Главные вкладки

    Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые».
    план-конспект на тему

    Ионова Оксана Анатольевна

    Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nasekomye_2.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развивающая педагогическая цель: Организовать деятельность детей, направленную на формирование понятий и накопление понятийного опыта.

    Воспитательная педагогическая цель: Создать условия для:

    • понимания важности соблюдений правил взаимодействия в коллективе; 
    • выработки познавательного интереса воспитанников к жизни животного мира.

    Задачи:

    1. Организовать процесс обогащения и активизации словаря детей.
    2. Организовать упражнения детей:
    • направленные на  формирование понятий и накопление понятийного опыта; развитие   способности строить простейшие обобщения;
    • направленные на  развитие мелкой моторики; координации речи с движением;
    1. Организовать деятельность детей по отработке умений:
    • использовать им. падеж множественного числа
    • различать основные цвета;
    • строить фразу из 2- 4 слов;
    1. Создать условия для развития
    • внимания памяти, мышления.
    • понимания важности соблюдений правил диалога
    • выработки познавательного интереса воспитанников к жизни животного мира

    Ход занятия.

    Логопед

    Дети

    Орг. Момент.

    Растаял снежок,

    Ожил лужок,

    День прибывает –

    Когда это бывает?

    Весной

    Интеллектуальная разминка.

    Какие приметы весны вы знаете?

    Тает снег и лёд, день становится длиннее, прилетают перелётные птицы

    Как вы думаете, почему возвращаются с началом весны перелётные птицы?

    Если дети не смогли ответить на вопрос, задаём наводящие вопросы:

    - Почему перелётные птицы улетают?

    - Почему не все птицы улетают?

    - Чем питаются перелётные птицы?

    Корма стало достаточно: появились насекомые

    Холодно, голодно

    Насекомыми

    В загадке есть слова «ожил лужок». Что это значит «ожил»

    Выросли трава и распускаются цветы, появились насекомые

    Упражнение на развитие координации речи с движением «Цветы»

    Утром алые цветки

    Раскрывают лепестки

    Ветерок чуть дышит

    Лепестки колышет

    А под вечер все цветки

    Закрывают лепестки

    Головой качают

    Тихо засыпают

    Упражнение «цветок» постепенно всё шире разводят пальцы рук

    Двигают ладонями «цветком» вправо-влево

    Упражнение «бутон»

    Ладони под щекой

    Основная часть.

    Сегодня мы совершим путешествие на лесную полянку, чтобы получше рассмотреть насекомых, которые там обитают. Чтобы не было скучно, я расскажу вам о насекомых, за которыми мы будем наблюдать.

    На земле великое множество насекомых. На брюшке у них полоски, как бы насечки. От слова «насекать» и появилось название «насекомые».

    Насекомые бывают большие и маленькие

    (выставляется пиктограмма)

    Одни летают, другие ползают или прыгают (выставляется пиктограмма)

    Одни живут несколько лет, а другие – один день.

    У насекомых есть голова, грудь и брюшко. 6 ног и 2 пары крыльев, хотя у мух одна.

    (выставляется пиктограмма)

    Окраска насекомых предупреждает животных о том, что они ядовиты, а другие пользуются цветом, чтобы спрятаться.

    Насекомых поедают птицы и некоторые животные.

    Вот и полянка. Только почему-то на полянке никого нет. Посмотрите-ка, ребята, вот идёт к нам кот учёный. Сейчас мы спросим у него, куда же пропали все насекомые.

    Мяу, мяу, мур, мур, мур это я предупредил своих друзей о приходе гостей. Они такие беззащитные, их так легко обидеть. И мы решили, что  лучше насекомым спрятаться до тех пор, пока я не узнаю, готовы ли вы дети к встрече с ними

    Ах, оказывается это  твои проделки, котофей. Ну что ж мы готовы к твоим вопросам. Правда, дети?

    Да

    Упражнение на развитие координации речи с движением -загадка

    Кот Спал цветок

    И вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, встрепенулся,

    Взвился вверх и улетел.

    Да, это бабочка сидела,

    Потом дальше полетела.

    Расскажите о строении бабочки.

    А ещё у бабочки есть усики и хоботок, которым она собирает  цветочный нектар

    Упражнение «бутон»

    Упражнение «цветок»

    Двигают ладонями «цветком» вправо-влево

    Поднимают «цветок» над головой

    Бабочка Двигают ладонями, сложенными «бабочкой» в стороны и вверх

    У бабочки есть голова, грудь и брюшко. 6 ног и 2 пары крыльев.

    Физ. мин. «Бабочки и мотыльки»

    Е.А. Алябьева.  Коррекционно-развивающие занятия.-М.:ТЦ Сфера, 2002.- 96 с. 

    Дыхательное упражнение «Бабочка»

    -Ах!

    -Ах! Бабочка!

    -Ах! Какая красивая бабочка!

    -Ах! Какая красивая разноцветная бабочка!

    Кот На поляне возле ёлок

    Дом построен из иголок.

    За травой не виден он,

    А жильцов в нём миллион.

    Они – лесные жители,

    Дружные строители

    Наши ребята, Котофей, знают, как называется домик муравьев?

    Как муравей передвигается?

    У муравьёв в муравейнике свой порядок. Есть муравьи-охотники, солдаты, царицы. Вот эти царицы умеют летать, потому что у них есть крылья.

    Муравьи

    Муравейник

    ползает

    Кот С ветки на тропинку

    С травки на былинку

    Прыгает пружинка –

    Зелёная спинка

    Как кузнечик передвигается?

    Кузнечик

    прыгает

    Кот Домовитая хозяйка

    Пролетает над лужайкой.

    Похлопочет над цветком-

    Он поделится медком.

    Как вы думаете, почему это пчёлка так ярко окрашена?

    Как называется домик пчелы?

    Пчела.

    Пчела  предупреждает: не троньте меня, а то ужалю.

    Улей

    Пальчиковая гимнастика

    Прилетела к нам вчера

    Полосатая пчела.

    А за нею шмель – шмелёк

    И весёлый мотылёк,

    Жук-жучок и стрекоза,

    Как фонарики, глаза.

    Пожжужали, полетали,

    От усталости упали

    Взмахи перекрещенными кистями рук

    На каждое название насекомого соединяют пальцы начиная с мизинца

    Упражнение «Колечки»

    Взмахи перекрещенными кистями рук

    Тихо кладут руки на стол

    Кот А теперь поиграйте со мной в игру «У меня – у нас»

    Мячик ты скорей поймай и словечко называй.

    Муха

    Комар

    Пчела

    Бабочка

    Муравей

    Кузнечик

    Муравейник

    Улей

    Молодцы, ребята. Много вы знаете. Посмотрите вот и наша полянка ожила. На ней появились насекомые.

    Мухи

    Комары

    Пчёлы

    Бабочки

    Муравьи

    Кузнечики

    Муравейники

    Ульи

    Кот А теперь хочу узнать внимательные ли вы? Д.и «Кого не стало», «Что изменилось» 

    Итог занятия.

     Вот и пришла пора прощаться. Логопед и кот вместе с детьми подводят итог. Вспоминают про кого  сегодня говорили. Вспоминают о строении насекомых, о том, как насекомые передвигаются.

    Кто активно отвечал, правильно отвечал,  был внимательным, вежливым.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

    Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

    Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

    Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

    Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

    логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [А,У].

    логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [...

    Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

    Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонемати...