Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые».
план-конспект на тему

Ионова Оксана Анатольевна

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasekomye_2.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая педагогическая цель: Организовать деятельность детей, направленную на формирование понятий и накопление понятийного опыта.

Воспитательная педагогическая цель: Создать условия для:

  • понимания важности соблюдений правил взаимодействия в коллективе; 
  • выработки познавательного интереса воспитанников к жизни животного мира.

Задачи:

  1. Организовать процесс обогащения и активизации словаря детей.
  2. Организовать упражнения детей:
  • направленные на  формирование понятий и накопление понятийного опыта; развитие   способности строить простейшие обобщения;
  • направленные на  развитие мелкой моторики; координации речи с движением;
  1. Организовать деятельность детей по отработке умений:
  • использовать им. падеж множественного числа
  • различать основные цвета;
  • строить фразу из 2- 4 слов;
  1. Создать условия для развития
  • внимания памяти, мышления.
  • понимания важности соблюдений правил диалога
  • выработки познавательного интереса воспитанников к жизни животного мира

Ход занятия.

Логопед

Дети

Орг. Момент.

Растаял снежок,

Ожил лужок,

День прибывает –

Когда это бывает?

Весной

Интеллектуальная разминка.

Какие приметы весны вы знаете?

Тает снег и лёд, день становится длиннее, прилетают перелётные птицы

Как вы думаете, почему возвращаются с началом весны перелётные птицы?

Если дети не смогли ответить на вопрос, задаём наводящие вопросы:

- Почему перелётные птицы улетают?

- Почему не все птицы улетают?

- Чем питаются перелётные птицы?

Корма стало достаточно: появились насекомые

Холодно, голодно

Насекомыми

В загадке есть слова «ожил лужок». Что это значит «ожил»

Выросли трава и распускаются цветы, появились насекомые

Упражнение на развитие координации речи с движением «Цветы»

Утром алые цветки

Раскрывают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

А под вечер все цветки

Закрывают лепестки

Головой качают

Тихо засыпают

Упражнение «цветок» постепенно всё шире разводят пальцы рук

Двигают ладонями «цветком» вправо-влево

Упражнение «бутон»

Ладони под щекой

Основная часть.

Сегодня мы совершим путешествие на лесную полянку, чтобы получше рассмотреть насекомых, которые там обитают. Чтобы не было скучно, я расскажу вам о насекомых, за которыми мы будем наблюдать.

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них полоски, как бы насечки. От слова «насекать» и появилось название «насекомые».

Насекомые бывают большие и маленькие

(выставляется пиктограмма)

Одни летают, другие ползают или прыгают (выставляется пиктограмма)

Одни живут несколько лет, а другие – один день.

У насекомых есть голова, грудь и брюшко. 6 ног и 2 пары крыльев, хотя у мух одна.

(выставляется пиктограмма)

Окраска насекомых предупреждает животных о том, что они ядовиты, а другие пользуются цветом, чтобы спрятаться.

Насекомых поедают птицы и некоторые животные.

Вот и полянка. Только почему-то на полянке никого нет. Посмотрите-ка, ребята, вот идёт к нам кот учёный. Сейчас мы спросим у него, куда же пропали все насекомые.

Мяу, мяу, мур, мур, мур это я предупредил своих друзей о приходе гостей. Они такие беззащитные, их так легко обидеть. И мы решили, что  лучше насекомым спрятаться до тех пор, пока я не узнаю, готовы ли вы дети к встрече с ними

Ах, оказывается это  твои проделки, котофей. Ну что ж мы готовы к твоим вопросам. Правда, дети?

Да

Упражнение на развитие координации речи с движением -загадка

Кот Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Да, это бабочка сидела,

Потом дальше полетела.

Расскажите о строении бабочки.

А ещё у бабочки есть усики и хоботок, которым она собирает  цветочный нектар

Упражнение «бутон»

Упражнение «цветок»

Двигают ладонями «цветком» вправо-влево

Поднимают «цветок» над головой

Бабочка Двигают ладонями, сложенными «бабочкой» в стороны и вверх

У бабочки есть голова, грудь и брюшко. 6 ног и 2 пары крыльев.

Физ. мин. «Бабочки и мотыльки»

Е.А. Алябьева.  Коррекционно-развивающие занятия.-М.:ТЦ Сфера, 2002.- 96 с. 

Дыхательное упражнение «Бабочка»

-Ах!

-Ах! Бабочка!

-Ах! Какая красивая бабочка!

-Ах! Какая красивая разноцветная бабочка!

Кот На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

Они – лесные жители,

Дружные строители

Наши ребята, Котофей, знают, как называется домик муравьев?

Как муравей передвигается?

У муравьёв в муравейнике свой порядок. Есть муравьи-охотники, солдаты, царицы. Вот эти царицы умеют летать, потому что у них есть крылья.

Муравьи

Муравейник

ползает

Кот С ветки на тропинку

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка

Как кузнечик передвигается?

Кузнечик

прыгает

Кот Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

Как вы думаете, почему это пчёлка так ярко окрашена?

Как называется домик пчелы?

Пчела.

Пчела  предупреждает: не троньте меня, а то ужалю.

Улей

Пальчиковая гимнастика

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелёк

И весёлый мотылёк,

Жук-жучок и стрекоза,

Как фонарики, глаза.

Пожжужали, полетали,

От усталости упали

Взмахи перекрещенными кистями рук

На каждое название насекомого соединяют пальцы начиная с мизинца

Упражнение «Колечки»

Взмахи перекрещенными кистями рук

Тихо кладут руки на стол

Кот А теперь поиграйте со мной в игру «У меня – у нас»

Мячик ты скорей поймай и словечко называй.

Муха

Комар

Пчела

Бабочка

Муравей

Кузнечик

Муравейник

Улей

Молодцы, ребята. Много вы знаете. Посмотрите вот и наша полянка ожила. На ней появились насекомые.

Мухи

Комары

Пчёлы

Бабочки

Муравьи

Кузнечики

Муравейники

Ульи

Кот А теперь хочу узнать внимательные ли вы? Д.и «Кого не стало», «Что изменилось» 

Итог занятия.

 Вот и пришла пора прощаться. Логопед и кот вместе с детьми подводят итог. Вспоминают про кого  сегодня говорили. Вспоминают о строении насекомых, о том, как насекомые передвигаются.

Кто активно отвечал, правильно отвечал,  был внимательным, вежливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [А,У].

логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [...

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонемати...