Формирование межпредметных компетенций при выполнении лабораторно-практических и самостоятельных работ по физике и биологии.
статья на тему
Социально-экономические изменения в нашей стране привели в необходимости модернизации системы образования, в том числе в системе СПО. Перед учреждениями СПО поставлена важная задача – подготовить высокопрофессиональных специалистов качественно нового типа, которые будут легко ориентироваться в новых экономических условиях.
Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться в новых условиях. Все эти качества необходимо формировать в образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
преподаватель физики
Соплина Ольга Николаевна
преподаватель биологии,
СПБ ГБОУ СПО «Петровский колледж», г. Санкт-Петербург
Формирование межпредметных компетенций
при выполнении лабораторно-практических и самостоятельных работ
по физике и биологии.
Социально-экономические изменения в нашей стране привели в необходимости модернизации системы образования, в том числе в системе СПО. Перед учреждениями СПО поставлена важная задача – подготовить высокопрофессиональных специалистов качественно нового типа, которые будут легко ориентироваться в новых экономических условиях.
Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться в новых условиях. Все эти качества необходимо формировать в образовательном учреждении.
На первом этапе освоения профессии студенты СПО овладевают основными навыками и умениями. Согласно ФГОС СПО нового поколения [8], кроме основных знаний и умений, у студентов должны формироваться профессиональные компетенции, а на первом курсе и общие компетенции, которые развиваются в ходе изучения общеобразовательных дисциплин [6,7].
Важным звеном в процессе формирования у студентов естественнонаучной картины мира и базовой составляющей технических и естественнонаучных компетенций является изучение таких дисциплин как физика и биология [9]. Главными задачами преподавателей естественнонаучных дисциплин являются развить у обучающихся активность в познавательной деятельности, научить их овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, а также применять имеющиеся знания в учебной и практической деятельности.
Преподаватель физики в системе СПО, реализуя программу ФГОС, решает много проблем [1]. Основными проблемами является то, что знания студентов фрагментированы и нет сложившегося стремления к саморазвитию. На данном этапе преподаватель должен так организовать познавательную деятельность студентов, что будут видны конкретные прогнозируемые цели. Процесс обучения продуктивен, если студент чувствует свою интеллектуальную состоятельность и успешность.
На уроках физики и биологии студенты в большом объеме используют свои знания по математике и химии. Формирование межпредметных компетенций идет в учебных лабораториях и во внеучебной деятельности студентов. Руководство внеурочной – самостоятельной деятельностью студентов лежит на преподавателе [3]. В учебных программах самостоятельная работа студентов составляет половину времени аудиторной работы. Поэтому предлагаются темы для самостоятельного изучения, по которым можно написать реферат или доклад, показать презентацию, сделать сравнительный анализ [3,5]. В предлагаемых темах для рассмотрения заложены общие мировоззренческие ценности, гражданская позиция ученого, патриотизм, любовь к Родине (на примерах жизни М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.Г.Столетова, А.С. Попова, А.М. Понятова, Н.И.Вавилова, И.М.Сеченова, С.С.Четверикова и.т.д.).
Реалии современного урока минимизируют роль общения учитель – ученик. Но важнейшая задача учителя остаётся – это ориентация студента на идеал в поведении, на разделение общих ценностей в повседневной деятельности.
Одним из самых значимых методов активизации познавательной деятельности традиционно является выполнение лабораторных и практических работ. Физика точная количественная наука, для её понимания нельзя ограничиваться только качественным описанием явлений, а требуется проведение эксперимента. В учебной программе СПО заложено на лабораторно-практические работы около трети отведённых аудиторных занятий. При проведении эксперимента реализуются в той или иной степени естественнонаучные методы познания. Лабораторные работы выполняются практически по всем темам курса физики. Для выполнения работ составлена тетрадь, включающая все работы и их описание, план составления отчёта, заполнения таблиц измерений и расчётов, проведения анализа экспериментальных данных, дополнительные задания и вопросы [3]. Задания к работам включают в себя общеучебные и межпредметные компетенции: построение графиков и их интерпретация, обобщение и сравнение результатов проведенных экспериментов.
В выполняемой лабораторно-практической работе оцениваются все элементы задания: правильность записей, понимание выполняемых расчетов, выполнение графиков (направление осей, масштаб по осям координат), выводы – указание рассчитываемых величин, доказательство выполняемых зависимостей. Важную роль в задании к лабораторно-практической работе играют вопросы, которые направлены на уточнение физического смысла измеряемых величин, выяснении природы изучаемого явления, развитие логического мышления.
