Программа"Соцветие"
рабочая программа (7 класс) на тему

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsvetie.doc_x.docx163.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                         УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом ОГБОУ КШИ                        Директор ОГБОУ КШИ

«Северский кадетский корпус»                                «Северский кадетский корпус»

Протокол № 3 от 02.09.2013г.        приказ № 5 от 18.02. 2013г.

Е.Ю. Емельянова_________                                               А.О. Окунев______________

Герб СКК уже законченный

Авторская программа «Соцветие»

ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус»
на 2013 — 2015 г.

Разработала:

Забожанская  Н.Н (педагог дополнительного образования)


Содержание

Пояснительная записка.

Цель программы. Концепция.

Актуальность.

Творческое направление.

Воспитательные и развивающие задачи обучения. Значимость.

Структура творческой работы детей первого года обучения.

Тематический план обучения детей первого года обучения.

Программа занятий детей первого года обучения.

Структура творческой работы детей второго года обучения.

Тематический план обучения детей второго года обучения.

Программа занятий детей второго года обучения.

Структура творческой работы детей третьего года обучения.

Тематический план обучения детей третьего года обучения.

Программа занятий детей третьего года обучения.

Творческая работа группы индивидуальных занятий.

Диагностические материалы к доп. образовательной   программе.


Классификация программы

  1. По значимости:

Муниципальная, школа-интернат, кадетский корпус

  1. По типу

Модифицированная

  1. По целям и задачам

Комплексная

  1. По направлению деятельности

Художественно- эстетическая

  1. По возрастным особенностям

Для разновозрастных коллективов

  1. По длительности деятельности

Долгосрочная

  1. По месту в образовательной модели

Кружок


Пояснительная записка.

В современном мире всё острее встаёт проблема воспитания культуры подрастающего поколения. Требования к художественному образованию поднимаются на уровень развития нравственно-эстетической культуры. Поэтому главной целью программы художественного воспитания изостудии «Соцветие» состоит разностороннее и гармоничное развитие творческой личности средствами изобразительного искусства. В общем, культурном пространстве Древо Искусства изостудии питается от жизненных истоков, от корней народного творчества.

Традиции народного творчества, быта и праздников, жизненный уклад, имеют тесную связь с природой, временами года. Поэтому программа обучения изостудии построена по этапам времён года и народному календарю, рассчитана на три года обучения.

Содержание программы обучения формируется на основе народных традиций художественно-прикладного творчества в сочетании с общими образовательными, развивающими, воспитательными задачами.

На основании исходных положений программы можно сформулировать педагогическую концепцию как триаду основ обучения.

Природа – традиции – творчество

Значение народного художественно-прикладного творчества в наше время велико, прежде всего потому, что оно повсюду окружает нас, а значит имеет постоянное воздействие.

«Народный стиль» прочно входит в современное искусство и со временем приобретает всё большее распространение в повседневной жизни человека (в предметах быта, посуде, одежде, оформлении интерьеров...). В художественных салонах, выставочных залах, на ярмарках художественных промыслов изобилие и разнообразие не только изделий народных мастеров, но и профессиональных работ художников.

Изучение и сохранение духовной культуры, развитие народных художественных промыслов во многом ложится на молодое поколение. Поэтому задача педагога художественного творчества – показать детям не только красоту народного декоративно–прикладного искусства, но и его значимость в современной жизни. Народное творчество, развиваясь в новых общественных условиях, не застыло в старых формах. Старинные узоры подчиняются современной форме и назначению изделий, воплощаются в новых ритмах, пропорциях, колорите, как в традиционный орнамент вводятся новые мотивы, придавая ему новое содержание.

Тематика народной жизни, её мудрость и простота, лиризм и широта русского характера всегда находят отклик в душах детей. Традиции народного искусства продолжают жить в детских работах, дают радость творчества по своему содержанию в единстве с окружающей жизнью и природой.

Жизненный уклад и мировоззрение русского народа всегда развивались в гармоничном единстве с природой. Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Влияние природы на восприимчивость и чувствительность детей широко известно. Природа возбуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует его сенсорику и вызывает чувство прекрасного.

На основе концепции программы можно выделить общее творческое направление занятий, не связанных с народными промыслами:

Единство человека и природы

Идея гармонизации отношения человека и природы обогащает эмоциональный опыт ребёнка, формирует мировосприятие детей, углубляет нравственно-эстетические чувства, воспитывает духовное освоение действительности.

Следуя основным положениям программы, можно выделить культурно-воспитательные и развивающие задачи обучения.

Во время активного развития детской психики вся энергия ребёнка, движимая жаждой новых открытий, направлена на познание окружающего мира.

