театрализованное представление "Вспомним русские традиции, вспомним нашу старину"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Мероприятие направлено на приобщение учащихся к историческим и духовным ценностям русского народа, воспитание уважения к культурным и национальным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tradizii.docx223.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Будницкая основная школа»

http://img-fotki.yandex.ru/get/5408/41612121.4d/0_72c9e_4c2b94a3_XL

Подготовила: Иванькова Дина Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

2015

Цель:

  • приобщение учащихся к историческим и духовным ценностям русского народа, воспитание уважения к культурным и национальным традициям.

Задачи:

  • изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этических процессов;
  • изучение культурного наследия родного края, истории, традиций и обрядов русского народа;
  • дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
  • привить бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов;
  • обеспечить знание традиционного русского поэтического и музыкально-поэтического творчества;
  • научить детей слушать и слышать народную песню.

Оборудование: проектор, компьютер, музыкальный синтезатор, выставка работ мастеров-умельцев нашего поселения.

Звучит народная музыка, выходит фольклорный ансамбль.

Ведущий 1.

Низкий поклон вам, гости дорогие!
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним
                          Забываем мы о ней
.                       Слайд 1

Ведущий 2.

Хоть и более привычно
Посидеть нам всем в кругу,
Вспомним русские обычаи,
                  Вспомним нашу старину.        
Слайд 2

Ведущий 1.

Пригласили мы вас для забавушек на всякий лад: кому сказку,

кому правду, кому песенку! Слайд 3

Просим в избу нашу красную! Будьте как дома.

Музыка продолжает звучать, девочки рассаживаются на скамейки, занимаются рукоделием.

Ведущий 2.

Добро пожаловать в гости к нам. Проходите  в избу нашу красную.  На протяжении долгих лет наши бабушки и дедушки  коротали здесь вечера. Поэтому убранству дома придавалось большое значение. Слайд 4

Ведущий 1.

 Раньше у наших бабушек и дедушек  был  такой обычай:  как заканчивали полевые работы - собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали - коротали осенние да зимние вечера, устраивали посиделки. В каждой деревне были свои посиделки, посидки, супрядки. Слайд 5

Ведущий 2.

 Да, собирались, чтобы и себя показать и других послушать, помериться удалью и красотой, переброситься частушкой, переплясом, посоперничать в забавах, играх, потехах.

 Исполнение  частушек.

Снежки белые, пушистые

Покрыли все поля.

Не покрыли только думушку

На сердце у меня.Таня

Гармонисту за игру,

Но, а мне - за пляску.

Гармонисту – фунт конфет,

Мне – баранок связку. Аня

Вы задуйте, ветерочки,
С четырех сторон в одну.

Разнесите с гор песочки

Еще думушку мою. Юля

        Не хотели мы плясать,

А придется выходить.

Хорошо Иван играет,

Ему надо угодить.

        Я иду поляночкой,

Полянка зеленеется.

На теперешних ребят

Нечего надеяться .Вика

        Под цыганочку плясала,

Не нужно дробления.

Только нужно под нее

Веселое пение.

        Меня маменька и тятенька

Как розу берегут.

Каждый день у калитки

   С поленом стерегут. Ксюша

Мы с любимой подруженькой

Гуляли по полям.

Все мы радости и горести

Делили пополам.

Папа с мамой золотые,

Я – серебряная дочь.

Отпустите на гулянку,

Погуляю целу ночь. Юлиана

        Голубая лента бантом

Алая распущена.

На меня, на девушку,

Как тоска напущена.

        Уж и пели, и плясали

На бревенчатом мосту.

Пожалейте гармониста,

Он, бедняга, весь в поту. Данила

        Под окошком я плясал,

Увидал меня отец.

На работе меня нету,

А плясать-то – молодец. Миша

Ведущий 1.   Слайд 6-9

А еще проводили время за любимым рукоделием. Кто вязал что-то, кто узор на полотенце вышивал, а кто за прялкой сидел. На территории Будницкого сельского поселения развиты два вида прикладного искусства: ручная вышивка и вязание. Умельцами этого направления в настоящее время являются Голоборщева Любовь Ивановна, Голоборщева Людмила Васильевна, Сергеева Алла Алексееевна, проживающие в деревне Холмы, Матвеева Вера Максимовна, Петроченко Тамара Владимировна, Капустина Вероника Вячеславна, проживающие в деревне Верхнее Ольгово, а также Мухина Галина Николаевна,  Рябикова Анна Ивановна, проживающие в деревне Будница. Они вышивает скатерти, салфетки, наволочки, простыни, полотенца, которые поражают нас изысканностью и красотой.

Продолжают искусство вышивания и вязания мои подруги, ученицы нашей школы: Петрович Татьяна, Капустина Виктория, Наумова Юлия, Дешанкова Юлия.

Ведущий 2. Слайд 10-11

 А также на территории нашей местности  широко распространено прядение и ткачество. Этим видом искусства занимаются Мухина Галина Николаевна и Рябикова Анна Ивановна.  Прялка- предмет в народном быту особенный. Это и орудие труда - на ней женщины с детства и до старости пряли нитки, и украшение деревенских посиделок, и свадебный подарок - символ счастья, доброе напутствие отца в новую жизнь дочери. Именно поэтому прялки нарядно украшали.

Ведущий 1.

- Да, весело и не скучно! То песню затянут, то шуткой перебросятся.

И работа спорится. Слайд 12-14

Наш край славится не только народными промыслами, но и народной песней. Народная память сберегла для нас лучшие образцы старинной песни, в которой выражаются все переживания народа: любовь, радость, горе, надежда, уверенность и тревога. Прекраснейшими исполнительницами народной песни являются Анастасия Макаровна Версина и  Валентина Васильевна Григорьева. За песней или беседой время пролетало незаметно.

Исполнение песни «Ой, вставала я ранешенько»

Ведущий 2.

Гостюшки дорогие, пока мы пели, пироги наши поспели. Слайд 15

Русский народ говаривал:

"Что есть в печи - все на стол мечи"- люди Будницкого сельского поселения отличаются  радушием, гостеприимством и  хлебосольством. Просим Вас отведать наших вкусных румяных  пирогов.

Звучит народная музыка, девочки угощают всех пирогами.

Использованная литература

  1. Борис Махотин «К живым истокам». Смоленск: Московский рабочий. Смоленское отделение, 1989 г.
  2. Воронова Л.И. Смоленская народная вышивка. Рукопись НИИХП, 1947. Журавлёва Л.С. Талашкино. М.1989 г.
  3. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.1978 г.
  4. Симакова И. Л. Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах XIX-XX веков. М. 2000 г.
  5. Ивановская, В.И. Русские орнаменты/ В.И. Ивановская - М.: Издательство «В.Шевчук».- 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Старинные русские традиции"

Данное мероприятие направлено на формирование здорового образа жизни; на ознакомление с традиционными блюдами русской кухни....

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

Героические традиции народа – наше духовное наследие

Героические традиции – это концентрация трудового, военного опыта народа. В них выражены наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из покол...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ БЫТА, КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИИ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ

  Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества....

Открытое занятие "Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину"

Открытое занятие посвящено русским традициям, творчеству и обрядам...

«В русской избе. Путешествие в старину»

План – конспект занятия «В русской избе. Путешествие  в старину» Автор: воспитатель ГСКУ Астраханской области «ЦПД «Юность» Бочарева В.П.Цель:Продолжать знакомить детей с традициями русского...

Проект "Вспомним русские традиции, вспомним нашу старину"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ...