают, блестят, конфетти, празднование, счастье, радость, веселье, разноцветие. Используемый  словарь: ждали, готовились, встречают, провожают, нарядили, украшали, покупали, устанавливали, придумывали, праздновали, радовались, заботились, смеялись, улыбались, благодарили.

3. Учить составлять предложение по двум опорным словам.

4. Развитие фонематического слуха, образного мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: Искусственная елка с мелкими игрушками, конфетти и другие атрибуты для украшения, макет с сюжетом праздника «Новый год».

ПРОВЕДЕНИЕ:

1.        -Ребята, какой праздник бывает зимой? Вам нравится этот
праздник? А кто приходит на праздник?

2.        Давайте сегодня, устроим новогодний праздник для
пингвинчиков.

Расставление на макете елки, напевая песенку. Изящная и стройная,

Стоит красотка-елочка. Чем мы ее украсим?

Как с елочкой нам быть?

Конечно, на вершину ей сперва

Укрепим звездочку, Потом поосторожнее,

Шары чтоб не разбить, Повесим мишуру везде,

Искристую и яркую, Гирлянды пестрых лампочек,

Игрушек хоровод,

И наконец, под елочкой запрячем

Мы подарки,

Теперь мы все готовы,

Чтоб встретить Новый год.

Затем ставим игрушки пингвинов. Логопед сообщает цель.

- Дети, у вас был уже праздник, а сейчас мы будем рассказывать

нашим пингвинчикам, как проходит веселье в новый год у людей.  Сама начинает    рассказ.     Дети    по     своей    инициативе     начинают рассказывать, соблюдая последовательность, не перебивая друг друга.

3.        Попробуйте отстучать пальчиком стишок.

К нам на елку, ой-ё-ёй, Дед Мороз пришел большой, Дед Мороз, Дед Мороз, Он подарки нам принес.

4.        Игра «Что в мешке у Деда Мороза?». Логопед в натуральный небольшой мешок помещает игрушку. Дети закрывают глаза, открыв, угадывают по силуэту мешка подарок.

-Ребята, скажите, что положил  в мешок Дед Мороз. В
мешке только один подарок.

5.        -Ребята, я сейчас буду говорить два слова, составьте с этими
словами предложение.

Маша - маска, Снегурочка - гости, елка - лампочки, Дед Мороз -мешок, елка - хоровод.

  1. Итог занятия.

Конспект логопедического занятия  по развитию речи с детьми старшей группы, имеющими ОНР 3 уровня.

подготовила логопед высшей категории Бабич С.П.

ТЕМА: «ПРОФЕССИИ»

ЦЕЛЬ: Составление рассказа по цепочке.

ЗАДАЧИ: 1. Расширять знания детей о труде людей, знакомить с названиями основных профессий и предметов - помощников.

2. Обогащать словарь словами: молоток, рубанок, клещи, мастерок, шприц, рыбак, врач, ветеринар, строитель, гончар, повар, кулинар, цветовод, кузнец, пахарь

3.Усвоение категории дательного падежа.

Предикативный словарь: живут, проживают, трудятся, мастерят, лечит, пашет, копает, поливает, ухаживает, выращивает, кует, ловит, плавает, кормит, варит, готовит, кладет, нянчит, заботится, строгает, лепит, дружат, отдыхают.

ОБОРУДОВАНИЕ: макет «Город мастеров».

ПРОВЕДЕНИЕ:

1.        -Ребята, сегодня мы отправимся в город мастеров Кто такие
мастера?

2.        «Кто что делает?» Образование существительных от глаголов.
Учит - учитель, строит - строитель, воспитывает - воспитатель,

водит - водитель, грузит - грузчик, продает - продавец и т.д.

3.        Рассмотрите, что происходит в городе этом. Возьмите в руки
понравившегося гнома-мастера. Кого же ты выбрал? Расскажите,
кто что делает?

А теперь давайте по цепочке рассказывать, так чтобы у нас получился рассказ о всех жителях этого города.

4.        Профессии все важны,
Профессии все важны,
Надо только браться за дело
Очень старательно и смело.

- Ребята, а ведь каждый мастер работал с каким-нибудь предметом. Ну-ка, расскажите, что у него в руках. Как называется предмет - помощник?

  1. Давайте, поиграем в игру «Кого мы видели, не скажем, а что он делам, мы покажем»
  2. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в помощь родителям. В записную книжку С чем живут ваши дети, или Один из способов преодоления проблемы отчуждения

Данная статья - это своего рода заметки о проблемах, с которыми сталкиваются родители ребенка и сам ребенок в эпоху переходного возраста. Спектр этих проблем и возможных путей их решения настолько вел...

Из записной книжки учителя.

«Чтобы летать с быстротой мыслиИли, говоря иначе, летать кудаЗахочешь, нужно, прежде всегоПонять, что ты уже прилетел».Р. Бах....

Ручной труд: Работа с бумагой и картоном: Записная книжка «Медвежонок» (урок).

Конспект урока по ручному труду в 3-м классе: Изучение нового материала, повторение и закрепление имеющихся знаний учащихся....

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....

Записная книжка юнкора: лексикон современного человека

quot;Экологическая журналистика" 4, 5 группа:  Записная кижка юнкора: лексикон современного человека...

Обработка материала. «Моя записная книжка»

quot;Экологическая журналистика"...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда - и учителя - дефектолога на тему "Обувь".

Занятие по этой теме было проведено для детей с умеренной умственной отсталостью в 6 классе. Даный материал могут использовать воспитатели дошкольных образовательных учреждений....