Ручной труд: Работа с бумагой и картоном: Записная книжка «Медвежонок» (урок).
план-конспект урока по технологии по теме

Говорецкая Елена Георгиевна

Конспект урока по ручному труду в 3-м классе: Изучение нового материала, повторение и закрепление имеющихся знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_zapisnaya_knizhka.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  по ручному труду в 3-ем классе

Тема: Работа с бумагой и картоном: Записная книжка  «Медвежонок».

Цель урока: 

1. Развивать у учащихся умения выполнять разметку по шаблону и на глаз, аккуратно вырезать детали по криволинейным контурам. Развивать умения приклеивать мелкие детали игрушки по месту. Формировать умения анализировать образец изделия по вопросам учителя, выполнять его по инструкции и показу приёмов работы.

2. Развивать мыслительные операции на основе упражнений анализа и синтеза через упражнения с бумагой и картоном (определение свойств бумаги и картона).

3. Воспитывать мотивацию к обучению, аккуратность, терпение.

Оборудование: Цветная бумага, писчая бумага, цветной картон для основы, шаблоны, ножницы, карандаш, клей, степлер, инструкционная карта, образец изделия. Ноутбук, монитор-плазменная панель, ОС «Windows», ПО «Microsoft Office», презентация «Microsoft Power Point» - «Записная книжка Медвежонок».

Словарь: Записная книжка, парное вырезание, корешок.

План урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Коррекционно-развивающее упражнение (Упражнение на развитие мыслительных операций).

4. Сообщение темы урока.

5. Анализ образца изделия.

6. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания.

7. Физкультминутка «Медвежата».

8. Коррекционно-развивающее упражнение (Упражнение на развитие элементов творческих способностей учащихся).

9. Правила безопасной работы инструментами и принадлежностями.

10. Этап закрепления новых знаний.

11. Пальчиковая игра «Пальчики».

12. Практическая работа.

13. Анализ выполненной работы.

14. Гимнастика для глаз.

15. Творческая страничка.

16. Подведение итогов, выставка работ и их анализ.

Ход урока

1. Орг. момент. Приветствие учащихся. (Дети занимают свои места)

(Слайд № 1) – Ребята, сегодня к нам на урок пришёл Весёлый Бумка. Бумка – добрый мастер бумажных дел, может мастерить разные игрушки, занимательные поделки из бумаги и картона.

2. Актуализация опорных знаний. (Выявление знаний и представлений учащихся по теме урока). (Слайд № 2, 3, демонстрационный стенд «Виды материалов/Приёмы работы с материалами»)

– С какими материалами мы работаем вместе с Бумкой? (Вместе с Бумкой работаем с бумагой и картоном)

– А что это за материалы: бумага и картон? Давайте вместе с Бумкой вспомним виды и свойства бумаги и картона.

– Бумага -  мягкий, тонкий, непрозрачный  материал, который используют для издания книг, газет, журналов. Бумага является одним из самых распространённых поделочных материалов. Может быть гладкой, шероховатой, хорошо впитывает влагу, хорошо сгибается, режется, рвётся, мнётся, на сгибах не ломается, удерживает заданную форму.

– Какая бумага бывает, назовите виды бумаги. (Бумага бывает цветная для уроков труда, писчая, тетрадная, гофрированная, для рисования, впитывающая (салфетки и туалетная бумага), обойная, печатная (газеты)

– Кроме бумаги, с каким ещё материалом работает Бумка? (Бумка работает с картоном)

– Что же это за материал? Картон - плотный, многослойный материал, который также как и бумага изготавливается из древесины.
– Назовите, ребята, виды картона.
(Картон бывает: упаковочный (тарный), коробочный, гофрированный и тонкий для уроков труда)
– А как вы думаете, ребята, отличаются ли как-то бумага и картон и чем? (Отличия картона от бумаги – картон более плотный материал, чем бумага, прочный и жёсткий. Плохо сгибается, рвётся, режется, на сгибах ломается, удерживает заданную форму)

