Организация работы с детьми на огороде летом
статья по теме

Пискарева Наталья Олеговна

Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию “экологических пространств”, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о “братьях меньших” - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые всё делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, участка, развивают в детях равнодушие, чёрствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми на огороде летом

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности может выступать как метод экологического воспитания детей

Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию “экологических пространств”, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о “братьях меньших” - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые всё делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, участка, развивают в детях равнодушие, чёрствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

“Экологическое пространство” - это небольшая территория, занятое объектами природы и имеющее определённое функциональное назначение. Наиболее традиционными “экологическими пространствами” как формами организации зелёной зоны в детском саду являются групповые уголки природы, комнаты природы, зимний сад. На участке детского сада так же создаётся развивающая экологическая среда.

Традиционно на территории детского сада создаётся огород. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, “живое” общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними.

Рядом с ребёнком находятся сами объекты природы, содержащиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях и наглядно демонстрирующие особенности своего строения и функционирования.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность на огороде детского сада, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включённости и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

  • Через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
  • Через наблюдение деятельности взрослых;
  • Посредством своего практического участия.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Настоящий, красивый и добротный огород появился в нашем ДОУ совсем недавно, в 2000 году. Во время ремонта детского сада произошла перепланировка не только здания, но и земельного участка: были выкорчеваны старые и засохшие деревья и кустарники, а их место заняли цветники, лесная зона, огород и, конечно же, облагороженные групповые участки. Огород оказался на самом видном месте. Мимо него проходят все дети, родители, сотрудники и гости детского сада. И, конечно же, мы уделяли огороду много внимания. Дети всех возрастных групп принимали посильное участие в работах на огороде. Даже самые маленькие, которым не исполнилось и трёх лет, с удовольствием наблюдали за трудом старших детей. Дети трудились вместе с воспитателем, по подгруппам. В процессе труда дети наблюдали за ростом и развитием растений, определяли их зависимость от внешних факторов, от ухода и т.д.

Чтобы обеспечить методическое сопровождение данной работы, я разработала методические рекомендации по работе с детьми на огороде “Огородный подрастай”, разработала и представила на Педагогический совет Положение о природном участке нашего детского сада, составила расписание деятельности на внегрупповых площадках, в том числе и на огороде. А сложную и ответственную работу с детьми наш коллектив поручил медсестре нашего детского сада Беликовой Валентине Николаевне. Это грамотный специалист, энтузиаст своего дела, опытная огородница. У Валентины Николаевны замечательный контакт с детьми. Она легко объясняет им сложные вещи. Ей в помощь разработала календарь работы с детьми на огороде, а также расписание содержание деятельности по всем возрастным группам.

Под руководством Беликовой В.Н. и воспитателей на нашем огороде дети вырастили богатый урожай. Традиционно в середине сентября мы проводим в детском саду осеннюю ярмарку. В гости к детям приходят скоморохи, пугало огородное, сороки да вороны. Дети рассказывают им о своём урожае, нахваливают его. А потом… предлагают своим родителям купить плоды своего труда. Цену никто не устанавливает сколько дадут – тому и рады. А на вырученные деньги в группы покупаются игрушки, книги и видеокассеты с русскими сказками.

К ярмарке мы всегда готовим выставку поделок из овощей “Природные дары для потехи и игры”. Эти небольшие сувениры, хранящие тепло детских рук, мы вручаем представителям клуба ветеранов “Чайка-2”, с которыми наш детский сад дружит уже много лет.

Вот уже второй год мы присоединяемся к участию в городской акции “Передай добро по кругу”, которую проводит Центр социальной зашиты населения города. Приглашаем на нашу ярмарку его представителя, и после весёлого праздника передаём урожай, выращенный детьми, их родителями, бабушками и дедушками, которых мы тоже приглашаем к участию в акции.

Надеемся, что добро и милосердие, которое мы передали по кругу, останется в сердцах и душах наших ребят, а представленный материал заинтересует воспитателей других детских садов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

Метод проекта в школьной деятельности и особенности организации работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы).

В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ?...

Метод проекта в школьной деятельности и особенности организации работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы).

В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ?...

Календарь работы с детьми на огороде летом

Традиционно на территории детского сада создаётся огород. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, “живое” общение с природой, наблюдение и практи...

Раздел 2.4. Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...

2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

В творческом объединении «Мастерица» с 2019 по 2024 годы дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации не обучаются....

2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

в объединении «Алдын-Сай» учебных годах не обучались дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации...