Урок математики в 6 классе "Действия с обыкновенными дробями" (с использованием регионального компонента)
план-конспект урока (6 класс) на тему

     На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности (устный счет, фронтальная работа, игра в парах, решение задач по заранее выстроенному плану и самостоятельно, тест) с познавательными рассказами о родном крае (городах Архангельской области, флоре и фауне Севера). На уроке осуществляется самоконтроль с учетом баллов, набранных на этапах урока. Итог – самостоятельное определение отметки, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc111.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie_2._prezentatsiya.ppt1.34 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1._razdatochnyy_material.doc402 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 6 классе: «Действия с обыкновенными дробями».

Цель урока: закрепить навыки учащихся в действиях с обыкновенными дробями; учить применять эти навыки при решении задач; пополнить знания о родном крае.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (приложение 1): бланк №1 для подведения итогов и рефлексии, бланк №2 для проведения устного счета, карточки лото (выдаются в разрезанном виде, один комплект на стол), бланк № 3 с текстом теста.

Ход урока:

весь урок сопровождает презентация (приложение 2)

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока (сообщает учитель). Слайд 1.

Формулировка цели урока (формулируют учащиеся). Слайд 2.

II. Фронтальный опрос.

- Сформулируйте правило сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями.

- Сформулируйте правило умножения обыкновенных дробей.

- Сформулируйте правило деления обыкновенных дробей.

III. Устные упражнения. Слайды 3 – 10.

Выполнить действия:

1.  

2.  

3.  

4.  

 5.  

  Запишите число взаимно обратное данному числу:

  1.  7

  7.    

  8.   Найдите корень уравнения

Проверим ответы и поставим количество набранных баллов в бланк результатов. За каждый верный ответ – один балл. Слайд 11.

Ответы:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

ответ

2

IV. Игра «Лото» (в парах):

 

У каждого учащегося на столе лежат карточки с примерами. Ответы примеров 1-го варианта совпадают с ответами примеров  2-го варианта. Учащиеся должны выполнить действия на карточках и соединить карточки с одинаковыми ответами.

 

Вариант 1

Вариант 2

14:

0 : 21

Переверните карточки. У найденных пар на обратной стороне должны быть одинаковые картинки. За каждую верно найденную пару каждый ученик получает один балл. Поставьте заработанные Вами баллы в бланк результатов.

Давайте посмотрим, какие города изображены на открытых Вами картинках. Слайды 12 – 16.

V. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

1. Фронтальный опрос:

- Как найти дробь от числа?

- Как найти число по значению его дроби?

2. Рассказ учителя о гренландском тюлене: Слайд 17.

     «На рисунке – фотография гренландского тюленя. Гренландский тюлень населяет северные широты Атлантики и частично Северного Ледовитого океана. Обитает гренландский тюлень и на побережье Белого моря. Именно в этом месяце, декабре они появляются в Горле Белого моря. Человек издавна охотиться на гренландского тюленя, использует сало и кожу. Пользуется большим спросом мех молодых тюленей – бельков».

3. Задача 1. Слайд 18.

    Масса детеныша гренландского тюленя – белька вместе с массой взрослого 168 кг. Какова масса взрослого тюленя и какова масса белька, если масса  детеныша составляет массы взрослого тюленя.

 (Обсуждение решения, самостоятельная запись решения в тетради с последующей самопроверкой) Слайд 19- 21.

Решение:

  х– масса взрослого тюленя,

х– масса детеныша,

(х + х) – масса тюленя с детенышем, что по условию составляет 168 кг.

Имеем уравнение:

х + х = 168;

Значит, масса взрослого тюленя 160 кг.

2) 168 – 160 = 8 (кг) масса белька.

Ответ: 160 кг, 8 кг.

4. Задача 2. Слайд 22.

Найдите длину взрослого гренландского тюленя, если его масса 160 кг и она составляет  его длины.

Самостоятельное  решение в тетрадях с последующей самопроверкой. Слайд 23.

Решение:

160: =180(см) длина гренландского тюленя.

Ответ: 180 см.

Продолжение рассказа:

      «Много веков человек охотиться на гренландского тюленя, использует сало и кожу. Пользуется большим спросом мех молодых тюленей – бельков. Каждый год погибают сотни тысяч животных, не достигших и трехмесячного возраста. Со многих сдирают шкуру пока они еще дышат. У молодого тюлененка нет шанса выжить и крики матери не могут их защитить от зверобоев. Эта охота бессмысленна и бесчеловечна. Множество людей борются против любого промысла тюленей». Слайд 24.

VI. ТЕСТ.

Слайд 25

Тест «МОЙ СЕВЕРОДВИНСК»

                                                                                       

  1. Численность населения Северодвинска – 190 тыс. человек. На основном предприятии города «ПО СЕВМАШ» работает  всех жителей Северодвинска. Сколько человек работает на СЕВМАШе?

       Ф.  12 тыс.                У.  25 тыс.                Х.  2,5 тыс.               Ц.  250 тыс.

  1. В магазине «Юбилейный» набор елочных игрушек стоит 200 руб., что составляет стоимости искусственной елки. Сколько стоит искусственная елка?

Ш.  4500 р.                   Т.  450 р.                     Р.  355 р.                   П.  45000 р.

  1. В магазине «Эльдорадо» новогодние скидки на электротовары 10 %. Сколько будет стоить холодильник, если его цена 11000 руб.?

Г.  1100 р.                       В.  10000 р.                   Б.  11000 р.                  А.  9900 р.

  1. Сложите число 5 с числом обратным ему. Полученную сумму умножьте на произведение этих же чисел.

                                                                                     

     

       Л.  1                                 М. 5                                Н.  5                  О.  5

Те, кто верно решил все задачи и верно выбрал ответы, получил слово УШАН.

Рассказ учителя об ушане.

     «Ушан – это представитель семейства обыкновенных летучих мышей. От остальных представителей семейства ушаны отличаются очень длинными ушами (по длине почти равными предплечьям). Такие летучие мыши живут и у нас на Севере. Они приносит пользу, уничтожая вредных насекомых. Нередко ловят насекомых или пауков, сидящих на листьях или ветвях, при этом зависают в воздухе перед добычей, быстро взмахивая крыльями. Зимует в естественных пещерах или искусственных подземных сооружениях.

        Но ушанам грозит уничтожение, они занесены в красную книгу Архангельской области. Для  охраны ушанов необходимы меры по охранению обитаемых  убежищ, развешивание искусственных дуплянок». Слайд 26.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 

     Слайд 27.

Составить две задачи:
1) по нахождению дроби от числа;
2) по нахождению числа по его дроби.
Сделать иллюстрации к условиям задач.
Решить составленные задачи.

VIII.  ИТОГ УРОКА.

      Подсчитайте общее количество баллов, набранное вами за урок. Выясните, какую отметку вы получите за урок.

     В графе РЕФЛЕКСИЯ поставьте «галочку» в строке, соответствующей вашему теперешнему состоянию. Слайд 28.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Действия с обыкновенными дробями

Слайд 2

Цель урока: Закрепить навыки действий с обыкновенными дробями Закрепить умения находить дробь от числа и число по значению ее дроби Пополнить знания о родном крае

Слайд 3

1. Вычислить:

Слайд 4

2. Вычислить:

Слайд 5

3. Вычислить

Слайд 6

4. Вычислить

Слайд 7

5. Вычислить

Слайд 8

6. Запишите число взаимно обратное данному числу 7

Слайд 9

7. Запишите число взаимно обратное данному числу

Слайд 10

8. Найдите корень уравнения

Слайд 11

Ответы: № Зада- ния 1 2 3 4 5 6 7 8 ответ 2

Слайд 12

ВЕЛЬСК

Слайд 13

МЕЗЕНЬ

Слайд 14

Котлас

Слайд 15

ПЛЕСЕЦК

Слайд 16

КОРЯЖМА

Слайд 17

Гренландский тюлень

Слайд 18

Задача. Масса детеныша гренландского тюленя – белька вместе с массой взрослого 168 кг. Какова масса взрослого тюленя и какова масса белька, если масса детеныша составляет массы взрослого тюленя.

Слайд 19

Решение: х– масса взрослого тюленя, х– масса детеныша, (х + х) – масса тюленя с детенышем, что по условию составляет 168 кг. Имеем уравнение: х + х = 168;

Слайд 20

х + х = 168, 1 х = 168, х = 168 : 1 , х = 160.

