Доклад на районной августовской конференции "Система работы с одаренными детьми"
материал

Гудукас Ирина Михайловна

Доклад по теме "Система работы с одаренными детьми".  Доклад был подготовлен и представлен  руководителем кафедры гуманитарного образования Пионерской школы на заседании  секции "Работа с одаренными детьми" в рамках Августовской конференции 22.08.2016г.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы с одаренными детьми в рамках работы кафедры гуманитарного образования Руководитель кафедры гуманитарного образования Гудукас И.М, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, МБОУСОШ п. Пионерский

Слайд 2

Цель: Создание условий для повышения качества работы с одаренными детьми Задачи: - Выявление и развитие творческого и личностного потенциала учащихся - Повышение мотивации к участию обучающихся в олимпиадах и конкурсах - Качественная реализация способностей обучающихся

Слайд 3

Стратегия работы с одаренными и способными детьми в среднем и старшем звене Механизм Средства I Диагностика одаренных и способных детей (Классный руководитель и учитель предметник) Цель: изучение возможностей и сферы интересов учащихся Изучение портфолио учащихся Собеседование с учителем начальных классов Анкетирование учащихся Анкетирование родителей Изучение учебных возможностей Портфолио учащихся Диагностические материалы (анкета для детей, для родителей, анализ входных контрольных и наблюдений учителей - предметников) II Формирование банка одаренных и способных детей Цель: систематизация работы с конкретным учеником и с детьми в целом База данных на каждого ребенка III Формирование индивидуального образовательного маршрута одаренных и способных детей Цель: Создание условий для максимальной реализации учащимися своих интеллектуальных и творческих способностей Обеспечение ребенка программами дополнительного образования (факультативы, элективные курсы, индивидуально-групповые занятия) Знакомство с банком очных и заочных конкурсных мероприятий и интернет-проектов по предметам Организация и проведение, обеспечение участия в интеллектуальных мероприятиях в рамках школы и района Психологическое сопровождение детей (тренинги и индивид беседы) Система школьных мероприятий, направленных на повышение мотивации учащихся Банк программ школьного компонента Банк данных очных и заочных мероприятий и олимпиад IV Мониторинг Цель: Корректировка индивидуальных маршрутов одаренных и способных детей Мониторинг индивидуальных достижении учащихся Мониторинг сохранения сферы интересов учащихся Диагностические материалы Анализ работы Портфолио учащихся

Слайд 4

Для выявления и наблюдения за учащимися мы активно используем уже признанные и активно тиражируемые методики и диагностические материалы института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, составителя Л.А. Дементьевой (доцента кафедры психологии ИПКиПРО). В составе данного пакета представлены такие методики исследования как: МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА (ЮРКЕВИЧ B . C .) ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА (ЮРКЕВИЧ B . C .) ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА (СИЗАНОВ А.Н.) ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (ДЖ. РЕНЗУЛЛИ И СОАВТОРЫ, В АДАПТАЦИИ Л.В. ПОПОВОЙ) КАК Я ВИЖУ СЕБЯ (А. И. САВЕНКОВ) Методика самооценки для обучающегося ТЕСТ ЛИЧНОСТНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» (А.И. САВЕНКОВ) и т.д.

Слайд 5

II . Формирования индивидуального образовательного маршрута одаренных и способных детей. Цель этого этапа работы - создание условий для максимальной реализации учащимися своих интеллектуальных и творческих способностей «Анализ художественного текста» «Анализ лирического и эпического произведения» «Решение обществоведческих задач повышенной сложности» «Занимательный русский язык» «Практическая стилистика» « Веселая грамматика английского языка» «Путь к успеху - подготовка к олимпиадам по истории и обществознанию» «От проектирования к социализации» «Проектная деятельность по обществознанию» «Модульные краткосрочные программы по подготовке к олимпиадам по русскому языку и истории»

Слайд 6

Банк интеллектуальных конкурсов и олимпиад, традиционных для участия школьников Конкурсы научно-образовательного центра «Эрудит» Международный дистанционный центр олимпиад по русскому языку «Буквица» Международный очный конкурс по русскому языку «Русский квадрат» Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» II Международный дистанционный конкурс по правоведению «Уголовное право» научного образовательного центра «Эрудит» Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений Муниципальный этап Всесоюзного конкурса «Живая классика» Окружной конкурс художественного чтения (на военную тему) Окружной конкурс «Голоса писателей Югры» Открытая Всероссийская Интеллектуальная Олимпиада «Наше наследие» Международный дистанционный конкурс для учащихся 5-11 классов «Рубикон 2015 – История» Международный дистанционный конкурс для учащихся 5-11 классов «Финансовая грамотность» Международный игровой дистанционный конкурс для учащихся 5-11 классов «Золотое Руно» - история, МХК Международная предметная олимпиада «Эверест» Всероссийский конкурс «Золотое перо» Всероссийский конкурс «Грани науки» Всероссийский конкурс «Кирилла - Мефодиевские чтения»

Слайд 7

Организация и проведение, обеспечение участия в интеллектуальных мероприятиях в рамках школы и района Районный конкурс научно- исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» 2015-2016 Конкурс эссе «Твои права и обязанности» Конкурс эссе «Избирательное право», муниципальный и региональный уровни Районный конкурс листовок, плакатов, буклетов по правоведческой тематике «Защита детства» Районный конкурс чтецов «Синяя птица – 2015» Районный конкурс «Волшебная книга -2016» Районный конкурс брейн-ринг «История Победы» Библиотечный конкурс «Твоя история» и т.д. Районный конкурс инсценированной песни «Песни военных лет» Открытый турнир по хореографии и вокалу Всероссийский творческий конкурс вокального и музыкального творчества «Рассударики» Региональный конкурс «Красная пасха» и другие.

Слайд 8

Система школьных мероприятий, направленных на повышение мотивации учащихся «Большая ученическая конференция» «Декады гуманитарных наук» «Слет отличников и ударников» «Звезды нашей школы» Взаимодействие с Тюменским гуманитарным университетом для участия учеников в весенней сессии «Гуманитариус- 2016»

Слайд 9

IV . Мониторинг Цель: Корректировка индивидуальных маршрутов одаренных и способных детей Мониторинг индивидуальных достижении учащихся Мониторинг сохранения сферы интересов учащихся Портфолио учащегося

Слайд 10

Рекомендации учителям Системность и личная заинтересованность учителя в работе с одаренными детьми, видеть каждого одаренного ребенка, его работу и проблемы, никогда не откладывать на последние сроки работу с учениками, видеть всю циклограмму мероприятий для каждого ученика, чтобы не перегрузить ребенка, поддерживать постоянную связь с родителями ребенка и учителями предметниками, т.е. стать настоящим тьютором для своих учеников и помнить, что мотивацию ребенка нужно постоянно подпитывать, иначе она быстро угаснет, поскольку у подростка очень много различных интересов и проблем, нужно сделать все, чтобы учебная деятельность не ушла на 2 план и не надоела ученику.

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми в рамках кафедры гуманитарного образования

    Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений современного образования.  Это направление работы для нас не новое, и в каждой школе уже имеются свои наработки, сформирована своя система работы.

В МБОУСОШ п. Пионерский   эта работа ведется достаточно успешно.  Ежегодно наши учащиеся демонстрируют  высокие результаты и в рамках всероссийской предметной олимпиады, и в проектно-исследовательской деятельности, и в иных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятиях.  

    Работа с одаренными и талантливыми детьми в нашей школе реализуется в первую очередь через работу  предметных кафедр. На кафедре гуманитарного образования в рамках проведения семинара был разработан механизм этой деятельности, который я и планирую вам сегодня представить.

