Открытое занятие "Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Открытое занятие посвящено русским традициям, творчеству и обрядам

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Меленки»

Открытое занятие

«Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».

И.Г. Ефремова

Цель:

Воспитание учащихся на культуре и традициях устного народного творчества.

Задачи:

  1. Закреплять полученные знания о народном творчестве.
  2. Учить исполнять попурри из русских народных песен, частушки, водить хороводы,  выполнять практическую работу разделывать тесто, правильно приглашать гостей к столу.
  3. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
  4. Коррегировать и развивать эмоциональную память, устную речь и правильность произношения методом беседы, рассказа.
  5. Формировать навыки самоконтроля.

Оборудование:

1.Таблица со сложными словами (саги-произведения неизвестного автора, фольклор- устное народное творчество, хлебосольная- гостеприимная).

2. Техническое оборудование – видеозапись.

3. Наглядные пособия (изображения народных инструментов – балалайки, гармошки), косы, разделочные доски сделанные детьми на уроках труда, снопы, прялка.

Тип занятия: не традиционное

Оформление:

1. Все дети и ведущая в русских народных костюмах.

2. Изображение деревенской околицы.

3. Изображение русской печи.

Методы: наглядные,

                  словесные,

                  практические.

 

Литература:

1.Русские фольклорные традиции. О.В. Куфина, О.П. Власенко. Волгоград  2009г.

2.Пословицы, поговорки, скороговорки русского народа. М 2001

3.Русские народные песни.  М 1984

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Ведущий.

 «Красоту, чистоту мы у старших берем

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро

Остается добром

В прошлом, будущем

И настоящем.»

                                      (В.Высоцкий)

II.Основная часть.

Ведущий. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, многое заново оцениваем и переоцениваем. В первую очередь это относиться к нашему прошлому, что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавалось своим детям и внукам? О жизни русского народа многое нам известно из фольклора т.е устного народного творчества.

-А почему мы так говорим – устное народное творчество?

Ответы детей. Да потому, что наши предки не умели читать и писать, и все, что слышали от своих родителей, запоминали и передавали своим детям, а те своим и так из поколения в поколение.

Ведущий. – Что относиться к фольклору – устному народному творчеству?

Ответы детей. Былины, потешки, частушки, песни, сказки, пословицы и поговорки.

Ведущий. Народ сочинял много песен, поговорок и пословиц о Родине, о дружбе, о труде.

Знаете ли вы пословицы о труде?

Дети называют пословицы о труде.

Ведущий. Одним из видов устного народного творчества являются песни. Народные песни – наше культурное наследие. В них присутствуют: задумчивость, грусть и юмор. Всегда русский народ любил песню. Она сопровождала людей везде.

- Как затянет, как зальется

Православный наш народ,

Вот откуда что берется прямо в сердце так и льнет.

Запоет про темну ночку, иль

Про белые снега,

Про купеческую дочку,

Про шелковые луга.

Запоет про сине море,

Иль про матушку – реку,

Про кручинушку и горе, про

Сердечную тоску.

Раньше знали и пели много песен. Русский народ воспевал красоту родной земли,  снежностью общался к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, белой березе.  С песней трудились: рубили избы, пеленали детей. Все работы в доме и в поле сопровождались песней.

(Дети изображают работу  в поле: мальчики держат в руках косы, косят, а девочки завязывают снопы из соломы и напевают).

Мальчику поют русскую народную песню «Посею лебеду»

Посею лебеду на берегу,

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,

Погорела лебеда без дождя,

Моя крупная  рассадушка,

Моя крупная зеленая.

А девочки поют свои песни.

Девочки поют русскую народную песню «Сама садик я садила».

Сама садик я садила,

Сама буду поливать,

Сама милого любила

Сама буду забывать.

Ах, что это за садочек,

За зелененький такой?

Ах , что это за мальчишечка

Развесёленький такой?

Снова перебивают голоса юношей.

Мальчики поют русскую народную песню «Во деревне было в Ольховке».

Во деревне то было в Ольховке,

Во деревне то было в Ольховке.

Припев:

Лапти, да лапти, да лапти мои,

Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые,

Вы не бойтесь, ходите,

Тятька новые сплетёт.

Эй, ну!

Опять звенят звонкие девичьи голоса.

Песня «Калинка»

Под сосною, под зеленою,

Спать положите меня.

Ай, люли, люли, ай, люли, люли

Спать положите вы меня.

