РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия (базовый уровень)
рабочая программа на тему

Мельникова Наталья Викторовна

Рабочая программа курса Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия( базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnoe_vospriyatie.odt25.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ЯО «Центр помощи детям»

Школа дистанционного обучения

УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________ Т.А. Иванова

«___» _____________ 20____ г.

Приказ от «__» ___ 20__ г. №__

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Охрана и развитие зрения

и зрительного восприятия

(базовый уровень)

Программа составлена для обучающегося Шестеркиной Елизаветы,  3 класс

ФИО, должность автора:  Мельникова Наталья Викторовна,

 учитель начальных классов

Ярославль, 2014г.

Коррекционный курс «Охрана и развитие зрения

и зрительного восприятия»

Пояснительная записка.

Статус документа

     Рабочая программа по  охрана и развитие зрения и зрительного восприятия для ученицы  Шестеркиной Елизаветы, 3 класс,  составлена с учётом общих целей курса, определённых Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования (ПРИКАЗ Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег.№ 177856 октября 2009 г.  № 373Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 ), отражённых в его примерной (базисной) программе курса охрана и развитие зрения и зрительного восприятия (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768).

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей ученицы Шестеркиной Елизаветы ,3 класс. Рабочая  программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса.

В программе обозначены  цели, содержание, стратегия обучения Шестеркиной Елизаветы средствами  учебного предмета « Развитие  зрительного восприятия». Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, выделяет этапы обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

           Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программы основного общего образования по    охрана и развитие зрения и зрительного восприятия

Структура документа

Рабочая программа  для Шестеркиной Елизаветы включает  следующие разделы:  пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения  и требования к уровню подготовки  Шестеркиной Елизаветы

  Нарушения зрения, обусловливая снижение остроты зрения и других зрительных функций, влечет за собой снижение скорости, конкретности, дифференцированности, аналитичности восприятия, возникновение трудностей в овладении и оперировании сенсорными эталонами, зрительными образами и представлениями, в овладении измерительными навыками, ориентировке в пространстве. Это неизбежно приводит к появлению вторичных отклонений в зрительном восприятии предметов окружающей действительности  и влечет за собой недостаточное удовлетворение зрительных потребностей детей, отрицательно сказывается на развитии мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. В свою очередь все перечисленное приводит к возникновению трудностей в обучении, снижению успеваемости детей данной категории. Однако слабовидящие дети пользуются зрением, как основным средством восприятия предметов и явлений окружающей действительности. Все эти обстоятельства послужили основанием для разработки и включения в учебный процесс школы для слабовидящих детей специального курса.

Цель программы: развитие операционного механизма зрительного восприятия посредством обогащения представлений учащихся об объектах окружающего мира.

Основными задачами курса являются:

1. Формирование у детей с нарушением зрения потребности в самостоятельном использовании зрительных умений и навыков для установления логических и причинно – следственных связей при  отражении множества объектов окружающего мира.

2. Расширение и коррекция предметных представлений и конкретных способов обследования объектов через углубление знаний о предметах окружающего мира за счет целенаправленного и полисенсорного восприятия,  формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

3. Повышение уровня сенсорной готовности школьников к обучению путем совершенствования системы сенсорных эталонов, умение пользоваться эталонами при анализе качеств и свойств   предметов и явлений окружающего мира.

4. Развитие умения оценки глубины пространства, формирование навыка переноса знаний в практическую деятельность в свободном пространстве, формирование измерительных навыков (в малом и большом пространстве), обучение ориентироваться на основе пространственных представлений.

5.Совершенствование зрительно – моторных  координаций.

6. Активизация зрительного восприятия  учащихся посредством автоматизации навыка максимально использовать свои  зрительные восприятия при восприятии окружающего мира.

7.Формирование мотивации на рациональное использование остаточного зрения

 В процессе решения специфических задач  развиваются все психические процессы, происходит речевое и эмоциональное развитие, совершенствуются личные качества детей с патологией зрения.

Программа состоит из трёх этапов, каждый из которых включает несколько подэтапаов. Сложность и объём заданий возрастают при переходе на следующий этап. Переход осуществляется не автоматическис переводом ученика в следующий класс, а в зависимости от достигнутого уровня зрительного восприятия. Рабочая программа предусматривает проведение занятий по развитию зрительного восприятия в течение 4-х  лет в начальной школе и 3 -х лет в средней школе. Такая продолжительность коррекционной работы обоснована тем, что становление зрительного восприятия как сложного системного акта длится от рождения ребёнка до 15-16 лет.

Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия проводятся тифлопедагогом 1 раз в неделю. Их продолжительность отвечает гигиеническим требованиям для каждого возраста (30-40 минут учебного времени).

 

Эффективность программы развития зрительного восприятия у слабовидящих школьников определяется:

- повышением уровня восприятия объектов от этапа к этапу;

- использованием  обучающимися приобретённых навыков на предметных уроках и во внеурочное время;

- развитием наглядно – образного мышления, необходимого для опознания при нарушенном сенсорном отражении;

 

Базовый этап:

1.Формирование сенсорных эталонов;

2. Восприятие предметов и изображений, близких по форме к геометрическим фигурам.

 

В конце первого этапа ребёнок должен:

- ориентироваться на обобщающие понятия «цвет», «форма», «величина»;

- знать названия сенсорных эталонов цвета, формы, величины и активно использовать их при словесном оформлении воспринимаемого;

- самостоятельно производить поиск заданного эталона в условиях вариативности других признаков;

- иметь достаточные представления об объектах окружающего мира по темам: овощи – фрукты, мебель, посуда, одежда, транспорт;

- при восприятии выделять признаки изображения, делить их на информативные и неинформативные;

- относить изображение определённой группе, использовать обобщающие понятия;

- демонстрировать достаточный уровень вербализации, описывая предмет последовательно, развёрнуто, выделяя цвет, форму, размер предмета в целом и его составных частей;

- демонстрировать целостность восприятия, находя недостающие детали изображения, составляя целое изображение из частей, узнавая изображения предметов, близких по форме к геометрическим фигурам, в усложнённых условиях.

Развивающий этап:

1. Восприятие объектов растительного и животного мира, формирование представлений о них;

2. Формирование представлений о человеке (восприятие и выделение индивидуальных отличий; восприятие позы и эмоций человека).

В конце второго этапа ребёнок должен:

- иметь достаточные представления  об объектах окружающего мира по темам: «Растительный и животный мир», «Человек»;

- владеть алгоритмами зрительного и тактильного восприятия объектов растительного и животного мира, человека;

- демонстрировать достаточный уровень вербализации, описывая объекты последовательно и развёрнуто, правильно называя части, выделяя цвет, форму и размер по отношению к целому;

- сравнение двух объектов вести последовательно, демонстрировать способность и стремление своими силами выполнять целенаправленную поисковую деятельность;

- узнавать животных, человека, как в статической, так и в динамической позе; правильно осмысливать и называть движения, эмоции;

- при восприятии дидактической сюжетной картины правильно определять сюжетную канву, устанавливать логические связи и вербализировать из в процессе  описания.

 

Закрепляющий этап:

 

1. Знакомство со способами изображения предметов в пространстве;

2. восприятие произведений изобразительного искусства;

3. восприятие движущихся объектов.

В конце третьего этапа ребёнок должен:

- владеть понятиями «линия горизонта», «линейная перспектива», «воздушная перспектива», «светотень» и знать и пользоваться правилами построения;

- уметь оценивать пропорции изменения величины предметов в зависимости от их удалённости от объектов переднего плана;

- знать виды изобразительного искусства и уметь  зрительно  дифференцировать  объекты, относящееся к различным видам изобразительного искусства;

-  умение передать содержательный компонент произведений изобразительного искусства;

- узнавать движущиеся предметы

Организационной формой работы по реализации  программы являются  подгрупповые и фронтальные занятия, предполагающие наличие дифференцированного и индивидуального подходов

Типы специальных коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия

- занятия по совершенствованию сенсорных эталонов;

- занятия по расширению и автоматизации способов обследования предметов;

- занятия по расширению и коррекции предметных представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

- занятия по совершенствованию восприятия глубины пространства;

- занятия по совершенствованию умения воспринимать сюжетное изображение;

- занятия по развитию зрительно-моторной координации.

