"Организация проектной деятельности учителя" (из опыта работы).
материал на тему

Баранова Татьяна Алексеевна

Доклад подготовлен для  выступления на видеоконференции "Организация проектной деятельности учителя для повышения эффективности образовательного процесса". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности учителя

(из опыта работы учителей математики МОУ «Харламовская СОШ)

Баранова Татьяна Алексеевна, учитель математики МОУ «Харламовская СОШ» Таврического муниципального района.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «Организация проектной деятельности учителя» .

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Развитие становится для образовательного учреждения потребностью и необходимостью. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, нам представляется весьма важным аспектом повышения эффективности образовательного процесса в школе: формирование проектной культуры отдельного учителя и всего коллектива в целом.

Новые образовательные стандарты предусматривают обязательное использование учителем проектного метода. Сутью его является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь к поставленной цели. Для этого в нашей школе ежегодно проходит проектная неделя, готовые проекты учащиеся показывают учителю, а лучшие из них выносятся на ежегодно проводимую с 2001 года весеннюю школьную научно-практическую конференцию.

Перейдите к Слайду  №2

На сайте методического объединения учителей математики «Вероятно, но не факт!» мы предлагаем вам несколько проектов учащихся, которые стали  результатом проектной деятельности учащихся  и учителей математики нашей школы.

На Слайде  № 2  Стрелка на Ссылку «Проекты учащихся».

Слайд №3

Активно участвовали наши ученики  в телекоммуникационных проектах, проводимых:

http://school.omgpu.ru/ Образовательным порталом «Школа» http://school.omgpu.ru/
http://www.omsk.edu.ru/projects  — раздел «Проекты и конкурсы» на Омском образовательном сервере;

http://www.iteach.ru/  - проекты и конкурсы программы «Обучение для будущего»

http://wiki.obr55.ru/index.php?title   - проекты в вики-среде Омской области

 

На Слайде  №4  перечислены телекоммуникационные инициативы, в которых участвовали наши ученики:

 «Азбука квадратного трехчлена», МОУ "СОШ № 110"г.Омск,

E-mail : school110@mail.ru

«С процентами по жизни», МОУ "СОШ №86" г.Омск  

E-mail : school86_00@mail.ru   

«Математический калейдоскоп», МОУ «СОШ № 81» г.Омск

E-mail : omskschool0812006@rambler.ru 

Сайт проекта: http://caleidoskop-81.ucoz.ru

«Учимся мыслить логически», МОУ «СОШ № 79» г.Омск

E-mail: mou079_omsk@mail.ru

Сайт  проекта: http://mou079.omsk.edu.ru/proekt4/proekt4_1.html

«Занимательная математика», МОУ «СОШ № 51», г.Омск

Е-mail: mou051@mail.ru

Сайт  школы: http://mou051.omsk.edu.ru/  

«Загадка Пифагора. Пифагор, его школа и теорема»

Сайт  проекта был размещен на Образовательном портале «Школа»  ОмГПУ http://school.omgpu.ru/course/category.php?id=15

«Математическая карусель», МОУ «СОШ № 81» г.Омск

E-mail : omskschool0812006@rambler.ru 

«Математическая шкатулка», МОУ «СОШ № 81» г.Омск

E-mail : omskschool0812006@rambler.ru 

«Платоновы тела и тайны мироздания», Нижнеомский район.

«Знатоки МиФики», Таврическая гимназия,

Сайт викторины можно найти  на сайте: http://wiki.obr55.ru/  

На Слайде №5 можно посмотреть телекоммуникационные  инициативы, в которых приняли участие наши ученики в прошлом учебном году:

Название ТИ

Уровень

Адрес ТИ

Кем проводилась

Адрес (насел. пункт

Сроки

Кол-во

Класс

ФИО руководителя команды

Результат

Олимпус Зимняя сессия

всероссийский

http://www.olimpus.org.ru

Институт Развития Школьного Образования

Калининград

15.01.13 - 25.02.13

19 участников

5 – 9  класс

Баранова Татьяна Алексеевна

Кривошеин Олег Викторович

 5 Дипломов лауреата

СЛОН

всероссийский

http://снейл.рф

Снейл

Омск

11.10.12 - 15.11.12

26

5 – 11  класс

Баранова Татьяна Алексеевна, Кривошеин Олег Викторович

 2 Диплома

Открытая российская математическая интернет-олимпиада Осень 2012

всероссийский

http://www.metaschool.ru

МетаШкола

Санкт-Петербург

19.11.12 - 23.12.12

12

5  - 8 класс

Баранова Татьяна Алексеевна

Кривошеин Олег Викторович

9

Дипломов

Открытая российская математическая интернет-олимпиада Зима 2012

всероссийский

http://www.metaschool.ru

МетаШкола

Санкт-Петербург

18.02.13 - 20.03.13

21

5 – 8  класс

Баранова Татьяна Алексеевна

Кривошеин Олег Викторович

7 Дипломов лауреата

Быки и коровы

всероссийский

http://www.metaschool.ru

МетаШкола

Санкт-Петербург

15.01.13 - 25.02.13

2

5- 6 класс

Баранова Татьяна Алексеевна

1 Диплом

Устный счет

всероссийский

http://www.metaschool.ru

МетаШкола

Санкт-Петербург

15.01.13 - 25.02.13

10

5 - 11

Баранова Татьяна Алексеевна,

Кривошеин Олег Викторович

10 Дипломов

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для 5-11 классов

всероссийский

http://www.prodlenka.org

Центр Развития Педагогики. Продлёнка

Санкт-Петербург

25.02.13 - 25.03.13

7

5 - 11

Баранова Татьяна Алексеевна,

Кривошеин Олег Викторович

7 Дипломов

V Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для 5-6 классов

всероссийский

http://vot-zadachka.ru

Центр развития мышления и интеллекта  

Самара

16.05.13 - 17.06.13

8

5, 6, 7, 11

Баранова Татьяна Алексеевна

Кривошеин Олег Викторович

8 Дипломов

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике

всероссийский

http://konkurs.infourok.ru

INFOUROK.RU

Санкт-Петербург

02.05.13 - 15.05.13

5

5, 6, 8

Баранова Татьяна Алексеевна

4 Диплома

Слайд №6

Мы тоже стараемся шагать в ногу со временем, стремимся к получению новых знаний   и учимся, участвуя в телекоммуникационных проектах для учителей, чтобы развивать профессиональную компетентность.

В прошлом году приняли участия  во Всероссийском телекоммуникационном обучающем проекте-конкурсе для учителей, аспирантов, магистров, студентов педагогических вузов «Урок в условиях ФГОС».

Диплом победителя – Баранова Татьяна Алексеевна,

Диплом  за 2 место – Кривошеин Олег Викторович.

Автор проекта, методист МОУ»СОШ№1» пгт.Пойковский, Пашкевич А.В.

Научный консультант, к.п.н., доцент, докторант кафедры информатики ОмГПУ Федорова Г.А.

Координатор проекта, начальник отдела ресурсного обеспечения образовательных процессов центра информатизации ОмГПУ Гайдамак Е.С.

Сайт  проекта был размещен на Образовательном портале «Школа»  ОмГПУ  http://school.omgpu.ru 

И в телекоммуникационном практико-ориентированном проекте для педагогов «Формирование и развитие ИКТ – компетентности обучающихся на ступенях начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»,  в котором Кривошеин Олег Викторович, занял 1 место.

Организаторы проекта: Министерство образования Омской области, казенное учреждение Омской области «Региональный информационно-аналитический центр системы образования», Виртуальные методические объединения педагогов Омской области.

Сайты проекта: http://do.obr55.ru/course/view.php?id=209 , http://vmo.obr55.ru/ 

Слайд №7

Именно позитивная динамика результативности участия наших учеников подтолкнула нас к организации своих телекоммуникационных инициатив по математике: в 2011 году  мы провели телекоммуникационную викторину «Вероятно, но не факт!», в 2013 году телекоммуникационный марафон «Многолика и многогранна» для учащихся 8 – 11 классов, а в этом учебном году телекоммуникационный марафон «Благородна и восхитительна» для учащихся 5-6 классов.(проект еще идет).

Организуя, телекоммуникационную инициативу, т.е.совместную деятельность участников образовательного процесса на основе ресурсов сети Интернет, мы старались строго соблюдать все требования предъявляемые к организации и проведению телекоммуникационной инициативы.