(Слайд № 4, 5) – Скажите, ребята, что можно делать с бумагой и картоном? Какие приёмы работы с этими материалами вы изучали вместе с Бумкой? Бумка вам приготовил подсказки, посмотрите на экран и расскажите, какие приёмы работы с бумагой вы знаете? (Бумагу можно разрезать, вырезать, складывать, разрывать, накручивать)

– Молодцы, вы выполнили задание Бумки. Следующее задание: какие приёмы с картоном вы знаете? Также можно пользоваться подсказками Бумки. (Картон можно резать, сгибать, складывать, разрывать)

– При работе с бумагой и картоном, чем мы пользуемся, что нам помогает в работе? (При работе с данными материалами нам нужно оборудование: ножницы, карандаш, ластик, кисточка, линейка и шаблоны)

3.  Коррекционно-развивающее упражнение. (Упражнение на развитие мыслительных операций).

– Бумка, ребята, очень рад, что вы так знаете приёмы работы с бумагой и картоном. Бумка предлагает следующее задание: сейчас мы практически сравним  свойства бумаги и картона. У вас на столах под коробочками для мусора лежат листики бумаги и картона. Возьмите их.

1. Первое, что мы сделаем: определим толщину бумаги и картона. Пощупайте листы бумаги и листы картона. Что тоньше, что толще; гладкий или шершавый материал?

2. Второе: определим, может ли бумага и картон рваться. Разорвите листики. Какой материал рвётся легче?

3. Третье: определим, могут ли данные материалы сгибаться и удерживать форму? Согните половинки листиков. Каков результат?

4.  Четвёртое: определим, могут ли бумага и картон сминаться. Сомните оставшиеся половинки листиков. Какой материал легче сминается?

– Учащиеся анализируют и сравнивают свойства бумаги и картона: ощупывают, сравнивают шершавость, гладкость, сминаемость, упругость.  

 4. Сообщение темы урока. (Сообщение новых знаний. Фронтальная работа с наглядным материалом, показ образца изделия) (Слайд № 6)

Учитель: Тему урока, ребята, попробуйте отгадать вот по такой загадке.

Друзей твоих обширен круг,

Прибавь приятелей, подруг

И просто шапочных знакомых.

Всех умудряешься запомнить!

Не шла, чтоб кругом голова,

Простая книжечка нужна,

По алфавиту, записная -

Вот, например, такая! (Записная книжка)

– Показ образца изделия (слайд, образец).

 – Тема урока сегодня: Изготовление записной книжки «Медвежонок».

  5. Анализ образца изделия. (Слайд № 7)

- название изделия – записная книжка «Медвежонок»;

Что нам понадобится для работы: 

- какой используется материал для изготовления изделия – цветной картон, цветная бумага, тетрадный лист, клей;

- какие используются инструменты и принадлежности для изготовления изделия – ножницы, шаблоны;

(Слайд № 8) - из каких деталей состоит изделие – основа игрушки из картона, дополнительные детали из бумаги (мордочка, нос, глаза, ушки);

- какие цвета бумаги нам понадобятся: желтый цвет – для разметки мордочки и ушек; зелёный цвет – для разметки глаз и чёрный цвет – для разметки носа и внутренних частей глаз;

- определи, есть ли парные детали в изделии: уши, глаза;

- каким образом размечаются парные детали? (Приёмом парного вырезания - складыванием бумаги пополам и разметке по шаблону один раз, вырезание деталей из сложенного листа бумаги, получение одновременно парных деталей)

Разбор словарных слов: Записная книжка, парное вырезание, корешок.

Практическое применение изделия: Для чего изделие предназначено – Записная книжка – это маленькая тетрадь для коротких записей: номер телефона, адрес друга, что-нибудь на память.

 6. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания. (Ориентировка в задании. Работа по иллюстрационно-графическому плану). (Слайд № 9, 10, 11)

(Слайд № 9) Подготовка основы:

- приготовь рабочее место: материалы, инструменты, принадлежности;

- разметь на изнаночной стороне картона основу изделия, пользуйся шаблоном;

- на цветной бумаге по шаблону разметь отделочные детали:

            мордочку обведи по шаблону;

            глаза, уши, разметь приёмом парного вырезания;

- соблюдай правила безопасной работы бумагой и ножницами.

