Доклад на методическом объединении классных руководителей
материал на тему

Доклад на методическом объединении классных руководителей на тему: «Подросток и вредные привычки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_klassnyh_rukovoditeley.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на методическом объединении классных руководителей на тему: «Подросток и вредные привычки».

- Здравствуйте!

Я  говорю  вам  «здравствуйте», а  это  значит, что я  вам  всем  желаю здоровья. Задумывались  ли  вы  когда-нибудь  о  том, почему  в  приветствии  людей  заложено  пожелание  друг  другу  здоровья? Наверно, потому, что  здоровье  для  человека – самая  главная  ценность.

          Одного мудреца спросили:

 «Что является для человека наиболее ценным

 и важным в жизни: богатство или слава?».

 Подумав, мудрец ответил: «Ни

 богатство, ни слава не делают человека

 счастливым. Здоровый нищий счастливее

 больного короля».

Рано или поздно многие люди с возрастом приобретают те или иные пагубные привычки. Какие-то из них могут показаться безобидными, другие наоборот - несут в себе опасность, не только скатиться вниз по наклонной плоскости, но и подрывают здоровье, делая это предательски незаметно, как говорится - до первого звонка. И самая страшная беда в том, что такие негативные пристрастия становятся «популярными» у подрастающего поколения.

Вредные привычки подростков, практически все и всегда, нацелены на подрыв их физического здоровья - курение, употребление алкогольных напитков и, конечно, наркотики. Уже давно, стоило бы начать проявлять беспокойство и за психическое состояние современной молодежи: такие явления, как шопинг-мания и компьютерная игровая зависимость, не только расшатывают нервную систему подростка, но и полностью отрывают его от реальной жизни, формируя в его сознании ложные ценности и приоритеты.

Откуда берется все это? Кто, прививает нашим детям тягу к курению или алкоголю?

Можно конечно посетовать на засилье рекламы и поискать виноватых на стороне. Но как часто некоторые курящие взрослые невольно демонстрируют свое удовлетворение от глубокой затяжки во время перекура? А ведь ребенок может стать тому свидетелем, и в его памяти отложатся соответствующие поведенческие образы.

И если такое случается регулярно, то велика вероятность того, что по прошествии короткого периода времени у молодого человека появится желание продемонстрировать нечто подобное в кругу своих приятелей - по его мнению, это должно будет выглядеть «очень круто».
        Аналогичная картина и с алкоголем: вкупе это может привести в конечном итоге к более страшным последствиям для молодых людей, перерасти в токсикоманию или наркотическую зависимость.
Борьбу с таким пагубным явлением, как вредные привычки подростков, надо неустанно вести по всем фронтам, используя для этого доступные методы и ресурсы.

 Начиная с семьи, в школе, и других учебных заведениях, необходимо активно проводить профилактическую работу с молодежью. Собственным примером, демонстрировать преимущества нормального, здорового образа жизни. Разъяснять все отрицательные перспективы такого рода зависимостей и пристрастий.
  Следует помнить, что все начинается с малого - с первой затяжки и с первого глотка пива, так что профилактику вредных привычек у подростков стоит начинать именно в семье, когда, казалось бы, еще нет видимых причин для беспокойства, и чем раньше - тем лучше.

  • Подростки, пристрастившиеся к алкоголю, табаку или наркотикам зачастую просто не понимают, какой непоправимый вред они наносят своему здоровью. Желание забыться, погрузится с головою в мир галлюцинаций или просто покрасоваться перед друзьями своим якобы крутыми пристрастиями, создают благодатную почву вредным привычкам подростков.
  • Нельзя пускать ситуацию на самотек. Подростку достаточно один раз попробовать наркотик, чтобы «подсесть» на него по «полной программе». Необходимо быть очень внимательным к ребенку, особенно в период переходного возраста. При малейших подозрениях на наркозависимость следует, не откладывая, обратиться за помощью к специалистам, пока еще существует возможность исправить ситуацию на ранней стадии.

Что же делать родителям в такой ситуации?

