Военная фотолетопись Андрея Кононова
методическая разработка (11 класс) на тему

Галина Акатова

В мае народ России и все передовое человечество отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. Исторические события 1941-1945 годов не просто веха в истории поколения, а годы великого смятения, борьбы, мужества и отваги народов Советского Союза и Европы. Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив мир на Земле и Великую Победу. К сожалению, с каждым годом все меньше и меньше остаются вместе с нами участники войны. Именно им мы обязаны тем, что над нами светит солнце и сияет голубое небо. А значит, наш долг – помнить о тех суровых днях и героях войны. 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена.

Наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне. Именно поэтому важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из биографий родственников обучающихся и преподавателей.

Мы действительно «в неоплатном долгу перед солдатами Великой Отечественной войны».

Студентами Задонского политиехнического техникума под руководством преподавателя Акатовой Г.С. провели большую исследовательскую работу, побывав в семье А.С. Кононова, были найдены на сайте Подвиг народа наградные листы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект70.69 КБ
PDF icon Архивный материал1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Краеведческая конференция «Наследие отчего края», посвященная 70-летию Великой Победы.

Направление проекта: нравственно-патриотическое, историческое, художественно-литературное

Тема проекта «ФОТОЛЕТОПИСЬ АНДРЕЯ КОНОНОВА»

Автор проекта: Кононова Олеся Сергеевна,

студентка группы Т-1

Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум»

Руководитель: Акатова Галина Сергеевна

г. Задонск, 2015 г

Содержание

  1. Введение.
  1. .  Актуальность темы.
  2. .Проблема проекта.
  3. . Объект исследования.
  4. . Предмет исследования.
  5. . Цели данного исследования.
  6. . Гипотеза исследования.
  7. . Методы исследования.
  8. . Практическая ценность.
  9. . Новизна исследования.
  10. . Теоретическая значимость проекта.
  11. . Практическая значимость исследования.
  12. . Ход работы над проектом.

2.Основная часть.

2.1.Исторические сведения.

2.2.Исследования (сбор и обработка информации)

2.3.Результаты исследования.

3.Заключение (вывод).

4. Список литературы.

5. Приложение (диск, фотографии).

  1. Введение

Вот пролетают за вехой вехи.

И мир уже в двадцать первом веке,

Но будут помнить потомки свято

Подвиг солдат века двадцатого!

Пусть память хранить помогут эти

70 ШАГОВ К ПОБЕДЕ.

  1. Актуальность темы: 

В мае народ России и все передовое человечество отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. Исторические события 1941-1945 годов не просто веха в истории поколения, а годы великого смятения, борьбы, мужества и отваги народов Советского Союза и Европы. Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив мир на Земле и Великую Победу. К сожалению, с каждым годом все меньше и меньше остаются вместе с нами участники войны. Именно им мы обязаны тем, что над нами светит солнце и сияет голубое небо. А значит, наш долг – помнить о тех суровых днях и героях войны. 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. 

Наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне. Именно поэтому важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из биографий родственников обучающихся и преподавателей.

Мы действительно «в неоплатном долгу перед солдатами Великой Отечественной войны».

  1. Проблема исследования: 

Наше время – время бурных социальных и экономических перемен, преобразования общества – требует от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, героико-патриотических традиций нашей Родины, формирования у студентов чувства гордости за величие страны, уважения к старшему поколению.

В 2015 году вся страна отмечает 70-летие Великой Победы, что позволяет по-новому обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.

Сегодня нас всех объединяет одно общее прошлое, которого мы должны быть достойны. Мы должны быть достойными того подвига, который совершили для нас наши отцы, деды, прадеды, матери, бабушки, стоя как один, плечом к плечу. У нас просто нет права забыть цену Победы, которую заплатил весь советский народ, чтобы обеспечить мир над головой своих потомков.  

Великая Отечественная Война – это беспрецедентный пример мужества, стойкости и непоколебимой веры в справедливую победу всего народа, который сплотившись, сумел противостоять самой мощной армии. Великая Отечественная Война – это рана, которая еще долго будет кровоточить в сердцах миллионов, возвращая память в ставшие уже такими далекими, годы военной оккупации. И сколько бы лет еще не прошло, время не в силах стереть народную память, которая будет жить в сердце каждого потомка, обеспечивая тесную связь времен и поколений. И пусть сегодня уже нет той страны, которую защищали наши предки, и мы живем совсем в другом государстве, но мы всегда с гордостью будем говорить – наша Победа!

  1. Объект исследования: Семья ветерана Великой Отечественной войны, фоторазведчика Кононова Андрея Сергеевича.
  2. Предмет исследования:

Ветеран Великой Отечественной войны, военный фоторазведчик Кононов Андрей Сергеевич

  1. Цели данного исследования:
  • создание условий для совершенствования и развития системы патриотического воспитания учащихся, для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей;
  • повышение престижа у подрастающего поколения подвига Советского народа в годы войны, осознания значимости Победы для страны и всего мира.
  • сохранить память об участнике Великой Отечественной войны – жителе Задонска, военном фоторазведчике Кононове А.С. в виде создания виртуального армейского фотоальбома ветерана.

