Конспект занятия «Весна»
план-конспект по теме

Ловицкая Олеся Викторовна

  Конспект  интегрированного  логопедического занятия  для старшей группы  «В гости к птицам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_temu_ptitsy.docx18.72 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_vesna.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Занятие на тему: «В гости к птицам»

Цели: расширять и активизировать словарь по теме, обогащать словарь признаков и действий., согласовывать части речи  между собой в числе, роде, падеже., развивать зрительное и слуховое внимание, совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов,  использовать элементы, имеющие оздоровительную направленность (самомассажи), воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование:  макеты деревьев, плоскостные изображения птиц, корм для птиц, кормушки для птиц, проектор со слайдами, мнемотаблица, нагрудники птиц, снежинки, аудиозаписи.

Ход занятия: 

Оргмомент:

- Звучит аудиозапись голосов птиц.

Вводная беседа:

- ребята как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

- в  парк к птицам.

- каких вы птиц знаете?(перелетные и зимующие). Так как скоро зима, то отправимся к зимующим птицам.

Общеразвивающее упражнение «По лесной тропинке» (музыкальное сопровождение):

1-2-3, 1-2-3

По дорожке мы пошли,

Через кочки мы шагаем,

Ноги вверх мы поднимаем,

Ямы сбоку обойдем,

через реку перейдем,

Много времени мы шли,

Наконец-то в парк пришли.

- посмотрите выпали первые снежинки, давайте поиграем с ними, будем дуть на них, произнося на выдохе звуки «с-с-с», «ш-ш-ш».

- у вас от снежинок не замерзли пальчики?

Пальчиковая гимнастика про зимующих птиц.

Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке. («режущие» движения одной ладони об другую)

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко. (пальцы щепоткой – крошим хлеб)

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям. (вытянуть правую ладонь, затем – левую)

Галки да вороны,

Ешьте макароны! (тереть ладонь о ладонь)

- вы видите вокруг птиц? Посмотрите на экран, появились какие-то необычные животные, ребята что в них такого необыкновенного? (на экране животные с птичьими частями тела).

- кому принадлежат эти части тела?(Дети составляют словосочетания: птичьи крылья, птичьи лапки и т.д.)

- что-то похолодало? Давайте, чтобы нам не простыть сделаем массаж «Сорока» ( с музыкальным сопровождением).

Ока-ока-ока – где живет сорока? (потереть ладони друг о друга)

Оки-оки-оки – не найти гнездо сороки? ( приставить ладони ребрами ко лбу, и растирать лоб)

Ок-ок-ок – на, поклюй-ка колосок! (кулачками массажировать под крыльями носа)

Ку-ку-ку – попить лети ты на реку. (раздвинуть указательные и средние пальцы «вилочкой» и растирать точки перед и за ушами)

Ко-ко-ко – а река-то далеко! ( ладонями погладить шею сверху вниз)

- посмотрите на экран, вот и появились птицы, но все ли тут зимующие?(Дети называют  перелетных птиц и если правильно, то эта птицы исчезает с экрана).

- ребята, а вы взяли угощение для птиц? А я взяла, назовите что у меня  в корзинке и для какой птицы.

Звучит звук ветра.

- чтобы нам не замерзнуть, поиграем в игру на внимание «Птицы» (детям одевают нагрудники зимующих птиц).

- если звучит быстрая и веселая музыка, то все птицы радостно летают , поют песенки, клюют зернышки, но если заиграет медленная и грустная музыка, то все птицы печально сидят на ветках и дрожат от холода.

- ребята, посмотрите холодный северный ветер превратил всех птиц в снежные комки, нужно их поскорее разморозить.

- нужно отгадать про птиц загадки и угостить их нашим угощением.

1. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

     Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)

2. Черный жилет, красный берет,

     Нос как топор, хвост как упор. (дятел)

3. Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

      Крикунья хрипловатая – известная персона.

      Кто это? (ворона)

4. Маленький мальчишка в сером армячишке

    По дворам шныряет, крохи собирает (воробей).

5.  Как начнутся холода, прямо с севера сюда.

     Каждый год я к вам лечу – зимовать у вас хочу (снегирь).

6.  Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

      Черненькая шапочка и полоска шарфика (синица).

7.  На асфальте, ГРУ-гру-гру, много крошек  соберу,

      Для того чтоб их хватило, и подружке сизокрылой (голубь).

Зерно дадим вороне, семечки голубю, сало синице, рябину снегирю, пшено сороке, шишку дятлу, хлебные крошки воробью.

- птиц накормили, а давайте мы для них споем песню и поможет нам в этом мнемотаблица.

Снегом усыпаны лес и поля

Спит под сугробами мирно земля

Ищут, ищут птицы

Чем бы поживится.

