Патриотическое воспитание на учебных занятиях по английскому языку
статья на тему

Карьялайнен (Лимаренко) Алена Александровна

Своеобразие учебной дисциплины «Иностранный язык» заключается в том, что в ходе его изучения обучающиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Преподавание иностранного языка дает преподавателю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой. Таким образом, на уроках английского языка, несмотря на его явную специфику, есть место для воспитания любви и гордости за свою страну. Настоящий патриотизм, вырастает прежде всего из самоуважения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В современных российских условиях, когда изменениями охвачены все сферы социально-экономической, политической, духовной жизнедеятельности, только идея патриотизма может способствовать возрождению национальных ценностей и традиций российского общества, выходу нашей страны из состояния затянувшегося поиска основ своего существования.

Новые российские реалии стимулируют возрождение патриотической идеи как духовной опоры общества, важнейшей составляющей общенациональной идеологии. Без чувства нравственной ответственности граждан-патриотов невозможно качественное функционирование ни одной общественной системы. Любое человеческое общество, потерявшее нравственныеосновы, погружается в состояние душевной опустошенности и ожесточается. Гражданская пассивность многих из нас позволяет бездуховности занимать все более прочные позиции в обществе. Сложившаяся сегодня обстановка требует изживания в себе гражданского безразличия. Поэтому вопросы патриотического воспитания граждан переходят в разряд ключевых и даже стратегических. От их решения во многом зависит будущее нашего общества. Доминантой воспитания выступает «формирование Гражданина, способного полноценно жить в новом демократическом обществе России и своей жизнедеятельностью создавать это общество».

Разработку темы воспитательного потенциала предмета «Иностранный язык» вели М.П. Андреева, Е.И. Вишневский, Е. Исенина, A.A. Миролюбов, Е.И. Пассов, Н. Смирнова. Очень мало литературы посвящено вопросам патриотического воспитания в ходе обучения иностранным языкам. Среди исследователей данной темы можно назвать JI. Банникову, М. Брискину, Е.И. Вишневского, А.Н. Глухову, А. Литовскую. Вопросам идейно-политического, нравственного, гражданского, гуманистического воспитания студентов технических вузов в процессе изучения иностранных языков посвящены диссертации А.И. Липняговой, О.И. Моисеенко, О.В. Немирович, И.Г. Трофимовой, E.H. Титовой, Т.И. Забурдаевой, O.A. Никитиной, Е.А. Теняковой, C.B. Матвеевой. Таким образом, вопросы гражданского и патриотического воспитания обучающихся профессиональных училищ в ходе изучения иностранного языка остаются малоисследованными.

Новые экономические и политические условия общественной жизни коренным образом изменили статус иностранного языка как учебной дисциплины. Значимость иностранного языка повышается в связи с перестройкой системы внешне-экономической деятельности предприятий, с созданием совместных компаний, обменом научно-технической документацией, расширением сети Интернет и т. д. Открытость России, ее стремительное вхождение в мировое сообщество, смешение и перемещение народов и языков, абсолютно новые цели общения - все это коренным образом изменяет отношение к учебной дисциплине «Иностранный язык».

Таким образом, иностранный язык становится реально востребованным, а значит, большую действенность приобретают воспитательные возможности учебной дисциплины «Иностранный язык».

Своеобразие учебной дисциплины «Иностранный язык» заключается в том, что в ходе его изучения обучающиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Преподавание иностранного языка дает преподавателю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой. Таким образом, на уроках английского языка, несмотря на его явную специфику, есть место для воспитания любви и гордости за свою страну. Настоящий патриотизм, вырастает прежде всего из самоуважения.

Педагогическое и методическое обеспечение патриотического воспитания предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории граждан.

Деятельность педагога по патриотическому воспитанию обучающихся, как и любую другую можно разделить на несколько этапов, которые представляют собой как отдельные процессы внутри процесса патриотического воспитания, так и действия педагога по организации данного процесса.

Соотношение этапов и содержания деятельности по патриотическому воспитанию в виде компонентов педагогических умений, составляющих компетентность педагога в этой деятельности представлены в таблице 1.

Таблица № 1

Действия

Компоненты общепедагогических и частных умений

1. Целеполагание

- выдвижение целей и задач,

- отбор способов достижения целей,

- определение этапов (или стадий) процесса.

2. Проектирование действий

- перевод цели и содержания патриотического воспитания в конкретные педагогические задачи.

- отбор содержания, форм, методов и средств патриотического воспитания в их оптимальном сочетании,

- отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам,

 - планирование системы совместной деятельности и индивидуальной работы,

 - планирование приемов стимулирования активности обучающихся и сдерживания негативных проявлений в их поведении,

 - планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.

3. Осуществление действий

- создание условий для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников,

 - создание положительной мотивации и познавательной направленности к изучению патриотически-ориентированного содержания урока, внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия,

 - стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления в усвоении содержания патриотически-ориентированного образования,

-создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление индивидуального подхода к учащимся,

 - формирование морально ценностных установок воспитанников и мировоззрения,

- организация совместной творческой деятельности, имеющей своей целью усвоения патриотических знаний, развития патриотических чувств, формирования ценностей и убеждений, практически-действенного опыта,

- установление педагогически целесообразных взаимоотношений учителя с учащимися, учителями-коллегами, родителями,

- создание ситуаций, стимулирующих самообразование и самовоспитание с целью патриотически-ориентированного поведения и деятельности;

 - проникновение в личностную суть других людей, определение особенностей внутреннего мира, уровня патриотической направленности и возможных будущих поступков школьника;

- понимание характера переживаний школьника, его причастности или непричастности к тем или иным событиям истории и современной жизни Росси;

- ограничение стереотипов восприятия другого человека;

- правильное определение отношения школьника к ценностям патриотизма,

- учет в поведении школьника возрастных, индивидуальных, ситуативных проявлений и др.