Мы, прежде всего, отправили разработанные нами материалы на экспертизу: паспорт инициативы, описание инициативы, оформленное в электронном виде и блог сопровождения инициативы.

С требованиями к материалам телекоммуникационной инициативы, подаваемым на экспертизу, можно ознакомиться на Слайде № 8.

Требования к паспорту инициативы можно посмотреть на Слайдах №9 и №10;

Требования к описанию инициативы, на Слайде №11;

Требования к сайту инициативы на Слайдах  №12, №13 и №14;

Получив рецензию, мы выполнили корректировку материалов и, учитывая рекомендации эксперта, определились с типом инициативы.  

 Слайд №15. У нас получился «Телекоммуникационный марафон» – деятельность учащихся, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий в сети Интернет с целью повышения мотивации обучения, интереса к теме,  повышения уровня знаний по теме, основанная на соревновании. Состоит из серии занимательных, игровых заданий по предмету (теме, серии предметов, тем). Предполагает, как правило, командное участие и взаимодействие между участниками, хотя для данного типа это не является  обязательным. В телекоммуникационном марафоне выдерживается четкий маршрут продвижения-выполнения заданий и предполагается достижение некоего рубежа-результата.  

Телекоммуникационные  проекты должны соответствовать требованиям продиктованным  ФГОС.

Слайд №16

Требования к телекоммуникационным проектам, продиктованные новыми ФГОС,  нами были выполнены: Слайд №17

  1. Цели четко определены, измеряемы  и достижимы
  2. Задачи марафона реальные, измеряемые и их решение ведет к достижению цели марафона

Основная цель марафона «Многолика и многогранна»: знакомство с некоторыми пространствами математики, их связью с нашим реальным пространством, и подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников основной и средней школы.

Одной из задач проекта было формирование общекультурной компетенции, в том числе выстраивание продуктивного общения и взаимодействия с членами команды, участниками марафона  и организаторами марафона.

Слайд №18

Основная цель марафона «Благородна и восхитительна»: ответить на основополагающий вопрос: «Сможете ли вы помочь научиться решать и составлять интересные задачи по математике тем, кому трудно? »

Гипотеза марафона: Если разработать презентации о способах решения арифметических задач, интеллект-карты по решению комбинаторных задач, плакат-задачу как пример составления математической задачи, то они помогут научиться тем, кому трудно самостоятельно решать и составлять задачи.

Слайд №19

  1. Каждая из задач марафона решается хотя бы на одном из этапов проекта

Слайд №20

  1. Этапы марафона последовательно ведут к достижению цели марафона

Слайд №21

  1. Для каждого этапа прописана цель, ради которой этап создан или задача, которую он решает, и критерии оценки этапа.

Слайд №22.

Минимум электронной почты, максимум живого общения прямо на страницах марафона. Взаимодействие участников марафонов  «Многолика и многогранна», «Благородна и восхитительна» организовано через совместный блог, через комментарии к постам, страницам, через комментарии к документам, созданным на Google диске.

Слайд №23.

Для регистрации команды в марафоне достаточно было заполнить предложенную форму.

Слайд №24, такую же  форму для внесения ответов к тестах.

Основные изюминки и результаты телекоммуникационного марафона «Многолика и многогранна»:

Слайд №25

  • быстрые тесты, состоящие из 20 заданий (для 8-9 классов и для 10-11 классов), задачи брались из открытого банка заданий ГИА и открытого банка заданий ЕГЭ по математике: на втором этапе задачи для 10-11 классов уровня В1, В4, В10; на третьем этапе задачи с физическим содержанием уровня В12; на четвёртом – геометрические задачи уровня В3, В6. На решение давался один день, на проверку и публикацию результатов и небольшого анализа тоже один день.
  • Организована совместная творческая работа участников по различным направлениям подготовки к ГИА и ЕГЭ по математике, обмен мнениями, опытом.

Слайд №26

  • Проведена совместная работа нескольких команд над оформлением одной презентации по реальной математике на Google диске, созданы такие интересные презентации, как «Математика путешествий», «Математика домашних заготовок», «В магазин за покупками», «Математика оплаты услуг», «Математика ремонта квартиры» и другие.

