Методы стимулирования деятельности и поведения. Наказание
план-конспект урока на тему

Трофимова Елена Юрьевна

Планируемые результаты изучения темы

Студент по теме должен: знать содержание понятия «метод воспитания», классификацию методов воспитания; дать обзор основных методов стимулирования деятельности и поведения в рамках личностно ориентированной педагогики (в рамках первого часа учебной пары – метода наказания); уметь обосновать свой выбор методов воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Методы стимулирования деятельности и поведения. Наказание».

Планируемые результаты изучения темы

Студент по теме должен: знать содержание понятия «метод воспитания», классификацию методов воспитания; дать обзор основных методов стимулирования деятельности и поведения в рамках личностно ориентированной педагогики (в рамках первого часа учебной пары – метода наказания); уметь обосновать свой выбор методов воспитания.

Задачи:

 раскрыть сущность наказания как метода педагогического стимулирования и особенности его использования в воспитании современных школьников;

формировать умение правильно оценивать педагогическую ситуацию для обоснованного выбора методов воспитания и успешного их применения;

развивать потребность постоянно пополнять свои знания, повышать уровень своей педагогической культуры;

помочь      научиться        более      пристально всматриваться в сложный мир педагогических явлений.

Ресурсы

1. Презентация.

2. Основные источники для работы на уроке и дома (меловая запись): Смирнов, с. 371-375, Подласый, с. 556-564, Пидкасистый, с.404-408, Сластёнин, с.317-320.

3. Учебные пособия по педагогике разных авторов.

4. Выставка:

Конвенция ООН о правах ребенка,        книги Я.А. Коменского, Д. Локка, К.Д.Ушинского,        Я. Корчака,         А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, Л.А.Никитиной,  Ш.А. Амонашвили и др.

5. Памятки:

Памятка № 1. Главные условия воспитательной эффективности наказаний. Требования к использованию метода в школе.

Памятка № 2. Типичные ошибки в применении метода наказания.

6. Фраза «Наказывать нельзя воспитывать» для рубрики «Сегодня на уроке».

7. Карточки (разрезные раздаточные) для рефлексии:

Какая мысль на уроке, по вашему мнению, была главной?

Оцените атмосферу урока.

Своей работой на уроке я: доволен, не доволен.

Материал урока мне был: понятен, не понятен, полезен, бесполезен, интересен, скучен.

Закончите предложение: Студенты, которые меня сегодня удивили…

Закончите предложение: По-моему, самым удачным сегодня было…

Подготовка к уроку

1. Все студенты повторяют   тему   «Понятие   о   методах   и   приёмах
воспитания. Классификация методов воспитания»; на     педагогической   практике обращают     внимание     на     применение педагогами методов стимулирования деятельности  и   поведения.

2.Дополнительное задание

Студенты выполняют письменно два задания.

Вспомните случай удачного и неудачного учительского решения какой-либо педагогической проблемы. Назовите метод и условия его успеха или провала.

Форма отчёта: описание и анализ ситуации.

Вспомните и запишите, какие методы чаще всего применяли учителя в вашей школе. Дайте им оценку.

Форма отчёта: перечень и оценка методов воспитания в реальной практике школы.

3. Творческая группа студентов выполняет задания опережающего характера:

подбирает литературу для историко-педагогического анализа проблемы использования наказаний:

а) методы воспитания в старой школе;

б) педагогическое   наследие   о   методах   поощрения   и наказания.

Ход урока

I. Организационное начало.

Взаимное приветствие.

- Добрый день! Садитесь.

II. Актуализация знаний, мотивация.

- Мы с вами изучаем большую и важную тему «Методы, приёмы и средства воспитания» (слайд).

- Сегодня в качестве эпиграфа я предлагаю два высказывания.

Первое: Ключом ко всякой науке является вопросительный знак. (Оноре де Бальзак) (первое высказывание на слайде)

Отвечая на вопросы, мы постараемся разобраться в актуальных педагогических проблемах, которые волнуют всё наше общество. Вопросов возникает много у учителей с разным педагогическим стажем, у родителей, у студентов на педагогической практике. Как  воспитывать подрастающее поколение? Какие методы, приёмы и средства воспитания использовать, чтобы все школьники вели ЗОЖ, были добрые, дисциплинированные, социально активные.

В редакции журнала «Народное образование», «Учительская газета» и другие издания приходят вопросы из разных школ страны.

1. Многие учащиеся не соблюдают требования к внешнему виду, особенно подростки. Скажите, как добиться, чтобы все дети носили форму? Учитель с 20-летним педстажем. Г. Воронеж

2. В последние годы всё чаще сталкиваюсь с грубостью учащихся в школе. Они могут вызывающе отвечать на замечания учителя, использовать бранные слова и даже нецензурную лексику. Свобода в школьной жизни всё чаще стала превращаться во вседозволенность. Подростки могут на уроке позволить в адрес учителя любое неприличное высказывание. Скажите, как противостоять этому беспределу со стороны учеников? И. И, Петрова, учитель школы № 4, г. Урюпинск Волгоградской обл.