Это является основной мотивацией обучения ребёнка. Любознательность направляет детей быть постоянными наблюдателями в жизни, активизирует и развивает их восприятие.

Во время познания объектов и явлений природы, отражения её в художественном творчестве у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение. Общение с природой создаёт основу для фантазии, работы воображения.

На занятиях с детьми проводятся беседы о художниках- наблюдателях, которые начинаются с созерцания мира Природы: с четырёх природных стихий, с четырёх сторон света, с четырёх времён года, с четырех времён суток.

Дети узнают, что в определённом порядке мироустройства существует и цветовой порядок, который пронизывает Вселенную и психофизическую природу человека.

Дети открывают, что чувства и настроения могут выражаться в состоянии природы, что погода, настроение пейзажа тоже могут иметь характер, эмоциональную окраску.

Умение созерцать красоту природы, умение наслаждаться ею очень важно для развития воображения. Недаром в Японии, где высока культура эстетического восприятия, принято проводить так называемые «уроки созерцания», позволяющие развивать у детей наблюдательность, умение вслушиваться, вглядываться в окружающее.

«Было бы ошибочно думать, что воображение развивается само собой, достаточно лишь включить детей в художественную деятельность. Работа воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии» – писал Л.С. Выготский.

Продуктивное воображение, фантазия являются универсальными творческими способностями, которые помогают детям осмысливать окружающий мир. Не обладая воображением, человек не может действовать «по-человечески» ни в науке, ни в политике, ни в отношениях с другими людьми. Действуя по заранее заготовленному шаблону, без гибкости воображения, без вариативности взглядов и подходов, человек не сможет найти решение в нестандартной ситуации.

Развитое воображение, как высшая форма образного мышления, дает специалисту в любой области предвидеть потенциал возможности, заключенный в материале, в конструкции, в научной идее и выявлять его. Чувство гармонии творческого специалиста даёт ему силу ощутить «целое раньше частей», увиден. результат своей деятельности в законченном виде.

Таким образом, в любой профессии, в любом труде развитое воображение и творческое мышление являются основой движения вперёд, основой вдохновенного груда.

Сегодня наше общество особенно нуждается в молодых людях, способных к целенаправленному саморазвитию самореализации в труде. В основу творческого развития детей должны быть положены идеи о самоценности человека, его индивидуальности, которые побуждают потребность в творческом восприятии мира и осмысления себя в современном мире. Структура творческой работы первого года обучения.

В кружке занимаются две группы детей в возрасте от 13 до 15 лет 2-3 раза в неделю по системе комплексного обучения.

Возрастная особенность учащихся – это жажда новых открытий, разнообразия; внимание и восприятие детей находятся на уровне эмоциональных реакций, память кратковременна, а увлечённость и обучаемость развиваются только в форме игры, быстрой смене разных видов деятельности.

Идея создания групп разностороннего творческого развития возникла на основе психологических особенностей детей школьного возраста.

Содержание занятий по всем видам деятельности в этих группах строится на основе традиций народного творчества

Дети, «путешествуя в мир Природы», развивая воображение, дети узнают о цветовой природе времён года, знакомятся с азами цветоведения.

На основе возрастной психологии детей построены занятия по формообразующему восприятию. В школьном возрасте восприятие у детей фрагментарно, лишено целостности, фиксирует отдельные признаки или свойства предмета. Поэтому на первом этапе дети учатся рисовать отдельные геометрические и неопределённые формы, затем различать их по размерам
и составлять композиции. Далее дети учатся делать сложные формы на геометрические фигуры. И, наоборот, из простых составных частей дети учатся построению сложной формы. На этом этапе рисования, выполняя конструктивные задачи, дети могут анализировать, делить на составные части и соединять различные фигуры.

В результате у детей появляется понимание причинно-следственных связей, анализа и синтеза, формируется словесно-логическое мышление.

Для создания творческой атмосферы, усиления ассоциативного восприятия детей и погружения в художественную деятельность на занятиях звучит музыка.

Разнохарактерная музыка, соответствующая заданной теме, усиливает эмоциональную окраску изображения. Литературно-музыкальные композиции помогают ярче увидеть и почувствовать всю красоту родной природы.

В результате можно сформулировать основу из трёх составляющих, на которой строится большая часть программы первого года обучения.

Музыка – природа – рисунок

Данная программа базируется на знаниях и умениях, полученных детьми на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, реализует их связь с историей нашего края.

Отличительной особенностью программы является ее тематика, связанная с культурой родного города. Включение в программу регионального компонента способствует формированию у детей уважительного отношения к культурному наследию.