Выполнение обозначенной цели обусловило постановку следующих задач:

  • собрать воспоминания родных А.С. Кононова о Великой Отечественной войне и его военной деятельности;
  • создать презентацию «Военная фотолетопись Андрея Кононова» и выступить с ней на внеклассном мероприятии студентов первого курса техникума с приглашением родственников А. Кононова;
  • привлечь внимание к сохранению и изучению семейного архива и реликвий, традиций семьи;
  • создать фотоальбом по итогам исследовательской работы.
  1. Гипотеза исследования: Проект «Военная фотолетопись Андрея Кононова» предполагает сформировать гражданские качества у обучающихся, воспитать патриота своей страны, развить познавательную активность, углубить знания детей об историческом и героическом прошлом Родины, Великой Отечественной войне 1941-1945года. Знакомит с земляками, кто ковал победу на фронте, кто шел к ней и пал в борьбе за Отечество, ныне живущими ветеранами Великой Отечественной войны. 
  2. Методы исследования: 

сбор архивных документов: опрос родственников, поиск документальных источников в семейном архиве, на сайтах «Подвиг народа» и «Мемориал», анализ полученных информаций и фактов.

  1. Практическая ценность: 

В результате проведенной работы собрана информация о Кононове Андрее Сергеевиче – участнике ВОВ, военном фоторазведчике, кавалере ордена «Красная звезда» и его значимости для приближения Победы.

Как мы выяснили в процессе исследования при изучении истории Великой Отечественной войны отводится совсем немного времени, и обучающиеся имеют отрывочные представления о героях войны, поэтому создаваемый проект имеет большую значимость и  предполагает осуществление патриотического  воспитания молодого поколения путём вовлечения студентов, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, поиск новой информации.

Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков истории, тематических классных часов и Уроков Мужества.

Образовательный продукт данного исследовательского проекта – Книга Памяти.

  1. Новизна исследования заключается в следующем:
  1. Подтверждается сущность и целесообразность патриотического воспитания обучающихся посредством поисковой работы.
  2.  Определены показатели готовности обучающихся к участию в проводимой работе.
  1. Теоретическая значимость проекта заключается в том, что собран обширный интересный материал о военном фоторазведчике, чьи материалы были очень долгое время засекречены, нашем земляке Кононове А.С.
  2. Практическая значимость проекта состоит в том, что полученные результаты обеспечивают преподавателей и классных руководителей обоснованными выводами и рекомендациями по организации патриотического воспитания обучающихся. Студенты группы Т-1 проявили большой интерес к заявленной теме. В наше время особо важно именно личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими боевыми и трудовыми подвигами прославляли имя родной страны, позволит задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир.
  3. Ход работы над проектом:

1 этап. Изучение  литературы и материалов сетей интернета  по данной теме.

2 этап.  Сбор и анализ всего имеющегося в семейном архиве Кононовых материала, связанного с жизнью А.С. Кононова.
3 этап.  Создать лучший подарок родственникам ветерана войны к 70-летию победы:   историческую презентацию и фотоальбом «Военная фотолетопись Андрея Кононова»

4 этап.  Презентация продуктов  проекта студентам первого курса техникума на внеклассном мероприятии «Военная фотолетопись Андрея Кононова».   Рассказать о военных фотографиях и деятельности прославленного аэрофоторазведчика.  

2. Основная часть.

Нас покидают ветераны,
Те, что подобно бурлакам -
Тащили из болота страны,
И били злобе по рукам.
Пока нам есть, кого благодарить,
Давайте будем помнить и любить.
Давайте, будем помогать, пока,
Они не вознеслись на облака.
Пусть далеко от нас ушла война,
Тех, кто остался, подержи, страна!..

2.1. Исторические сведения

Война есть противное человеческому естеству состояние", - писал Лев Толстой, и я согласна с этим утверждением, ведь война приносит только слезы, страх, кровь.

Давно отгремели бои Великой Отечественной войны. Поросли быльем события тех лет, зарубцевались раны на теле земли. Мы живем в XXI веке, семьдесят лет отделяют нас от той войны. Ее отголоски все дальше, а ветеранов остается все меньше. И больно от мысли, что мало сказано слов благодарности и любви. Великая Отечественная война потребовала от нашего народа, от каждого советского человека напряжения всех его душевных и физических сил. Она раскрыла перед всем миром душевную силу, стойкость и мужество советского народа. Такого массового героизма ещё не знала история человечества. Василь Быков писал, что во время войны «мы осознали свою силу и поняли, на что сами способны». Война все подчиняла себе, не было у народа более важной задачи, чем одолеть захватчиков.

 «За годы Великой Отечественной войны свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза. Более 300 раз в годы войны был повторен бессмертный подвиг Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру вражеской огневой точки». И все же на войне нет сверх героев. Герои все. Каждый совершает свой собственный подвиг: кто-то рвётся в бой, под пули, другие внешне незаметные, налаживают связь, снабжение, работают на заводах до изнеможения, спасают раненых. Как писал Е. Летов: “Солдатами не рождаются, Солдатами умирают”.

