Проектная деятельность учащихся (из опыта работы)
статья на тему

Внедрение проектного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся

(из опыта работы)

Концепция модернизации российского образования  определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, индивидуальных, познавательных и созидательных способностей и дарований. Непосредственной задачей школы сегодня является формирование целостной системы  универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

В 2005-2006 учебном году  наша школа начала осуществлять переход на предпрофильное и профильное обучение. В этот период перед учителями, которые должны были преподавать в школе старшей ступени, администрацией школы была поставлена задача использования прогрессивных образовательных методов и технологий.  Одной из таких технологий является проектная деятельность. В положении о проектной деятельности, принятом в школе, сказано, что проектная деятельность является обязательной для учащихся третьей ступени обучения.

Почему же именно метод проектов приобрел такую большую значимость? Ответить на этот вопрос можно так:

  • Проектная деятельность основана, прежде всего, на самостоятельности учащихся, совершенствовании их способностей к самообразованию;
  • Проектная деятельность позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта;
  • Проектная деятельность формирует у старшеклассников новый тип мышления – интегративное, критическое мышление, умение публично выступать, проводить рефлексию;
  • Проектная деятельность изменяет ролевые функции учителя и ученика. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится помощь и консультирование;
  • Проектная деятельность позволяет перейти от излишней теоретизации предмета к его практической направленности.

Внедрение проектного метода в осуществляемую мной образовательную деятельность состояло из нескольких этапов:

  1. Подготовительный  (2005-2006) годы
  • изучение литературы по данной проблеме,
  • посещение обучающих семинаров;
  • посещение учебных занятий педагогов, уже применяющих данную технологию.

Мной были  выделены типы проектов по доминирующему в проекте методу или виду деятельности, которые могут быть применены в предметной области  «математика»:

  • исследовательские, практико-ориентированные, (требуют обоснования актуальности, социальной значимости темы, хорошо продуманной структуры работы, её целей и задач, методов исследования, содержат четко обозначенный результат деятельности, ориентированный на социальные запросы его участников);
  •  творческие (не имеют, как правило, детально проработанной структуры, которая только намечена и развивается по ходу работы, результатами работы могут быть видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом и т. д.);
  • Информационные проекты (представляют собой обобщенный информационно-аналитический материал о каком-либо объекте или явлении, предназначенный для широкой аудитории).

На подготовительном этапе   перечень тем проектов был очень кратким.

  • « Дифференциальные уравнения»  (11 класс, информационный);
  • «Методы интегрирования» ( 11 класс, информационный)
  • «Симметрия в природе» (10-11 класс, информационный);
  • «Математика в искусстве» (10 -11 класс, информационный);
  • «Поверхности вращения» (10-11 класс, информационный, творческий);
  • «Уравнения кривых на плоскости» (10-11 класс, информационно- творческий );

Но поскольку в информационно- технологическом классе обучаются учащиеся с различными способностями к изучению математики, с различными интересами, то впоследствии список тем расширился  и в итоге к 2011 году у меня появился следующий список наименований проектов:

  •  «Математические модели в экономике» (10-11 класс,  информационно-исследовательский);
  •  «Математика и статистика» (10-11 класс, информационно-исследовательский);
  •  «Теория вероятностей» (10 класс, информационно-исследовательский);
  •  «Линейное программирование» (10-11 класс, исследовательский)
  • «Комплексные числа» (8-9 класс,  информационный»
  • «Прогнозирование общественных явлений математическими методами» (8-11класс, исследовательских)
  • «Финансовая математика (бизнес – проекты)  (10-11 класс, исследовательский)

По времени выполнения проекты разделяю на

  • краткосрочные (2-6 часов);
  • среднесрочные (15- 32 часа)
  • долгосрочные

В настоящее время я предлагаю учащимся проекты продолжительностью 12-15 часов ( так называемые среднесрочные проекты). Это количество времени является оптимальным, по моему мнению, как для информационных, так и для творческих проектов.  Данного времени достаточно, чтобы изучить новый материал и подготовить доклад или другой конечный продукт.

 Для исследовательского проекта  указанное ранее время до 32 часов является недостаточным, необходим долгосрочный проект, требующий не только ознакомления с новой областью знаний, но и изучения объектов исследования. Так, например, для проекта «Математические модели в экономике» время выполнения составило 4 недели,  « Математика и статистика»- 2 месяца. Проект «Домашняя математика» (5 класс)- время выполнения- 6 месяцев).  Материал, собранный учениками, оказался более обширным, потребовал увеличения времени на обработку.

  1. Этап реализации (практический)

Последовательно вместе со своими  учениками я осваивала навыки планирования и развития проекта:

На первом занятии по проектной деятельности я ставлю перед ребятами цели и задачи, провожу презентацию проектов, ранее подготовленных другими учащимися, знакомлю с темами, различными типами  проектов.

    На второе занятие они приходят, определившись по теме проекта и группе участников. На данном занятии, как правило, возникает вопрос по подбору литературы, а также формы представления результата. Обязательно приглашается библиотекарь, который проводит знакомство с каталожной системой библиотеки, системой поиска литературы.

 Требования к содержанию и оформлению работы учащимся доводятся в виде таблицы, с учетом оформления научных работ учащихся, выдвигаемых на городском Слете НОУ.