   Цель: Создание условий для повышения качества работы с одаренными детьми

   Задачи:

- Выявление и развитие творческого и личностного потенциала учащихся

- Повышение мотивации  к участию обучающихся в олимпиадах и конкурсах

- Качественная реализация способностей обучающихся

Стратегия работы с одаренными и способными детьми в среднем и старшем звене

Механизм

Средства

I

Диагностика одаренных и способных детей    

 (Классный руководитель и учитель предметник)

Цель: изучение возможностей и сферы интересов учащихся

  • Изучение портфолио учащихся  
  • Собеседование с учителем  начальных классов
  • Анкетирование учащихся
  • Анкетирование родителей
  • Изучение учебных возможностей 

Портфолио учащихся

Диагностические материалы

(анкета для детей,

для родителей,

анализ входных контрольных и наблюдений учителей - предметников)

II

Формирование банка одаренных и способных  детей

Цель: систематизация работы с конкретным учеником и с детьми в целом

База данных на каждого ребенка

III

Формирование индивидуального образовательного маршрута одаренных и способных детей

Цель: Создание условий для максимальной реализации учащимися своих интеллектуальных и творческих способностей

  • Обеспечение  ребенка программами дополнительного образования (факультативы, элективные курсы, индивидуально-групповые занятия)
  • Знакомство с банком очных и заочных  конкурсных  мероприятий  и интернет - проектов по предметам
  • Организация и проведение, обеспечение участия  в  интеллектуальных мероприятиях  в рамках школы и района
  • Психологическое сопровождение детей (тренинги и индивид беседы)
  • Система школьных мероприятий, направленных на повышение мотивации учащихся

Банк программ школьного компонента

Банк данных очных и заочных  мероприятий и олимпиад

Традиционные школьные мероприятия «Звезды нашей школы» и «Слет отличников и ударников школы»

IV

Мониторинг

Цель:  Корректировка индивидуальных маршрутов одаренных и способных детей

  • Мониторинг индивидуальных достижении учащихся
  • Мониторинг  сохранения сферы  интересов учащихся

Диагностические материалы

Анализ работы

Портфолио учащихся

Данная  стратегия реализуется  следующим образом.

Самым сложным вопросом для нас  остается вопрос выявления одаренных детей и определение направленности их одаренности. Конечно, мы  получаем детей из начальной школы и при тесном сотрудничестве с  кафедрой начальной школы мы получаем первичную информацию о детях, далее основная нагрузка ложится на классных руководителей и учителей – предметников. Для выявления и наблюдения за учащимися  мы активно используем  уже признанные и активно тиражируемые  методики и диагностические  материалы института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, составителя  Л.А. Дементьевой (доцента кафедры  психологии ИПКиПРО).  В составе  данного пакета  представлены такие методики исследования как:

  • МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК   ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА  (ЮРКЕВИЧ B.C.)
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ  РЕБЕНКА        (ЮРКЕВИЧ B.C.)

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА   (СИЗАНОВ А.Н.)

  • ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (ДЖ. РЕНЗУЛЛИ И СОАВТОРЫ, В АДАПТАЦИИ Л.В. ПОПОВОЙ)

  • КАК Я ВИЖУ СЕБЯ (А. И. САВЕНКОВ) Методика  самооценки для обучающегося

  • ТЕСТ   ЛИЧНОСТНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

  • МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» (А.И. САВЕНКОВ) и  т.д.

 Практическая диагностика детской одаренности  представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку, его отношение к окружающим.

Для организации поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется поэтапная, или ступенчатая стратегия диагностики. Последовательная процедура принятия решения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок.

На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одаренности с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности.

  На втором этапе, а иногда и на последующих, используются все более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты), соответствующие целям отбора подходящих кандидатов для специальных программ обучения.

Более полное выявление одаренных детей возможно при организации  предметного обучения: факультативов, кружков,   в которых дети, интересующиеся какой-либо областью науки, искусства, проводят небольшие исследования, разрабатывают проекты под руководством опытных.

Большая роль диагностики одаренности отводится работе с родителями детей.

При диагностике необходимое максимальной степени использовать информацию, полученную от учителей, родителей, самого ребенка, данные разностороннего тестового обследования, а главное — дополнять эти данные обследованием ребенка, чтобы выяснить не только наличный уровень развития познавательной и личностной сферы, но и его потенциальные возможности.

 Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности. Однако, в любом случае, необходимо помнить о том, что  оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им педагогической  помощи и поддержки.

Далее начинается процесс формирования индивидуального образовательного маршрута   одаренных и способных детей

Цель этого этапа работы - создание условий для максимальной реализации учащимися своих интеллектуальных и творческих способностей

  1. Обеспечение  ребенка программами дополнительного образования (факультативы, элективные курсы, индивидуально-групповые занятия)

В рамках гуманитарной кафедры образования  для учащихся предложены следующие курсы

«Анализ художественного текста» - 10 класс, учитель Тельнова ИС

«Анализ лирического и эпического произведения» - 11 класс Лисицына ТН

«Решение обществоведческих задач повышенной сложности» - 10-11 класс Гудукас ИМ

«Занимательный русский язык»-6 в класс - Лисицына ТН

«Практическая стилистика» -8 в класс - Лисицына ТН

« Веселая грамматика английского языка»- 5 класс – Лукина ЕЮ

«Путь к успеху - подготовка к олимпиадам  по истории и обществознанию»  - 5,6,7 классы Марченко ОИ

«От проектирования  к социализации» 8 класс – Марченко ОИ

«Проектная деятельность по обществознанию»- Цветкова ГС  и др

Данные курсы направленны на углубление и расширение  учебного материала и их содержание не дублирует учебные программы.

   На нашей кафедре  имеется опыт работы с одаренными детьми разновозрастной группы по русскому языку и по истории в рамках комплексной  краткосрочной программы (группа учителей, в которой каждый разрабатывает определенный тематический модуль, а по итогам  этого краткосрочного курса проводится внутришкольная гуманитарная олимпиада).

  1. Знакомство с банком очных и заочных  конкурсных  мероприятий  и интернет - проектов по предметам

 На кафедре гуманитарного образования составлен банк интеллектуальных конкурсов и олимпиад, традиционных для  участия  школьников

  1. Конкурсы научно-образовательного центра «Эрудит»
  2. Международный дистанционный центр олимпиад по русскому языку «Буквица»
  3. Международный очный конкурс по русскому языку «Русский квадрат»
  4. Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»
  5. II Международный дистанционный конкурс по правоведению «Уголовное право» научного образовательного центра «Эрудит»
  6. Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений
  7. Муниципальный этап Всесоюзного конкурса «Живая классика»  
  8. Окружной конкурс художественного чтения (на военную тему)
  9. Окружной конкурс «Голоса писателей Югры»
  10. Открытая Всероссийская Интеллектуальная Олимпиада «Наше наследие»
  11. Международный дистанционный конкурс для учащихся 5-11 классов «Рубикон 2015 – История»
  12. Международный дистанционный конкурс для учащихся 5-11 классов «Финансовая грамотность»
  13. Международный игровой дистанционный конкурс для учащихся 5-11 классов «Золотое Руно» - история, МХК
  14. Международная предметная олимпиада «Эверест»
  15. Всероссийский конкурс «Золотое перо»
  16. Всероссийский конкурс «Грани науки»
  17. Всероссийский конкурс «Кирилла - Мефодиевские чтения»

   Учащиеся знакомятся с предложенными  конкурсами и формируют вместе с учителем индивидуальный план участия в мероприятиях, как правило, не более 1 олимпиады в месяц для  одного ученика

  1. Организация и проведение, обеспечение участия  в  интеллектуальных мероприятиях  в рамках школы и района

  1. Районный конкурс научно- исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» 2015-2016
  2. Конкурс эссе «Твои права и обязанности»
  3. Конкурс эссе «Избирательное право», муниципальный и региональный уровни
  4. Районный конкурс листовок, плакатов, буклетов по правоведческой тематике «Защита детства»  
  5. Районный конкурс чтецов «Синяя птица – 2015»  
  6. Районный конкурс  «Волшебная книга -2016»
  7. Районный конкурс брейн-ринг «История Победы»
  8. Библиотечный конкурс «Твоя история» и т.д.
  9. Районный конкурс инсценированной песни «Песни военных лет»
  10. Открытый турнир по хореографии и вокалу
  11. Всероссийский творческий конкурс вокального и музыкального творчества «Рассударики»
  12. Региональный конкурс «Красная пасха» и другие.