Более 4 лет Великой Отечественной войны должны остаться в памяти наследников, 1418 дней, которые перевернули жизни десятков миллионов людей.

Разведчики на войне всегда были элитой армии. Они добывали для командиров ценнейшую информацию о передвижениях вражеских войск, и благодаря этому наши полководцы принимали правильные боевые решения. Самой точной разведывательной информацией, пожалуй, можно назвать фотоснимки позиций неприятеля. Советская армия в годы Великой Отечественной войны располагала средствами для получения таких фотоданных. Только фотоаппаратурой были оборудованы самолеты, которые старались быть как можно «незаметнее», чтобы получить ценный фотоснимок местности.

  1. Исследование проекта.

Свою исследовательскую работу я начала 14 января 2015 года с посещения семьи бывшего заведующего отделения нашего техникума Кононова Николая Андреевича и преподавателя инженерной графики Надежды Фёдоровны Кононовой. Они мне рассказали о нелёгкой военной деятельности их отца аэрофоторазведчика Андрея Сергеевича.

Люди пожилого возраста хорошо помнят Задонского фотографа Андрея Кононова. Он снимал всех — «на паспорт», «к свадьбе», просто к случаю… Но мало кто знал, что и на войне он не выпускал из рук фотокамеры… Целую историческую эпоху на фотопленке оставил потомкам фотограф Андрей Кононов.

В семье Николая Андреевича и Надежды Фёдоровны Кононовых хранятся два альбома Андрея Сергеевича, с его подлинными подписями под фотографиями, выполненные каллиграфическим почерком ретушёра, которые сохранены до сегодняшнего дня. Этим бесценным богатством они поделились, и не без слёз были их воспоминания о самом дорогом человеке.

В далеком 1916 году 16 октября, в семье купца первой гильдии Сергея Платоновича Кононова и Анастасии Георгиевны Примогеновой, родился еще один сын, назвали его Андреем. Не думали в тот момент счастливые родители,  какая трудная и нелегкая судьба ждет их сыновей.  Мальчишкой вместе с братьями Сергеем, Дмитрием и Георгием помогал отцу, который занимался торговлей. Потом учился, играл в оркестре, рисовал, но получить образование детям купца было невозможно. Андрей рос  разносторонне талантливым, музыкальным и начитанным, научился различным ремёслам. Изучив не очень распространённое в те времена  фотодело, оказался востребованным для уездного городка. Перед самой войной женился на Анне Ивановне Будариной,  сироте, которую не очень приняла семья, но оставшись в войну без  сыновей, примирились и жили очень дружно.  Андрей Сергеевич ушел на фронт на второй день войны. Друг Андрея Сергеевича Александр Семёнович Заворыкина рассказывает: «В фотографии мы работали тогда втроём, Андрей был за старшего. Жили дружно и весело, день был наполнен шутками, товарищескими подначками. Помню, поболтать к нам заходили знакомые ребята. С табаком тогда было трудновато, вот и одалживались у нас, а однажды на столе Андрея выросла целая горка махорки, а над ней — табличка: «Любительский, чужой сорт. Закуривай!». Так вот и жили, а потом как-то в разгар рабочего дня в раскрытую дверь нашей каморки кто-то крикнул: война! Это было двадцать второго июня 1941 года. На следующий день Андрей хлопнул меня по плечу: «Принимай, Сашка, лабораторию. Вещички только мои жене снеси»

Специальность фотографа пригодилась на фронте сразу же, и он уже в первые дни попал на аэродром под Орлом и «каждый щелчок затвора фотоаппарата стрелял по врагу» (А. В. Косякин). «География» его снимков такая: от Ельца до Берлина, а это Брянский, Воронежский, Первый Украинский фронта…

Андрей со своими товарищами занимался на войне опасным делом — фоторазведкой. На лёгких самолётиках У-2 (их фашисты называли «руссфанер») над позициями врага снимали ландшафт, военные объекты — словом, помогали командованию разрабатывать стратегию и тактику боевых действий.

Перелистывая страницы альбома с фотолетописью Великой Отечественной войны, видим уникальные документальные кадры. За этими кадрами – суровая правда войны. Одна из страниц альбома была названа Андреем: Прерванный полёт.  Посвящена Юрию Горобко, на которой автор сделал такую надпись: «Герой Советского Союза, звание получил на Халкин-голе. Похоронен в Ельце около кинотеатра «Россия»». А сопровождать командира в том полёте должен был старшина Кононов. (1942 год) И лишь по случайности Ю. Горобко взял с собой в полёт другого аэросъёмщика. Последним оказался тот полёт для героя Халкин-гола.

А вот со снимка смотрят совсем юные ребята и надпись, сделанная Андреем «Пока все ещё живы…»   На обратной стороне фотографии еще одна запись:

«Из разных  концов Великой  Страны семёрка друзей приплыла,

Их сила Суровой Священной Войны в единую семью слила!

9.10.1942.Ч-Никольский.»

Со следующего снимка улыбаются так же и молодые девушки. Все только начинается, впереди ещё четыре долгих года страшной войны… Не все дожили до Победы.