  •      В первую очередь необходимо ненавязчиво и главное не в принудительной форме объяснить ребенку реальную информацию о злоупотреблении алкоголем и его последствиях.  
  •      Как и в любой другой сложной ситуации, профилактика всегда лучше, чем лечение. Поэтому такие беседы лучше начинать с самого раннего возраста (с 5-8-летнего возраста, когда ребенок начинает проявлять осознанный интерес к окружающему его миру). Тогда вероятность того, что ребенок не столкнется с этой проблемой, становится гораздо выше. Второе «золотое» правило не делать из алкогольных напитков строгого запрета. Ведь, как известно, запретный плод сладок.

Какие же вопросы должны обсуждаться в первую очередь:

  • что такое алкоголь, табак и наркотики;
  • то, что некоторые люди злоупотребляют алкоголем, курят и

употребляют наркотики, несмотря на доказанную вредность этих привычек для здоровья;

  •  что любое вещество, поступающее в организм кроме продуктов

питания, может оказаться крайне опасным для здоровья,

  • что необоснованное применение лекарственных препаратов может

привести к значимым нарушениям функций организма, ослабить здоровье, а иногда обусловить смертельный исход;

  • что все вредные привычки являются, по сути, самостоятельными

заболеваниями, сопровождающиеся развитием трудно устранимой психической и физической зависимостью.

Полезным является проведение ролевых игр, которые разыгрывают ситуации, в которых подросток может подвергнуться давлению со стороны друзей по употреблению алкоголя, лекарств или курения и нахождение выхода из таких ситуаций. Разрешите использовать ребенку в качестве извинения, что «мама или папа убьют меня, если узнают, что я пил…курил… и т.п.».

                Хорошо всем известные вредные привычки: курение, избыточное питание, чрезмерное потребление крепкого чая и кофе являются, по сути, грубым нарушением нормального режима жизнедеятельности организма. Не забудем и про пристрастие к алкоголю. Этот порок особенно опасен и совершенно несовместим с занятиями физической культурой. (Имейте в виду, что у подростков особенно быстро развивается привыкание к спиртному).

         Профилактике  вредных привычек на  классных часах отвожу огромную роль. Целью данных мероприятий является формирование   у учащихся негативного отношения к социальным порокам и развитие у подростков стойкой негативной установки  по отношению к употреблению психо-активных веществ.  В качестве обучающих средств использую как традиционные, хорошо известные методы активного социального обучения, так и оригинальные элементы групповой работы:                                                                                                      ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ - способ организации общения учащихся класса, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон. Метод позволяет обучить участников анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность решения большинства проблем.                                                                                                                          АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ - стимулирует обращение к опыту других, стремление приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы.                                                                                                                 РОЛЕВАЯ ИГРА - метод, суть которого заключается в разыгрывании ролей.
Участники разыгрывают роли, позволяющие им полностью выражать свои чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя.
                                                            ИНФОРМИРОВАНИЕ - это вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, когда они сами сталкиваются с трудностями, предоставляет обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия.

Мной была разработана тематика классных часов и родительских собраний по теме: «Факторы влияющие на здоровье». Проведены классные часы по темам:

  • «Вред курения»,
  • «Алкоголизм. Физическая и психическая зависимость»,
  • «Рискованное поведение. Ответственность за  свое здоровье и безопасность»,

      -  «Хорошие и плохие вещества. Правда и ложь о сигаретах, алкоголе и наркотиках»

  • «Что такое характер и что нужно делать для его воспитания»,
  • «Без кайфа жизни нет? Почему люди курят и употребляют алкоголь?»,
  • «Что такое здоровье и как его укреплять»,

     -   «Свобода или зависимости? Мой выбор».

Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни:

« Здоровье ребенка в руках взрослых»

«Алкоголизм, семья, дети»

«Пагубное влияние курения табака на здоровье человека»

«Социальный вред алкоголизма».

Неоднократно проводилось анкетирование с детьми и их родителями.

    Уважаемые классные руководители, предлагаю вам поучаствовать в ролевой игре.

Кого же обвинить и как нам быть

(ролевая игра - представление)

Цель: в игровой форме показать вред курения.