3. Ученики на уроках шумят, переговариваются, перебрасывают записки друг другу. Замечания и угрозы не помогают. Родители игнорируют подобное поведение учащихся. Скажите, как организовать работу так, чтобы в классе была тишина? Учитель ЮЛ. Бубкина, г. Краснодар (Народное образование. -  2013. -  №7)

Страшно слушать сообщения о малолетних убийцах. Страшно смотреть ролики об издевательствах над одноклассниками и инвалидами. Это наши школьники. Как их воспитывали? Что делать, чтобы страшные случаи не повторялись? Это для нас наиважнейший вопрос. Вам воспитывать детей на педпрактике, а в будущем – своих детей.

 На самом деле, ответы на эти вопросы есть. Их общий смысл выразил В.А. Сухомлинский ещё 60 лет назад: Искусство и мастерство педагога заключается в умении сочетать сердечность с мудростью. (В.А. Сухомлинский) (второе высказывание на слайде)

Послушаем, как это получается у разных педагогов в наше время.

К уроку вы выполняли письменно два задания.

1. Вспомните случай удачного и неудачного учительского решения какой-либо педагогической проблемы. Назовите метод и условия его успеха или провала.

Форма отчёта: описание и анализ ситуации.

2. Вспомните и запишите, какие методы чаще всего применяли учителя в вашей школе. Дайте им оценку.

Форма отчёта: перечень и оценка методов воспитания в реальной практике школы.

Предлагаю слово желающим, но сделаю оговорку. Будет, думаю, правильно не называть ФИО учителей, если это пример неудачного учительского решения какой-либо педагогической проблемы.

(Студенты зачитывают основное или рассказывают об использовании методов в школе.)

- Многие студенты в течение недели подходили ко мне и уточняли: «У нас в школе учителя могли оскорбить ученика. Об этом можно писать?» К сожалению, не все учителя отличаются умением сочетать сердечность с мудростью.

Остальные работы я с удовольствие проверю после уроков. Пока их отложите.

III. Определение темы и задач урока. Ориентировка в источниковой базе.

- В практической педагогической деятельности возможно применение методов, которые усиливают действие на ребёнка тех или иных факторов и приводят к активизации личности воспитуемого, его действий и поступков. Как называются эти методы? (Методы стимулирования деятельности и поведения)

- Правильно. Это третья группа методов воспитания.

Записываем тему урока в тетрадях: Методы стимулирования деятельности и поведения (слайд).

- Какие перед нами стоят задачи?

- Каждый метод характеризуем по плану: сущность метода, виды, условия, определяющие эффективность метода.

Ориентировка в источниковой базе.

- Тема  есть во всех наших пособиях. Запишите основные источники для работы на уроке и дома.

Смирнов, с. 371-375, Подласый, с. 556-564, Подласый (ПНШ), с. 279-284, Пидкасистый, с.404-408, Сластёнин, с.317-320.

IV. Работа по осмыслению и усвоению нового.

  1. Общая характеристика группы методов стимулирования.

- Вспомним: Что называли стимулом в Древней Греции?

(Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных.)

- Как видим, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек порой нуждается в стимулах, одни из которых, благодаря тому, что он существо, наделенное разумом, он черпает из внутренних источников, находит внутри себя, а другие создаются внешними силами. Прямое и непосредственное назначение стимулов - ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.

- Методы стимулирования деятельности и поведения — методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развитие у них положительной мотивации поведения.

- Назовите основные методы стимулирования (слайд).

(Основные методы: требование, соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий, «взрыв».)

- Проверяем себя (слайд).

- Для чего их используют в воспитании?

- Т.о., задачи этой группы методов: (слайд)

  • закрепление положительных форм поведения
  • предупреждение и пресечение негативных проявлений и поступков
  • формирование положительной мотивации поведения

Условия эффективности: (слайд).

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  • педагогический такт

Педагогический такт – это мера в выборе и использовании тех или иных методов и средств воздействия и взаимодействия, умение выбрать правильный подход к школьникам.

  1. Характеристика наказания как метода воспитания.

- Особой осторожности,   методической  зрелости педагога требует применение метода наказания.

 Он известен  с   древних   времен.   Но   до   настоящего   времени вопрос о его применении не решён, нет единого взгляда на его применение. Почему? Разбираемся на первом занятии.

В мире нет, наверное, ни одного человека, который не знал бы, что такое наказание.

- В чем смысл наказания? Попробуйте ответить сами или найдите ответ в учебнике

Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.