В работе присутствуют и самые сложные - «детские вопросы»: «Что представляют собой облака?», «Почему идет дождь?», «Почему гремит гром?», «Как появляется свет?» и т.д. Опыт показывает, что эти вопросы являются самыми непонятными для студентов. Для части студентов наблюдаемые природные явления и изучаемые физические процессы никак не связаны. Вначале обсуждение данных вопросов шло на теоретических занятиях, а затем ответы студентов анализируются после выполнения лабораторных работ. Здесь необходимо отметить всё возрастающую тенденцию студентов не слушать преподавателя и не вникать в вопрос, а полностью полагаться на электронные ресурсы. Некоторые студенты даже не пытаются делать работу, а ждут пересылки результатов от других студентов. В данной ситуации решающую роль играет позиция преподавателя в руководстве учебным процессом.
В ходе выполнения лабораторно-практических работ по биологии студенты решают элементарные биологические задачи, составляют элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах, описывают особей видов по морфологическому критерию, сравнивают биологические объекты и процессы, и делают выводы на основе сравнения, анализируют и оценивают различные гипотезы сущности жизни.
Многовековой практический опыт людей доказывает, что лишь знания, добытые в самостоятельной творческой деятельности, являются наиболее глубокими, прочными и переходят в убеждения. Интенсификация процесса обучения, требует перехода на методы, в которых обучаемые «учатся учиться самостоятельно». Поставленная задача изначально требует формирования иного стиля мышления у преподавателя и студента. Активизация учебного процесса, увеличивает значимость самостоятельной работы студентов. Формирование межпредметных компетенций и самостоятельной деятельной личности сложный процесс, который необходимо решать во всех видах учебной деятельности студентов.
Список литература.
- Егоров В.А. Проблемы реализации требований ФГОС по предметам физика и естествознание. Сборник. «Инноватика педагогической деятельности в системе СПО -2013»: Материалы городской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, май 2013). Вып. 2. – 95 с.
- Егоров В.А. Опыт реализации требований ФГОС в структуре ОПОП по дисциплинам физика и естествознание. Сборник. «Инновационные и информационные технологии в образовании». Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26-28 февраля 2013 года. СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2013. – 270 с.
- Егоров В.А., Романова Г.А. Физика. Рабочая тетрадь. СПб. 2013, 62 с.
- Егоров В.А. Лабораторные работы по физике. СПБ. Изд. Петровский колледж. 2014 г.
- Романова Г.А. Егоров В.А. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по физике. Для специальностей технического профиля. СПб. 2014, 58 с.
- Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный институт развития образования. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА. Для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Рекомендовано Экспертным советом по профессиональному образованию. Протокол 24/1 от 27 марта 2008 г. Одобрена «10» апреля 2008 года.
- Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный институт развития образования. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ. Для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Рекомендовано Экспертным советом по профессиональному образованию. Протокол 24/1 от 27 марта 2008 г. Одобрена «10» апреля 2008 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «12» ноября 2009 г. № 582 , по специальности 151901 Технология машиностроения; от «6» апреля 2010 г, № 282 , по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); от «24» июня 2010 г. № 709, 080118 Страховое дело (по отраслям); и т.д.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012г. № 413
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-40348-1398752996.jpg)
Межпредметные проекты по физике, химии, биологии
В данной статье описан опыт раоты по созданию межпредметных проектов по физике, химии, биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/01/picture-642513-1441125333.jpg)
Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.
Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/01/picture-642513-1441125333.jpg)
Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.
Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/19/picture-670084-1442682149.jpg)
Формирование межпредметных связей на интегрированных уроках географии и биологии в специальной коррекционной школе – интернат VI вида
В последнее время изменились цели общего образования, разрабатываются новые учебные планы, создаются новые концепции образования. Принято второе поколение стандартов, в которых разъ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/20/picture-1144948-1558339457.jpg)
Межпредметные связи физики и биологии на уроках физики
Одна из главных задач обучения физике — это развитие у учащихся представлений о современной физической картине мира, которая в свою очередь является частью научной картины мира. Развитие предста...
Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.
Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/12/picture-1320476-1615545760.jpg)
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии, химии "Эрудит-2019" формирование и развитие познавательного интереса к дисциплинам химии, физике и биологии.
Формирование и развитие познавательного интереса к дисциплинам химии, физике и биологии...