Припев:

Калинка, калинка моя.

В саду ягода малинка, малинка моя.

(девочки пританцовывают).

Ведущий.

В давние времена был такой обычай у русских людей, после сбора урожая проводили посиделки, время за любимым рукоделием, как говориться «от скуки дело в руки» плели лапти, вытачивали ложки, вышивали, пряли.

Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства. Прялка была одна из самых почитаемых предметов в доме, отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы подарок – прялку – у лучшего деревенского мастера. Представьте себе долгий, зимний вечер и девушка садилась прясть и мечтала.

(Выходит девочка в русском народном костюме садиться за прялку и начинает представлять).

Исполняется русская народная песня «Молодая пряха».

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

У огня сидит.

Молода красива

Русская краса,

По плечам развита

Русская коса.

Русая головка,

Думы без конца.

Ты о чем мечтаешь,

Девица –краса?

Ведущий.  Ну вот прибегают подружки со своими прялками да веретенцами и тоже начинают прясть.

В народе говорили « какова пряха, такова и рубаха» (девочки имитируют работу на прялочке и поют).

Позолоченная прялица мы прядем,

А нитка тянется,

Нам работа эта нравиться.

(Звучит мелодия «Стоит береза у опушки»).

Девочки встают в хоровод.

Ведущий. Хороводы пришли к нам из далеких времен. (Исполняется хоровод с платками, которые были у девочек на плечах).

(Девушки опять садятся за прялочку).

Ведущий. Но вот за околицей слышны балалаечка, гармошка, голоса ребят.

(Мальчишки исполняются частушки)

Говорила бабка деду

«к Кашпировскому поеду,

Установку получи,

Снова замуж захочу».

Гармонист устал ,

Запинаться стал,

Дайте крынку молока

Напоите игрока.

Сидит ёжик на березе

Белая рубашка,

На головке сапожок,

На ноге фуражка.

Ведущий. Не могут усидеть девчата за своими прялочками, и бегут за околицу.

(Девочки исполняют частушки).

Ой, подружки, беда

Ребят поела мошкара,

Только те осталися,

Что дустом посыпалися.

На горе стоит телега,

Слезы падают с дуги,

Под горой стоит корова

Надевайте сапоги.

У меня на сарафане

Петухи, да петухи,

Когда вырасту большая

Берегитесь женихи.

(Дети усаживаются на скамеечки)

Ведущий. Хороши частушки так и хочется их припевать.

-что такое частушки?

Ответы детей. Это коротенькая плясовая песенка.

Ведущий. Частушки пели и поют до сих пор. Сейчас мы посмотрим передачу о русском народном творчестве. Посмотрим, живет ли частушка в наши дни.

Наш корреспондент вышел на улицы г. Меленки. (предварительно воспитатель с детьми взяв видеокамеру просили прохожих исполнить частушки).

ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Ведущий. Моя милка, как картинка

И румяна и бела.

С радостью гостей встречает

Хлебосольная она.

Ребята, одна из исполнительниц спела вот такую частушку и там прозвучало слово хлебосольная, это значит гостеприимная. Вот и к нам пришли гости. Мальчики готовят печь, накрываю на стол, а хозяюшки разделывают тесто. (Моют руки, надевают косынки и фартуки, из приготовленного теста кладут начинку, лепят пирожки и укладывают их на протвини, приговаривая):

- С охотой я возьмусь за дело,

Хотя задача не легка.

Чтоб тесто было пышным, белым

Нужна не только мне мука,

Вниманье нужно и уменье,

Чтоб соль и сахар не забыть

Чтоб лучше было угощенье

Начну-ка  тесто я месить.

- Я отличная хозяйка

Очень стряпать я люблю,

Приходите, гости к нам,

Пирогами угощу.

- Тесто я месила,

Масло добавляла,

Выбилась из сил я,

Ой, как я устала.

Ведущий. Хозяюшки настряпали пирогов, а теперь нужно их поставить в печь.  К печке раньше относились как к члену семьи, с ней всегда разговаривали. Вот и наша хозяюшка ставит пироги и приговаривает:

Наша барыня- сударыня

Ты толста и бела

Щей да каши навари,

Пирогов нам напеки.

(Девочка ставит протвини с пирогами в печь за заслонку, а за печкой стоят заранее испеченные пироги).

Ведущий. Хозяюшки, наверное, готовы ваши пирожки (одна девочка надевает рукавицы, достает из печки пирожки, две другие берут расшитые полотенца на руки и принимают подносы с пирогами).

С древних времен сеют на нашей земле лен и ткут из него холст. Небогатый гардероб был у наших предков: крестьянское платье- сарафан да рубаха.  И все одного цвета - белого.

И вот взялась русская женщина за иголку. Легла на крестьянский стол расшитая скатерть. Стало нарядным полотенце. Не вянут на расшитых полотенцах  цветы, вот такое волшебное свойство спрятано в вышивке.

-вот сегодня наши хозяюшки приносят пирожки на красивых полотенцах. (подают пироги приглашают гостей за стол).По традиции собираясь вместе за общим столом поют песни. (Исполняется русская народная  песня гостями).

III. Подведение итогов.

Ведущий. Ребята мы с вами уже второй год знакомимся с русским народным творчеством. Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами вспомнили пословицы, пели частушки и слушали их в исполнение наших  земляков, водили хороводы, исполняли русские народные песни, слушали их в исполнение педагогического коллектива, говорили о русском гостеприимстве.

Но эти занятием работа по теме культура и традиции русского народа не заканчивается. Наш класс ответственный за проведение праздника- Масленица, который будет проводиться в марте.

Быстро летит время, пора по домам расходиться.

(Исполняются куплеты).

Будьте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дома, до хаты.

Мы славно гуляли на празднике  вашем,

Нигде не встречали мы праздника краше.

Пусть будет на речке, да светлые воды,

Пусть плавают в речке гусей хороводы.

Чтоб на поле жито дружней колосилось,

Чтоб  сало в кладовке все время водилось.

Чтоб к вам приезжали желанные гости,

Чтоб люди на вас не имели бы злости.

Ещё пожеланий немного  осталось

Чтоб в год по ребенку у вас нарождалось.

Так будьте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дома, до хаты.

Самоанализ занятия

Тема: « Вспомним русские обычаи,         

               Вспомним нашу старину».

Цель: Воспитание учащихся на культуре и традициях устного народного творчества.

Задачи:

1.   Закрепить полученные знания о народном творчестве.

2.   Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

3.   Развивать эмоциональную память, устную речь и правильность произношения методом беседы, рассказа.

4.   Формировать навыки самоконтроля.

5.   Реализовать поставленные задачи.

6.   Научить исполнять попурри из русских народных песен, частушки, водить хороводы, выполнять практическую работу: разделывать тесто, сервировать стол, правильно приглашать гостей к столу.

   Для решения задачи были использованы следующие методы:

  • Словесный - во время занятия был рассказ о русской народной песне, частушке, о прялке, о гардеробе наших предков, о вышивке. Беседы о фольклоре, пословицах.
  • Наглядный - во время занятия демонстрировался видеоклип, показаны таблицы со сложными словами (саги-произведения неизвестных авторов, фольклор - устное народное творчество; хлебосольная - гостеприимная).
  • Практический - девочки разделывали тесто, мальчики сервировали стол.

    Одной из поставленных задач было развитие устной речи, для этого разучивали стихи, частушки, я старалась следить за правильным произношением.

    Для развития эмоциональной памяти было использовано исполнение хоровода с платками, частушек, фольклорной  русской народной песни «Пряха»,  попурри  русских народных песен «Посею лебеду на берегу», «Сама садик я садила», «Во деревне то было в Ольховке», «Калинка» с имитацией работы - мальчики в поле  «косили траву», девочки «связывали снопы». Но дети на занятии не только сами исполняли песни, они слушали русскую народную песню «Мой костер в тумане светит» в исполнении педагогического коллектива.

    Учащиеся на занятии были активными, поставленная задача - формировать навыки самоконтроля, была выполнена, дети на занятии были усидчивыми и выдержанными, они правильно выполняли задания.

    Предварительно была проведена большая подготовительная работа: знакомство детей с русской народной песней, народными инструментами, с частушками. Сделали видеозапись с жителями г. Меленки. На уроках труда мальчики сами изготовили косы, разделочные доски, девочки сшили фартуки, косынки, прихватки, учились сами замешивать тесто и разделывать пироги,  вырезали и раскрашивали «снопы» .

   К работе также были привлечены родители, в частности папа Оли Вяловой помог оформить сцену.

   Я считаю, что поставленные задачи были выполнены, основная цель -  «Воспитание учащихся на традициях устного народного творчества» была достигнута.