Слайд №27

  • Осуществлено создание интеллект-карт в среде FreeMind или Mindmap обучающих решению задач на движение, приведены примеры решения различных типов задач.

Слайд №28

  • Творчески поработали команды над созданием плакатов  в среде Glogster,  обучающих решению планиметрических задач, в том числе и уровня С. Интересные плакаты разработаны участниками на использование метода площадей, векторов и метода координат, тригонометрии и другие.

Слайд №29

Последний этап марафона «Рефлексия команд»

Команды сами определяли победителей в номинациях, участвовали в голосовании, открыв и заполнив форму «Определяем победителей в номинациях»:

1.            Лучшее представление команды

2.           Самая содержательная интеллект- карта

3.           Лучший плакат проекта

4.           Самая активная команда

 И результаты марафонского голосования заносились в таблицу.

 На этом же этапе марафона, команды сделали самоанализ результатов обучения и заполнили лист самооценки.  Лист самооценки можно посмотреть, нажав ссылку под заголовком слайда.

https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AvgYxguVWf8DdHYxenlSVEZCcllHS2RUUlRkTFlrbUE#gid=0          

Спасибо руководителям команд за участие в марафоне  и  за добрые отзывы!

Слайд №30

Ссылки на все материалы участников расположены на сайте школьного методического объединения учителей математики МОУ «Харламовская СОШ».

в блоге сопровождения марафона «Многолика и многогранна» https://sites.google.com/site/veroatnononefakt/mnogolika-i-mnogogranna.,

в блоге сопровождения марафона «Благородна и восхитительна»

https://sites.google.com/site/veroatnononefakt/blagorodna-i-voshititelna 

Слайд №31

Критиковать себя  не всегда приятно, но мы считаем, что это сделать необходимо и весьма полезно для нас. Пусть наши минусы в организации проектной деятельности станут для Вас плюсами и помогут Вам в организации своих собственных телекоммуникационных инициатив. Анализируя телекоммуникационные проекты, которые стали победителями в других регионах России, мы заметили,

что каждый проект - победитель содержит стартовую презентацию или ссылку на мотивационные видеосюжеты, статьи, презентацию о проекте для родителей, какие-то материалы для педагогов, например, о том, как организовать участие в проекте в школе, чтобы деятельность учащихся в проекте вписывалась в урочную деятельность. Жаль, что мы этого не предусмотрели.

Стартовая презентация необходима для мотивации участия  и выявления стартовых знаний по теме и предпочтений учащихся.

Отсутствовал у нас буклет для учеников и родителей, в котором должна быть  краткая аннотация и план проведения проекта.

Мало нами было задействовано  программных средств и web-сервисов, которые необходимо использовать в процессе обучения математике для формирования аспектов ИКТ-компетентности (в соответствии с требованиями междисциплинарной программы «Развитие ИКТ-компетентности учащихся» ФГОС).

В Слайд №32  приведены программные средства  и веб-сервисы, в первом столбце, которые мы использовали в своей телекоммуникационной инициативе и во втором столбце, которые мы рекомендуем использовать.

Программные средства и web-сервисы

 Использовали

Рекомендуем использовать

Сервис FreeMind  для создания  интеллект-карт http://freemind.sourceforge.net/wiki/index.php/Main_Page   www.mindmeister.com

Программа blogspot.ru   - для создания блога

FL Studio   - программа для работы со звуком, для записи голосового сопровождения к презентациям, обработке звуковых файлов.

Программа blogspot.ru   - для создания блога

Сервис  mindmeister.com – для создания интеллект–карт

Сервис для создания стенгазеты в режиме онлайн http://www.wikiwall.ru 

В документах Google (Диск) приложение MindMap  для создания рисунков.

Movie Maker  - бесплатная программа для создания видеороликов, фильмов.

Социальная сеть Glogster.com  - для создания плакатов  

Pinnacle Studio  - программа для  создания видеороликов и фильмов.

Google - диск  для хранения и использования информации без дополнительных носителей информации.

Дневник.ру – школьная образовательная сеть для общения, обмена файлами для учеников, родителей и учителей.

E-mail  -  электронная почта -  для социального взаимодействия, обмена текстовыми и графическими сообщениями.

Skype - для общения, обмена файлами.

 

Несмотря на недостатки, считаем, что мы успешно  реализовали  телекоммуникационную инициативу. Наш телекоммуникационный марафон «Многолика и многогранна» в областном конкурсе «Радуга телекоммуникационных проектов» в номинации «Образовательный проект» - занял 2 место.

Педагоги, которые уже организовывали свои проекты, знают, что процесс организации проектной деятельности весьма трудоемкий. Подготовка материалов для проведения телекоммуникационной инициативы требует много времени. Учитель находится в постоянном поиске новых идей, новых знаний и технологий. Такой подход к организации работы способствует появлению у педагогов нового взгляда, новой позиции, рождает новые нестандартные идеи, как в организации проектной деятельности, так  и в организации учебно-воспитательного процесса.

Слайд №33.

Коллеги, благодарю за внимание и желаю всем успехов в организации проектной деятельности.

Информация и приложения к моему выступлению взяты с сайта:

 http://www.iteach.ru/  - проекты и конкурсы программы «Обучение для будущего»

Общие положения о телекоммуникационных инициативах.

1.Тип инициативы.

Телекоммуникационные инициативы - это совместная деятельность участников образовательного процесса(учащихся, педагогов, родителей),  организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет).

Основные типы телекоммуникационных инициатив:

  • олимпиада
  • конкурс
  • викторина
  • марафон
  • игра
  • проект

Тип инициативы определяется авторами инициативы на основании приведенной ниже условной классификации и должен быть обоснован в документах, представленных на экспертизу.  Если эксперт считает, что предложенная инициатива не соответствует заявленному типу, он пишет в рецензии рекомендацию по изменению типа или список замечаний по корректировке материалов для соответствия указанному типу.

Телекоммуникационная олимпиада (телекоммуникационный конкурс) – деятельность учащихся, организованная с целью контроля знаний и выявления талантливых детей на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий в сети Интернет. Может не предполагать взаимодействия участников друг с другом, носить индивидуальный или командный характер, что заранее оговаривается. Состоит из серии разноуровневых заданий по предмету (теме, серии предметов). Проверка деятельности осуществляется экспертной группой по  заранее разработанным критериям.

Телекоммуникационная викторина (марафон/игра) – деятельность учащихся, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий в сети Интернет с целью повышения мотивации обучения, интереса к теме,  повышения  уровня знаний по теме, основанная на соревновании. Состоит из серии занимательных, игровых заданий по предмету (теме, серии предметов, тем). Предполагает, как правило, командное участие и взаимодействие между участниками, хотя для данного типа это не является  обязательным. В телекоммуникационном марафоне выдерживается четкий маршрут продвижения-выполнения заданий и предполагается достижение некоего рубежа-результата.  

Прое́кт (в переводе с латинского projectus) — брошенный вперёд; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.

Учебный телекоммуникационный проект  — это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Основные направления телекоммуникационных проектов в соответствии с ФГОС:

  • исследовательское,
  • инженерное,
  • прикладное,
  • информационное,
  • социальное,
  • игровое,
  • творческое.

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

  • предусматриваются множественные, систематические, разовые либо длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и т. д. явлением, требующие для решения поставленной проблемы сбора данных в разных регионах;
  • предполагается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта или события, произошедшего или имевшего место в различных местностях, для выявления определённо тенденции или принятия решения, разработки предложений и пр.;
  • намечается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций способа действий, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого пути исследования проблемы;
  • предлагается совместная творческая разработка какой то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдение за погодными явлениями и т.п.) или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложения по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д.).

Телекоммуникационные  проекты должны также соответствовать требованиям продиктованных ФГОС (см. приложение 1).

2. Статус и уровень инициативы

Уровень инициативы определяется организацией ее заявляющей, уровнем той организации, которая будет впоследствии подписывать грамоты и сертификаты. Статус инициативы зависит от географии ее участников.

Для повышения уровня инициативы возможно привлечение социальных партнеров. При этом необходимо получить у партнеров на это согласие и привести документацию в соответствие с требованиями социального партнера.

Партнерство с БОУДПО «ИРООО» возможно при условии выбора тематики, актуальной для института (приложение 2) и соответствии материалов инициативы требованиям (приложения 3-6).