В ходе обучения дети осваивают следующие технологии:

  • рисунок на бересте;
  • аппликация из бересты и соломки;
  • инкрустация берестой и соломкой;

Художественная обработка бересты;

  • проектная деятельность детей.

Работа с этими материалами поможет ребёнку развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие.

Картины на бересте, сувениры и обереги могут быть прекрасным подарком своим родным или близким, друзьям или знакомым.

Актуальность программы заключается в обращении к духовному наследию прошлого, изучении и освоении культурного наследия родного края и его национальных традиций, восстановлении их социально – культурных функций, что является важнейшей идейно – нравственной задачей культурно – образовательной политики государства.

В наше время заметно возрос интерес к народному художественному творчеству. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Основная цель программы – создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из бересты и природного материала.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • знакомство с историей берестяного промысла, как частью национального наследия;
  • знакомство с основными законами композиции;
  • обучение детей приемам обработки различных природных материалов;
  • формирование базовых умений лежащих в основе работы с природным материалом;
  • привлечение детей к поисково-исследовательской работе для получения новых знаний по истории и развитию декоративно – прикладного искусства малой родины.

Развивающие:

  • развитие воображения, пространственного мышления, художественно – эстетического вкуса, индивидуальных художественно – творческих способностей детей.

Воспитательные:

  • через знакомство с культурным прошлым родного края формировать чувство гражданственности, патриотизма и национальной гордости;
  • научить правильной и безопасной организации труда;
  • воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека.

Основные принципы и педагогические подходы к реализации программы

 При формировании учебных тем учитывались принцип доступности и принцип учета возрастных особенностей детей.

Деятельность детей осуществляется через одновозрастные и разновозрастные группы, поэтому в ходе занятий широко используется дифференцированный подход к детям, учитываются их творческие способности и степень восприятия и усвоения материала.

Занятия носят, главным образом практический характер.

Руководствуясь на принципах, изложенных в программе, возможно изменение объема и степени технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.

Организация процесса обучения

Прием в изостудию осуществляется на добровольной основе в соответствии с интересами и склонностями детей. Специальных требований при наборе детей в студии не предъявляется.

Программа рассчитана на 3 года обучения и состоит из следующих уровней:

1 уровень – ознакомительно-подготовительный;

2 уровень – углубленный;

3 уровень – творческий.

1 уровень – ознакомительно-подготовительный 

На первом уровне дети получают знания о правилах безопасной организации труда; изучают основные свойства природных материалов и приемы заготовки, обработки, хранения, экономного расходования бересты; осваивают простейшие приемы работы с природным материалом в технике мозаика, плоская и объемная аппликация, простые рисунки на бересте.

2 уровень – углубленный

На втором уровне дети изучают основные законы композиции; осваивают более сложные приемы и технологии работы с природными материалами (рисунок по бересте, конструирование из бересты, художественная обработка бересты).

3 уровень – творческий

Дети третьего уровня обучения совершенствуют свои технологические умения на практике. Им предоставляется возможность дальнейшего самостоятельного творческого развития. Ведущим видом деятельности является творческое проектирование. На этом уровне предусматривается индивидуальный выбор детей по составлению и оформлению изделия, с полным поэтапным процессом его создания.

Образовательная работа – составная часть деятельности детского объединения. От ее качества зависит уровень подготовки детей, уровень выполнения программы, перспективы творческого роста детей.

Занятия могут проводиться по группам. Количественной состав учебных групп зависит от санитарных норм, от возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности учебной группы, условий работы и составляет:

  • в группах первого года обучения - 10-12 человек.
  • в группах второго года обучения - 10-12 человек.

в группах третьего года обучения – 10 человек.

Режим занятий:

Занятия в группах первого года обучения составляют 136 часов в год.

В группах второго года обучения составляют 102 часа в год.

В группах третьего года обучения составляют 68 часов в год. 

Формы и технологии, используемые на занятиях

Эффективность образовательного процесса достигается благодаря использованию разнообразных педагогических технологий: личностно – ориентированного обучения и творческого проектирования.

Формы работы с детьми носят интегрированный характер, т.е. на одном занятии могут использоваться различные формы: групповая, индивидуальная, дифференцированная. Такие формы работы стимулируют творческое отношение к работе.

Для наиболее сознательного и прочного усвоения знаний, овладение умениями и навыками, предусмотренных программой при обучении детей используются такие формы и методы как:

формы проведения занятий:

методы проведения занятий:

  • рассказ
  • словесный
  • практическое занятие
  • наглядный
  • самостоятельная работа
  • практическая творческая деятельность
  • экскурсии
  • репродуктивный
  • участие в выставках
  • частично - поисковый

  • использование ИКТ

  • исследовательский

Данные формы и методы используются в сочетании друг с другом.

На третьем уровне обучения используются технология проектного обучения.

Детям предоставляется возможность самоопределения при выборе темы проекта и в процессе самостоятельной продуктивной творческой деятельности.

Результативность освоения программы

Для определения уровня знаний, умений и навыков детей используются критерии, установленные требованиями образовательной программы объединения, а так же степень выраженности оцениваемых качеств.

Исходя из поставленных задач, ребенок к концу обучения должен знать и уметь:

1 уровень обучения:

  • знать правила безопасной организации труда;
  • знать основные свойства природных материалов;
  • знать приемы заготовки, хранения и экономного расходования бересты;
  • знать приемы обработки различных природных материалов;
  • освоить простейшие приемы работы с природным материалом (мозаика, плоская и объемная аппликация, рисунок на бересте).

2 уровень обучения:

Знать:

  • основные законы композиции;
  • технологические приемы работы с берестой и природным материалом.

Уметь:

  • самостоятельно подбирать и анализировать справочную литературу.
  • самостоятельно подбирать материал и составлять эскизы;
  • самостоятельно применять технологические способы и приёмы в работе с различными видами материалов (рисунок по бересте, конструирование из бересты).

3 уровень обучения:

Знать:

  • требования к содержанию и выполнению проекта.
  • правила оформления проекта

Уметь:

  • самостоятельно изготовить и эстетически оформить изделие.
  • самостоятельно оформить проект изделия.

Формы подведения итогов

Педагог студии имеет право самостоятельно выбрать форму итогового контроля.

В течение учебного года в студии проводятся мини – выставки детских работ, по окончании учебного года проводятся итоговые выставки.

Материально-технические условия:

Для реализации данной программы необходимы следующие условия:

  • учебные столы;
  • шкафы для хранения материалов;
  • ТСО (ноутбук, проектор, экран).

Инструменты и материалы для работы:

  • природные материалы: береста, соломка;
  • канцтовары;
  • бумага для эскизов;
  • бумага декоративная для цветов;
  • пресс для сушки;
  • клей ПВА, клей «Мастер»;
  • рамки;
  • картон, ДВП;
  • краски гуашевые, акварельные;
  • выжигатель;
  • бесцветный лак.

Учебно-тематический план 1-го уровня обучения.

Названия тем

кол-во часов по программе

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

«Живое дыхание природы». Береста.

2

2

3.

Сбор природного материала, заготовка бересты.

2

2

4.

Подготовка бересты к работе.

6

6

5.

5.1

5.2

Мозаика из бересты.

Закладка из бересты.

Салфетка из бересты.

2

2

2

2

2

2

6.

6.1

Аппликация из бересты «Берестяное чудо»

Технология изготовления аппликации из бересты.

10

 

2

 

8

7.

Комбинированная аппликация из бересты и соломки «Пробуждение природы»

10

 

2

 

8

8.

Технология изготовления объёмной аппликации из бересты.

Изготовление объёмной аппликации из бересты «Ваза с цветами».

10

8

2

2

8

6

9.

Художественная обработка бересты.

Тиснение, гравировка по бересте.

14

2

12

10.

Комбинированный метод создания картин на бересте

14

2

12

11.

Техника напыления.

12

2

10

12.

Техника выжигания.

14

2

12

13.

Сюжетно – декоративные композиции.

14

2

12

14.

Рисунок на срезе березы.

14

2

12

15.

Технология оформления изделия.

6

2

4

16.

Итоговое занятие.

2

2

Всего

136

Содержание программы 1 уровня обучения

  1. Вводное занятие.

Знакомство со студийцами. Ознакомление с направлениями будущей работы. Демонстрация лучших работ детей 1, 2 и 3 годов обучения. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с правилами поведения.

  1. «Живое дыхание природы».

Береста: Свойства материала. Художественные изделия из бересты.

  1. Сбор природного материала. Первичная обработка соломки. Заготовка бересты.
  2. Обработка бересты. Знакомство с технологией обработки бересты.
  3. Мозаика из бересты.
  1. Изготовление закладки из бересты.

Теоретическое занятие. Работа со справочной литературой. Показ презентации «Мозаика», обсуждение технологии изготовления закладки в технике мозаики. Инструменты. Коллективное обсуждение готовых работ.

Практические занятия. Выбор вида мозаики. Обработка бересты. Изготовление.

  1. Изготовление салфетки из бересты.

Выбор вида мозаики. Обработка бересты. Изготовление салфетки.

  1. Аппликация из бересты «Берестяное чудо»
  1. Обучение технологии изготовления аппликации из бересты.

Аппликация из бересты и соломки «Пробуждение природы»

Теоретическое занятие. Выбор эскиза. Работа со справочной литературой.

Практические занятия. Зарисовка эскиза. Обработка бересты, подбор флористического материала. Изготовление деталей для аппликации. Сборка пейзажа по эскизу. Приклеивание. Оформление работы в рамку.

  1. Объёмная аппликация из бересты
  1. Технология изготовления объёмной аппликации из бересты.
  2. Изготовление объёмной аппликации из бересты «Ваза с цветами».

Теоретическое занятие. Выбор эскиза. Работа со справочной литературой.

Практические занятия. Подготовка инструментов и материалов. Обработка бересты. Зарисовка эскиза. Вырезание деталей. Сборка деталей по эскизу. Приклеивание. Покрытие лаком. Резьба по бересте.

  1. Технология резьбы по бересте.

Практическая работа. Изготовление закладки для книги: подготовка материалов и инструментов (береста, картон цветной, клей, простой карандаш, нож для резьбы по бересте, бесцветный лак, кисть для лака). Изготовление формы закладки из картона. Обработка бересты, подгонка под форму картона. Нанесение рисунка-орнамента на бересту. Резьба по бересте. Приклеивание бересты на картон. Покрытие изделия лаком.

  1. Художественная обработка бересты.

Тиснение, гравировка по бересте. Знакомство с техникой тиснения и гравировки. Выполнение работ в стиле гравировки « Домик в деревне», в стиле гравитации «На лугу».

  1. Комбинированный метод создания картин на бересте.

Основные правила при составлении композиции, последовательность операций: подбор бересты, определение размера изделия; тонирование или замачивание необходимой части пласта; подбор аппликационного материала по размеру, цвету; приклеивание; оформление картин с использованием выжигателя; подкрашивание красками; напыление.

  1. Метод напыления.

Используется для завершения композиции. Им можно подчеркнуть времена года(показать падающий снег, листопад, усилить травяной покров). Техника нанесения краски. Правила напыления.(расстояние до бересты и угол наклона).

  1. Выжигание.

Техника безопасности при работе с выжигателем. Температурный режим прибора. Выбор материала, подбор рисунка, эскиза. Техника исполнения.

  1. Сюжетные декоративные композиции.

Дети учатся построению сложной формы методом разделения и сложения простых форм разных размеров. Для усиления выразительности большое внимание уделяется цветовому решению, гармоничности формы декоративному украшению композиции. В целях развития эмоционально-образного восприятия преподаватель включает музыку, подобную по характеру композиции:

«Свет и тень»

«Осенние плоды».

«Осенние цветы»

«Осеннее сказочное дерево»

«Снежинка»

«Новогодняя ёлка»

«Рождественская звезда»

«Морозные узоры»

«Зимнее дерево»

«Сказочный лес»

«Сказочный город»

«Сказочный флот»

«Весеннее сказочное дерево»

«Весенняя сказочная птица»

«Пасхальное яйцо»

«Летнее сказочное дерево»

  1. Рисунок на срезе березы.

Последовательность работы:

  • шлифовка,
  • грунтовка,
  • просушка,
  • шлифовка мелкой наждачной бумагой.
  • прорисовка деталей,
  • напыление опилками или другим мелким материалом (манкой)
  • нанесение лака в два приема.
  1. Технология оформления изделия.
  2. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Подготовка и проведение выставки в студии. Игровая программа.

Учебно-тематический план 2 уровня обучения.

 Названия тем

кол-во часов по программе

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Исследовательская работа.

4

4

3.

Заготовка бересты и природного материала.

4

4

4.

Обработка бересты.

2

2

5.

Цветоведение. Психология восприятия цвета и музыки.

8

 

8

6.

Живописный образ природных стихий.

8

8

7.

Живописно-музыкальный образ

четырех времен года.

8

 

8

8.

Живописные композиции по впечатлению от прослушанной музыки.

8

 

8

9.

9.1

Рисунок на бересте. Основные виды техники письма на бересте.

Берестяные зарисовки.

Цветовая природа каждого времени. Этюд цветовой гаммы.

«Золотая осень»

«Зимняя сказка»

«Утро весны»

«Праздник лета»

Пейзажи, с изображением ландшафта, флоры, фауны родного края разных времен года.

Пейзажи с архитектурой г. Северска.

 12

 

6

6

4

2

2

2

10

4

4

4

10.