  1. Психологическое сопровождение детей (тренинги и индивид беседы)
  2. Система школьных мероприятий, направленных на повышение мотивации учащихся

Традиционными для нашей школы уже более 10 лет являются  мероприятия стимулирующего характера для талантливых и одаренных детей такие как:

  1. Большая ученическая конференция, где учащиеся  представляют  свои проекты и исследовательские работы за учебный год
  2. Декады гуманитарных наук, позволяют проявить ученикам  свои таланты  в различных мероприятиях как предметного, так и метапредметного характера. В последние годы мы проводим  большую комплексную гуманитарную игру в формате  вертушки, где включаем большое количество станций (предметных и метапредметных), позволяя учащимся, проявить  свои знания, умения, творческие способности как в командном, так и в индивидуальном первенстве.
  3. Слет отличников и ударников, где чествуют лучших учеников школы
  4. Звезды нашей школы, где чествуют и вручают премии победителям конкурса  в таких номинациях как «ученик года», «Лидер школы», «Волшебная кисточка», «Золотой голос»,  «спортсмен года» и др.
  5. В этом гуду мы получили возможность наладить постоянный контакт с Тюменским гуманитарным университетом для участия наших самых талантливых учеников, имеющих солидные результаты в  гуманитарной сфере в ежегодной  гуманитарной и филологической  сессии. И Две ученицы нашей школы,  нынче уже  были приглашены  на весеннюю сессию   «Гуманитариус- 2016», где успешно обучались, окунулись в студенческую жизнь, изучили ряд специфических спецкурсов, результативно приняли участие во всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку, обществознанию, которые помогут им дальше успешно  развивать и реализовывать свои таланты

           

 Мониторинг

Цель:  Корректировка индивидуальных маршрутов одаренных и способных детей

  • Мониторинг индивидуальных достижении учащихся
  • Мониторинг  сохранения сферы  интересов учащихся
  • Портфолио учащегося

В качестве  рекомендаций учителям, хочется обратить ваше внимание на

системность работы,

каждый учитель должен постоянно иметь в виду всю группу одаренных ребят,

сам не откладывать на  последние сроки работу с учениками,

видеть всю циклограмму мероприятий для каждого ученика, чтобы не перегрузить ребенка,

поддерживать постоянную связь с родителями ребенка и учителями предметниками,

т.е. стать настоящим тьютором для своих учеников и помнить, что мотивацию ребенка нужно постоянно подпитывать, иначе она  быстро угаснет, поскольку у подростка очень много  различных интересов и проблем, нужно сделать все, чтобы  учебная деятельность не ушла на  2 план и не надоела  ученику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Церемония награждения лучших обучающихся района.

Ежегодно структурное подразделение "Центр внешкольной работы" проводит церемонию награждения лучших обучающихся Сызранского района. Данное мероприятие стало традиционным. На протяжении 12 лет сложилис...

Доклад на районном МО учителей естественного цикла "Работа с одаренными детьми"

В докладе рассмотрены методы и способы работы с одаренными детьми в школе....

Презентация к августовской районной педагогической конференции "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы"

Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы.Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты...

Формы отчетности (работа с одаренными детьми) в МБОУДО "ЦДТ" Центрального района г. Кемерово

Данный материал содержит перечень форм отчетности при работе с одаренными детьми....

Организация работы с одаренными детьми в ДДТ Воротынского района

доклад педагога - организатора Морозовой А.В. по работе с одаренными детьми в ДДТ Воротынского района...

Доклад на районной августовской конференции 2020

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги!Тема моего доклада ««Дистанционное образование: организация и контроль его качества». Я хочу поделиться с вами опытом организации дистанционно...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района)

Кернасовская Владислава ВалерьевнаМартынова Марина Владимировна,методисты методического отдела государственного бюджетного учреждения дополнительного образованияДворца детского (юношеск...