О статусе инициативы может сообщаться в дипломах и сертификатах участников, пишется, например, пишется «викторина <название>»

  • «с международным участием» (если есть участники из других стран),
  • «с российским участием» (если участники из нескольких регионов России),
  • «с межрегиональным участием» (если участники из 2-3 регионов России),
  • «с региональным участием» (если есть участники из других районов Омской области),
  • «с муниципальным участием» (если все участники из одного муниципального района),

при этом у инициативы может быть школьный уровень.

3.Требования к материалам, подаваемым на экспертизу.

Материалы инициативы подаются на экспертизу не позднее 1,5 месяцев до предполагаемого начала регистрации участников инициативы.

Для оценки экспертной комиссией качества материалов с целью размещения рекламы проекта на сайтах http://obr55.ru, http://irooo.ru, http://omsk.edu/ru необходимо представить следующий набор документов:

  • паспорт инициативы (приложение 4)
  • описание инициативы, оформленное в печатном и электронном виде по форме (приложение 5),
  • сайт инициативы, соответствующий требования приложения 6,
  • пакет материалов, который будет предложен участникам инициативы (в печатной или электронной формах).

Авторы телекоммуникационных инициатив, прошедших экспертизу предоставляют по ее окончании качественный отчет о проведенной инициативе в форме эссе, в котором необходимо отметить

  • статус и уровень инициативы,
  • количество и географию участников,
  • количество участников/команд, принявших участие во всех этапах инициативы,
  • предполагаемые причины отсевы участников и идеи по уменьшению количества выбывающих команд,
  • достигнута ли предполагаемая авторами цель,  если «да», то, что свидетельствует об этом, если «нет» или «частично», то, что нужно изменить, чтобы цель была достигнута.
  • изюминки инициативы,
  • проблемы, которые возникали и как их решали,
  • как взаимодействовали  друг с другом участники инициативы,
  • рефлексия участников (ссылка либо коротко),
  • общие выводы, ориентировка на будущее
  1. Критерии экспертной оценки телекоммуникационной инициативы

Критерии (приложение 7), по которым проводится оценка телекоммуникационных инициатив, направлены на разработку инициатив, отвечающих требованиям адекватности образовательным стандартам, эффективности представления учебного материала, эргономичности, а также отвечающих современным  требованиям к организации телекоммуникационного взаимодействия участников образовательного процесса.

В ходе оценки по каждому критерию начисляются баллы (0 – отсутствует, представлено недостаточно полно, 2- полностью соответствует требованиям).

При проведении телекоммуникационной инициативы могут быть использованы не только материалы, разработанные авторами самостоятельно, но и заимствованные из различных источников, но при использовании «чужих» материалов, авторы должны соблюдать Закон РФ «О защите авторских и смежных прав», что должно быть отражено на старицах сайта поддержки инициативы и в паспорте инициативы. Экспертная группа не несет ответственности в случае возникновения проблемных ситуаций, возникающих у автора проекта с участниками или сторонними наблюдателями в случае не соблюдения авторами заявленного регламента инициативы, изменения материалов инициативы и несоблюдения авторских           прав.

Приложение 1

Требования к телекоммуникационным проектам

Как проект отличить от конкурса?

  • Цели четко определены, измеряемы  и достижимы
  • Задачи проекта реальные, измеряемые и их решение ведет к достижению цели проекта
  • Каждая из задач проекта решаются хотя бы на одном из этапов проекта
  • Этапы проекта последовательно ведут к достижению цели
  • Для каждого этапа прописана цель, ради которой этап создан или задача, которую он решает

Изменение возможностей сети Интернет влекут изменение требований к проектам

  • Минимум электронной почты – максимум самостоятельной работы участников
  • Минимум конкурсов – максимум проектов, организующих коллективную деятельность участников над общей проблемой.
  • Меняем формы представления результата: «нет» - презентациям и буклетам, «да» - социальным сервисам.
  • Организуем обратную связь и взаимодействие участников проекта.
  • Помним о самооценке и взаимооценке, о качественных критериях оценки.
  • Организуем коллективную деятельность (коллективное исследование – это не много презентаций на одну тему, это коллективный сбор статистики и совместный анализ этой статистики, и выводы, сделанные сообществом)

В проекте, необходимо организовывать интерактивное обучение

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать.

Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

  •   пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
  •   совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
  •   согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
  •   совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Что должен содержать проект, чтобы соответствовать ФГОС:

  • планируемые результаты;
  • методы оценки;
  • инструменты оценки
  • участие обучаемых в формирование и планировании проекта (если есть)и обязательно отмечать это.

Что должен содержать проект, чтобы соответствовать требованиям программы «Обучение для будущего»:

  • стартовую презентацию для мотивации участия и выявления стартовых знаний по теме и предпочтений учащихся;
  • буклет для родителей;
  • формирующее оценивание (план оценивания, содержащий методы и формы оценки на разных стадиях/этапах проекта);
  • направляющие вопросы
  • план проведения проекта
  • Самоанализ авторов проекта по его завершении.

Приложение 4

Паспорт инициативы

  1. Название телекоммуникационный инициативы.
  2. Сроки проведения телекоммуникационной инициативы.
  3. Тип телекоммуникационной инициативы
  4. Обоснование выбора типа (почему вы считаете, что ваша инициатива относится к указанному вами типу).
  5. Предполагаемый статус телекоммуникационной инициативы, как и где планируется анонсировать инициативу
  6. Уровень телекоммуникационной инициативы
  1. Полное название организации, заявляющий проект
  2. Социальные партнеры (если есть, название организации, уровень участия)
  3. Спонсоры (если есть, название организации, уровень участия)
  1. Автор (авторы) телекоммуникационной инициативы  (ФИО, должность, место работы, муниципальный район).
  2. Координатор телекоммуникационной инициативы (ФИО, должность, место работы, муниципальный район).
  3. Цель проведения инициативы и ее значимость для области.
  4. Задачи для реализации цели инициативы.
  5. Ссылка на сайт поддержки инициативы.
  6. Категории участников (учащиеся, педагоги, родители и т.п.), возраст участников-учащихся
  7. Соблюдение авторских и смежных прав (сообщается о наличие в материалах, предлагаемых участникам, материалов заимствованных у других авторов) .
  8. Список прилагаемых материалов (и/или ссылки на материалы инициативы, размещенные в сети Интернет)

Этапы инициативы,  название, сроки

Задачи  этапа (как они связаны с основной целью, т.е. зачем этот этап нужен в рамках проекта,  почему он способствует достижению цели и т.п.).

Содержание этапа (описание деятельности участников, какие возможности сети Интернет использовались, почему именно они были здесь эффективны и т.п.)

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные..)

Методы и инструменты оценки  (критерии оценки авторов, взаимооценка…)

Формы взаимодействия участ-ников на этапе

Итоговый продукт этапа

Приложение 5

Описание телекоммуникационной инициативы

Название организации(ий), заявляющих инициативу

приглашает(ют) принять участие в

<тип и уровень инициативы>

«Название инициативы»

Авторы проекта (конкурса/викторины и т.п):

Координатор проекта (конкурса/викторины и т.п):

Участники проекта(конкурса/викторины и т.п) :

Предметы 

Сроки проведения:

Аннотация для ученика: (Кратко и ярко о проекте, для мотивации участия)

Основная цель проекта (конкурса/викторины и т.п) для учащегося:

Итоговый продукт проекта (конкурса/викторины и т.п) :

Сайт проекта (конкурса/викторины и т.п):

Этапы проекта (конкурса/викторины и т.п).

Регистрация – сроки.

Деятельность (кратко)\

Итоговый продукт

Как происходит взаимодействие участников (в том числе и авторами проекта)

Что и как оценивается

1  этап. Название – сроки.

Цель этапа:

Деятельность (кратко)\

Итоговый продукт

Как происходит взаимодействие участников (в том числе и авторами проекта)

Что и как оценивается

….

N-ый  этап. Название – сроки.

Цель этапа:

Деятельность (кратко)\

Итоговый продукт

Как происходит взаимодействие участников (в том числе и авторами проекта)

Что и как оценивается

В каком виде и где будут представлены итоги проекта(конкурса/викторины и т.п)

Контактная информация (почтовый адрес, телефон с кодом города, э/почта, скайп, др.).