В силу сказанного роль преподавателя в патриотическом воспитании обучающегося, а значит и в становлении будущего страны трудно переоценить. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой обучающихся и каждым из них в отдельности, по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, через включение в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности. Это возможно при условии высокого уровня профессионализма, активности и убежденности в важности деятельности по патриотическому воспитанию обучающегося. Робота должна строиться, основываясь на основные этапы технологии патриотического воспитания обучающихся.

Основные этапы технологий патриотического воспитания реализуются в технологии проведения учебного занятия. Рассмотрим технологию диалога культур применительно на учебном занятии по английскому языку. Данная технология способствует:

1. Формированию у обучающихся представлений о культуре как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры англоязычных стран; воспитанию чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну; воспитанию потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи.

2. Знакомит студентов с традициями стран изучаемого языка и сопоставляя эти традиции с традициями родной страны, демонстрируя, что и иностранцам о наших традициях узнать интересно.

3. Заинтересовывая студентов в общении с иностранцами через знакомство их с произведениями мировой литературы, фольклором, показывая, что системы ценностей не сильно отличаются у всех людей вне зависимости от страны проживания и веры.

4. Рассказывая об истории стран изучаемого языка, показывать точки соприкосновения с историей родной страны и особенно события, которые принесли обеим странам большую пользу (например, мало кто из учащихся знает, что Александр Второй помог Аврааму Линкольну в Гражданской войне в США, а США оказывали помощь голодающим во время гражданской войны в России. С Англией же тоже есть много интересных точек соприкосновения: тут и предложение Ивана Грозного Елизавете Первой выйти за него замуж, и отправка юношей учиться в Англию во время царствования Михаила Федоровича Романова, и первые прививки, которые спасли Россию от оспы, сделанные английским врачом и многое-многое другое).

5. Подчеркивая, что Россия много веков является важным субъектом европейской культуры, политики и историки, помогая учащимся увидеть то интересное и уникальное, что нас окружает в повседневной жизни, обучая студентов умению представлять свою страну на изучаемом языке, чтобы любовь к своей стране была основана на знании конкретных фактов, умении их представить друзьям-иностранцам, понимании тесных исторических и культурных связей между нашими странами, осознании, что российская культура является глубоко европейской по своей сути, и что мировая культура принесла много положительного в культуру российскую (хотя бы в плане музыки, живописи, кулинарии, литературы и т.д.).

Таким образом, воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться, прежде всего, через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов. Кроме того, надо помнить, что общение на английском языке - это межкультурное взаимодействие. Очень важно донести до обучающегося, что чужая культура не хуже и не лучше нашей, она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям, но прежде всего, нужно научить детей любить свою страну, уважать свою историю и культуру. На уроках мы изучаем и обсуждаем такие темы, как: географическое положение, климат, природные ресурсы стран, символика; мой родной город; образование и культура, религия, традиции и обычаи, национальные виды спорта, выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка. Все эти темы изучаются не изолированно, они включены в соответствующие разделы учебника.

Основным методом работы с этими материалами является сравнение. Вот таким образом, не навязывая мнений, а просто развивая у учеников интерес, показывая роль России в мировой истории, нашу общность с мировой культурой и в то же время уникальность, и можно воспитать патриотизм, в том числе и на уроках английского языка. Патриотизм воспитывает семья, школа, улица, СМИ и собственный опыт. Если все эти источники способствуют воспитанию патриотизма, это чувство формируется быстро и эффективно. Если хотя бы один источник действует против этого чувства, воспитание патриотизма на уроке английского языка будет бесполезным.

Таким образом, преподавание английского языка в контексте диалога культур способствует воспитанию человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами английского языка. Только регулярная, содержательная и разнообразная работа по формированию патриотизма и гражданственности, которая органически сочетает в себе развитие интеллектуально-эмоционального и поведенческого компонентов в деятельности учащихся, позволяет добиваться эффективных результатов в их воспитании.

Список использованных источников:

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/

2. Бударагин М. Патриотическое воспитание в школах: препятствия и риски [Электронный ресурс] URL: //http:www.kremel.org/interview/183340498

3. Чернышева Л. Воспитание учащихся на уроках [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/511890/

4. Липский И. А., Никитина Л. Е. Полифункциональная структура воспитательного процесса в системе образования [Электронный ресурс] URL: http://www.lipsky.ru/page/Statii/Vospit-1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учебного занятия по английскому языку в 3 классе по теме "В кафе"

Урок представляет собой занятия по изучению и первичному закреплению нового материала. На данном уроке  применяются различные педагогические технологии, в том числе личностно- ориентированные, иг...

Разработка учебного занятия по английскому языку во 2 классе: "Я живу... Счёт от 1 до 10. Буква Dd".

2 классЗанятие № 6(УМК М.З. Биболетовой Enjoy English; ФГОС)Тип занятия: занятие комбинированного типа.Методы обучения: словесный, наглядный, практический.Формы организации познавательной деятельности...

Презентация Power Point: «Опыт работы с одаренными детьми на учебных занятиях по английскому языку.»

Основные подходы в работе с одаренными детьми:•Ускорение и углубление.•Обогащение.•Проблематизация.•Повышение уровня сложности заданий....

Разработка учебного занятия по английскому языку в нетрадиционной форме.

Цели и задачи:  актуализация лексики по теме «ПРОДУКТЫ»; совершенствование навыков чтения; совершенствование навыков диалогической речи; работа над формированием орфографических навыков...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения...

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Учебный процесс в медицинском колледже

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Учебный процесс в медицинском колледже...