Рассматривая альбом, вспоминаются строчки:

Нет в России семьи такой,-

Где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.

Этот взгляд словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

Переворачиваю ещё одну страницу Военного альбома. Где-то на болотной кочке с винтовками, нацеленными на врага, стоят пятеро бойцов. Подпись на фото «фашистская нечисть лавиной рвалась, земля под ногами стонала. Пятёрка героев жестоко дралась ни пяди земли не сдавала! Октябрь 1942 год Жердевка, Тамбовская область, фото Кононова». Здесь же находятся и частички настоящей фотоплёнки, которую использовал Андрей.

Есть в альбоме снимки, сделанные с небольшой высоты: вот железнодорожный мост, вот среди копен сена полевой аэродром, вот лоскуты пашни и пятна зелёных массивов...

Самолёты летали очень низко, это позволяло делать точные фотокопии местности и подвергать себя риску – сбить У-2 с земли можно было автоматной очередью. А у Андрея и пилота вместо оружия штурвал и фотоаппарат.

Однажды уже после съёмки подбитый самолёт начал падать. Удар о землю смягчили деревья, и Кононов с пилотом чудом остались живы. С трудом выбрались из горящей машины, и она тут же взорвалась. Но отснятые плёнки были доставлены в штаб вовремя. Данных фоторазведки ждали всегда с нетерпением, часто на стол командира ложились мокрые снимки. Один из таких моментов запечатлел Андрей: изучение ещё мокрых снимков, но прежде, чем попасть на стол командиру фотографии ретушировали.

Сидя рядом со мной, Надежда Фёдоровна, со слезами читает свои стихи:

Чёрно-белое фото в военном альбоме,

«Рус-фанер» летит над войной,

Безусый сержант вспоминает о доме,

Немецкий «мессер» над головой.

И нет автомата, и нет гранаты,

Только щёлкает Цейс в руках,

Мы прилетим, мы – фотосолдаты.

С километрами плёнки и сединой на висках.

А вот рабочие моменты. Фотолаборатория в лесу. Андрей промокает руками в ванночках отпечатанные только что фотографии. Вдалеке у сосны сидит его товарищ, закутав руки шинелью, перезаряжает плёнку. А рядом фотография с подписью «ПАФ на задании, идёт монтаж фильма». И вот кадр – тоже кусочек фронтовой жизни. Трое копают… Окоп? А может быть могилу погибшему товарищу?

Боль и гнев, сочувствие и гордость вызывают документальные кадры. Фотографии отражают не только военные события, но и фронтовой быт, кратковременный отдых солдат. Без этих кадров тоже не было бы полной правды о войне.

Возле сарая двое бойцов распиливают толстенное бревно, не далеко третий рубит дрова. И перед объективом Андрея  пожилая женщина, повязанная платком, в руках – поленница наколотых дров. Её лицо, суровое и потемневшее, перед щелчком затвора вдруг осветила на миг улыбка – счастливая, довоенная. Улыбка не старой ещё женщины, улыбка, о которой заставила забыть война

А этот снимок сделан в Украине. Крытые соломой приземистые, но белые хатёнки, смотрятся в небольшой прудик. На берегу с хворостинками-удилищами – двое солдат. Вряд ли в этой лужице есть что-то кроме лягушек, но они ловят, но они хоть на полчаса вернулись в мирную жизнь. И не рыба им нужна – воспоминание о прошлой довоенной счастливой жизни. Кажется, что это понимают и зрители – бабушка, сидящая с внучкой на бревне возле дома.

В часть приехали артисты, и  фотограф увековечил  это: на переднем плане видны затылки и пилотки зрителей, на дальнем – на фоне стога сена музыканты. А впереди «Адольф Гитлер». Актёр, изображающий фюрера, стоит, расставив ноги, топорщит усы, в вытянутой руке – кукла. Кукла – не что иное, как Геббельс с микрофоном и поджатыми от страха ногами.

Уставшие после полётов разведчики, но довольные, что все остались живы и невредимы. А рядом с фотографии смотрят и улыбаются молодые ребята, вместе с ними улыбается и Андрей. На фотографии почерком Автора  написано «Весёлые ребята. Кононов, Фёдоров, Куксенко,  Веселовский, 1941год»

Вот двое солдат на столе расставили шахматы и на фотографа не обращают никакого внимания, оба улыбаются, как будто и не было  полётов в тыл враг…

В часть пришло пополнение, приехали новобранцы, такие молодые, «салаги» ещё… И перед боевым крещением необходимо угостить сигареткой, все ли дойдут до Берлина?

А серия этих снимков называется «Проводы сержанта Шершнёва в отпуск в Москву». Вот счастливый Шершнев пожимает на прощанье руки своим товарищам, а вот они машут ему пилотками, а вот удаляющийся по просёлочной дороге с чемоданом в руке. И уже чувство скорой Победы, поэтому и появилась надпись на следующей фотографии «А у нас Спартакиада… Гоним фрицев…»

А вот фото свадебного застолья, центре стола - жених и невеста. И нет черного костюма и белой фаты – гимнастёрка и простенькое платьице. Но свадьба не стала от этого скучнее, даже в пляс пошли и Андрей тоже не удержался, вместе со всеми пляшет вприсядку «Жизнь продолжается, Петроченко женится, а мы танцуем» … Смотришь на эти счастливые лица и думаешь: а где-то там война…

Война – жесточе нет слова.
Война – святее нет слова.
В точке и на славе этих лет
И на устах иного.
Еще не может быть и нет.
Помните!
Через века, через года!
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Помните!  

Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем  яснее становится их величие. К таким событиям относится ВОВ.

На кадрах, пойманных объективом фотоаппарата Андрея, – трагедия войны. За каждым историческим снимком – труд и опасность, терпение и мужество. Фоторазведчики оказывались в самых горячих точках. Вместе с пилотами они летали в тыл к врагу, только на борту у них нет ни пулемёта, ни бомбы, в руках - не автомат, а – только лишь один фотоаппарат.

Переворачивая следующую страницу альбома, мы видим страшные кадры той ужасной войны. На оккупированной территории фашисты уничтожали целые деревни, убивали, сжигали мирных жителей: женщин, детей, стариков. Никого не щадили. Следов фашистских преступлений много.

Тот солдат не вернулся с войны,

Он уже никогда не вернётся.    

Он, как и вы, видел светлые сны,  

В них девчонка грустит и смеётся.

Этой девочки нет, не вернулась с войны,

Шагнула из детства в окопы.  

И нет внука у них. Не вернулся с войны.

Не родился, по травке не топал.

Могильные холмики заросли,

Не стоит караул почётный.

Мамы письма их берегли.

Треугольнички.  В рамочках фото.

Вам по этой Земле шагать,

До утра любоваться на звёзды.

Сыну про девочку ту рассказать,

Сдвинув брови сурово и грозно.

Не забыть, к  заросшей могиле прийти,

Зажав в кулаке гвоздики.    

И как внук,  

Не пришедший с той страшной войны

Попросить прощения тихо.1

Вот она со всей жестокостью: «Бой под Ельцом», разбитые Воронеж, остов здания обкома, военная дорога Воронеж-Задонск  и… немецкое кладбище в Кольцовском сквере, печальная картина, состоящая из могильных крестов. И лаконичная подпись каллиграфическим почерком под снимком: «Немецкие захватчики пытались захватить нашу землю». А вот и сами «завоеватели». По белому полю идёт колонна, на переднем плане примороженные, скрюченные немцы  в бабьих платках, глаза от фотоаппарата отводят. Да это расплата. Тема эта в фотографиях Андрея Сергеевича звучит все время настойчиво. Вот  разбитая техника врага после его окружения возле железнодорожной станции Косторная, вот хвост торчащего из снега, сбитого под Киевом немецкого самолёта, груды вражеского железа в районе Курской дуги, Котбуса, Опельна, Глагау, Берлина.  И фото на память на фоне разбитого немецкого танка. Снимки поверженного города, сделанные Андреем Сергеевичем с крыши рейхстага, на который он поднимался, и с самолёта. А вот и сам рейхстаг, ставший сейчас символом нашей победы и фоном для фотографирования победителей на память.

И последняя страниц в первом альбоме, это частички пленки, фотографии фронтовых товарищей, все ли останутся живы ведь до конца войны ещё так далеко целых полгода, долгих полгода  и надпись «Этот альбом изготовлен в Ярословичах Житомировской обл. в 1944 г. Окончен набор фото в г. Кольбушов 15.11.44г»

Сорок четвертый!
Еще война, но мы упрямо верим,
Что будет день, мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь откроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.

Последние дни и часы великой трагической битвы с фашизмом, и радость победы передал в своих снимках Андрей: победители  на фоне поверженного Рейхстага и Памятника Свободы, построенного в 1941-42 г. в честь победы над Россией (самонадеянность Гитлера), и надпись рукой фотографа «Просчитались фрицы», маршал Жуков позирует фотографу на ступенях этого самого Рейхстага, наши подписывают с американцами договор, встреча с американцами на Эльбе…и рука Андрея вывела надпись «Встреча прошла не на самом высоком уровне»…

 Первомайское построение, в строю – подтянутые солдаты и офицеры. Всего несколько Дней до Победы! Но несколько дней войны. Все ли дожили до радостного и долгожданного 9 Мая? Кто знает…

И знаменитую надпись «Мы из Ельца» увидел Андрей Кононов через объектив своего фотоаппарата…

Эти редчайшие и бесценные снимки хранятся в альбомах Андрея Сергеевича и с разрешения сына Николая Андреевича мы сегодня имеем возможность виртуально листать уникальный альбом фоторазведчика. 

И вот она долгожданная Победа!

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на Землю тишина,

Промчалась весть от края и до края!

Мир победил! Окончена война.

Но до дома ещё долгих полгода, поэтому у всех на снимках радостно-ностальгическое настроение. Поэтому под фотографиями вижу такие надписи «Май 45. Берлин. Бери шинель, пойдём домой…» и «А дома сады цветут… 1945 год…»

 Давно отгремели смех и плач Победы, жёны уже попривыкли к вернувшимся мужьям, вдовы, окаменев сердцем, продолжали одни растить ребятишек, а его всё не отпускала служба. Жена, Анна Ивановна, понимала, что где-то там, в войсках, он по-прежнему нужен, её Андрей, но к гордости той неизменно примешивалась и женская обида.

«Дорогой товарищ старшина Кононов Андрей Сергеевич! Героическая Красная Армия в жестоких битвах повергла в прах фашистскую Германию, отстояла честь нашей любимой Родины. Знамя свободы гордо реет над советской страной.  В веках будет жить слава русских чудо-богатырей, одержавших победу над самым сильным, злобным и коварным врагом, которого знала история.

 Вы служили в прославленной Воздушной Армии. Её крылатые воины громили врага на земле и в воздухе. Они помогали доблестным советским пехотинцам, танкистам и артиллеристам сокрушать врага под Воронежем и Белгородом, под Харьковом и Киевом, под Львовом и Ченстоховым, под Краковом и Катовицами. Они уничтожили вражеские войска на Одре, Шпрее и Эльбе. Их героический ратный труд увенчался взятием Берлина и Дрездена, освобождением столицы братской нам Чехословакии города Праги.

За свои боевые успехи наша Армия, в том числе и вы, получила тридцать шесть благодарностей от Верховного Главнокомандующего товарища Сталина. Слава Вам, доблестный воин, патриот нашей любимой Родины!

Тысячи героев, совершивших бессмертные подвиги, вышли из рядов нашей Армии. Это Ваши товарищи по оружию, с которыми Вы делили все горести и радости боевой солдатской жизни. Пусть же живёт в Вашем сердце гордое сознание, что немалая доля Ваших трудов заложена в победах, которые прославили знамёна нашей Армии.

 С любовью ждут Вас на Родине. Ваша семья, Ваши друзья, весь советский народ приветствует Вас, возвращающегося домой с победой.

Командование Армии глубоко уверено, что Ваша безграничная любовь к Родине, которую Вы проявляли ежедневно на фронте и в боевой учёбе, станет неисчерпаемым источником Ваших трудовых подвигов в мирный период. Вы поможете Родине успешно выполнить план грандиозных работ новой Сталинской пятилетки. Ваш самоотверженный труд сделает нашу страну еще более счастливой и могущественной.

Будьте и впредь верны нашей великой большевистской партии и любимому вождю и учителю товарищу Сталину.

Объявляю Вам благодарность за безупречную службу, желаю здоровья на многие годы и успехов в Вашей трудовой жизни».* Это строки из благодарственного письма Андрею Сергеевичу от Главнокомандующего воздушной армии.

Есть и ещё одна фотография в этом альбоме — она приклеена на обороте последней страницы. Групповой портрет фронтовых друзей. Подпись: «С Победой – на Родину!». На лицах – радостные улыбки. Улыбается с фотографии и Андрей Кононов. Указ от 20 марта 1946 года о демобилизации и домой к любимой жене.

Печаль и тоска - сёстры.
Печаль как вуаль легка.
А тоска!
Это годы и вёрсты.
Взгляд усталый из под платка.

Провожали на век, прощались,                                                                                                                                      Вслед глядели из под руки,                                                                                                                          Молча  сердца  разрывались,                                                                                                                                       От любви, от тоски  на куски.

Потом треугольнички –письма                                                                                                        Прогоняли тоску и печаль.                                                                                                                               Расцветали и зрели вишни,                                                                                                            Подрастали, смотрели вдаль.

Тоска и печаль – сёстры,                                                                                                                 Гладит косу седую рука.                                                                                                                                                                                         Через годы войны и вёрсты                                                                                                                Хмельные  от  встречи  слегка.

В этом доме тоска навеки                                                                                                                     Поселилась.  Из года в год

В мае улыбками  светлыми

Встречает  Победу народ.

А у  ветхой калитки под вишнями,                                                                                                    Смотрит бабушка из-под руки

Как в те юные годы давнишние,                                                                                                             Когда сердце не знало тоски.2

Спустившись с Каменной горы (шла из больницы), на городской площади увидела вдруг его, задохнулась – то ли от налетевшего ветра, то ли от неожиданности. И людской водоворот тогда замедлил своё движение, прохожие осторожно обтекали Её и Его. Лишь минуту спустя, когда смогла говорить, только и сказала: «Чуб-то, Андрей...». «Когда-то роскошный и чёрный чуб Андрея был совсем белый...» 6

«Потом вернулся и всю жизнь работал в фотоателье. Добросовестно. Куча наград, медалей, листов похвальных и грамот, ветеран труда, родил двух сыновей. К сожалению, Миша рано умер, в 37 лет. Очень хороший человек, умница, красавец, упал на заводе на трубу, болел и безвременно ушёл из жизни. Андрей Сергеевич ушёл на пенсию  уже из Дома Быта, фотоателье в последние годы перевели туда. Скромный, обычный трудяга. В свободное время занимался садом. Отличные были сорта вишен, смородины, слив, крыжовника, айвы, которыми делились его бывшие однополчане из Харькова и берегов Волги.  Рисовал, играл на мандолине, ходил на рыбалку» вспоминает Николай Андреевич.

С фронта он пришел целым и невредимым, ни одного ранения. Но война всегда оставляет рубцы не только на теле, но и на сердце. И спустя почти сорок лет после Победы оно и не выдержало. К сожалению, Андрея Сергеевича не стало 19 августа 1984 года.

Сидя рядом с Николаем Андреевичем, задаю ему вопрос «Писал ли Андрей Сергеевич стихи? И он ответил «Он мог    сочинить что угодно, на мирных фото его дружеские пожелания часто в стихах», а Надежда Фёдоровна: «Нет, специально не писал, поэтом быть не собирался…»

А солдатом, а воевать разве собирался? Занимался бы всю жизнь мирным своим делом – снимал в студии молодожёнов, шутил бы с детишками – «Сейчас птичка вылетит» - если бы не война…

Как много лет прошло с тех пор,

Когда закончилась война.

Был молодым теперь старик,

Виски покрыла седина.

Вас много было, а теперь?

Из тысячи – один живой…

Солдат далёкой той войны,

Я говорить хочу с тобой.

Ты расскажи, как было там,

Кругом огонь, дома горят,

И слёзы скорби у ребят?

Ты мне скажи, солдат седой,

Старик с поникшей головой,

Зачем война, зачем стрелять?

Зачем друг друга убивать?

А дед смотрел во все глаза

И ничего не говорил.

С щеки моей сползла слеза…

…Ведь он победу подарил!

Много лет прошло с тех пор, как прекратили взрываться снаряды и гибнуть люди на полях сражения – 70 лет, а отголоски войны не перестают тревожить душу. Нет таких семей, которых не затронула эта кровопролитная война. Всё меньше остаётся свидетелей и участников этой трагедии народов. Тем ценнее каждое слово переживших это страшное время. Преподаватель Задонского техникума Числов Владимир Михайлович, его уже тоже нет с нами, точно выразил это в поэтических строчках: «…Пройдут года, уйдёт последний воин, смотрите и запоминайте живого победителя лицо».

В Задонске к 65-летию Победы Косякиным Александром Викторовичем, Кононовой Надеждой Федоровной – бывшим преподавателем Задонского политехнического техникума, Панковым Александром – оператором видеостудии и Малининым Романом – послушником Задонского Рождество-Богородицкого мужского  монастыря  была организована выставка «Моя победа», где один из стендов был полностью посвящён А. Кононову с его уникальными фотографиями.

Говорить об этом простом и скромном человеке можно долго, но есть вещи, которые невозможно передать словами, надо видеть ветерана своими глазами.

Невольно приходят на ум слова:

«И память нам покоя не дает,

И совесть нас с тобой частенько гложет,

 И хоть сто лет, хоть тыща лет пройдет,

 Никто у нас войны забыть не сможет.

Никто у нас войны забыть не сможет...

А тех, кто жив, кто чудом уцелел,

 Сегодня мы, как чудо, изучаем.

 Но даже чуду, чуду есть предел! –

Всё реже их на улице встречаем »

А мне, родившейся через много лет, после окончания войны,  хочется задать себе вопрос: "Всё ли мы знаем о войне, знаем ли действительную цену Победы и сможем ли сохранить значимость победы для будущего поколения?"

Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников будет вечно жить в памяти народов мира как образец мужества и героизма.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить, Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память, верьте, люди,

Всей Земле нужна.

Если мы войну забудем-

Вновь придет она.

Все подлинные фотографии я увидела в альбоме «В объективе война». Альбом бережно хранится в семье сына    Николая Андреевича    Кононова.

2.3.Результаты исследования

После беседы с родственниками ветерана Великой Отечественной войны А.С. Кононова,  собрав информацию в архивах «Подвиг народа» и «Мемориал», я узнала многое и сделала выводы о том, что Великая Отечественная война оставила след в каждой семье. Для этого мне пришлось провести настоящую поисковую работу. Итогом моей работы стал фотоальбом «Военная фотолетопись Андрея Кононова»,  внеклассное мероприятие, посвященное ветерану, на которое был приглашён сын кавалера ордена «Красная Звезда» Н.А. Кононов, подготовлена презентация с фотоматериалами Андрея Сергеевича.  

3. Заключение

Четыре года страшных испытаний...
Потери, жертвы, искалеченные судьбы...
Война... и тысячи людских страданий!..
Имён героев – никогда не позабудем!!! Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!
Людьми пусть правят только Мир и Доброта!
Пусть будет День Победы над фашизмом – Победой Мира на Планете. Навсегда!..
Пусть люди этот День не позабудут!
Пусть Память свято сохранит те имена,
Которые приблизили Победу –
Своими жизнями, перечеркнув, "война"…
Четыре года испытаний страшных!..
Мир Павшим!.. Ушедшим...

Не вернувшимся домой!..

Поклон Тыловикам!.. – на смену вставшим!..
Всем, кто Победу одержал – ПОКЛОН ЗЕМНОЙ!!!

