Деятельность образовательного учреждения по укреплению здоровья детей как фактор повышения качества образования в МБОУ СОШ р.п.Мухен
статья на тему

Лазорко Ольга Геннадьевна

Выступление Лазорко О.Г., учителя биологии

МБОУ СОШ р.п. Мухен, на  районной

научно-практической конференции (август, 2012 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avgustovskaya_konferentsiya_201.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность образовательного учреждения по укреплению здоровья детей как фактор повышения качества образования в МБОУ СОШ р.п.Мухен     

Выступление Лазорко О.Г., учителя биологии

МБОУ СОШ р.п. Мухен, на  районной

научно-практической конференции (август, 2012 г.)

    (слайд 1,2)

    Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

   Согласно определению всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

   Здоровье человека зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями.

  Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

    Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несет и система образования. Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния его здоровья,  при том, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, может ли педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников?

     

   (слайд 3)

      Охрану здоровья детей является приоритетным направлением деятельности    школьного коллектива. В школе реализуются программы «Здоровое поколение», «Школа – территория здоровья», целью которых является создание условий для формирования осознанного  отношения к своему здоровью, ЗОЖ в целом.

 Для реализации этих программ в школе создаются необходимые условия:

1. В 2010 году лицензирован  медицинский кабинет.

  • Медицинский работник еженедельно проводит:

- беседы по профилактике  заболеваний, гигиене;

          -анкетирование школьников по знаниям основ ЗОЖ;

-врачебно-педагогическое наблюдение на уроках физической культуры.

  •  МУЗ РБ №2   проводит:
  • - вакцинацию и диагностико - профилактические обследования детей.

-ежегодные медицинские осмотры учащихся, в результате которых выявляются дети с ослабленным здоровьем. Врачи дают рекомендации по профилактике состояния здоровья обучаемых, в случае необходимости дают направления к врачам-специалистам. Результаты медицинского осмотра обсуждаются на совещаниях при директоре, и доводятся до сведения родителей;

2.     В нашем образовательном учреждении  создаются оптимальные санитарно-гигиенические  условия:

  • Во всех кабинетах произведена замена ламп освещения, которые соответствуют нормам.
  • За последние три года пять  кабинетов оснастили новой мебелью в соответствии с ростом и возрастом учащихся.
  • Холл и  школьные  коридоры озеленены. (слайд 4)
  • В школьной столовой, в кабинетах технологии, физики  и химии, в начальных классах установлены отдельные умывальники.
  • На переменах  проветриваются классные помещения;  в течение дня контролируется температурный режим. В каждом учебном кабинете имеются термометры.

3. В план работы школы включаются:

  • Мероприятия   просветительской направленности  для учащихся по ЗОЖ;
  • Методическая работа с учителями, гигиеническая подготовка техперсонала;
  • Просветительская работа среди родителей;
  • Спортивно-массовая работа;
  • Мониторинг гигиенического обучения и физического воспитания;
  • Работа летнего оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием.

(слайд 5)

4. Организация горячего питания школьников в период их пребывания в школе осуществляется следующим образом:   организованно двухразовое горячее питание (завтрак, обед). Питанием охвачено 100% детей. 103 ученика обеспечиваются льготным питанием.  В меню школьной столовой включаются витаминные салаты,  напитки, фруктовые соки, йодированный хлеб и соль, молочные блюда.   Составляется перспективное меню на неделю и каждый ученик ознакомившись с ним имеет возможность сделать предварительный заказ завтраков и обедов.  Такая форма работы позволяет учитывать индивидуальные потребности каждого ученика, является одним из условий укрепления связей семьи и школы. По результатам анкетирования «Удовлетворенность организацией школьного питания»  среди родителей в 2009-2010 г.составила 62%, 2010-2011г. – 73%.; среди учащихся 2009-2010 г. – 68%, 2010-2011г. – 81%.

Для удешевления питания на школьном огороде выращиваем картофель.

           С 2008 года школа работает над внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Для этого ежегодно проводились педагогические советы по изучению технологий и обобщению опыта их применения в учебно-воспитательном процессе; совещания при директоре; заседания методических объединений; открытые уроки и  мероприятия.  

   На каждом уроке начальных классов и в  классах среднего звена проводятся физкультминутки.    

    Применение во время уроков разных  приемов и методов педагогических

технологий  позволяет в течение урока менять учебные виды деятельности, для снятия переутомления и  психологического напряжения обучающихся.

  • Формирование мотивационно-потребностной сферы учащихся по здоровьсбережению,  навыков и умений сохранения и укрепления здоровья происходит через: систему мероприятий: ( слайд 6)

  • тематические классные часы по ЗОЖ;          

           Дни Здоровья;

  • Декадники по гигиеническому и физическому воспитанию;
  • Конкурсы рисунков и плакатов «Мы за здоровый образ жизни»;
  • Общешкольные  мероприятия;
  • Туристические слеты;
  • Спортивные соревнования.

Результатами работы являются:

  • рост числа  учащихся посещающие спортивные секции и кружки (с 46% (2009г.) до 58%  (2011г.);
  • рост числа участников   районных и краевых соревнованиях по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, шашкам, шахматам, дартсу , пулевой  стрельбе, туризму  и спортивному  ориентированию. (2009 г. – 97 уч. 2011 г. – 129 уч.).        