Обязательное приложение к проекту

Аннотация для учителя: (Написать кратко, что даст проект учителю)

Цель автора

Цепочка взаимосвязанных мотивирующих вопросов

Мотивирующие вопросы

Когда и как появляется в проекте

Как участники ищут ответ на этот вопрос

На каком этапе организовано итоговое обсуждение этого вопроса

Основополагающий вопрос

Проблемные вопросы

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Участники проекта научатся

Участники проекта получат возможность научиться

На каком этапе проверяется,  достигаются ли они

Методы оценки

Форма оценки

Личностные

Метапредметные

Предметные

План оценивания в проекте

Стратегии

Перед началом проекта

В ходе работы в проекте

По завершении проекта

Стратегия для определения потребностей учеников

Стратегия развития самостоятельности и взаимодействия

Стратегия наблюдения за процессом

Стратегия развития понимания и поддержки метапознания

Стратегии, доказывающие понимание и умения

Приложение 6

Требования к сайту телекоммуникационного проекта

(этих требований желательно придерживаться и при создании сайтов других телекоммуникационных инициатив)

  1. Требования к структуре
  1. Четкая структура.
  2. Этапы размещены в порядке возрастания.
  3. Если для одного этапа предусмотрено несколько станиц, четко видна принадлежность этих страниц к этапу.
  4. Отдельная страница для описания
  5. Таблица «Планируемые результаты»-«Оценивание» может быть вынесена на отдельный лист.
  6. Отдельная страница для начала взаимодействия с участниками проекта (аннотация для учащихся из описания может быть скелетом этой страницы, здесь же можно дать ссылку/или прикрепить стартовую презентацию для учащихся, ссылки на мотивационные видеосюжеты, статьи, презентацию о проекте для родителей, какие-то материалы для педагогов, например, о том, как организовать участие в проекте в школе, чтобы деятельность учащихся в проекте вписывалась в урочную деятельность).
  7. Регистрационная страница (например, форма регистрации + таблица участников)
  8. Страницы этапов должны содержать
  1. мотивационный текст для учащихся,
  2. цель этапа,
  3. то, как эта цель поможет в достижении основной цели проекта,
  4. обучающие материалы,
  5. подробное однозначное описание деятельности,
  6. описание того, как деятельность будет оцениваться (взаимооценка, самооценка, оценка экспертами по критериям),
  7.  предложены критерии и формы для оценивания,
  8. результаты (в том числе обсуждения  мотивационных вопросов),
  9. описано, как будет организовано взаимодействие участников друг с другом и зачем нужно на данном этапе взаимодействие.
  1. Отдельная страница (либо раздел на странице каждого этапа) с методическими материалами для педагогов (как организовать работу учащихся в проекте, на что обратить внимание, чтобы работа в проекте была эффективной, как привлечь к работе родителей и администрацию, полезные ссылки, и т.п.).
  2. Страницы, на которых отражается деятельность участников проекта (это может быть ссылка на документ коллективного доступа со страницы этапа или отдельная страница для организации коллективной деятельности на сайте проекта)
  1. Требования к организации взаимодействия
  1. Наличие страницы об авторах с указанием контактной информации
  2. наличие страницы типа ЧАВО (часто задаваемые вопросы), где авторы сами размещают ответы на проблемные вопросы и участники могут свои вопросы задавать (это может быть как одна, так и две разные страницы)
  3. наличие страницы с объявлениями нужными по ходу проекта (о начале, завершении этапа, начале взаимопроверки, разбиении на группы и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы проектной деятельности школьника (из опыта работы)

Данный материал описывает некоторые вопросы построения курса "Основы проектной деятельности" в школе....

Организация проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя ОБЖ).

Реализация проектной деятельности учащихся на уроках ОБЖ....

Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...

МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИЗО)

Метод учебного проекта в робразовательном процессе: традиции и новаци в организации проектной деятельности обучащихся...

Проектная деятельность учителя. Из опыта работы

Материал для педагогов, созданный как обобщение теоретических и практических материалов на уроках русского языка и литературы...

Проектная деятельность учителя. Из опыта работы

Из опыта работы по созданию проектов на уроках русского языка и литературы...