Готовим артикуляционный аппарат к постановке звуков
картотека на тему

Картотека упражнений 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовим артикуляционный аппарат к постановке звуков

№1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

Удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены (вспомогательные средства — указательные пальцы ставятся в уголки рта и растягивают губы).

Вытягивание губ вперёд трубочкой, зубы сомкнуты (аналогич но упр.1  или прикусить конфету «чупа-чупс»).

Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.

Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

Язык широкий, на нижней губе (счёт до 10).

Язык узкий,  напряжённый, высунут вперёд.

Чередование широкого и узкого языка.

Движение языка вправо-влево.

Движение языка вверх-вниз (снаружи,  внутри).

№2  АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШИПЯЩИХ

1.Для развития силы и направления воздушной струи:

округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой выдыхать воз дух.

2. Упражнения для губ:

сомкнуть зубы,  губы округлены и вытянуты вперёд («О»).

3.   Упражнения для языка:

а)   «Наказать непослушный язычок», «Сделай язык широким»,

«Кошка лакает молоко». Цель: укрепить мышцы языка.

б)  «Приклей конфетку», «Грибок», «Парус», «Вкусное варенье»,

«Гармошка», «Кто дальше загонит мяч?». Цель: выработать подъём

языка вверх,  растягивать подъязычную связку.

в) «Лопатка» — высунуть широкий кончик языка, поднять вверхи опустить. «Чашечка» — снаружи, в полости рта. Цель: выработатьподъём языка вверх, умение придавать языку форму чашечки инаправлять воздушную струю посередине рта.

№3. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ

Для развития силы и направленности воздушной струи:

а)        набрать воздух,  с силой подуть на ватку, султанчик, бумагу.

б)        высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на

его середину положить спичку и надавить до образования канавки.

Губы слегка округлены, но не напряженны, зубы разомкнуты. С си

лой выдувать воздух. Контроль — ладонь, ватка;

в)   то же, но без спички;.

г)   упражнение «Загони мяч в ворота» — плавно, длительно, не прерывно дуть вперёд.

Упражнение для губ: «Покажи зубки» — губы в улыбке, видны зубы. Удержать в таком положении на счёт 3-4, не напряга ясь.

Упражнения для языка:

а)   «Сделай язык широким» — положить язык на нижнюю губу.

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслаб

ленном состоянии        

б)   «Наказать непослушный язычок» — скажи: па-па-па, пя-пя-пя

(губами шлёпать по языку).  Цель:  расслабление мышц языка;

в)   «Покусаем язычок» — от кончика языка до середины покусы

ваем выдвигаемый вперёд язык.  Цель:  расслабление мышц языка.

г)«Мостик». Цель: удерживание широкого кончика языка за ниж ними резцами;

д) «Почистим зубки». Цель: удерживание широкого кончика язы

ка за нижними резцами;

е)  язык «желобком» — дуть воздух по языку в бутылочку (буты

лочку приложив к подбородку, край её горлышка у нижней губы).

«Ветерок шумит,  пузырёк гудит»;

ж)  язык за нижними резцами, дуть в маленькую бутылочку,

чтобы она «пела» (свист). Бутылочку держать, как в предыдущем упражнении;

з)  «Киска» — выгибание и продвижение вперёд спинки языка,кончик языка прижимается к нижним зубам.

№4. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКА    «Л» ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ И НАПРЯЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

1. Для развития силы и направленности воздушной струи:

а)  «Сдуй ватку ». Цель: выработка направленной воздушной струи;

б)        «Пропеллер» — губы сближены, струя воздуха направлена через узкую щель. Ребёнок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону;

в)   «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель: выработка сильной

направленной воздушной струи.

2.Упражнения для губ:

а)  широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы откры

ты на ширину 1,5 пальца. Язык на дне рта. Подержать так на счёт

3, 5, 10. Закрыть рот;

б)  «Покажи зубки» — губы в улыбке, видны верхние и нижниезубы;

в)  произносить «ы-а» — оскал — широко открыть рот, облизать

верхнюю и нижнюю губу;

г)  Облизать языком зубы спереди, сзади,  губы в улыбке.

3.   Упражнения для языка:

а)  «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье».Цель:подъём кончика языка кверху;

б)   «Пароход»  — язык между зубами, произносить «ыыы»;

в)  «Индюк»,  «Болтушка»,  «Качели»,  «Приклей конфетку»;

г)    пощёлкать кончиком языка, пощёлкать кончиком языка без звучно

д)   «Чашечка» — язык высунуть, кончик языка поднять вверх.

Цель: подъём задней части языка вверх;е)        «Дразнилка» — зубы на расстоянии ширины пальца, ребёнокпоказывает язык, оттягивает его в глубь рта. Упражнение вначале выполняется беззвучно,  затем с голосом.

№6. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКА «Р»

1.        Для развития силы и напряжения воздушной струи:

а)        Набрать в лёгкие воздух, с силой дуть (не просто выдыхать),

заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса

(губное тттппррр);

б) кончиком языка ударять в нёбо за зубами и говорить: ДДД, под ставляя пузырёк или полоску бумаги, выдох попадает в пузырёк, илибумага отклоняется в сторону;

в)  «Фокус» положить ватку на кончик носа, язык на нижнюю

губу, кончиком вверх, сдувать ватку с носа. (Положить бумажку на

кончик языка — сдувать бумажку с языка);

г)        «Кто дальше загонит мяч?»

2.        Упражнения для губ:

а)  «Кучер»  — останови лошадку губами;

б)        положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и

тоже останавливать лошадку губами (делать при открытом рте).

З.Упражнения для языка:

а   сделай язык широким «наказать непослушный язык»;

б   «Вкусное варенье»,  «Маляр»(широкий язык).

  язык широко распластать и просунуть егс между зубами, силь

но выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать

язык. Язык и губы при        этом не напряжены. Контроль — ладонь руки— резкая холодная струя

д  «Цоканье»  прищелкивание языком с переменным те  поднять язык к небу до пределаела, растянув уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении, покане набежит слюна.

ж)  «Почистим зубки»

з «Барабанщики» (песенка на дддддддд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме: "Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата,образование звуков в нем.Уточнение понятий:"слово", "предложение".

Конспект логопедического занятия  по профилактики дисграфии, для учащихся 1 класса с ОНР (3 уровень речевого развития)....

Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»

Конспект ООД учителя-дефектолога по теме: "Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»...

Индивидуальное корреционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".

Индивидуальное коррекционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".Данное занятие разработано д...

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков С, З, Ц

Цель артикуляционной гимнастики:выработка полноценных движений и определенных положенийорганов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.Рекомендации:Проводить артикул...

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков: Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р

Артикуляционная гимнастикаЦель артикуляционной гимнастики:выработка полноценных движений и определенных положенийорганов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.Реко...