Педагогический смысл наказания состоит в том, чтобы внушить ребенку, что коллектив или воспитатель не доволен поведением ребенка, отношением его к делу. Наказание также корректирует поведение ребенка, дает ему понять, где и в чем он ошибся, вызывает у учащихся неприятное переживание, чувство стыда. Это состояние ребенка вызывает потребность изменить свое поведение, не повторять подобных ошибок (слайд).

- Какие виды наказаний используют в системе образования?

 Виды наказаний: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав,  выговор, наложение дополнительных обязанностей, исключение из системы общения либо из группы(слайд) .

- Почему наказания являются практически неотъемлемой частью воспитания, универсальной для всех времен и   народов?

3. Обсуждение проблемы использования в воспитании метода наказания.

 - Наказывать или нет, — вот в чем вопрос. 

Точки зрения в этом вопросе специалистов очень различны. Одни утверждают, что наказание в воспитании детей неуместно. Другие считают, что без наказания воспитания как такового нет.  

Насколько эффективно наказание как способ воспитания, как средство коррекции поведения ребенка (и не только ребенка)? У вас есть возможность высказать своё мнение.

Сегодня на уроке вы сами можете определить, куда поставить запятую во фразе: «Наказывать нельзя воспитывать». Многие пользователи системы Интернет сейчас дискутируют о месте запятой в этой фразе. (Прикрепляю карточку в рубрику «Сегодня на уроке» на рабочем стенде слева от доски)

- Предлагаю дебаты. Вспомним правила.

Дебаты (англ. debate, debating) — это метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.).

Оксфордские дебаты – это метод интерактивного обучения (слайд).

- Кто за наказания?

- Кто против?

- Выходите и готовьте аргументы, уважаемые участники дебатов. Вы должны убедить в верности своих позиций. Остальные -  зрители и судьи – готовятся оценить весомые аргументы и контраргументы, а, может быть, добавить свои. Умеем слушать и слышать другого.

Проведение дебатов.

Обсуждение со слушателями.

- Спасибо всем. Зрители, готовы оценить аргументы и контраргументы, добавить свои?

- Чьё выступление вам понравилось?

- Можете вы добавить что-то новое к своему прежнему мнению?

- Куда поставить запятую во фразе: «Наказывать нельзя воспитывать».

- Я взяла чёрный маркер, но я не буду настаивать на том, чтобы вы определились с запятой сегодня. Изучите обязательную учебную литературу, почитайте классиков педагогики (книги представлены на выставке), понаблюдайте и сделайте вывод.

4. Выступление студентки.

Историко-педагогический анализ проблемы использования наказания.

- Усова Ольга выполняла опережающее задание: готовила краткую историческую справку, знакомилась с педагогическим наследием. Ольга, вам слово. (Выступление студентки)

- В любом наказании присутствует чувство унижения, боли, осознание того, что тебя не любят, не понимают и не принимают.

Наказания оправданы только в том случае, если все другие меры не имели успеха.

5. Уточнение новых сведений.

- Следует особо подчеркнуть, что в школе абсолютно недопустимы любые физические наказания или наказания, оскорбляющие достоинство ребенка, наказания, которые могут нанести вред развитию ребенка (ограничение сна, лишение пиши, лишение прогулки и т.п.) Физическое наказание ребенка является уголовным преступлением, строго карается законом, а педагоги, допускающие рукоприкладство и другие виды физического воздействия, а также оскорбительные для детей высказывания, подлежат увольнению с работы в связи с несоответствием занимаемой должности.

Ратифицированная нашей страной Конвенция ООН о правах ребенка обязывает государство принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка (статья 28).

С 1 сентября вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Одной из серьезных новаций, введенных законом, является возможность применения дисциплинарного взыскания к обучающимся. Так, статьей 43 закона предусмотрено, что за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, а именно: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Установлено, что меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

- Мы узнали сущность и виды наказания. И если вдруг придётся использовать этот метод, то надо основательно знать условия, определяющие эффективность метода.

6. Самостоятельная работа.

   Условия, определяющие эффективность метода наказания.

- Как вы думаете, каковы условия, определяющие эффективность метода наказания?

-  Есть и другие важные условия. Прочитайте все условия, определяющие эффективность метода. Постараемся их запомнить. Эти условия изложены в наших пособиях по педагогике разных авторов. Кроме того, мы со студентами предыдущих выпусков добросовестно поработали с разными источниками, систематизировали материал и составили две памятки.

Самостоятельная работа по   изучению материала учебных пособий,  памяток   №1  и  № 2.

Проверка самостоятельной работы. Обсуждение.

- Подумайте, какие бы 3 условия вы поставили на первое место.

- Что бы дополнили?

- С чем не согласитесь?

- Прочитайте, пожалуйста, вслух последние строчки памятки. Оставьте эти строчки не только в памяти, но и в сердце!