Таблица 1

Структура

Требования к содержанию

1

Титульный лист

Содержит:

- наименование учебного заведения, где выполнена работа;

- фамилию, имя, класс автора;

- тему научной работы;

 - фамилию, имя, отчество научного руководителя;

- город и год

2

Оглавление

Включает:

Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал

3

Введение

Содержит:

- оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи;

- обоснование  необходимости проведения работы

4

Основная часть

Состоит из глав ( разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

5

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких  пунктов, подводящих итог выполненной работы

6

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы

  Третье занятие является последним занятием с полным составом класса. На этом занятии учащиеся знакомятся с некоторыми приемами анкетирования и социологического опроса.

 После этого проводятся индивидуально-консультационные занятия с участниками каждого проекта. Это самый важный этап в работе  - аналитический.  Представители каждой из подгрупп отчитываются о проведенных исследованиях, рассказывают о том, в каком состоянии находится работа над проектом.

В ходе работы допускаются изменения состава его участников. Так, при групповой работе над информационным проектом «Математика в искусстве» из одной группы получилось три состава: выделились два индивидуальных участника и один проект остался групповым.  Каждый из ребят выбрал тот материал, который был ему интересен, и что самое необычное, все проекты различного направления.

«Математика в истории мировой культуры» (Усманова Эльвира);

«Золотое сечение в искусстве» (Кашапов Руслан)

«Взаимное влияние математики, философии,  искусства» (Рахимов Марат, Климов Владимир, Кинжибаева Альбина).

 Параллельно с отчетами начинается подготовка к презентации проекта – этап обобщения. Моя задача как учителя на данном этапе предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов. На данном этапе ученики обучаются умению составлять такие виды представления результатов как аннотация, краткая аннотация, составлению тезисов выступления.

Каждая группа обязательно проходит предзащиту. После её проведения я обязательно на каждую работу составляю рецензию.

Защита проектов проходит публично, в актовом зале, в присутствии учителей, учащихся других классов. В составе жюри 6 человек: 4 учителя и 2 ученика (обычно победители фестивалей и слета НОУ).

После этого с каждой группой участников я провожу анализ работы над проектом.

Критерии оценки

Планирование и развитие проекта

Высший балл ставится, если четко поставлены цели проекта, последовательно и грамотно составлен план работы, реализация проекта полностью соответствует плану

Сбор информации

Высший балл ставится, если проект содержит достаточное количество относящейся к делу информации и ссылок на различные источники

Структура и организация отчета

Высший балл ставится, если структура проекта  и отчета отражает логику и последовательность работы, использованы адекватные способы представления материала( диаграммы, графики т.д.)

Анализ творчества

Высший балл ставится, если проект отражает глубину анализа и актуальность собственного видения идей учащихся, при этом содержит по настоящему личностный подход к теме

Включение областей взаимодействия

Высший балл ставится, если удается развить глубокие связи  с несколькими  предметными областями

За период с 2004 по 2012 год учениками  подготовлено более 30 различных проектов. Среди них наиболее значимыми для меня являются следующие работы

  1. « Теория вероятности в практических задачах». Работа была выполнена ученицей 10 класса Шумеевой Екатериной, прошла публичную защиту на заседании школьного НОУ «Поиск», заняла первое место. В апреле 2005 года на городском слете научных обществ учащихся Катя заняла второе место в секции «Математика», а в феврале 2006 года работа была представлена на окружной конференции «Шаг в будущее», прошла конкурсный отбор.
  2. «Линейное программирование и практические задачи». Автор – Безверхая Ирина, на тот момент ученица 8 класса. Данная работа также прошла публичную защиту в школе, была рекомендована на слет НОУ в 2006 году. Заняв второе место в секции « Математика  и математическое моделирование», Ира получила право в 2007 году представлять работу на окружной конференции. Результат – второе место, награждена дипломом 2-й степени и денежным призом. С данной работой Ира выступила в марте 2007года на студенческой конференции Нижневартовского гуманитарного университета, заняла первое место.
  3. Значимой для меня является также вторая работа Шумеевой Кати  

« Прогнозирование общественных явлений методами регрессионного анализа»,  (2006 г). Данную работу ученица представляла на городском слете НОУ. Так как на тот момент ученица заканчивала одиннадцатый класс, то работу она продолжила уже в институте, имея другого руководителя. В 2008 году по результатам защиты на студенческой научной конференции работа получила диплом второй степени в университете Дружбы народов.

  1. В 2009 на городском слете НОУ проектная  работа, Безверхой Ирины «Математические модели в экономике» на  городском слете  НОУ «Поиск» получила диплом за второе место.
  2. В 2010 году проектная  работа  Усмановой Эльвиры «Математика в истории мировой культуры» получила диплом третьей степени на городской практической конференции студентов и учащихся в НГГУ. Ученица придумала   художественные шрифты, составленные из математических фигур
  3. В 2011 году работа Герасимовой Ксении на ХI научно- практической конференции учащихся и студентов в  НГСГК получила диплом за 1 место.

(все работы представлены для ознакомления)

И в заключение я хочу сказать: несмотря на то, что работа по методу проектов требует от учителя больших затрат времени, несомненно она приносит огромную пользу ученикам и за этим видом деятельности будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация проектной деятельности учителя" (из опыта работы).

Доклад подготовлен для  выступления на видеоконференции "Организация проектной деятельности учителя для повышения эффективности образовательного процесса"....

Основы проектной деятельности школьника (из опыта работы)

Данный материал описывает некоторые вопросы построения курса "Основы проектной деятельности" в школе....

Организация проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя ОБЖ).

Реализация проектной деятельности учащихся на уроках ОБЖ....

Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...

МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИЗО)

Метод учебного проекта в робразовательном процессе: традиции и новаци в организации проектной деятельности обучащихся...