                            (слайды 7,8,9)

  • Туризм – одно из приоритетных направлений спортивно – оздоровительной работы школы. Руководитель кружка «Балу», педагог 1 категории, Чернышева Татьяна Валерьевна неоднократно со своими воспитанниками принимала участие  в районных, краевых соревнованиях, становясь победителями и призёрами в своих возрастных группах, подтверждая взрослые спортивные разряды по туризму по ориентированию. В планах педагога создать туристический центр на базе  МОУ СОШ р.п. Мухен.
  •  Участниками школьного научного общества «Контакт +»  изучаются проблемы связанные с ЗОЖ с презентацией своих работ на школьных, районных и краевых научно-практических конференциях. Так под руководством Чернышевой Татьяны Валерьевны выпускница школы Федотова Анна приняла участие в краевом конкурсе научно-исследовательских работ  «Школьный вектор развития Хабаровского края – 2009» в направлении «Физическая культура» и в номинации «Здоровый образ жизни» стала победителем. Со своей работой выступала на научной студенческой конференции при ДВГГУ  и  в краевом лагере «Созвездие» на 1 научно-исследовательской конференции учащихся.
  • Среди учащихся снижается количество заболеваний: ДВЖП  с 35  до 11; хроническим гастритом с 10 до 5;   хроническим тонзиллитом с 10 до 4; миопией с 32 до 23 (по результатам медицинского осмотра).

      Учителями физической культуры и медицинским работником проводятся два вида мониторинга состояния здоровья и оценка физической подготовленности  учащихся.

Первый вид  позволяет оценить состояние физического развития, определить параметры: роста, веса, АД (артериального давления), ЧСС (частоты сердечных сокращений) для учета  выявления соответствия физического развития возрасту ребенка, оптимальной  физической нагрузки и предотвращения перегрузок. Мониторинг физического развития позволяет также формировать у учащихся навыки самоконтроля объективного (ЧСС после физической нагрузки) и субъективного (самочувствие). Данный навык приучает учащихся, внимательно относится к себе, правильно реагировать к изменениям состояния своего здоровья.

Второй вид – физическая подготовленность. Проводится в форме тестирование учащихся по показателям: выносливость, скорость, сила,  гибкость, результаты которого  позволяют контролировать уровень физических возможностей, выявлять слабые стороны и составлять индивидуальный  план по развитию одного (группы) качеств физической подготовленности.

(слайд 10)

        Взаимодействие семьи и школы  имеет многостороннюю направленность, одним из направлений является организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.  

      Для этого в план работы школы и классного руководителя включаются:

  • Общешкольные родительские и классные собрания по темам: «Истоки здоровья», «Секреты здоровья ребенка»,  «Твое здоровье в твоих руках»,  «Сделай правильный выбор!»,  «Подросток и ПАВ»   «Здоровое поколение»,  «Алкоголь и подросток», «Детский алкоголизм», «Откажись от вредных привычек», «Вредные привычки. Как им противостоять?», «Наркотики. Как от них уберечься». Нетрадиционные формы собрания (диспут, круглый стол, родительские чтения,  лектории) с привлечением узких специалистов  дают возможность родителям свободно высказаться,  поделится опытом, обменяться мнениями в непринужденной обстановке.
  • Спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья!»;
  • Спортивные соревнования среди учеников и родителей;
  • Туристический слет, походы;
  • Конкурсы семейных газет, рисунков «Скажи наркотикам – НЕТ!»; «Новое поколение против курения»;

     При школе создан Совет по профилактике в состав, которого вошли представители родительской общественности. Совет проводит профилактические рейды по местам скопления подростков в вечернее время,  по выявлению  курящих школьников  и употребляющих спиртные напитки. По результатам рейдов проводятся профилактические беседы  с семьями учеников; заседания  школьной дисциплинарной комиссии  с приглашением инспектора ПДН, посещение семей. В результате  систематической  профилактической работы родительской общественности Федоровой Ларисы Владимировны, Давыдовой Марины Викторовны,  Гусенковой Елены Дмитриевны в 2011 году значительно снизилось число курящих учащихся  (в учебное время).

       

      Государство всерьез обеспокоено ухудшением состояние здоровья российских школьников. Связи  с этим Министерством образования и науки Хабаровского края с 2011- 2012 уч.г. осуществляет переход школ на 3 часовую  программу по предмету физическая культура во 2- 11 классах.

    Наша школа уже с 2008 года начала поэтапный  переход на 3-х часовую программу по ступеням обучения (2, 5, 10 классы), который планировали завершить к 2013 году. Дополнительный час использовался из вариативной части по разделам 5 -7 классы, 10 -11 классы «Спортивные игры», «Русская лапта». Приобретение школой лыж позволяет реализовать в 2011– 2012 уч.г. вариативную часть  раздел «Лыжи». Во 2-4 классах из вариативной части реализовывались разделы «Русская лапта», «Баскетбол», в  2011– 2012 уч.г.   будет реализована вариативная часть  раздел «Туризм».

        (Слайд 11) 

            Фактором повышения качества образования является обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укрепить свое здоровье.

            Учителями нашей школы создана группа «Здоровье». Участники группы два раза в неделю проводят занятия в спортивном зале школы и на спортивной площадке. Возраст участников неограничен. С удовольствием посещают группу и учителя – пенсионеры, и работающие педагоги.      

        Обращение большого внимания вопросам сохранения здоровья учащихся, внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечение соответствия условий обучения санитарно-гигиеническим нормам, пропаганда здорового образа жизни среди учащихся и родителей, увеличение количества учащихся занимающихся физкультурой и спортом, все это способствует снижению числа заболеваний среди обучающихся нашей школы, укрепляет их здоровье и улучшает качество образования наших воспитанников.