Методика обучения решению комбинаторных задач в 5 классе.
статья на тему

Ананьева Ольга Владимировна

Международная заочная научно-практическая конференция "Перспективы развития науки и образования"  29.11.2013г.,г. Москва

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ананьева Ольга Владимировна

Методика обучения решению комбинаторных задач в 5 классе.

МКОУ Большеясырская ООШ

В комбинаторных задачах заложены большие возможности для развития мышления учащихся. Кроме того, в процессе обучения решению комбинаторных задач можно расширить знания учащихся о самой задаче, познакомить их с новым способом решения задач; подготовить к решению жизненных практических проблем, научить принимать оптимальное в данной ситуации решение; организовать элементарную исследовательскую и творческую деятельность учащихся.В процессе решения комбинаторных задач учащиеся приобретают опыт хаотичного перебора возможных вариантов. И на основе этого опыта я  в дальнейшем  обучаю детей организации систематического перебора.Выделяю  три этапа обучения комбинаторным задачам в 5 классе: 1.  Подготовительный. 2.  Решение задач с небольшим числом возможных вариантов. 3.  Работа с графическими средствами.

На подготовительном этапе я работаю над совершенствованием мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), которые входят в состав деятельности при решении комбинаторных задач. Особое внимание уделяю сравнению объектов, состоящих из отдельных элементов. В этом случае сравнение может быть проведено по таким основаниям, как: числу элементов; составу, входящих в объект элементов; порядку расположения элементов в объекте. Например, предлагаются следующие задания:

1. Рассмотри внимательно колечки из бусинок. Скажи, что изменяется от одного колечка к другому.

2. Вставить пропущенные числа:

 24, 21, 19, 18, 15, 13, _ , _ , 7,6  (12, 9);

3. Решить задачу:

Мальчик написал число 86, затем увеличил его на 12, не производя записи. Как он это сделал? (перевернул его).На втором этапе я стараюсь научить   находить все возможные варианты в комбинаторных задачах, организуя перебор в определенной системе. Но здесь решаются задачи с небольшим числом возможных вариантов. Основная цель этого этапа – обучение школьников решению комбинаторных задач с использованием систематического перебора всех возможных  вариантов После того как школьники убедятся в преимуществе систематического перебора, я им показываю , что есть и такие задачи, в которых не стоит искать какую-либо систему перебора. Это задачи комбинаторной геометрии. Комбинаторная геометрия – это раздел математики, который занимается вопросами расположения и комбинаций фигур. Непосредственный перебор всех возможных вариантов при решении комбинаторных задач в некоторых случаях может быть затруднен. Облегчить процесс нахождения этих вариантов можно, научив детей пользоваться такими средствами перебора, как таблицы и графы. Они позволяют расчленить ход рассуждений, четко провести перебор, не упустив каких-либо имеющихся возможностей. Решение задач с использованием таблиц и графов является основным содержанием третьего этапа, выделяемого в обучении школьников решению комбинаторных задач. Когда школьники научатся составлять таблицы, я  перехожу к решению комбинаторных задач с их использованием. Как правило, дети неоправданно много времени тратят на вычерчивание самой таблицы: затрудняются определить нужные размеры, разметить все строчки  и столбики.Правила решения комбинаторных задач и представленная методика обучения решению комбинаторных задач помогает мне  в разработке уроков.Таким образом, если это будут не разрозненные сведения из комбинаторики, а факультативный курс или уроки в конце каждой темы по решению комбинаторных задач, то повысится эффективность обучения, так как задачи такого вида часто включаются в олимпиадные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Методика обучения решению простых задач"

Презентацию можно использовать на учебной дисциплине  "Методика преподавания начального курса математики"  по теме " Методика обучения решению простых задач"....

Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов

С давних пор задачи играют огромную роль в обучении. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития ...

Методика обучения решению сюжетных задач по математике

Методика обучения решению сюжетных задач по математике...

Методика обучения решения геометрических задач по теме «Окружность» при подготовке к ЕГЭ.

Методика обучения решения   геометрических задач по теме  «Окружность» при подготовке к  ЕГЭ....

Методика обучения решению стереометрических задач

Приступая к изучению стереометрии в 10 классе, многие учащиеся испытывают трудность в восприятии учебного материала, так как не обладают пространственным видением, плохо помнят формулы и правила. Для ...

Решение комбинаторных задач (6 класс)

Решение комбинаторных задач  с помощью графов(6 класс)...

Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов

Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов...