Проект "Вспомним русские традиции, вспомним нашу старину"
методическая разработка (8 класс)

Эккерт Ирина Валентиновна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ

«Вспомним русские традиции, вспомним нашу старину».

Советник директора по воспитанию

и взаимодействию с детскими

общественными объединениями Эккерт И.В.

2023-24

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

К. Д. Ушинский

Актуальность проекта:

 Современные концепции развития личности ребенка  предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка, т.к наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых. Важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Здесь перед ребёнком впервые Родина предстает в образах, звуках, играх и красках. Если человек не знает историю своего народа, он не способен понять культуру другого народа, увидеть его самобытность и уникальность. Русские народные традиции, творчество и игры, богатые и разнообразные по своему содержанию, в них отражается образ жизни людей, их труд, быт и праздники.

Проблема: к сожалению, жизненный и педагогический опыт показывает, что дети с ОВЗ испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций. Мало интересуются русскими народными сказками, играми. И чтобы как-то исправить этот недостаток, я решила приобщать детей  к традициям народа через совместную деятельность: занятия, праздники, творческие работы.

Цель проекта:

 формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью представлений об истории, культуре, традициях народа, о его социальной жизни в настоящее время через систему занятий познавательного цикла, в продуктивной, игровой, исследовательской деятельности.

Основные задачи:

  • Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве, в традициях и обычаях.
  • Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
  • Формировать интерес к прошлому и настоящему.
  •  Прививать интерес к русским народным сказкам и играм.
  •  Развивать у детей стремление к созидательной деятельности.
  • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
  • Развивать речь, мышление и логику у детей.

Ожидаемый результат:

  • Сформированы представления о Родине, о традициях русского народа.
  • Знание народных  праздников и традиций.
  • Знание ремесел, которыми владели наши предки, и народных умельцев наших дней.
  • Знание традиций, старинных игр, забав, песней, частушек, колядок.
  • Понимание самобытности и уникальности своего народа, относятся с

уважением к традициям других народов.

  • Использование в повседневной жизни устного народного творчества: потешек, пословиц, поговорок, народных примет.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, учителя, педагоги дополнительного образования.

Продукт совместной деятельности: творческие гостиные, народные праздники,  изготовление поделок, творческих работ, альбомов с рецептами народных блюд, ремёсел, календарных праздников.

Период выполнения: проект краткосрочный, рассчитан на 1 месяц.

Средства реализации поставленных задач:

  • предметно-развивающая среда;
  •  развивающие виды деятельности (игра, чтение, пение, хороводы, общение);
  •  творческо-продуктивная деятельность;
  •  познавательные презентации, фильмы, занятия.

Теоретическое обоснование проекта

В основу проекта положена не только русская культура старины, но и современная культура России, а также традиции других народов.

Основные тематические блоки:

Фольклор, современные произведения помогают детям эмоционально воспринимать окружающее, развивать речь, мышление и логику, приобщать к общечеловеческим нравственным ценностям.

Промыслы и современное искусство помогают воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает

чувства. Воспитывают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Праздники и традиции: в них фокусируются наблюдения, непосредственно связанные с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии, поэтому они открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности.

Не зная традиции других народов, человек не сможет увидеть самобытность и уникальность своей культуры. Это воспитывает толерантность, уважение к другим народам.

Быт. В этом блоке проследим развитие предметов быта. В школьном музее были собраны предметы деревенской утвари, народно-прикладного искусства и создана предметно-развивающая среда – уголок фрагмента русской избы, который представляет собой воспроизведение деревенского быта. Это место особое, все предметы в нем доступны детям. «Русская изба» способствует интересным занятиям: можно узнать об экспонатах новое, сделать похожее, поиграть с ними.

Реализация плана работы по проекту.

Дата проведения

Мероприятия

Ответственные

16-18 января

Разработка проекта

Эккерт И.В.

19 января

«Раз в крещенский вечерок...»  Библиотечный час.

Гульбина Г.Н.

В течение месяца

Посещение школьного музея.

Воспитатели .

31 января

«Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину». Занятие.

Кутырёва И.Л.

7 февраля

Презентация «Машинная вышивка-вид современного искусства»

Чуватова Л.П.

В течение месяца

Изготовление макета «Русская изба».

Чернова Т.В.

Суркова И.М.

В течение месяца

Постановка танца с платками.

Чепурнаева В.И.

15 февраля

Организация работы по подготовке альбомов:

«Блюда русской кухни» - 7 класс;

«Декоративно-прикладное творчество в России» - 8 класс;

«Народные ремёсла и промыслы» - 9 класс

Родители

обучающихся 7-9 классов.

Рыжова Н.Ю.

Рогалёва Н.В.

Горина М.С.

27 февраля

Практическое занятие «Ой, блиночки мои!»

Борова М.А.

28 февраля

Итоговый праздник «Зимние посиделки»

Родители

Обучающихся 7-9 классов.

Эккерт И.В.

Уздяева Р.М.

Сценарий детского фольклорного праздника

«Вспомним русские традиции, вспомним нашу старину»

Цель: приобщение детей к народной культуре.

Задачи:

  • ознакомление детей с русским народным обычаем – проведением «Деревенских посиделок» ;
  • воспитание у детей эстетического чувства;
  • коррекция и развитие речи, памяти, мышления, внимания у детей.

-    пополнение словарного запаса у детей (ознакомление со словами кафтан, лен).


Сцена  ярко украшена в традиционном народном стиле. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. Возле стен стоят скамейки, на которых сидят дети. Дети одеты в русские народные костюмы.

Девочки вяжут на спицах, вышивают на пяльцах платочки, в углу стоит прялка. Мальчики плетут пояса.

Ход праздника.

1 девушка -

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.


2 девушка -

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

И водили хоровод.


3 девушка -

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Звучит русская народная музыка, появляются парни в русских костюмах, приветствуют девушек поклоном.


4 девушка -

Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!


Звучит музыка. Выходит ведущая (взрослая).
Ведущая

- Сегодня мы с ребятами пригласили вас на посиделки. Что же это такое? Владимир Даль в своем толковом словаре дает такое объяснение: «Посиделки есть сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен».

Вот мы сегодня и собрались на зимние посиделки. Кончились осенние заботы, урожай собран, капусту на зиму наквасили. Теперь парни лапти плетут, а девушки рукоделием занимаются. У каждого свое занятие в долгие зимние вечера: кто пряжу прядет, а кто вышивает да вяжет.

Хозяйка:
-Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменилась наша сцена. Похожа она у нас на деревенскую избу, и печка у нас есть, и лавки, и красный угол и даже прялка. А впрочем лучше меня об этом знают вот эти девицы-красавицы! Им и слово молвить!

(Рассказ о подпроекте «Русская изба»)

Хозяйка:

- Вот мы сегодня и собрались на зимние посиделки. Кончились осенние заботы, урожай собран, капусту на зиму наквасили. У каждого свое занятие в долгие зимние вечера: кто пряжу прядет, а кто вышивает да вяжет. А еще на посиделках молодцы делали игрушки из глины, плели лапти да туеса из бересты, вырезали деревянные ложки. А игрушки –то глиняные расписывали узорами дивными.

Ведущий:

-А и наши девицы да добры молодцы не бездельники: шьют и вяжут, мастерят и лепят не хуже своих предков!

Ведущий:

- Дерево — один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Не случайно у народных мастеров именно дерево - один из самых любимых природных материалов.

Ведущий:

-В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева. Основными инструментами народных мастеров были топор, специальный  нож и набор круглых стамесок различного размера.

Ведущий:

-И наши молодцы из 7 класса вместе со своим наставником Алексеем Сергеевичем мастерят изделия из дерева……..

- И веселиться тоже могут!

(Выступление ложкарей 7 класс).

-К традиционным художественным промыслам росписи по дереву относятся: Хохломской, Городецкий и Полхов-Майданский . У каждого из этих промыслов есть своя история и свои неповторимые особенности.

-Удальцы-молодцы 8 класса расскажут о хохломе и своих изделиях, выполненных в этом стиле!

(выступление 8 класса)

Хозяйка. Посмотрите, а наши красны девицы, как это и заведено, пришли на посиделки не с пустыми руками, а с рукодельем. Кто прядёт, кто вяжет, кто вышивает – никто без дела не сидит, да ещё и напевают  что-то…


Девочки, сидя за рукоделием, исполняют песню "Прялица".

Хозяйка:

 -Словно в раздумье, извечном ожидании весны неторопливо перебирают тонкие, натруженные пальцы вышивальщицы, нанизывая на иглу тончайшие штрихи будущих образов: ниточка к ниточке, шов к шву - и выплывают из белоснежной ткани дивные травы, великолепные цветы.  Искусство вышивания насчитывает века. Но лучше всех об этом знают девочки 9 класса.

(Выступление девочек с рассказом о вышивании и своих работах)

Хозяйка:

-Ай да веселые вы да работящие, гостюшки дорогие! Пора бы от работки отсесть поодаль, да показать плясовую свою удаль!

Ведущий:

-Да у нас, хозяюшка на любое дело мастера и мастерицы имеются! Да вот, посмотри, какие лебёдушки заглянули к нам на посиделки!

Девочка  читает прибаутку перед исполнением пляски:

– Эх топни, нога,
Топни правенькая,
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.

– Пойду плясать
По соломушке,
Раздайся народ
По сторонушке.

(Танец с платками. 9 класс)

Хозяйка: А что же вы-то, девоньки, сидите, не веселитесь с нами?

1 девочка:
Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник.

2 девочка:
Ныне гуляшки и завтра гуляшки - находишься и без рубашки.


Хозяйка:
-Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле - сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять - работать некогда будет, можно остаться и без рубашки.  Но вы-то уже поработали на славу, можно и отдохнуть! А и мне хватит  болтать, пора игру  начинать, а поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют:
– Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.
– Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.

Хозяйка:

- Не красна изба углами, а красна пирогами! А уж каких только пирогов не пекли раньше хозяюшки да в русской печи! Наваристые щи да каши рассыпчатые варили, блины румяные пекли! А блины не простые, дрожжевые и безопарные, да ещё и с припёком! Ой, да что это я опять заболталась, ведь об этом знают всё наши девицы да добры молодцы ……

Презентация о блинах.

Выступление  10 класса частушки про блины.

Ведущая - Ну вот, гости дорогие, побывали мы на старинных посиделках. А теперь пришло время прощаться.


К ведущей подходят юноши и девушки.


- В небе, будто от побелки,

Засветился млечный путь

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светелке,

Где пришлось нам отдохнуть.


- Мы делились новостями,

Мы старались всех развлечь,

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: «До новых встреч!»


- Жива традиция, жива,

От поколенья старшего.

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.


Ведущий:

- Молодцы, задорно пели и плясали,

поиграли и в  работе удаль свою показали!

Вот так и жил народ в старину.

Ведущий:

-А мы к столу всех приглашаем

Да блинами угощаем!

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!

Системная паутинка по проекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Старинные русские традиции"

Данное мероприятие направлено на формирование здорового образа жизни; на ознакомление с традиционными блюдами русской кухни....

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

Героические традиции народа – наше духовное наследие

Героические традиции – это концентрация трудового, военного опыта народа. В них выражены наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из покол...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ БЫТА, КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИИ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ

  Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества....

Открытое занятие "Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину"

Открытое занятие посвящено русским традициям, творчеству и обрядам...

«В русской избе. Путешествие в старину»

План – конспект занятия «В русской избе. Путешествие  в старину» Автор: воспитатель ГСКУ Астраханской области «ЦПД «Юность» Бочарева В.П.Цель:Продолжать знакомить детей с традициями русского...

театрализованное представление "Вспомним русские традиции, вспомним нашу старину"

Мероприятие направлено на приобщение учащихся к историческим и духовным ценностям русского народа, воспитание уважения к культурным и национальным традициям....