Большую часть урока мы разбирали особенности метода наказания неслучайно. Этот метод может показаться простым только на первый взгляд.

Ребенку нужен огромный запас оптимизма - на всю предстоящую жизнь. Тот, кто воспитывает, должен пополнять этот запас.

V. Закрепление нового (по слайдам).

- Для закрепления ещё раз выделим главное.

1. Технология наказания (слайд).

Редкое применение.

Слабые меры, не наказывать большие группы.

Запрет физических наказаний и наказаний, унижающих достоинство личности.

Не серийность: один поступок — одно наказание.

Наказывать на фоне положительной оценки личности.
  Не напоминать о наказании, наказан — прощен.

Метод «естественных последствий».

Опоздал с наказанием — не наказывай.

2. Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, аффект, раскаяние, страх, оплошность (слайд).

3. Высказывания (слайд).

Чем хуже ведёт себя ученик, тем лучше должен вести себя учитель перед ним и по отношению к нему М. Станеки-Козвоски

  Сила мягкого спокойного слова так велика, что с ним не может сравниться никакое наказание. П. Ф. Лесгафт

VI. Домашнее задание.

  1. Освоить учебный материал в рамках урока.
  2. Задумайтесь над вопросом: Что делать, если хочется ударить ребёнка?
  3. Проведите собственное исследование, чтобы правильно поставить запятую.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Обобщение изученного материала.

Какая мысль на уроке, по вашему мнению, была главной?

- Искусство и мастерство педагога заключается в умении сочетать сердечность с мудростью.

- Настоящее воспитание должно обходиться без наказания. Это позиция личностно ориентированной педагогики.

- Метод воспитания наказание вспомогательный.

- В процессе накопления социального опыта, самоопределения своей личности ребёнку нужна педагогическая поддержка воспитателя.

- Надо так строить воспитание, чтобы была минимальная необходимость в репрессивных действиях.

Наказывать ребенка или нет – это очень сложный вопрос, на который нельзя ответить однозначно.

2. Рефлексия (карточки на столах у студентов с разными вопросами лежат с момента подготовки к уроку; каждый отвечает на свой вопрос).

- Оцените атмосферу урока.

- А сейчас оцените свою работу на уроке:

На уроке я работал: активно, пассивно.

Своей работой на уроке я: доволен, не доволен.

Материал урока мне был: понятен, не понятен, полезен, бесполезен, интересен, скучен.

- Закончите предложение: Студенты, которые меня сегодня удивили…

- Закончите предложение: По-моему, самым удачным сегодня было…

3. Завершение урока.

 Всем спасибо. Урок окончен, до встречи на следующем уроке.

Приложение 1

Сообщение студентки «Краткая историческая справка»

Наказание - один из старейших методов воспитания. На самых древних дошедших до нас папирусах встречаются рисунки на темы педагогической практики тех лет: мальчик и учитель с розгами над ним. Привлекала в этом методе всегда простота и внешняя кажущаяся результативность.

Из книги «Рассказы по русской истории», подготовленной по изданию российского просветителя Сытина, можно прочитать об особенностях обучения в России в 17 веке.

Суровый учитель, раз показав, как надо читать и писать, не любил повторять сказанное 2 раза и думал, что с помощью розг и подзатыльников легче и скорее напомнит науку забывшему ученику. Розга и «ремень плеткой» вообще были первым подспорьем тогдашнего педагога. В азбуковниках встречаются целые стихотворные похвалы розг. Вот одна такая похвала, помещенная в начале книги:

. . . Розга, разум во главу детям вгоняет. Учит молитве и злых всех встягает. Розга родителям послушны дети творит, Розга божественного писания учит. Розга, аще бьет, но не ломит кости,

А детище отставляет от всякие злости. Избавляет душу его от всякого греха. Розга учит делати вся присно ради хлеба, Розга дети ведет правым путем до неба. Розга убо всяким добротам поучает, Розга и злых детей в преблагие претворяет.

Придавая такое огромное значение розге в деле воспитания и обучения, тогдашняя педагогика советует ученикам любить это средство:

Целуйте розгу, бич и жезл лобзайте:

Та суть безвинна, тех не проклинайте!

На основе записей М.Ломоносова узнаем о школе первой половины 18 века.

.. . Главным в школе был ректор - ученый монах. Его помощники были «фискалы» и «надзиратели», или «префекты». Последние назначались из людей честных и не пьяниц, а также « не вельми свирепые и не меланхолики». За малейший проступок ученики строго наказывались: стояние на коленях на горохе, удары палкой по рукам, щекам, ожесточенное сечение в одну и две лозы, битье кошками (узловатыми веревками), сажание на цепь - были обыкновенным делом. Ученики должны были доносить друг на друга: «если кто за кем сведал какую вину и ее утаил», подвергался равному наказанию, «чему виновный принадлежит». Учителя обязаны были строго соблюдать предписание: «если вы, учителя, сами - виноватому в чем учините послабление, воспримите равномерное наказание, как и об учениках положено».

- Не годы, десятилетия, а столетия учителя основу всего видели в умелом наказании: «Ребенок должен пережить страдание, чтобы исправиться». И в наши дни учителя без призвания от бессилия рекомендуют жесткие, суровые методы обращения с детьми, физические наказания.

Даже ссылаются на Библию, три стиха из книги притчей Соломоновых:

«Не оставляй юноши без наказания, если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней».

«Розги и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери»

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает ею».

Но при этом они умудряются пренебрегать тысячами строк из Библии о любви, понимании, прощении, доброте.

Большинство прогрессивных мыслителей и педагогов подвергали критике использование наказаний. Обратимся к педагогическому наследию, к книгам, представленным на выставке, чтобы воспользоваться зернами педагогической мудрости.

(Студентка читает фрагменты из книг, представленных на выставке).

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что власть взрослых над детьми огромна, следовательно, она должна быть мудрой, чтобы не стать жестокой.

Он подчеркивал: «В идеале воспитание должно осуществляться вообще без наказаний, окриков, угроз, без повышения голоса». В статье «Воспитание без наказаний» он пишет:

«Всем надо помнить: если ребенок познал потрясение, связанное с наказанием, в его душе послабляются внутренние силы, самой человеческой природой предназначенные для самовоспитания... Наказание, тем более, если справедливость его сомнительна, огрубляет человеческую душу, озлобляет и ожесточает ее. Человек, испытавший наказания в детстве, в подростковые годы не боится ни детской комнаты милиции, ни суда, ни исправительно-трудовой колонии».

И в наши дни изучение малолетних преступников показывает: преобладающее большинство их страдало в детстве от недостатка любви, а не от недостатка наказаний.

Приложение 2

Памятка № 1

Главные условия воспитательной эффективности наказаний. Требования к использованию метода в школе

1. Всесторонний анализ сложившийся ситуации.

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. (Следует  знать  особенности  личности

ребенка: его ранимость, характер эмоционально-аффективной сферы, самооценку, степень развитости чувства собственного достоинства и др. Нельзя допускать того, чтобы наказание порождало у ребенка состояние утраты веры в возможность преодолеть свои недостатки. В то же время важно строго спрашивать с чрезмерно самоуверенных, эгоистичных уч-ся, которые в своем поведении мало считаются с желаниями и удобствами окружающих.)

3. Справедливость наказаний.

4. Широкая гласность.  Опора на общественное мнение коллектива, если  воспитатель уверен, что коллектив примет правильное решение.

5. Соблюдение меры.

6. Своевременность. Если  время  упущено, то запоздало наказывать не следует.

7. Сочетание требовательности и уважения.

8. Наказание   школьников,    умышленно    совершающих отрицательные поступки.

9. Высокая   педагогическая  культура   (уважение  уч-ся, такт).

10. Хорошее знание положения, которое занимает школьник в коллективе, обстановки в семье.

11.Важно учителю добиваться того, чтобы ученик понял, за что его наказывают, за какие поступки. Ведь в целом ребенок как личность не может быть плохим, а плох его конкретный поступок.

12.Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым.

13.Наказание не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.

14.Наказание не должно вредить здоровью - ни физически, ни морально.

15.За один раз - одно наказание (если даже одновременно было совершено несколько проступков).

16.Наказан - прощен.

17.Нельзя наказывать и ругать: когда болен, когда ест, после сна, перед сном, во время работы, сразу после физической и душевной травмы, когда не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с любым недостатком, прилагая искреннее старание.

18. Необходимо учитывать характер взаимоотношений ученика с учителем. От учителя, с которым у    школьников  сложились отношения  уважения и доверия, даже незначительное  наказание воспринимается  как  сильное  воздействие. Если же отношение к учителю неуважительное, его наказаниям вообще не придается значения.

19. Воспитание     должно     ликвидировать     возникший конфликт и не порождать новый.

20.Учитель обязан признавать право ученика на автономность, на свой обособленный мир. Не следует интересоваться причинами тех или иных поступков, которые не хотел бы обнародовать ученик.

Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства.

Памятка № 2

Типичные ошибки в применении метода наказания

Определение    меры    наказания    безотносительно к конкретной ситуации, наказание наспех.

Неправомерное использование ученического дневника как повседневной «жалобной книги» воспитателя.

Наказание за непреднамеренный, случайный поступок, который не привел к каким-либо тяжелым последствиям, если к тому же сам провинившийся признает неправильность своего поведения и обещает исправиться.

Стремление сразу вынести вопросы наказания уч-ся на   заседания   органов   ученического   управления   и др. без предварительного использования воспитательных  возможностей  классных  собраний.