Программным содержанием занятий, направленных  на совершенствование сенсорных эталонов,  является  реализация следующих задач:

- расширение знаний о сенсорных эталонах, закрепление представлений о системе сенсорных эталонов;

- расширение умения пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

- формирование и автоматизация умений пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предметов;

- развитие сенсорных операций как части обследовательских перцептивных действий;

- расширение представлений о свойствах и качествах предметов реального мира.

Программным содержанием занятий, направленных  на совершенствование и автоматизацию способов обследования предметов  у детей с нарушениями зрения  является реализация следующих задач:

- закрепление умения узнавать предметы, предложенные для восприятия в разных модальностях (натуральный предмет, объемная модель, силуэтное или контурное изображение);

- совершенствование и обогащение предметных представлений;

- совершенствование и автоматизация навыков полного и последовательного зрительного обследования предметов;

- закрепление навыка полисенсорного обследования предметов.

Программным содержанием занятий, направленных  на расширение и коррекцию представлений о предметах реального мира  у детей с нарушениями зрения,  является  реализация следующих задач:

- расширение круга представлений о предметах (объектах и деталях), трудных для дистантного восприятия, а также предметов, недоступных зрительному восприятию детей с нарушениями зрения; предметов, имеющих сложное строение;

- использование компенсаторных приемов восприятия предметов на полисенсорной основе;

-использование целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации;

- закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира за счет включения их в новые виды деятельности;

-  коррекция и пополнение предметных представлений за счет использования наглядности и руководящей роли слова при восприятии предметов.

Программным содержанием занятий, направленных  на совершенствование глубины пространства  у детей с нарушениями зрения,  является реализация следующих задач:

- развитие пространственного восприятия за счет формирования нестереоскопических способов восприятия глубины пространства (использование приемов перекрытия, светотени и др.);

- формирование умения применять освоенные способы восприятия глубины пространства в учебно-познавательной и практической деятельности;

- развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций;

- активизация оперирования представлениями о предмете при пространственной ориентировке в окружающей действительности;

- совершенствование способов восприятия объектов при разной их удаленности;

- формирование навыка использования имеющихся знаний и умений в свободном (новом) пространстве и в деятельности с новыми объектами.

Программным содержанием занятий, направленных  на совершенствование умения воспринимать сюжетное изображение,  является  реализация следующих задач:

- формирование и закрепление умения детально, последовательно и целостно воспринимать сюжетное изображение;

-автоматизация умения соотносить имеющиеся предметные представления с образами (предметами), изображенными на картине;

- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и отношения при восприятии сюжетного изображения на основе выделения информативных признаков предметов и явлений, изображенных на картине.

Программным содержанием занятий, направленных  на совершенствование зрительно-моторной координации,  является  реализация следующих задач:

- совершенствование способов восприятия движущихся предметов;

- развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;

- развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;

- развитие осязания и мелкой моторики;

- автоматизация умения пользоваться ручкой, карандашом;

- развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;

- развитие умения соединять точки прямой линией;

-развитие умения писать буквы, цифры по образцу и самостоятельно;

-  развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.

 

Уточнение программного содержания фронтальных занятий по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения на начальном этапе школьного обучения должна осуществляться, исходя из содержания программ по общеобразовательным предметам.

Конкретизация программного содержания  индивидуальных занятий  по развитию зрительного восприятия кроме ориентации на содержание программ по общеобразовательным предметам должна осуществляться в соответствии:

- с анамнестическими данными (степень снижения зрения, состояние бинокулярного зрения, ведущее глазное заболевание);

- со знаниями зрительных функциональных резервов ребенка;

- с учетом формы возникновения нарушения;

- с перспективами и этапом лечения;

- с видом и тяжестью сопутствующих нарушений;

- с результатами диагностического обследования уровня зрительного восприятия каждого ребенка;

-  с общим уровнем развития ребенка.

 

В зависимости от особенностей класса на занятиях по развитию зрительного восприятия может быть использована разная степень интенсивности зрительной нагрузки, которая может регулироваться:

-         характером используемых наглядных пособий (количеством изображенных объектов, их размером, удаленностью объектов от ребенка и друг от друга, контрастностью фона, на котором осуществляется демонстрация и т. п.);

- сложностью содержания учебного материала;

-  заданным учителем темпом работы.

 

Примерный план подготовки специального занятия:

1. Определить тип занятия.

2. Выбрать в соответствии с дидактическими задачами тему занятия.

3. Четко определить программное содержание занятия, конкретизировав его частными задачами развития зрительного восприятия.

4. Определить требования к детям по решению каждой программной задачи:

- объем и качество работы ребенка по выполнению задания;

- способ деятельности ребенка (по образцу, самостоятельно, с помощью педагога);

- конечный результат деятельности и способ его проверки.

5. Выбор заданий и методика их объяснений.

6. Подбор наглядных пособий.

7. Уточнение приемов активизации зрительной и мыслительной деятельности детей.

8. Определение итогов занятия и оценки деятельности детей.

 

Распределение дидактического материала по этапам коррекционных занятий

 

 

Дидактический материал

Этап коррекционных занятий

Задачи

1. Натуральные объекты

1,2,3

- Обогащать чувственный опыт.

- Расширять представления о предметах окружающего мира.

- Развивать осязание, тактильное восприятие.

2. Муляжи, чучела, игрушки с хорошо выраженными признаками внешнего строения.

1,2

- Обогащать чувственный опыт.

- Расширять представления о предметах окружающего мира.

- Развивать осязание, тактильное восприятие.

3.Простые предметные рисунки:

а) изображения, выполненные на основе геометрической фигуры;

б) изображения, приближающиеся по форме к геометрической фигуре;

в)изображения, включающие сочетание геометрических фигур;

г) изображения растений, животных, человека.

 

1

 

1

 

1

 

2

- Расширять и  коррегировать представления о предметах окружающего мира.

- Отрабатывать навыки ориентации на плоскости рисунка.

- Уточнять знания о сенсорных эталонах формы, цвета, величины.

- Формировать способы зрительного обследования.

- Формировать систему основных умственных действий  и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)_.

4. Сложные предметные рисунки ( наличие цветового фона, второго плана, дополнительных деталей).

2

- Расширять и коррегировать представления об объектах флоры и фауны.

- Совершенствовать перцептивные действия.

- Продолжать формировать систему основных умственных действий  и операций ( анализа, синтеза, сравнения, обобщения)_.

5.     Собственно сюжетные картины

6.     ( наличие нескольких  планов, многочисленных деталей);

а) без скрытого смысла, описательного характера;

б) со скрытым смыслом ( следствие на лицо, причину же этого события дети должны восстановить, опираясь на собственный опыт).

3

- Познакомить с правилами построения изображения по законам перспективы.

- Формировать алгоритм восприятия сюжетного изображения.

- Обучать детей выделять информативные признаки, раскрывающие сюжет; устанавливать причинно – следственные связи.

6. Серии сюжетных картин с развивающим сюжетом.

3

- Закреплять навык последовательного сюжетного изображения.

- Обучать пониманию внутреннего действия сюжетной композиции.

7. Произведения изобразительного искусства

3

- Развивать художественное восприятие.

- Закреплять навык последовательного сюжетного изображения.

- Учить отличать художественное произведение от фотографии и иллюстрационных изображений.

8. Фотографии, слайды с изображением художественных произведений скульптуры и зодчества.

3

- Развивать художественное восприятие.

- Познакомить с основными  видами искусства.

- Развивать понимание условностей стилизации.

9. Специальные тренировочные фильмы

3

- Развивать опознание движущихся объектов в условиях изменения размера и ракурса.

- Расширять представления об окружающем мире.

 

Основные  типы используемого наглядного материала:

   ТИП I: 

- предметы (натуральные, муляжи, модели, изображения натуральное, контурное, силуэтное), о которых формируются предметные представления;

-перфокарты на соотнесение предмета по внешним (цвет, форма, величина) и внутренним, логическим признакам; на соотнесение реального изображения предмета с силуэтным, контурным изображениями и др.;

- карточки, перфокарты на классификацию предметов;

- предметные картинки для сравнения, описания предметов, составления по ним описательных загадок;

- картинки с изображением одного и того же предмета в разных логических связях, сюжетах.

 

 ТИП II: 

-  классификационная таблица сенсорных эталонов (по Л. А. Венгеру);

- карточки на локализацию заданного сенсорного эталона из множества;

-образцы, демонстрирующие отдельные свойства (форму, цвет, величину) предметов для их узнавания и называния, сравнения и соотнесения;

- образцы вариантов свойства;

- предметные картинки с ярко выделенными свойствами предметов (по программным дидактическим темам);

-         перфокарты, перфокарты- часы  на соотнесение сенсорных эталонов между собой; на соотнесение эталона с признаками предмета;

- танграмы;

 ТИП III: 

  набор сюжетных, пейзажных картин;

- набор открыток с изображением пейзажей или сюжетов;

- набор масок, имитирующих эмоциональные выражения человеческого лица (радость, покой, удивление, страх и др.);

-набор картинок, изображающих людей, выражающих разные эмоции;

-фоторобот  человеческого лица;

-  набор картинок с изображениями человека, животных в различных позах;

- карточки с изображениями образцов поз (схемы, контурные и силуэтные изображения);

- набор картинок на один сюжет, изображающий героев с различной мимикой, жестами, в разных местах действия;

- перфокарты на соотнесение позы человека и орудия труда; позы, эмоций и предметов сюжета; частей суток и событий сюжета; времен года и событий сюжета;

- набор силуэтных изображений (цветных, однотонных) персонажей, предметов к сюжетным картинкам;

- набор сюжетных картинок, раскрывающих последовательность событий;

-карточка с движущейся полоской для выделения композиционных планов сюжетного изображения;

-разрезные сюжетные картинки (из 4, 6, 8, 12 частей).

 

 ТИП IV:

- индивидуальные столы (с фиксатором для подбородка, рамкой для ограничения поля зрения) с макетным изображением перспективы;

-         мелкие модели предметов (по отдельным дидактическим темам) для работы на индивидуальных столах;

-палочковый мотиватор и его варианты;

- карточки-схемы с изображениями однотипных предметов на различных композиционных планах;

 

-сюжетные картинки с четко выраженными композиционными планами;

-  наборы предметных силуэтов-подставок для составления композиционного сюжетного изображения (по образцу, без образца);

-         набор цветных силуэтов отдельных предметов разных размеров для показа степени удаленности;

-         набор карточек с изображениями предметов, перекрывающих контур друг друга;

-         набор измерительных средств (бумажные полоски, шнуры и др.).

  

 ТИП IV:    

-         набор моделей предметов (по отдельным дидактическим темам);

-         набор карточек с изображениями предметов одной группы в различных пространственных положениях;

- набор сюжетных картинок;

-схемы  карты-путь  и  карты-обозрения;

- карточки с изображениями лабиринтов.

 

 ТИП V: 

-  карточки на локализацию цветов и оттенков;

- силуэтные и контурные изображения предметов на прямом и обратном контрастах;

- набор трафаретов (внешних и внутренних) для обводки по контуру;

- карточки с пересекающимися линиями, соединяющие пары предметов;

- карточки с контурным (целостным и прерванным) изображением предметов;

- различные виды мозаик;

- шнуровки;

- лабиринты.

 ТИП VI:

- набор предметов для выполнения соотносящих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 8 класс базовый уровень ( к учебнику М.З. Биболетовой)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, теметическое планирование, контрольные работы по четвертям...

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык" 5 класс базовый уровень

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык"  5 класс базовый уровень, составленная на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы", авторы-составители М.Т. Ба...

Рабочая программа по английскому языку для 10-11 класса (базовый уровень) по УМК "Английский язык" под редакцией В.П.Кузовлева

Рабочая программа состоит из 1)пояснительной записки, 2)текста стандарта полного общего образования по иностранному языку ( базовый уровень) 3)требования к уровню подготовки выпускников 4)задачи по ка...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 6 класс. Базовый уровень

Рабочая  программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрыва...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 7 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственногостандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Програ...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 8 класс. Базовый уровень

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Ру...

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень, по авторской программе Власенкова, Рыбченковой)

Рабочая программа  по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень)  составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:федерального компонента государственного стандарта общ...