10.1

10.2

10.3

Резьба по бересте.

Технология резьбы по бересте.

Изготовление закладки для книги.

Декоративный сувенир из бересты.

12

4

4

4

2

10

4

4

4

11.

Комбинированная аппликация из бересты и природного материала.

4

 

4

12.

Итоговое занятие.

2

2

 Всего

102

Содержание программы 2 уровня обучения

  1. Вводное занятие.

Ознакомление с направлениями будущей работы. Показ работ старших воспитанников. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Исследовательская работа

«Предметы быта из бересты». Просмотр презентации «Берестяное чудо».

  1. Заготовка бересты и природного материала.
  2. Обработка бересты.
  3. Цветоведение. Психология восприятия цвета и музыки.

Дети слушают разнохарактерные музыкальные произведения и в рисунках выражают своё эмоциональное восприятие: радости и грусти, добра и зла, тепла и холода.

Практическая работа.

Композиции из произвольных цветовых пятен с композиционным центром.

  1. Живописно-музыкальный образ природных стихий.

Слушая музыку, дети рисуют произвольным цветовым пятном живописный образ:

  • огня,
  • моря,
  • земли (осеннее поле),
  • воздуха (осенний ветер)
  • «Зимний ветер»
  • «Снежное поле»
  • «Зимнее солнечное небо»
  • «Снегопад»
  • «Весеннее небо»
  • «Весеннее солнечное небо и облака»
  • «Весеннее солнечное небо, слепой дождь и радуга»
  • «Летнее солнечное небо»

  1. Живописно-музыкальный образ четырёх времён года.

Слушая музыку, соответствующую по характеру темы, дети рисуют пейзажи разных времён года:

  • «Солнечный осенний пейзаж»
  • «Дождливый осенний пейзаж»
  • «Листопад»
  • «Зимний пейзаж»
  • «Зимние птицы»
  • «Весеннее небо»
  • «Птицы прилетели»
  • «Весенний пейзаж»
  • «Весенние цветы»
  • «Летний пейзаж»
  • «Летние цветы»
  1. Живописные композиции по впечатлению о прослушанной музыке.

Слушая музыку, дети рисуют свои ассоциации в разных техниках исполнения.

  • Композиция из цветовых смешанных пятен по сырой бумаге;
  • Композиция из ритмичных цветовых пятен;
  • Композиция из фигур неопределённой формы;
  • Композиция из геометрических фигур;
  • Композиция в технике линейной пластики;
  • Музыкальный образ в собственном сочинении.
  1. Рисунок на бересте. Основные виды техники письма на бересте.

Цветовая природа каждого времени. Этюд цветовой гаммы.

Тематический блок «Времена года»

Практическое упражнение в технике цветового пятна.

Композиция в цвете «Золотая осень».

Эскизные графические зарисовки деревьев разных пород Сибири.

Составление композиции по индивидуальному выбору ландшафта и разных пород деревьев с использованием животных и птиц. Работа над цветовой гаммой с выражением состояния погоды и настроения пейзажа

Живописная композиция « Золотая осень»

Декоративная композиция в цвете «Морозные узоры»

Построение композиции с использованием элементов росписи: завил ков. мазков и точечных узоров разных размеров

Живописная композиция «Утро весны».

Эскизные зарисовки по конструктивному построению северского храма в разных ракурсах. Составление композиции с храмом с использованием фигур людей. Работа над цветовой гаммой с выражением характера весны».

Живописная композиция « Праздник лета».

Летний городской пейзаж с храмом.

Эскизные зарисовки храма г. Северска.

Построение композиции пейзажа с храмом с использованием фигур людей. Работа над цветовой гаммой с выражением характера лета.

9.1 Пейзажи, с изображением ландшафта, флоры, фауны родного края разных времен года.

Эскизные зарисовки архитектурных городских или деревенских построек, ландшафта, деревьев. Отражение настроения природы в сюжетной линии пейзажа с использованием фигур людей, животных, народных традиций.

  1. Технология изготовления рисунка на бересте.

10.1 Технология резьбы по бересте.

  • обработка бересты.
  • нанесение рисунка простым карандашом.
  • нанесение рисунка красками.
  • оформление работы в рамку.

10.2. Изготовление закладки для книги.

Подготовка материала и инструментов. (береста, картон, клей, карандаш, нож для резьбы, лак, кисть).Изготовить форму закладки из картона, нанести орнамент на бересту, вырезать узор и приклеить бересту на картон. Готовое изделие покрыть лаком.