Сосредоточение  усилий  на наказаниях там, где  в первую  очередь   необходимо   навести   порядок   (т.е. организация  дежурств,  отсутствие  должностного порядка в гардеробе, в классах).

Частое использование наказаний.

Наказание ученика двойкой по предмету за какие-либо  нарушения  дисциплины. Оценка  -  это показатель знаний и умений, а не мера наказания за отклонения в поведении.

Коллективные наказания, при которых создаются условия для сплочения воспитанников на нездоровой
основе.

Наказание  без  достаточных  оснований,  по подозрению.

Несоблюдение     педагогического  такта, раздражительность.

Придирчивые осуждения, систематические упреки.

Угрожающие предупреждения, допросы, доносы.

Использование одной и той же формы наказания, что притупляет его силу.

Наказание всего класса лишь потому, что не удалось установить конкретного виновника нарушений.

Наказание трудом.

Наказание лишением прогулки.

Приложение 3

Статьи из «Учительской газеты»

Дисциплина в школе и борьба с хулиганством

...Как создать нормальную советскую дисциплину в школе? Многие наши корреспонденты говорят о неправильном подходе со стороны учительства к разрешению этого вопроса. Чувство безнадежности, беспомощности овладело некоторыми.

- А можно ли в условиях нашего педагогического «миндальничания! создать дисциплину в школе? - пишет один корреспондент.

Другой рассказывает: «Укажите хотя бы одну школу, где учебная и классная мебель находилась бы в должном порядке», и кончает вопросом: «Много ли озорников выправили педагоги?»

«На Дальнем Востоке в одной из школ дело доходит до того, что ученик бьет учителя первой попавшейся вещью. Нужно что-то делать», - пишет третий. Классическое «что-то». А разрешения вопрос не находит. Неудивительно, что мы имеем ряд таких корреспонденции. И нужно сознаться, что этот вопрос нами не проработан. И недаром «Учительская газета» - барометр настроения просвещенцев - первой его поставила.

Н.К.Крупская, член общества «Друг детей» и почетный пионер, указывает, что нельзя к детям применять такие меры наказания, как к взрослым хулиганам. «Дети не хулиганы. Надо учесть тяжелые условия, в которых живут дети, в особенности переходного возраста, и целый ряд других факторов. Не наказывать детей надо, а усилить организацию школьной и внешкольной работы».

 «Учительская газета» №42 от 23 октября 1926 года

Наказать малыша нельзя!

Какие меры воздействия может использовать администрация школы к ученикам в возрасте 9 лет в случае периодических нарушений дисциплины с их стороны?

Администрация школы должна руководствоваться уставом школы, правилами поведения для учащихся, а также нормами 43 Федерального закона «Об образовании в РФ».

За неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из школы.

По решению школы за неоднократное совершение дисциплинарных проступков допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет, из школы как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функционирование школы.

Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания утвержден приказом Минобрнауки РФ от 15.03.2013 н. №185.

При выборе меры дисциплинарного взыскания школа должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

Однако в п. 5 ст. 43 Закона четко установлено, что меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Девятилетние ученики обучаются по образовательным программам начального общего образования. Поэтому меры дисциплинарного воздействия по отношению к ним исключены.

К профилактической работе сучащимся и его родителями образовательное учреждение имеет право привлечь органы опеки и попечительства, а также комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

УГ, 2013, №48, с. 20.

Приложение 4

Статьи из журнала «Народное образование»

Как организовать работу так, чтобы в классе была тишина?

Ученики на уроках шумят, переговариваются, перебрасывают записки друг другу. Замечания и угрозы не помогают. Родители игнорируют подобное поведение учащихся. Скажите, как организовать работу так, чтобы в классе была тишина? Учитель ЮЛ. Бубкина, г. Краснодар

Наиболее верным способом является удаление всех из класса — тишина гарантирована. Но если серьезно, то шум в классе свидетельствует о потере интереса у учащихся к изучаемому материалу. При классно-урочной системе обучения сложно добиться подобного интереса от всех учеников, так как у каждого свой темп и возможности усвоения материала. В идеале необходимо организовать процесс таким образом, чтобы у каждого ребенка была возможность изучать тот материал, который ему нравится. Также важно обратить внимание на форму подачи материала и её соответствие возрасту учащихся. Важно понять причину отсутствия подобного интереса. Часто она бывает весьма банальной, например, учитель слишком быстро говорит, и дети не успевают усваивать материал. Можно использовать стремление детей к общению с использованием групповых дискуссий, игровых форм обучения и т.д. (в зависимости от возраста учащихся).