Вот на деревьях сидят снегири

Прыгают прытко кругом воробьи

Ищут, ищут птицы

Чем бы поживится.

- ребята, вы очень заботливые, внимательные и добрые, но я знаю, что вы еще и трудолюбивые, ведь вы вместе  с родителями сделали для птиц подарки (кормушки). Ну что же мы их сейчас всем покажем и пойдем на улицу и повесим для птиц.  



Предварительный просмотр:

Весна пришла

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических связей

для детей с ОНР

(Старший дошкольный возраст)

Цель: - уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; учить знать и называть признаки  весны; весенние месяцы;

- расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными; подбирать прилагательные к сущ.; образовывать форму множ. числа сущ. в родительном падеже, согласование в роде и числе; образование сущ. в уменьшительно- ласкательной форме; образование относительных прилагательных; упражнять в подборе антонимов;

- работать над предложением: составление предложений из слов, по схеме, развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в звуко -буквенном анализе;

- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать  мелкую моторику, память, внимание, мышление;

- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: ведро, енот, санки, носки, апельсин, солнышко, конверт с заданиями от Буратино,  рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание логоритмических и пальчиковых упражнений по теме «Весна».

Ход занятия.

I. ОРГ. МОМЕНТ. (Логопед приглашает детей пройти в центр группы. Дети становятся в круг. В руках у логопеда красочно оформленное улыбающееся  солнышко).

Логопед:  Ребята, как обычно, наш день начинается с улыбки. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам на занятие? (дети: солнышко) А какое весной солнышко? (д: солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое…т.д.)

А вот о чём мы будем говорить на занятии, догадайтесь сами.

(Логопед читает отрывок стихотворения А. Горина «Весна»).

Расправляют крылья ветерки и птицы,

Тёплыми лучами манит вышина.

Открывает сказки первые страницы

Добрая волшебница … (дети договаривают хором: весна).

Догадались, о каком времени года мы будем говорить? (д: о весне)

Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…

Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте  мы все вместе позовём весну и каждый попросит кто что пожелает.

(Логопед передаёт картинку- солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети повторяют закличку и просят принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих  птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед:  Ребята, посмотрите. Перед вами  картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,… с крыш капают сосульки,… прилетели птицы, …дети надели весеннюю одежду и т.д. ).

Логопед:  Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. (Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. На магнитную доску вывешиваются соответствующие картинки, подобранные логопедом. Д/игра «Подбери словечко»).

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Дети надевают весеннюю… (одежду).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы). Это… (подснежники, ландыши).

Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова, и у нас получилась весенняя картина. Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне. (Проводится д/игра «Хлопни в ладоши»).

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, половодье, капель, ледоход).

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение. (Проводится массаж лица).

 Светит яркое весеннее солнышко                            - поглаживание

и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный.                                             - постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец.          - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее.                     - снова поглаживание

Логопед: Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку. Закройте глаза.

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

С ветерком я подружусь,

На полянке окажусь.

(Пока у детей закрыты глаза, логопед вывешивает картину, на ней изображена весенняя поляна. Чтобы контролировать очерёдность ответов можно использовать мяч, который логопед передаёт от одного ребёнка к другому). Посмотрите, какая замечательная полянка нам открылась. Опишите её, какая она? Подберите как можно больше слов – признаков.

(д: полянка - весенняя, солнечная, красивая, пёстрая…)

А какой вы видите ручеёк? (Д: быстрый, звонкий, журчащий, весёлый, поющий…)

И о весне тоже можно сказать много красивых слов. Какая весна?

(д: весна – ранняя, поздняя, тёплая, долгожданная, солнечная, звонкая, весёлая, цветущая, голосистая…т.д.) А какое весной небо? (д: небо – голубое, чистое, высокое, дождливое, облачное… т.д).

Логопед: Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной лёд на реке…(тает, трещит, ломается, плывёт…)

Весной на проталинах первые цветы…(появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)

Логопед: У весны много друзей. Давайте назовём их ласково (Логопед называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).

Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок…)

(Далее выполняется дыхательное упражнение «Цветочек»).

Логопед: Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

Логопед: Поиграем в игру «Один – много». (Логопед называет первое слово, дети образовывают сущ. множ. числа  Р.п.)

  Весной в лесу много… (туча, облако, дождь, трава, почка, проталина, лужа, скворец, птица, цветы, ручей, капля, месяц).

 А сколько на самом деле месяцев у весны? (3 месяца) Давайте их назовём по порядку.

(Дети называют месяцы, логопед вывешивает соответствующие картинки)

Назовите 1-ый месяц весны? 3-ий месяц?

Какой месяц находится между мартом и маем?

Какой месяц впереди апреля? Мая?

Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (д: нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».

Зимой снег белый, а весной… (серый).

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)

Зимой дни короткие, а весной… ( длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой небо серое, а весной … (голубое).

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).

Зимой похолодало, а весной… (потеплело).

(Дальше логопед упражняет детей в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; согласовании сущ. с числительными).

Логопед: Ребята, а про что можно сказать - весенний? (д: день, цветок, месяц, дождь, гром, лист) Давайте посчитаем до 5-ти весенний цветок (Дети считают: один весенний цветок, два весенних цветка, 3…,4…,5 весенних цветов. Также можно  предложить посчитать другие словосочетания, выборочно).

Про что можно сказать весенняя? (Д: погода, пора, куртка, капель…т.д).

Про что можно сказать весеннее? (Д: небо, настроение, солнце…т.д).

Про что можно сказать весенние? (Д: дни, цветы, дожди, ручьи…т.д.)

Молодцы ребята, много слов вы подобрали, и считать вы тоже умеете. Весной очень часто идёт дождь. Давайте покажем, как барабанят капельки.

(Проводится упражнение на развитие мелкой моторики «Капля».)

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, а потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскроем,

От дождя себя укроем.

(Дети в соответствии с текстом стучат по столу указательным и средним пальцем  на каждый ударный слог, далее изображают «зонтики» из ладошек и поднимают их над головой).

От дождя мы с вами укрылись. Выполним упражнение «Измени по образцу» (образование относительных прилагательных. Логопед даёт пример: весна - весенний, далее дети повторяют по образцу):
весна – весенний                    март – мартовский

цветы – цветочный               дождь – дождливый

тепло – тёплый                      трава – травяной

ветер – ветреный                   весело – весёлый

А теперь, ребята, встаньте и выйдите в центр группы. Я предлагаю вам прогуляться вместе с весной. (Дети повторяют за логопедом слова и выполняют движения).

К нам весна шагает быстрыми шагами           - идут с высоким подниманием колен

И сугробы тают под её ногами                         – приседают

Чёрные проталины на полях видны                 – повороты туловища

Видно очень тёплые ноги у весны.                   – бег на носочках.

(Садятся на стульчики).

Логопед: Ребята, я совсем забыла. Наш друг Буратино, чтобы порадовать Мальвину, решил составить предложения о весне. Слова то он написал, а вот предложения у него не получились. Поможем ему правильно составить предложения.

 (Логопед достаёт красочно оформленный конверт и зачитывает  слова, просит детей собрать предложение.)

* После, наступает, зимы, весна.

* Весной, цветы, первые, появляются.

* За, идёт, апрель, мартом.

* Деревьях, распускаются, на, почки.

А сейчас я хочу прочитать вам рассказ о том, что случилось с ребятами весной.
(Логопед читает рассказ «Наступила весна»).

«Наступила весна. Снег растаял, и лес стал одеваться в зеленую листву. Прилетели из далеких краев перелетные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к березе, надрезал ее ствол, и мы стали пить березовый сок. Он был очень вкусный. Скоро нам  надоело  пить сок, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Эх, и здорово было в лесу!». (Далее проводится беседа.)

Правильно ли вели себя ребята в лесу? Чего нельзя делать в лесу? Какой вред они нанесли окружающей среде? Можно ли так поступать? (Ответы детей)

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? (Задаёт  вопросы детям: «Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? Оценивает работу детей)

Я предлагаю вам не рвать цветы, как это сделали мальчишки. Давайте мы с вами, наоборот, создадим цветочную полянку. После занятия вам нужно будет раскрасить весенние  цветы и создать весеннюю полянку. Я думаю, что она получится замечательной и красивой. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают и раскладывают на полу в центре группы, образуя весеннюю, цветочную поляну). Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему "Весна"

Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей -  6-7 человек....

"Весна пришла" конспект занятия

Конспект занятия на тему: " Весна пришла"....

Конспект занятия "Весна. Перелетные птицы"

Логопедическое занятие с детьми старшей группы по теме: " Весна. Перелетные птицы"...

Конспект занятия " Признаки весны. Изменения в природе весной."

Конспект занятия " Признаки весны. Изменения в природе весной "...

Конспект занятия "Весна, весна, поди сюда!"

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с народными обрядами и обычаями, связанными со встречей весны, заучивают народные заклички, погово...

Конспект фронтального занятия во 2 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению.Тема занятия: Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.

Цели:1.Вырабатывать умение различать текст по предложениям  опознавать знакомый и незнакомый речевой материал по теме  «Весна», различать неречевые звуки. 2. Автоматизироват...