(Слайд № 10) Разметка записной книжки:

- возьми двойной тетрадный лист;

- сложи лист пополам поперёк;

- сложи ещё раз пополам в этом же направлении;

- сложи заготовку пополам, прижми пальцами по сгибу;

- разверни тетрадный лист;

- разрежь ножницами лист по всем сгибам;

- сложи листики вместе стопкой;

- соедини край степлером (выполняет учитель);

- приклей корешок.

 (Слайд № 11) Сборка игрушки:

- приклей отделочные детали по месту: сначала мордочку, затем нос, потом глаза (зелёные части и чёрные части), ушки;

- на среднюю часть основы-туловища приклей книжечку и прижми пальцами на несколько секунд;

- соблюдай правила безопасной работы клеем;

- прибери рабочее место, вытри руки.

7. Физкультминутка. (Переключение внимания, снятие умственного напряжения) (Слайд № 12)

«МЕДВЕЖАТА»

Медвежата в лесу жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так,

Головой своей крутили.

Медвежата веточки искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапки поднимали

Вот так, вот так,

Выше лапки поднимали.

 Покрутить головой влево-вправо      

Поднять руки вверх, делать наклоны влево-вправо

Потоптаться на месте, «попить» из ладоней воды.

Поднять руки вверх, покрутить

кистями рук

8. Коррекционно-развивающее упражнение. (Учащиеся выполняют задания, направленные на развитие элементов творческих способностей) (Слайд № 13, 14)

– Бумка приготовил для вас, ребята, интересные задания.

Задание 1: Кто спрятался в лесу?

Задание 2: Найди пять отличий.

9. Правила безопасной работы инструментами и принадлежностями. (Повторение правил техники безопасности) (Слайд № 15)

  • Работать на подкладной доске, правильно разместить материалы на столе. Ножницы – острый предмет.
  • Работать с ножницами аккуратно: брать ножницы по необходимости, не оставлять раскрытыми на столе, убирать в подставку, передавать той стороной, где находятся кольца.
  • Остатки бумаги складывать в подставки для мусора.
  • С клеем работать аккуратно. Склеивать по боковым поверхностям, точечно.
  • Соблюдать правила рабочего человека и правила техники безопасности.

10. Этап закрепления новых знаний. (Закрепление приёмов работы, новых знаний) (Слайд № 16)

Повторение учащимися  последовательности выполнения работы. Разбор инструкционной карты.

– Что делаем вначале? (Подготавливаем основу для изделия: размечаем по шаблону и вырезаем основу из картона)

–  Затем размечаем по шаблонам отделочные детали по цвету и количеству.

– Сколько у медвежонка глаз, ушек? (По два)

– Они одинаковые, а значит парные.

– Как размечаем парные детали? (Бумагу складываем пополам, размечаем детали и, не разворачивая бумагу, вырезаем, получаем сразу две парные детали)

– Каким приёмом размечаем книжечку? (Разметка складыванием, разрезанием по сгибам)

– Практическое применение изделия? (Игрушка, записная книжка)

11. Пальчиковая игра.  (Гимнастика пальцев рук) (Слайд № 17)  

– Ребята, подготовим ваши пальчики к работе. Бумка приготовил разминку для пальчиков.

                                                   «ПАЛЬЧИКИ»

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем разгибать

 Закрывать пальчики на обеих руках, начиная с мизинцев, сжать пальчики в кулачки.

Разжимать пальчики по очереди.