Народное образование 7'2013 (КОНСУЛЬТАЦИИ Консультант Вера Николаевна Могилева,

доцент Воронежского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук)

Как противостоять беспределу со стороны учеников

В последние годы всё чаще сталкиваюсь с грубостью учащихся в школе. Они могут вызывающе отвечать на замечания учителя, использовать бранные слова и даже нецензурную лексику. Свобода в школьной жизни всё чаще стала превращаться во вседозволенность. Подростки могут на уроке позволить в адрес учителя любое неприличное высказывание. Скажите, как противостоять этому беспределу со стороны учеников? И. И, Петрова, учитель школы № 4, г. Урюпинск Волгоградской обл.

Если взрослые будут находиться в противостоянии с учащимися, то это спровоцирует непрекращающиеся конфликты между учениками и учителем. Доводы, что мы взрослые и учителя, и уже потому заслуживаем уважения, не являются убедительными для подростков. Требования от детей уважения априори, только потому, что мы старше, не срабатывают. Соответственно, мы неправы, если исходим из того, что с нашей точки зрения, ребёнок обязан слушать нас в любом случае, независимо от нашей правоты и уровня компетентности в том или ином вопросе. Только отношение к ребёнку как к равному, уважение его мнения может вызывать у учащихся уважение к учителю, особенно среди подростков.

Часто взрослые сами провоцируют детей на грубость, разговаривая с ними с позиции силы и мнимого авторитета. Говоря ребёнку «Ты ведёшь себя отвратительно», «Прекрати сейчас же», «Я запрещаю тебе так со мной разговаривать», вы только усугубляете конфликт, провоцируя его на агрессию. Представьте, что так разговаривают с вами. Какие бы эмоции это у вас вызвало? В таких ситуациях лучше использовать высказывания, отражающие ваше эмоциональное состояние в данный момент, например, «Меня расстраивают твои слова» или «Мне неприятно, когда ты так себя ведёшь. Поэтому я прошу тебя успокоиться». В этом случае, описывая свои эмоции, а не действия подростка (как правило, это происходит в осуждающей форме), вы передаёте ответственность за происходящее собеседнику.

По правилам этикета детей старше 13 лет требуется называть на «Вы». Это подчёркивает их переход во взрослую позицию, наделяет их дополнительной ответственностью и задаёт иную модель общения. В этой модели учитель должен стать образцом для ребёнка, т.е. ни при каких условиях он не может позволить себе оскорбить или унизить ученика, даже если тот вызывает у него гнев и негодование. Педагогу важно научиться самостоятельно справляться с подобными эмоциями и понять свой собственный психологический механизм, который провоцирует детей на агрессию по отношению к нему во время урока.

Народное образование 7'2013 (КОНСУЛЬТАЦИИ Консультант Вера Николаевна Могилева,

доцент Воронежского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук)

Как добиться, чтобы все дети носили форму?

В нашей школе все учащиеся должны носить форму и соблюдать требования к внешнему виду — отсутствие макияжа и длинных ногтей у девочек, широких джинсов и лохматых причёсок у мальчиков. Многие учащиеся не соблюдают эти требования, особенно подростки. Скажите, как добитъся, чтобы все дети носили форму?     Учитель с 20-летним педстажем. г. Воронеж

Для подростков важно выделиться, показать, что они отличаются от других. Одежда — это один из основных способов обратить на себя внимание. И доводы взрослых о том, что выделяться надо умом и знаниями, в этом возрасте не работают. Особенность работы человеческой психики такова, что чем категоричнее запреты, тем больше хочется их нарушить. Чаще всего это проявляется в подростковом возрасте. Подростки относятся к маргинальной возрастной группе, т.е. группе, которая дистанцируется от социума, противопоставляется ему. Это дистанцирование позволит ребёнку на следующем возрастном этапе — в юношеском возрасте — выработать новое мировоззрение, отличное от мировоззрения своих родителей, но более соответствующее переживаемому обществом этапу развития. Поэтому важно найти с подростками общий язык, смягчив свои требования, выстраивая общение с ними в виде диалога на уровне «взрослый-взрослый». Как правило, если нет жёсткого давления на ребёнка в подростковом возрасте, то у него к 14—15 годам появляется внутреннее стремление к более изящной и скромной одежде: строгим костюмам, аккуратным платьям и т.п. Если же жёстко требовать носить форму, которая подросткам не нравится, конфликт может затянуться и состояние протеста усугубится. Важен и тот факт, насколько форма удобна и красива. Как правило, взрослые выбирают форму, которая приемлема для младших школьников, но никак не для подростков. Поэтому можно совместно с подростками создать вариант формы, который бы устроил обе стороны. Этот вариант обязательно должен отличаться от формы для младшего школьного звена, подчёркивая возрастной статус подростков и их индивидуальность.

