Доклад Система работы с одаренными детьми
статья на тему

Доклад Система работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sistema_raboty_s_odarennymi_detmi.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное  учреждение

«Лицей №5» г. Губкина Белгородской области

sova

 Система подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку и литературе.

Формы работы с одаренными детьми

                                        Асеева С.А., учитель русского языка и литературы

2014 г.


            Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.  Задача современной школы – подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Цель педагога – не просто информация, передача суммы знаний, а обучение навыкам самостоятельного добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы, подготовить почву для того, чтобы  способности учеников были реализованы.

         Что же  мы обычно понимаем  под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

·   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

·   креативности;

·   настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик.

Опыт ряда школ показывает, что в настоящее время происходит движение от рационально-знаниевой, технократической парадигмы образования к методам развития способностей личности, основанных на стимулировании потребности в саморазвитии и самообучении, к духовному развитию на протяжении всей жизни человека. Только такие методы обучения и воспитания школьников могут привести к процветанию нашего общества. Говоря словами Эриха Фромма, развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

В процессе работы с одаренными детьми могут использоваться тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах: ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.д.

         Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий. В развитии таких детей должен быть принципиально новый качественный подход, в основе которого лежат принципы личностно ориентированного обучения. Это дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.

         Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне. Учителю необходимо знать дидактические принципы системы, в соответствии с которыми строится обучение развивающего уровня. Вот эти принципы:

* обучение на высоком уровне трудности;

* быстрый темп изучения программного материала;

* осознанное обучение;

* преобладание теоретических знаний над практическими навыками и умениями;

* общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых.

В связи с этим можно обозначить так называемые образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей.

            Система развивающего обучения предполагает следующие принципы:

  1. Принцип деятельности;
  2. Принцип непрерывности;
  3. Принцип целостного представления о мире;
  4. Принцип психологической комфортности;
  5. Принцип вариативности;
  6. Принцип творчества.

В школах  используются следующие технологии обучения:

  • Технология педагогических мастерских;
  • Проектное обучение;
  • Модульная технология;
  • Технология полного усвоения;
  • Проблемное усвоение.

На своих уроках я широко использую проблемное обучение. Содержание образования, смоделированное по данной технологии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Особые методические приемы позволяют достичь того, что предложенная учителем проблема превращается во внутреннюю проблему самого ребенка.  Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Проблемная ситуация —> проблема —> поиск способов решения —> решение проблемы. В ходе теоретического осмысления новых педагогических фактов была выявлена основная идея проблемного обучения: знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют едва ли не первостепенное значение, т. к. мыслительная деятельность учеников стимулируется постановкой вопросов. Вопросно-ответная форма взаимодействия ученика и учителя применялась еще в древности. Проблемный вопрос содержит в себе еще не раскрытую обучающимися проблему, область неизвестного, тех новых знаний, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс.

 Литература как вид искусства представляет огромные возможности для приобщения детей к вечным нравственным ценностям, указывает путь их духовного личностного становления и взросления.

       Путь воспитания квалифицированного читателя чрезвычайно труден. В моем представлении это не просто владение суммой литературоведческих понятий, хотя без знания основ интерпретации текста нельзя обойтись. Это прежде всего обучение диалогу с писателем, формирование умения воспринимать художественный текст как систему образов, умение видеть способы создания художественного образа, обучение самостоятельному глубокому анализу художественного произведения, умению рассуждать и желанию рассуждать. Рассуждение – ёмкое понятие. В широком смысле слова это едва ли не синоним мышления. Без него нет ни художественного произведения, ни самого человека, «мыслящего тростника», по выражению Б.Паскаля. Всякий художник, используя богатства родного языка, создает свой образный язык, творит свою эстетическую реальность. Ещё Л.Н.Толстой в 1857 году в дневнике писал: «Не могу писать без мысли». Рассуждения, раздумья пронизывают все этапы художественного творчества: от замысла произведения до последней точки в нем. Поэтому свою задачу я вижу  прежде всего в том, чтобы учить детей улавливать движение мысли писателя, поэтому во главу угла в своей работе по анализу художественного произведения я ставлю именно это: умение следовать за мыслью автора, думать над проблемами, которые он поднимает в произведении, учиться самим формулировать эти проблемы, делать выводы и обобщения, спорить, не соглашаться, переживать и радоваться, грустить и смеяться, быть пораженным неожиданно открывшимися истинами, но не оставаться равнодушным. Ведь и впрямь: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая увлекательная».        Сущность применения познавательных задач в качестве способа активизации учебно-познавательной деятельности учащихся заключается в подборе системы проблемных задач и систематическом управлении ходом их решения. Так, в ходе работы с текстом комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» предлагаю ученикам такие проблемные задания:

* выскажите свое мнение о следующей интерпретации названия комедии: очень важно изменение названия «Горе уму» (модель «горе тебе») на «Горе от ума» (модель «горе от тебя»), где небольшой предлог изменил значение с центростремительного на центробежное:  трагедия одного Чацкого стала оборачиваться трагедией страны, изгоняющей из Москвы умы и обрекающей себя на безумное существование» (Н.Ищук-Фадеева).

* в комедии характер Молчалина очерчен чрезвычайно ярко и крупно. Кому из героев удалось разгадать Молчалина? Чего больше в характеристике, данной Чацким Молчалину,- гнева, недоумения, неприятия, презрения?