Ход мероприятия:

Секретарь суда:

 Внимание! Вниманье привлекаем!

Мы суд над сигаретой начинаем!

Судья: Но для начала пусть всё будет так:

Послушаем, что скажет нам табак.

Табак: К вам я из Америки пробрался

И очень прочно прописался.

Туземцы употребляли меня для церемонии,

Чтобы во всём достичь Согласья и гармонии.

Потом я по Европе зашагал

В сигарах, трубках, сигаретах...

Всюду поклонников собрал.

Судья: Мы знаем хорошо об этом.

 Зачем, скажи, себя так славишь?

Ведь никотином ты своим Калечишь жизнь,

Людей ты травишь.

Жак Нико (указывая на табак) :

 Я думаю, он добрый, славный,

Полезен для страдающих.

Мы все уверены в том были,

Он болеутоляющий.

Свою вину я признаю

И с вами я согласен.

Но пощадите, я не знал,

Что никотин опасен.

Судья: Все будете за вред в ответе.

 Послушаем, что скажет нам свидетель.

Мальчик-свидетель:

 Он боль, как будто, сразу утолил,

Меня чуть-чуть приободрил.

Потом к себе так приручил,

Что я уже с утра о нём мечтаю,

Уроки делать без него не начинаю.

Я поднимаю здесь вопрос один:

«Зачем нас травит никотин?»

Никотин: Ну вот, опять виною - никотин.

Да разве я один за всё в ответе?

Вы лучше обратитесь К красотке - сигарете.

Сигарета: Да, я такая, посмотрите, красивая и стройная.

 И, если только захочу,

Всех сделаю безвольными.

Судья: Ты, конечно, тоже виновата.

И к тебе придёт тот час расплаты

 За то, что дымом и ментолом привлекаешь.

И от здоровой жизни отрываешь.

 Ведь появилось много мест,

где ты, красотка, под запретом.

 Надеюсь, знаешь ты об этом?

Сигарета: Пусть так, но знаю я одно,

Что люди курят всё равно.

Пыхтят повсюду тут и там:

В тамбуре, в подъездах, даже в школе.

Пример тому хороший (иль плохой?)

Вот этот школьник, мальчик Коля.

Судья: Путь к истреблению тебя

Тернист и долог...

 Послушаем, что скажет нам психолог.

Психолог: Я так скажу: плохих соблазнов в жизни много.

От человека всё зависит,

 Какой идти дорогой.

Ведь каждый знает, что курение –

от бед, проблем не лучшее спасение.

Своим здоровьем будешь ты держать ответ.

И не убавишь, а добавишь себе бед.

 Если безволен, то придёшь ты к сигарете.

Судья: Так, значит, человек за всё в ответе?

Что же, его придётся наказать.

Врач-нарколог: Позвольте прежде

Мне совет вам дать.

Сначала надо им помочь.

Хочу я в кабинет свой пригласить

Ребят, что так зависят от курения.

Проявим выдержку, терпение,

Дадим им время и возможность потрудиться –

От пагубной привычки излечиться.

Судья: Вердикт таков:

«Не будем тратить много слов,

Курильщиков всех наших собираем,

К врачу-наркологу их отправляем.

Дадим возможность им исправиться

И от курения избавиться,

Чтоб со здоровьем все не знали бед

Без никотина жили много лет».

Врач: Я вижу, у курильщиков унылый очень вид.

Судья: Но приговор мой окончательный,

Обжалованью он не подлежит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом объединении классных руководителей на тему: «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания»

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно ...

Доклад для районного методического объединения классных руководителей

Роль классного руководителя в работе с одарёнными детьми...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Доклад на заседании методического объединения классных руководителей

Структура индивидуального портфолио обучающегося...

Использование здоровьесберегающих технологий в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Доклад на методическом объединении классных руководителей.

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....

Использование здоровьесберегающих технологий в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Презентация к докладу на методическом объединении классных руководителей.

В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения здоровья ребенка. Не секрет, что особенно важен вопрос использования здоровьесберегающих технологий в коррекц...