 

12. Практическая работа. (Индивидуальная работа учащихся с опорой на образец изделия, иллюстрационно-графический план, объяснение и показ учителя) (Слайд № 18)

  • Раздача материалов.
  • Распределение заданий для разных групп учащихся с учётом их индивидуальных возможностей:

- базового уровня: анализируют образец изделия, определяют материал. Работают по показу и инструкции учителя и с опорой на образец. Ориентируются в задании. Размечают картон для основы по шаблону. Отделочные детали размечают по шаблону и приёмом парного вырезания. Оформляют аппликацией основу: приклеивают глаза, нос, рот. Изготавливают листы блокнота: складывают лист несколько раз пополам, отмеряют полоску для оклеивания листов блокнота, соединяют детали при помощи клея и степлера. Крепят блокнот к основе книжки. Аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок своё рабочее место.

- сниженного уровня: выполняют работу с постоянной помощью учителя. Контроль при выполнении работы по разметке деталей, складывании книжечки, аккуратности приклеивания деталей, соблюдения последовательности. Помощь при возникающих трудностях.

13. Анализ выполненной работы. (Закрепление пройденного материала) (Слайд № 19)

–  С каким видом работы вы познакомились на  уроке? (Изготовлением записных книжек)

– Какие материалы применялись для изготовления изделия? (Цветной тонкий картон, цветная и писчая бумага)

– Какие приёмы работы применили при изготовлении изделия? (Разметка по шаблону, вырезание по криволинейному контуру, парное вырезание, точечное приклеивание, скрепление степлером)

– Почему для разметки глаз и ушек бумагу складывали пополам? (Глаза и ушки -  парные детали)

–  Какие трудности испытывали?

– Всё ли получилось?

14. Коррекционно-развивающее упражнение. Гимнастика для глаз. (Упражнение для снятия усталости и напряжения с глаз) Слайд № 20)

Бумка приготовил ещё одно задание: помогите медвежонку полакомиться мёдом. Пройдите глазками по лабиринту, голову не поворачивайте.

15. Творческая страничка. (Развитие элементов творческих способностей) (Слайд № 21)

– Посмотрите, ребята, как ещё можно выполнить задание Бумки. Можно изменить форму записной книжки и получится совсем другое изделие.

16. Подведение итогов. (Стимулирование деятельности учащихся, рефлексия) (Слайд № 22)

– Бумка очень вами доволен, ребята. Вы молодцы, хорошо потрудились на уроке, сделали замечательные игрушки.

  • Оценивание качества выполненных изделий (выставка работ). Выявление наиболее аккуратно выполненных работ.
  • Оценивание работы детей (выставление оценок, устное поощрение, стимулирование работы учащихся «Умницами»).
  • Домашнее задание (изготовление подобной игрушки).

Рефлексия.

Сегодня на уроке я:

 Научился …        Было интересно …  Было трудно …  Мои ощущения …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду. Конструирование из бумаги : «Цветы для мамочки» средняя группа.

Конспект занятия по ручному труду. Конструирование из бумаги : «Цветы для мамочки» средняя группа.Технология:  коллективная (КСО)Цель: Учить детей изготовлению цветов из бумаги.Задачи:• Продолжат...

Внеклассное занятие. Работа с бумагой и картоном.

Это разработка занятия по торцеванию с прилагающейся к нему презентацией и технологической картой по изготовлению цветов....

Конспект по труду. Работа с бумагой, аппликация торцеванием.

План - конспект занятиятрудового обучения для воспитанников средне - старшей группы Работа с бумагой.Аппликация торцеванием....

Ручной труд: Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушек из коробков «Лягушка» (урок).

Объёмное моделирование - изготовление поделок с использованием готовых геометрических форм, т.е. упаковок, коробочек....

План-конспект урока по ручному труду в 4 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Конструирование из картона Мишка-попрыгунчик"

План-конспект урока по ручному труду в 4 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Конструирование из картона Мишка-попрыгунчик"...

Работа с бумагой и картоном. Изделие «Грибок».

закрепление полученных знаний по работе с шаблоном, знакомство с видами грибов....

Урок трудового обучения в 4 классе "Работа с бумагой и картоном. Изготовление корзиночки".

В преддверии Нового года с обучающимися можно сделать украшение своими руками - корзиночку из бумаги и картона. Дети очень любят такие уроки, особенно, если поделку можно подарить близким или украсить...