     При изучении петербургской повести А.С.Пушкина «Медный всадник» предлагаю подумать над вопросом, почему герой произведения не имеет фамилии. Этот вопрос занимал и исследователей. Вот разные объяснения ученых:

А.Архангельский: «Ведь Евгений не просто чиновник; он - дворянин, и дворянин родовитый… Потому-то у него нет фамилии…фамилия связывает человека с его родом, а через род- с историей Отечества, которая не занимает Евгения»;

Г. Красухин: « Прозванья нам его не нужно» потому еще, что он носит имя Евгений, что по-гречески значит «благородный» или, если уж совсем точно, «хорошего роду»… Он не типичен для пушкинской современности, но типичен для пушкинского понимания  «хорошего дворянина», чьи отличительные качества - независимость, храбрость, благородство, честь вообще»;

На уроках литературы в 10-11 классах часто обращаюсь к эссе (жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы). Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов. Особенно важен и своевременен такой вид работы при подготовке к сочинению части С ЕГЭ. (Вариант работы по обучению написанию сочинения был представлен на семинаре директоров школ в 2009-2010 учебном году).

Этапы подготовки и проведения урока- исследования по русскому языку

 выбор текстов;

 составление плана анализа текста ( работа с частью С ведется по критериям)

 предварительная работа с произведением;

 дифференцированное распределение отрывков;

исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»;

 представление текста (художественное чтение) одноклассникам;

 лингвистический анализ отрывка;

 обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;

 оценивание работы учащихся;

Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высокохудожественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ. На таком уроке перед учителем возникает задача исследовать язык художественного текста нескольких текстов «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.

-Мы почти не учим говорить, - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно открыть уста детей, предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово.

Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения, можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Такая проверка очень эффективна, т.к. позволяет ребятам обратить внимание на чужие недостатки и лучше  увидеть  свои ошибки.

Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка. Например, на уроке русского языка в 5-ом классе при изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме. Перед учениками стоит задача- создать образ зимы- волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя для пятиклассников довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем прочитанное, отмечая удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы дома. В шестом классе при описании осени знакомимся и с метафорой. Какие яркие метафоры используют ребята в своих сочинениях, создавая образ осени: и «янтарное колье», и «золотой дождь», и «шуршащий ковёр из листьев», и «златогривые листочки».

Одним из основных приемов работы по развитию речи учащихся является комплексный анализ текста, элементы которого ребята начинают осваивать уже в пятом классе, определяя тип текста, вид связи предложений, определяя тему, идею автора, подбирая заголовок, называя изобразительно-выразительные средства, известные учащимся, используемые автором. Для анализа подбираю высоко художественные, небольшие по объёму тексты, с ярко выраженным авторским стилем (часто с произведениями именно этого автора знакомимся на уроке литературы). Постепенно работа с текстом усложняется, как и сам текст. Эта работа имеет ещё один, важный, на мой взгляд, плюс: ребята, работая с образцами высоко художественной литературы, не только знакомятся с миром большой, но нехрестоматийной литературы, но и сами учатся создавать художественные тексты, что так важно при написании сочинения - самого трудного вида работы по развитию речи, ведь именно на это - письменное или устное изложение своих мыслей- и направлена вся работа по развитию речи учащихся, потому что человек, не владеющий свободно родным языком, похож на рыбу, выброшенную на берег. Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. И если несвободное дыхание - угроза жизни, то несвободное владение языком - угроза личности. Поэтому владение языком - главное, чему стоит учиться в жизни,  в школах любой страны родной язык - самый важный предмет. 

         

Принципы специализации учебных программ,  применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста

1. Содержание учебной программы для одаренных и талантливых детей должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления.

2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.

4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.

5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.

6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.

7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

        Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности  и настойчивости.     Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём,  чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.  Кто-то  сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей».   На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно,

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

 - готовность педагога к работе с одарёнными детьми.  

         В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны каждому и каждому разное число. Эта замечательная притча Христа имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя.

                       Список использованной литературы:

1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.

2. Интернет-материалы.

3. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.

 4.Битуова Д.Р.  Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская  деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157

5. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Эйдос: электронный научный журнал 2007. – №1

6.  Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. – М.: Молодая гвардия, 2004 – С. 328 – 348.

7. Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

Публичный доклад по теме "Система работы с одаренными детьми"

Выступление зам. директора по УВР Гаязовой Р.Ф....

Доклад "Система работы с одаренными детьми в условиях современной школы"

В своей работе стремлюсь делать все, для выявления спортивно одаренных и способных детей. Стараюсь, чтобы им в школе было интересно учиться, приобщая их к спортивной деятельности и саморазвитию ...

Доклад "Система работы с одаренными детьми на уроках изоискусства".

В докладе говориться о работе с одаренными детьми....

Доклад на районной августовской конференции "Система работы с одаренными детьми"

Доклад по теме "Система работы с одаренными детьми".  Доклад был подготовлен и представлен  руководителем кафедры гуманитарного образования Пионерской школы на заседании  секц...

Доклад "О системе работы с одаренными детьми"

Потребность общества в многочисленных одарённых личностях очевидна. Они являются гарантом сохранения России в числе ведущих стран мира, завоёвывая фундаментальные позиции в культуре, науке, образовани...