(О. Климчук)

Выводы: знать историю своей Родины важно. Помнить тех, кто ковал победу на фронте и в тылу, кто шел к ней и пал в борьбе за Отечество, ныне живущих ветеранов Великой Отечественной войны, необходимо,  ради нашего мирного будущего.

Работа над творческим проектом «Военная фотолетопись Андрея Кононова», способствовала развитию интереса подростков к истории Великой Отечественной войны, уважительному отношению к историческому прошлому и почтению ветеранов ВОВ и тружеников тыла, творческой самореализации обучающихся, совершенствованию их интеллектуальных, технических, творческих и коммуникативных способностей, а также целеустремленности и самостоятельности. Студент, вовлеченный в проектную деятельность, творчески раскрепощается,  проявляет свою фантазию, выражает идеи своим, доступным и нужным способом. Решение тех или иных проблем заставляет студента думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать. У него развивается уверенность в своих силах, повышается самооценка. Кроме того, повысилась общая культура, характеризующая высшее проявление человеческой образованности. Дети подходят к окружающим их людям и миру в целом уважительно и творчески, учатся уверенности в том, что они смогут улучшить свою жизнь и жизнь окружающих их людей.

Чаще всего учащиеся получают информацию из книг и из уст преподавателя. Исследовательская работа осуществлялась в условиях возможности самостоятельного выбора студентами направлений деятельности, методов исследований, форм отчета о работе. Такая личностная ориентация позволила максимально приблизить проблемы исследовательской работы к жизни каждого (семей, товарищей), что способствовало переводу участников из пассивного в активного деятельного субъекта. Вместе с преподавателем и под его контролем обучающиеся самостоятельно вырабатывали и закрепляли умения работать с книгой, текстом, каталогом, электронными носителями, выделять главную мысль, структурировать текст, ориентироваться в информационном пространстве, овладевая, таким образом, новыми знаниями, включающие не только основное образование.

 Исследовательская работа позволила студентам самим прикоснуться к прекрасному, удивить окружающих новыми познаниями, а значит, проявить себя. Этот вид работы предоставляет возможность каждому сделать значимое и полезное дело для общества.

Материалы исследовательской работы с успехом используются на различных предметах, на занятиях в кружках во внеурочное время. А также размещены на сайтах

 http://lipetsktime.ru/tv/contests/aktsiya-moya-pobeda/???history=6&sample=25&ref=1 – статья руководителя проекта Г.С. Акатовой.

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98705408 – сценарий внеклассного мероприятия размещен (авторское свидетельство)

Список использованной литературы и интернет ресурсы:

  1. Н.Кононова.  Мальчишкам  21 века. Сборник стихотворений, 2010 г
  2. Н.Кононова …И пахнет весною земля… Сборник стихотворений, 2014 г
  3. http://muzofon.com/search/Нет в России семьи такой Где б не памятен был свой герой
  4. http://www.clib.yar.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2318
  5. http://lg.lpgzt.ru/aticle/32563.htm
  6. http://www.zadonsk.net/content/view/334/50/
  7. http://www.zadonsk.net/content/view/334/50/
  8. http://www.clib.yar.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2318
  9. http://lipetsktime.ru/tv/contests/aktsiya-moya-pobeda/???history=6&sample=25&ref=1 
  10. http://zapt48.ru/index/kniga_pamjati/0-111 
  11. http://ped-kopilka.ru/blogs/ciba/velikaja-otechestvenaja-voina-v-sudbah-lyudei-tvorcheskii-proekt.html
  12. http://www.obd-memorial.ru/html/default.htm

* Архивные материалы семьи Кононовых Н.А. и Н.Ф.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний полевой практикум (фотолетопись)

На основании договора от 25.05.2011 года между Управлением образования, культуры и спорта администрации городского округа «Поронайский» с   ФГУ «Государственный природный заповедник «Поронай...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Кононова Любовь Владимировна учитель начальных классов, заместитель руководителя филиала МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска по УВР

Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...

Церковь Успения Божьей Матери села Печенкино Шарьинского района Костромской области. Руководители проекта: Мальцева В.П., учитель русского языка и литературы, Кононова С.С. руководитель медиацентра

Муниципальный сетевой исследовательский проект «И повернётся к памяти душа» Ислледовательский проект посвящён церкви Успения Божьей Матери....

Разработка урока “ Урок одной задачи” 8 класс Учителя – Кононова Т. А. ТЕМА: “Тепловые процессы. Обобщающее повторение”

Наверняка опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя.Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слия...

«Проводы казака Андрея на военную службу»

«Проводы казака Андрея на военную службу»...

Индивидуальный проект «Мистика. Миссия «Вестничества»: Л.Андреев-Д.Андреев»

Мир художественной литературы в общеобразовательном процессе имеет одно из центральных мест и является базой становления личности человека. И мистика, как одна из реалий окружающего мира, активно испо...

Презентация.Индивидуальный проект «Мистика. Миссия «Вестничества»: Л.Андреев-Д.Андреев»

Мир художественной литературы в общеобразовательном процессе имеет одно из центральных мест и является базой становления личности человека. И мистика, как одна из реалий окружающего мира, активно испо...