Конспект логопедического занятия по теме: "Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата,образование звуков в нем.Уточнение понятий:"слово", "предложение".
план-конспект занятия на тему

Поликанова Яна Юрьевна

Конспект логопедического занятия  по профилактики дисграфии, для учащихся 1 класса с ОНР (3 уровень речевого развития).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

Поликанова Я.Ю.

ГБС (К) ОУ  VII вида школы№59

Приморского р-на СПб

Конспект логопедического занятия  по профилактики дисграфии, для учащихся 1 класса с ОНР (3 уровень речевого развития).

Тема: Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата, образование звуков в нем. Уточнение понятий: «слово», «предложение».

Лексическая тема: Ранняя осень.

Цели:

  • Учить детей пониманию, как образуются звуки, из которых состоят слова;
  • Дифференциация речевых и неречевых звуков;
  • Учить детей практически усваивать понятия: «слово», «предложение»;
  • Учить детей составлять предложения из 2 слов (существительное + 3 лицо глагола), согласовывать существительные с глаголом.
  • Обогащать словарный запас по теме: «Осень».

Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки по теме: «Осень», ноутбук с записью речевых и неречевых звуков.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Организация правильной посадки за партой.

II. Основная часть.

  1. Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Логопед предлагает детям прослушать запись различных звуков: что шумело или кто шумел? Лилась вода, голос человека, стучали по дереву, шумела погремушка. Дети отвечают по прослушанному.

Логопед: Ребята, неречевые звуки мы только слышим, а речевые слышим и произносим.

  1. Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата.

Логопед: Обращаю внимание, что человек может произносить разные звуки. А где же образуются эти звуки? Что принимает участие в образовании звуков?

                      а) Логопед произносит ряд звуков, а детям предлагает внимательно следить

                        за изменением положения артикуляционного аппарата при произнесении их:

[М], [ Ш], [А],[ Л], [С],[ У], [И]  и т.д.

Логопед: Звуки образуются путем изменения положения губ, зубов, языка и т.д.

б) Логопедом показывается профиль артикуляционного аппарата, и называются,  показываются части артикуляционного аппарата.

Затем логопед показывает указкой какую-либо часть артикуляционного аппарата, а дети называют.

в) Развитие кинестетического ощущения.

Для развития кинестетического ощущения логопед прикасается зондом к кончику языка (губе и т.д.), а ребенок называет то, к чему прикоснулся логопед.

  1. Понятие о слове.

Логопед: Послушайте стихотворение И. Токмаковой:

А я придумал слово,

Смешное слово - «плим».

Я повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

Логопед: Что значит слово «плим»?

Дети: Ничего.

Логопед: Сравните смысловое значение слов «стол» - «плим».

Дети: Стол- это предмет мебели, а плим-ничего.

Логопед: Прослушайте, что я произнесу:

ННООССЕЕ- это слово?

Дети: Нет.

Логопед: ООССЕЕННЬЬ - это слово?

Дети: Да.

Логопед: Дети, когда звуки, которые произносит человек, произносится друг за другом в определенном порядке, образуют слово. Звуки в слове имеют свое место, а если их произносить беспорядочно, то и слова не получится.

Логопедом вывешивается сюжетные картинки по теме:  «Осень».

Логопед: Какое время года нарисовано на этих картинках?

Дети: Осень.

Логопед: Это слово?

Дети: Слово.

Логопед: Посмотрите внимательно на картинки. Какие слова вы можете назвать? (трава, дерево, листья, птицы, желтые, красные, улетают и т.д.)

  1. Физ. минутка.

Логопед: встаньте и покажите, как крылышками машут птички.

  1. Дифференциация слова и предложения.

Логопед: А если, мы не просто назовем слово, а что-то о нем скажем, это уже будет предложение.

Логопед показывает лист дерева и спрашивает детей: Что это?

Дети: Лист.

Логопед: Какие листья осенью?

Дети: Осенние, желтые, красные и т.д.

Логопед роняет лист и спрашивает детей: Что делает лист?

Дети: Падает (упал).

Логопед: Лист падает. Вот мы и составили предложение. Какое предложение мы составили?

Дети: Лист падает.

Логопед: Какое в этом предложении первое слово? (второе слово?). Называем первое, второе слово в предложении.

Логопед вопросами подводит детей к тому, чтобы они составляли предложения из двух слов (сущ. + 3 лицо глагола).

Предложения:

Листья желтеют. Листья краснеют. Птицы улетают. Воробьи остаются.

Логопед: Давайте повторим, что можно составить из слов?

Дети: Предложения.

Логопед: Что больше, слово или предложение? Почему?

Дети:  Предложение, т.к. оно состоит из слов.

  1. Составление схемы предложения.

Логопед произносит предложения, дети составляют схемы.

III. Итог занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"

Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....

конспект логопедического занятия в 1 классе "автоматизация звука Ш в словах, предложениях"

конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в 1 классе коррекционной школы 8 вида...

Методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата" (1 класс).

Предложена методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата". Занятие проводится в 1 классе в начале учебного года....

Конспект индивидуального логопедического занятия у ребенка с заиканием на тему: «Путешествие по сказкам». «Закрепление звука [Р ] в слогах и словах».

Материал будет полезен для использования на индивидуальных занятиях у детей с заиканием, ФФНР при автоматизации звука Р в слогах и словах на материале сказочных сюжетов....

Конспект логопедического занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Праздник "День Победы"

Конспект логопедического занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Праздник "День Победы"...

Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.

Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...