Народное образование 7'2013 (КОНСУЛЬТАЦИИ Консультант Вера Николаевна Могилева,

доцент Воронежского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук)

Приложение 5

Материал для размышления

1. Наказание порождает страх. Вы можете так напугать ребенка, что в результате он сразу же перестанет вести себя плохо. Но это лишь видимость того, что наказание принесло желаемый эффект. Внимательно наблюдая за поведением ребенка после наказания, Вы заметите, что он старается найти способы, чтобы свести счеты со своими обидчиками. Он может дразнить младших братьев, сестер или домашних животных, получать плохие оценки в школе, портить свои или Ваши вещи, убегать из дома и забывать о своих домашних обязанностях. Это перечень негативных реакций на наказания можно продолжать еще долго. Наказывая, Вы отучаете ребенка контролировать свое поведение. Малыш понимает, что теперь можно об этом не задумываться, так как родитель все сделает сам: «Если я поступлю плохо, мама меня накажет, ну-ка проверим…». Ребенок становится зависимым от взрослого, одно присутствие которого может вызывать в нем страх. Наказание не оказывает никакого влияния на развитие навыка отвечать за свои поступки. Напротив, наказывая, вы устанавливаете такие нормы поведения, при которых провинившиеся дети стараются выйти сухими из воды. А это ни в коей мере не способствует совершенствованию их собственных моральных принципов. Когда вы применяете физическое наказание, ребенок становится либо чересчур уступчивым, либо слишком упрямым, а зачастую и мстительным. Он сосредоточивается на том, чтобы свести счеты с тем, кто его наказал, и не думает о последствиях своего недостойного поведения, о том, какой урок необходимо извлечь для себя. Прямой противоположностью поведения, контролируемого влиятельной личностью, является самоконтроль, основанный на ценностных ориентировках самого ребенка. Ребенок учится отвечать за свои поступки сам и ведет себя так, как считает необходимым. Наказание также несет в себе и другие побочные эффекты. Это занижение чувства собственного достоинства, или поведение, продиктованное чувством страха; это смешанное чувство обиды, нанесенной вам человеком, на любовь которого вы рассчитывали; это укрепление веры в то, что действовать с позиции силы – единственный способ добиться того, чего хочешь. Кроме того, наказание делает ребенка недоверчивым и побуждает скрывать свои ошибки.

2. Родителей курящих школьников будут наказывать

08.07.2013     Еще один способ борьбы с подростковым курением нашли в Самаре.

«Курить — здоровью вредить» — до боли знакомая многим фраза в последнее время перешла из разряда заповедей в шутку. Без страха быть замеченными и особого стеснения многие старшеклассники закуривают, даже не выходя за территорию школы.
Число курящих школьников стремительно растет. А возраст, в котором наступает зависимость от никотина, столь же стремительно падает. Родители, ответственные в том числе и за здоровье своих детей, в этом случае авторитет потеряли и об обязанностях, вероятно, забыли.
Теперь же, на родителей самарских школьников, которых «ловят» с сигаретами, заводят дела. Мам и пап обвиняют в ненадлежащем исполнении своих обязанностей по воспитанию детей. Наказанием является либо штраф, либо административный арест на срок до 5 суток.

3. С 1 сентября вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Законом вводится ряд новых положений, которые призваны в большей степени стабилизировать и сделать более качественным учебный процесс. Одной из серьезных новаций, введенных законом, является возможность применения дисциплинарного взыскания к обучающимся. Так, статьей 43 закона предусмотрено, что за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, а именно: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом в законе содержится положение относительно того, к каким лицам меры дисциплинарного воздействия не применяются. Установлено, что меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). Также не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. При выборе меры взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося является крайней мерой и применяется по решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков в отношении обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Отчисление применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, а также нормальное функционирование организации. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей  и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Законом предусмотрена возможность  обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Право обжалования имеют обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему "Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся".

Данное выступление дает ответ на вопросы: "Что такое мотивация?", "Как развить мотивацию?", "Какие этапы волевого действия можно использовать?"...

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Содержание  Введение ..................................................................................................Глава I. Теоретические основы методов стимулирования учебной деятельнос...

Поощрение и наказание как методы стимулирования

Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и в воспитании студентов, мы ни рассматривали, все они в конечном счете сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют развитие поло...

Методы стимулирования поведения и деятельности – рассказ.

Рассказ  производит  должное  впечатление  только  тогда,  когда  выполняется  профессионально.  Неумелый,  косноязычный  рассказчик  не...

Методы стимулирования поведения и деятельности – этическая беседа.

Этическая  беседа  –  метод  систематического  и  последовательного  обсуждения  знаний,  предполагающий  участие  обеих  сторон...

Методы стимулирования поведения и деятельности – пример.

Пример  –  воспитательный  метод  исключительной  силы.  Его  воздействие основывается  на  известной  закономерности:  явления,  восп...

Методы стимулирования поведения и деятельности – разъяснение.

Разъяснение  –  метод  эмоционально-словесного  воздействия  на  воспитанников.  Важная  черта,  отличающая  разъяснение  от  объяснен...