Слайд 21

Значит, масса взрослого тюленя 160 кг. 2) 168 – 160 = 8 (кг) масса белька. Ответ: 160 кг, 8 кг.

Слайд 22

Задача. Найдите длину взрослого гренландского тюленя, если его масса 160 кг и она составляет его длины.

Слайд 23

Решение: 160: =180(см) длина гренландского тюленя. Ответ: 180 см.

Слайд 24

15 марта 2009 года – в более чем 20 городах России и стран СНГ прошла международная акция против любого промысла тюленей – НЕ БЕЙ ЛЕЖАЧЕГО!

Слайд 25

Тест «Мой Северодвинск»

Слайд 26

УШАН

Слайд 27

Домашнее задание: составить две задачи: 1) по нахождению дроби от числа; 2) по нахождению числа по его дроби. Сделать иллюстрации к условиям задач. Решить составленные задачи.

Слайд 28

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Бланк №1 для подведения итогов и рефлексии

БЛАНК ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Задание

Устный счет

Лото

Задачи

Тест

Итог

Количество баллов

Ты получишь за урок «5», если набрал 20 – 22 балла,

                                      «4», если набрал 17 – 19 баллов,

                                      «3», если набрал 10 – 16 баллов.

РЕФЛЕКСИЯ

Я уверено решаю примеры и задачи на все действия с обыкновенными дробями.

Я уверенно решаю примеры на все действия с обыкновенными дробями, а решать задачи мне надо еще попрактиковаться.

У меня по-прежнему проблемы с решением примеров и задач на все действия с обыкновенными дробями.

__________________________________________________________________________

Бланк №2 для проведения устного счета.

Фамилия _______________________

УСТНЫЙ СЧЕТ

1

2

3

4

5

6

7

8

ответ

________________________________________________________________________

Карточки лото, сторона 1 (выдаются в разрезанном виде, один комплект на стол)

 

 

 

 

 14:

   

 

 

   

     0 : 21

Карточки лото, сторона 2

 

 

 

Бланк № 3 с текстом теста.

Тест «МОЙ СЕВЕРОДВИНСК».  

                                                                                 

  1. Численность населения Северодвинска – 190 тыс. человек. На основном предприятии города «ПО СЕВМАШ» работает  всех жителей Северодвинска. Сколько человек работает на СЕВМАШе?

       Ф.  12 тыс.                У.  25 тыс.                Х.  2,5 тыс.               Ц.  250 тыс.

  1. В магазине «Юбилейный» набор елочных игрушек стоит 200 руб., что составляет стоимости искусственной елки. Сколько стоит искусственная елка?

Ш.  4500 р.                   Т.  450 р.                     Р.  355 р.                   П.  45000 р.

  1. В магазине «Эльдорадо» новогодние скидки на электротовары 10 %. Сколько будет стоить холодильник, если его цена 11000 руб.?

Г.  1100 р.                       В.  10000 р.                   Б.  11000 р.                  А.  9900 р.

  1. Сложите число 5 с числом обратным ему. Полученную сумму умножьте на произведение этих же чисел.                                                                                

       Л.  1                                 М. 5                                Н.  5                  О.  5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики "Еще раз об обыкновенных дробях"

Урок, завершающий тему "Действия с дробями"...

Урок математики по теме: "Деление обыкновенных дробей"

Урок математики на тему: "Деление обыкновенных дробей", для учащихся 6 классов. Поможет учащимся легко справиться с темой....

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Обыкновенные дроби" представлена в форме урока - путешествия. В работе представлен большой объем игрового и занимательного материала для повышения ...

Урок математики 5 класс "Деление обыкновенных дробей"

Это урок - презентация по теме: "Деление обыкновенных дробей "...

Конспект урока математики. 5 класс. Тема: «Обыкновенные дроби».

Тип урока: урок выработки умений и навыковЦели урока:Образовательная: закрепить знания, выработать умения и навыки, научить применять ЗУН в новых условиях....

Конспект и презентация к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные"

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные" по учебнику С.А. Козловой...

Обобщающий урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби , смешанные числа "

Тип урока :Повторительно-обобщающий с использованием игровых технологий.Задачи урока :-закрепление изученных на прошлом уроке понятий « обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, смеша...