10.3 Декоративный сувенир из бересты. ( игольница)

подготовка рабочего места, инструмента

обработка и раскрой бересты

нанесение рисунка карандашом

резьба по бересте

сборка и склеивание деталей

покрытие лаком, оформление

  1. Комбинированная аппликация из бересты.

Темы практических работ:

«Берёзы»;

«Лесная сказка»;

«Православный храм моего города».

Знакомство с храмом города Северска. Экскурсия. Встреча с настоятелем храма Максименко М В..

Технология изготовления аппликаций:

  • обработка бересты,
  • подготовка флористики.
  • зарисовка эскизов.
  • сборка по эскизу.
  • приклеивание.
  • оформление работы в рамку.
  1. Итоговое занятие.

Учебно-тематический план 3 уровня обучения.

Названия тем

 Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Заготовка бересты и природного материала.

4

4

3.

Творческое проектирование.

4

4

4

4.

Миниатюры из бересты «Времена года»

10

2

8

5.

Работа над проектом «Времена года».

10

10

6.

Изготовление декоративных сувениров из бересты.

8

2

6

7.

Работа над проектом «сувениры из бересты».

10

10

8.

Изготовление аппликации

«Календарь природы»

10

2

10

9.

Работа над проектом аппликация из бересты и природного материала «Календарь природы»

8

8

10.

Итоговое занятие.

2

2

Всего

 68

Содержание программы 3 уровня обучения.

  1. Вводное занятие.

Ознакомление с направлениями будущей работы. Показ работ старших воспитанников. Инструктаж по технике безопасности. Игровая программа на проверку пройденного материала.

  1. Заготовка бересты и природного материала.

Сушка и прессовка бересты.

  1. Творческое проектирование.

Схема работы над проектом:

Задачи

Деятельность

учащихся

Деятельность

педагога

1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы

1.Уточняют информацию

2. Обсуждают задание

1. Мотивирует учащихся

2. Объясняет цели проекта

3. Наблюдает

2. Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор приоритетов оценки результатов. Ролевое распределение в команде

1. Формируют задачи

2.Уточняют информацию (источники)

3. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

1. Помогает в анализе и синтезе (по необходимости)

 2. Наблюдает

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив (мозговой штурм). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деят-ти

1.Работают с информацией

2. Проводят синтез и анализ идей

3. Выполняют исследование

1. Наблюдает

2. Консультирует

4. Выполнение

Выполнение проекта

1. Выполняет исследование, и работают над проектом.

Оформляют проект

1. Наблюдает

2. Советует (по просьбе)

5. Оценка результатов

Анализ выполнения достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке результатов своего продвижения

1. Наблюдает

2. Направляет процесс анализа (если необходимо)

6. Защита проекта

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка

1. Защищают проект

2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Организует процесс коллективной оценки результатов

Требования к содержанию проекта. Выбор темы проекта. Изготовление изделия. Оформление проекта. Работа со справочной литературой.

  1. Изготовление миниатюр из бересты «Времена года».

Темы практических работ: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»

Технология изготовления миниатюр из бересты:

  • организация рабочего места.
  • Выбор красок; гуашь, темпера
  • Подбор берестяного полотна
  • Расширение цветовой гаммы бересты
  • Использование пороков бересты
  • Заполнение пространства
  • Прорисовка дальнего плана
  • Проработка среднего плана
  • Передний план

  1. Работа над проектом «Времена года».
  2. Изготовление декоративных сувениров из бересты.
  • работа со справочной литературой.
  • подготовка рабочего места.
  • подготовка инструментов и материалов.
  • обработка бересты.
  • раскрой бересты.
  • нанесение рисунка на бересту карандашом.
  • резьба по берестяной основе.
  • сборка деталей, приклеивание.
  • покрытие берестяной поверхности лаком.
  • выкраивание и приклеивание дна сувенира.
  • сборка деталей.
  1. Работа над проектом «Сувениры из бересты»
  2. Изготовление аппликации «Календарь природы».

Технология изготовления аппликации.

  • Выбор эскиза
  • Обработка бересты, подготовка флористики
  • Зарисовка эскиза
  • Сборка пейзажа по эскизу
  • Приклеивание деталей
  • Оформление работы в рамку

  1. Работа над проектом аппликация «Календарь природы».
  2. Итоговое занятие.

Творческая работа группы индивидуальных занятий

В группе индивидуального обучения занимаются дети разных возрастов 2-3 раза в неделю, имеющие ярко выраженные способности к изобразительному творчеству.

Дети выполняют разные задания с учетом индивидуальных наклонностей и возможностей по разным видам творческой деятельности: по рисованию. декоративной росписи, лепке из глины.

Творческая работа детей в этой группе не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую.

Сначала создаётся почва, благоприятная для творческой деятельности ребёнка. затем происходит сотрудничество в творческом процессе начинающих с теми, кто уже в большей мере освоил материал. За сотворчеством следует самостоятельное творчество, индивидуальная работа педагога и ребёнка с тематической подборкой подсобного материала: эскизов, книг, репродукций картин, рисунков, пособий...

Дети группы индивидуальных занятий часто участвуют в городских и областных конкурсах.

Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе.

Критерии воспитанности

Отношение к старшим:

  • Вежливость в общении;
  • Послушание в выполнении заданий;
  • Оказание посильной помощи нуждающимся в ней;
  • Доброжелательное отношение к старшим.

Отношение к сверстникам:

  • Активное участие в совместной деятельности и играх;
  • Чувство эмпатии.

Отношение к самому себе:

  • Умение аргументировать свою позицию;
  • Самокритичность; уверенность в себе;
  • Лидерские качества.

Отношение к семье:

  • Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам;
  • Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости;
  • Выполняет ли поручения старших;
  • Проявляет ли заботу о членах семьи;
  • Правильно ли реагирует на замечания;
  • Вежлив ли в общении со всеми членами семьи.

Критерии оценки работ детей

Самостоятельность в работе:

  • Самостоятельное выполнение работы (от выбора сюжета до исполнения);
  • Выполнение работы с помощью педагога.

Трудоемкость:

  • Прорисовка мелких деталей;
  • Выполнение сложных элементов;
  • Размер работы.

Цветовое решение:

  • Гармоничность цветовой гаммы;
  • Интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков;
  • Неудачное решение, цвета теряются, сливаются.

Креативность:

  • Содержание рисунка: оригинальное, нереальное, фантастическое, наивное, непосредственное, неожиданное;
  • Особенности изображения: сложность в передаче формы, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, яркое выразительное раскрытие образа;
  • Композиционное решение: заполнение листа, зоркость, наблюдательность ребенка и владение изобразительными навыками;
  • Работа выполнена по своему замыслу, эскизу.

Качество исполнения:

  • Изделие аккуратное, выполнено с соблюдением технологии;
  • Изделие содержит небольшие дефекты;
  • Изделие содержит грубые дефекты.

Оригинальность работы:

  • Оригинальность темы;
  • Использование различных техник;
  • Вариативность, образность

Литература

Для учащихся:

  1. Неменский Б.М. «Мудрость красоты» 1987 г.
  2. Субботский Е.В. «Ребёнок открывает мир» 1991г.
  3. Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» 1991г.
  4. Иткина Е.И. «Русский рисованный лубок» 1992г.
  5. Лшиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик» 1997г.
  6. Ю. Корнилова С. И., Галанов А. М. «Уроки изобразительного искусства» 2000 г.

Для педагога:

  1. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества» 1995г.
  2. Степанов С.С. «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста»
  3. Самоукина Н.М. «Практический психолог в школе» 1997г.

11.Н.В.Дубровская. Аппликация из бересты.- М.: АСТ; СПб ООО «Сова», 2008 г

  1. П.И. Уткин, Н.С. Скворцов "Народные художественные промыслы". М.: «Советский художник»,1983 г.
  2. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным; - М., 1990г.
  3. Любимов Л. Искусство Древней Руси. – М.:., 1996г.
  4. Уроки мастерства. Культура и традиции. 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный кроссворд по теме: "Типы соцветий".

Интерактивный кроссворд содержит вопросы по 8 наиболее распространённым типам соцветий. Возможно использование как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия по предмету....

Строение цветка и соцветия

Раскрыть биологическое значение главных частей цветка,  соцветия;  рассмотреть строение и функции частей цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений показат...

Модульные уроки: Строение цветка. Соцветия.

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И  НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

разработка урока "Строение цветка. Соцветия"

Урок изучения нового материала в 6 классе по программе Пасечника. На уроке раскрывается биологическое значение главных частей цветка и соцветий, рассматривается строение и функции частей цветка. На ур...

Материал в помощь учащимся при самостоятельном изучении темы: «Цветок. Соцветия. Плоды»

Этот материал можно использовать при самостоятельном изучении темы обучающимися....

«Соцветия, их значения в жизни растений. Виды соцветий цветущей флоры Кавказа»

Продолжать формировать у учащихся представления о цветке, как главном генеративном органе растения. Сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологи...

Программа по внеурочной деятельности изостудия "Соцветие" (2 класс)

           Программа работы студии изобразительного искусства «Соцветие» для внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федеральн...